|
|||||||||
|
ДОРОГИ И ПОЛИГОНЫ ИСПЫТАНИЙ ХАРЬКОВСКИХ ТАНКОВ
© В.К. Степаненко, инженер-исследователь ходовых
систем, пенсионер
Статья отредактирована и представлена к.т.н.,
доцентом НТУ «ХПИ» © В.Л. Чернышевым.
Специально для сайта БТВТ - http://btvt.info/
Краткая
биография автора очерка
Степаненко Владимир Кириллович. Родился в семье
кадрового военного, в городе Мичуринск Тамбовской области, 8 июля
Я не коллекционировал фото танковых трасс, они у
меня при оформлении отчётов для
наглядности и убедительности. В начале своей трудовой деятельности при
подписании какого-либо технического
документа о завершении исследовательского этапа испытаний мой начальник В.В. Браткевич произнёс
дословно такую фразу: «Написано хорошо, но для вескости, наглядности и
яркости в документ необходимо вставлять эскизы, чертежи и
фотографии».
Рис. 1. Вячеслав Викторович Браткевич
В дальнейшей работе неукоснительно следовал этому
правилу и снимал объекты в разных
ракурсах и отпечатки делал с запасом.
Теперь я сожалею, что не смог убедить своё руководство о съёмках танковых
трасс по барханам и такырам в Келяте (Турк ВО), бетонки на Кубинке, лесных дорог в Мулино или болотистые трассы под Наро-Фоминском.
Тогда бы картина испытаний бронетехники Харьковского завода им. Малышева (ХЗТМ) была более яркой и привлекательной.
В 60-е годы заводские инженеры-исследователи танков
«не баловались» какими-то специфическими искусственными прибамбасами для испытаний и доводки бронетехники.
В основном пользовались естественными дорогами и неровностями на них. Ведь
именно на них впоследствии придется эксплуатировать технику и воевать. Провели испытания в натурных условиях и возвращались своим
ходом на завод для оценки результатов проверок. По этому, сдаточный участок сборочного цеха 130 ХЗТМ и участок полигонных испытаний опытного
цеха 190 (УПИ-190) отдела 60-М
(танковое КБ) в
В конце
Все эти преобразования привели к дооборудованию полигонов и
изменению их инфраструктуры, повысилось качество испытаний и условия жизни
обслуживающего персонала. Это соответственно ускорило процесс доводки танка
Т-64 и его модификаций.
ЗАВОДСКОЙ
УЧАСТОК ПОЛИГОННЫХ ИСПЫТАНИЙ (УПИ-130)
Первые опытные образцы Т-64, да и не многочисленные
серийные последующие, проходили обкатку в основном на заводской трассе, которая начиналась от
ворот сборочных цехов 130 и 190, проходила по заводским дорогам и выходила к
воротам за корпусом 640 (сейчас там автобаза). Танк за воротами сходу
преодолевал невысыхающее в любой сезон
болото. Затем поворачивал влево и двигался рядом с
1000 корпусом, потом пересекал два раза городские дороги (теперь это улицы 50
лет СССР и Героев Сталинграда), у посёлка Федорцы поворачивал влево, преодолевал овраг с ручьём и, здравствуй заводская трасса,
протяжённостью до
Неприятности появились, когда началась застройка
микрорайона города у трассы, а завод нарастил
выпуск танков и тягачей. В летнее время пыль накрывала близлежащие дома, а шум и лязг машин нарушал покой жителей. В
горсовет посыпались жалобы. Директор Соич О.В.
поступил, как всегда, по-государственному, не
экономя, говоря по-народному «на спичках».
Он развернул масштабную перестройку полигоно-сдаточных испытаний заводской техники военного
назначения. Была закуплена партия плечевых тягачей МАЗ-535 с
прицепами (трейлер) для перевозки тяжёлой техники. В заводе и возле поселка Федорцы установлены погрузо-разгрузочные эстакады.
В овраге у посёлка перекинут бетонный переезд ручья. Трасса была до оборудована мерными участками для
проверки разгонно-тормозных показателей и экспозициями для приборов
наблюдения и прицеливания. Для выравнивания аварийных участков трассы стоял дежурный
бульдозер. Укреплён тир-улавливатель для проверки пулемёта и пушки и самое ценное – построен бокс со смотровыми ямами для
бронетехники, тельфером и комнатой отдыха для экипажей.
УЧАСТОК ПОЛИГОННЫХ
ИСПЫТАНИЙ ХКБМ (УПИ-190 )
Всесторонние и более длительные испытания опытных и
гарантийных танков проводились на УПИ-190. История его появления такова. В
В их создании и испытаниях принимал участие М.С.
Озерский, Г.И. Калиссо, В.В. Браткевич,
С.Д. Иващенко, М.Ф. Маляров, М.В. Бабкин и др. В дальнейшем на этот удалённый
и малолюдный участок, прижатого к излучине Сиверского. Донца шоссе и двумя
воинскими стрельбищами, переместили испытание опытного танка Т-64. Что
представляло УПИ-190 всередине 60-х г. 20 столетия. Это важно для временного сравнения роста его оснащённости и
возможность вернуть из небытия людей,
принимавших в этом самое активнейшее участие.
Осенним
утром
Рис.2. Расположение УПИ-190 и трассы испытаний на
территории Чугуевского учебного центра
Огороженная территория овальной формы несколько
вытянутая с севера на юг. В северной части участка в заборе из колючей проволоки - ворота для выезда танков и тягачей. Метрах 100 от ворот две смотровые ямы, подстанция для
подзарядки АКБ, сварочный агрегат, стеллаж с бочками масел. Слева, в леске,
ворота для автомобиилей и вагончик охраны. Почти в
центре - небольшая площадка. Слева, на небольшом возвышении, деревянное
строение барачного типа, в котором размещались трамвайчиком камбуз, столовая
и красный уголок. С наплывом испытателей уголок трансформировался в спальню с двуэтажными койками. Впереди, у двери в столовую,
водопроводная ручная колонка, сзади
угольно-дровяной склад, ниже – погреб.
Ещё ниже – «удобство во дворе». Справа – два
вагончика: один – штаб, второй – жилой. Позади их так называемая «мазанка»
(до сих пор стоит), в то время обитель испытателей «аборигенов и
авторитетов». У подножия возвышенности
две «халабуды»: одна – электроподстанция,
вторая - склад инструмента и запчастей. Сбоку справа - погреб боезапаса.
Оканчивался участок открытой песчаной площадкой, которую ходовики оккупировали для проверки танка на устойчивость гусениц в обводе.
Далее колючая проволока. И ещё к теме УПИ-190. Войсковая часть выделила на
своём стрельбище участок для установки вышки, мишеней и сектора стрельбы
танков ХКБМ и завода.
Распорядок дня был установлен на УПИ-190 нашими
предшественниками армейский: 6 ч. – подъем, туалет, подготовка к работе - одевание робы. В 7, 12 и 19 ч.-
соответственно, завтрак, обед и ужин. Для перерыва на трапезу или экстренный
сбор на площадке подавался звуковой сигнал. Возле столовой, со стороны камбуза, висел
ж/д вагонный буфер с железным прутом.
Рабочие смены: 1-я 8-16 ч, 2-я 16-24 ч и при экстренных случаях – 3-я с 00
до 7 ч утра. В понедельник в 7-00 ч. от цеха 190 на УПИ-190 отправлялась переоборудованная для переброски работников ТРМ-ка. В пятницу в 16-00 ч с площадки от столовой этот
автомобиль доставлял командированных обратно в Харьков. При
экстренной необходимости пешком – час
лесной прогулки по воздуху, насыщенном
сосновым настоем, и вы в Чугуеве. На автобус до Харькова или обратно –
из Харькова автобусом до Чугуева, и далее пешком до УПИ. В те времена
телефонная связь с заводом
отсутствовала. Помниться момент, когда
начальство по необходимости ездило в в/ч телефонить. Медсанчасти тоже не было, и при
скоплении командированных закрывали цеховую медсанчасть и отправляли
медсестру на УПИ- 190. Для помывки - умывальники: летом - на улице, а зимой -
в помещении. Мне этот факт напоминает анекдот, рассказанный А.А. Мирошниченко: (в 80-е годы - главный
экономист ХКБМ) по какому-то близкому
случаю: «Приехали журналисты в колхоз взять интервью у председателя. На все
вопросы он ответил благополучно, только один вызвал затруднение. Вопрос был
такой:
- А где вы купаетесь?
- В пруду.
- А зимой?
- А что той зимы?
Из культурных развлечений - шахматы, конечно домино
и старые газеты. Где-то в 1966-
В один прекрасный момент гл. инженер КБ Зеест попытался однажды отобрать командировочные, чем
чуть не вызвал забастовку. Свое решение он трактовал тем, что по шоссе до г.
Чугуева менее
Теперь я перечислю, как выглядит УПИ-190 в настоящий
момент. Территория, огороженная проволокой, осталось практически тех же
размеров. В северной части - танковые ворота, неподалёку автомобильные, рядом
калитка для прохода людей и сторожка для
охранника. В
С правой стороны возвышается водонапорная башня.
Рядом «мазанка», в ней живёт охрана. За ними топливозаправочная и эстакада для мойки техники перед
отправкой в цех и погрузки на трейлер. От центральной площадки в южном
направлении ответвляется асфальтная пешеходная дорожка, которая через
Оплата суточных до распада СССР оставалась 2 р 60 коп. По решению МОП
комбинезоны заменили танковыми костюмами, а зимой выдавали меховые брюки и
куртку вместо ватных. В особых случаях, при
испытаниях в Сибири или на
Севере, вместо валенок выдавали унты
или меховые сапоги. Кстати, была предпринята попытка уменьшить стаж работы выхода на пенсию водителей и
исследователей. Как видите всё цивилизованно и технически, на тот момент,
на современном уровне. Далее, я постараюсь, с привязкой по годам,
показать структуру ХКБМ, ее изменения и ее влияние на развитие УПИ-190.
Начальников отделов ХКБМ я буду отмечать в тексте.
Так же в текст будут введены самые значительные, знаковые и специфические
испытания, повлиявшие на развитие танкостроения в СССР. По возможности, опишу танковые трассы этих испытаний и те,
в которых я участвовал.
ХКБМ в 1965-
Начальник и Главный
конструктор - Морозов Александр Александрович.
Главный инженер – Зеест Игорь Васильвич.
Зам. Главного конструктора
по опытным работам – Браткевич Вячеслав Викторович.
Председатель профсоюза – Винюков Дмитрий Михайлович.
Начальник опытной базы –
Бабкин Марк Васильевич.
Начальник отдела по
испытаниям - Супрун Иван Григорьевич.
Начальник УПИ-190 –
Абрикосов Николай Александрович, Шнырёв Борис
Николаевич.
Я думаю, что у
Морозова планы о развитии УПИ -190 были, но не первоочередные. Да и не
«царское» это дело... Есть «челядь» пониже, но свою
порцию порицания от вновь испечённого
Министра обороной промышленности С.А. Зверева – Главный получил за дефекты
Т-64, грязь в цехе, необустроенность быта, в том
числе и на полигонах. «Сарафанное радио» до исследователей донесло, что в
связи с расширением объёма испытаний по доводке танка Т-64 на УПИ-190 для персонала в целях ускоренной постройки будут закуплены быстро
возводимые 10 щитовых финских домов. Директор завода О.В. Соич собрал нас, молодых специалистов, в конференц-зале и попросил не уходить с
завода, т.к. он построит для нас в
Первые 4 дома на УПИ -190 были возведены в период
конца 1965 и
В процессе доводочных испытаний Т-64 и его
модификаций, перед пробегом командиру на руки выдавали путевое задание, в
котором указывалось: тема испытаний, маршрут движения, объём пробега по
грунтам, наблюдение и время фиксации величин параметров электроприборов.
Протокол испытаний заполнялся после пробега неукоснительно, волынщики
наказывались.
Какие же трассы использовались на УПИ-190 при
доводке Т-64 в тот период
Трасса №1 - это песчаная танковая дорога вокруг лесного массива, в котором располагается
база УПИ-190 (рис. 2). Протяженность её составляла около
Рис. 3. Трасса № 1.
Трасса № 2. Эта трасса располагалась по просёлочным
дорогам возле сельхозполей посёлка Коробочкино.
Летом и глубокой зимой это были скоростные трассы, позволявшие разгонять танк
Т-64 до максимальной скорости - 65 км/час и средняя скорость движения
поднималось до 40-45 км/час. Были и неудобные изъяны трассы. В
весенне-осеннюю распутицу скорость танка падала до 20 км/час и была опасность
поломки узла или посадка на днище.
Рис. 4. Косогор трассы № 2.
В те времена связь по рации по режимным условиям
была запрещена и в аварийных ситуациях добираться до УПИ нужно было пешком и
часто в круговую. Проезд секретного танка через два
военных стрельбища согласовывался руководством УПИ и военным начальством и
нестыковки в режимах работы приводили к случайным обстрелам танка. Слава
богу, обходилось без жертв. В 70-е годы, когда Т-64 и ее модификации начали
выпускаться серийно, режимность снизила свои требования и нам разрешили
приближаться и переезжать шоссе. Испытания танков перенесли на грунтовые
чернозёмные дороги возле села Малиновка (трасса №3).
Рис. 5. Скоростной участок трассы №2 в зимний
период
Однако, и эта трасса имела свои минусы. Во-первых: приходилось пересекать не оборудованную танковым переездом довольно оживлённое
автомобильное шоссе Харьков-Изюм. Во-вторых, под Малиновкой протекал ручей,
который заболотил довольно большую территорию, в том числе и танковый проезд
на Малиновскую трассу. При прохождении этого обширного грязевого болота танк
Т-64, как катер на реке, «плавал» по полки в месиве.
Рис. 6. Переезд на трассу №3. Рис. 7. Т-64Б на
заболоченном участке трассы №3
Рис 8. Трасса №3
Для специспытаний в
основном пользовались естественными препятствиями или создавали их.
Устойчивость гусениц в обводе проверяли на полянах с рыхлым песком, которых
рядом предостаточно рис. 8, теплонапряжённость ГА
оценивалась на участке с неровностями случайного характера в районе
локаторов, рядом с УПИ-190, где ранее располагалась воинская танковая часть. Проходимость танка проверялась на заболоченном участке, а подъёмы и
косогоры имелись в оврагах, для
проверки управляемости танка ставили на ровном участке «змейкой» вешки. Для разгонных и тормозных
характеристик в районе Малиновки или Коробочкино (рис.8) находили ровные и
твёрдые мерные участки. Для проверки утыкания гребней и сброса гусениц - к стальной плите приварили сегменты h = 100...500мм.
Рис. 9. Участок с рыхлым песком и испытания Т-80 УД
на нем
В этот период прошло ощутимое количество испытаний
Т-64: заводские, межведомственные и войсковые.
Приведу, как мне кажется, показательные с точки зрения эксплуатационной
характеристики танка наиболее запомнившиеся за эти годы:
1.
Осенью
Из полигонного быта того времени вспоминается
следующие жизненные курьёзы. Зима 1967-
Всё равно мёрзли. При большом морозе делали
несколько кругов по трассе №1; возвращались, ставили танк на яму, возле
которой для обогрева горел «огонь вечной славы испытателям» - небольшая бочка
с маслом или дизтопливом. Слесари-аборигены УПИ-190: Алексей Панков, Василий
Григорьевич Горяинов и Володя Ермола рядом в
молодом ельнике замаскировали «алтарь для народа» и «причащали» замёрзших
водителей, своих любимцев: Петра Яковлевича Олеха,
Митю Колпакова, Ивана Анисимовича Ящука, Алексея Козорезова и Мишу Ткаченко. Иногда и нас
«салажат» приглашали отведать. Всё обходилось благополучно, без эксцессов и
разборок. Так создавалось истинное братство испытателей и выполнялся план пробегов в тяжелых климатических условиях.
2.
В феврале
3. Меня поражает замалчивание оппонентов и противников Т-64 о высокой проходимости танка,
значительно превышающую Т-72, Т-80, Т-84 и другие. Моё мнение:
проходимость Т-64 выше аналогичных показателей танков «Леопард», «Абрамс» в том числе и китайских. Для наглядности я решил
собрать воедино все имеющиеся у меня факты:
Факт 1. А.А. Морозова за
гениальную конструкцию гусеницы (мелкозвечатую,
трак с параллельным РМШ и 2 звеньями, соединяются в гусеницу скобами,
гребнями и болтами) «клевали» и свои и чужие (само собой разумеется, за
ходовую и за танк в целом). Чтобы успокоить «волны» он решает: «07.02.66 г. Харьков ХЗТМ. Продолжение совещания...1. Главное сейчас-ходовая часть. 2. Разработать резервные варианты. ... 22.02.68
г. Совещание у директора. ...
5. Форсирование внедрение омской гусеницы.
Пояснение
к омской опытной гусенице – изготовлена аналогично
гусенице Т-62 и Т-72: траки литые (у штатной – звенья, скобы, гребни и
башмаки штампованные), гребень адаптирован под маленький ОК (опорный каток)
Т-64, РМШ последовательного типа, соединение траков – шестигранным пальцем с
двумя гайками.
Испытания Т-64 с опытной гусеницей на проходимость
по снежной целине в
Факт 2. В ноябре
Факт 3. В Советские времена
115-й БТРЗ капиталил Т-64А/Б, Т-72 и Т-80. Дорога от БТРЗ до тактического поля ХгВВТКУ проходила по просеке шириной
Факт 4. В
Факт 5. В
Факт 6. При контрольных
испытаниях на УПИ-190 в
4.
В
В состав комиссии по испытанию Т-64А вошли
представители ХКБМ, ВНИИТрасмаш, МОП и заказчик.
Экипажи: один заводской, второй - ХКБМ и третий - ВНИИТрнсмаш.
Соревнования между экипажами начались в апреле и окончились в июне 1970. Первые 300 часов вёл Т-64А экипаж ХКБМ: механик-водитель А. Посухов и я. Но приза не было, т.к. «наломали дров»
предостаточно. Дефектов было много по гусеницам, системам двигателя и
трансмиссии. В связи с такими показателями было принято решение оставить в Кароязах два танка и испытывать на них узлы с
доработками. За два года эксплуатации этих танков было проверено масса
мероприятий, а основное - гусеница начала обеспечивать гарантийный пробег –
5.
Во второй половине
Моё резюме по периоду 1965-76 гг. и по
УПИ-190
Борьба с внешним и внутренним оппонентами и, что
скрывать, врагами за танк Т-64 и его доработку отвлекала много энергии и
средств у теряющего силы Главного конструктора А.А. Морозова, но он не сдавался. До конца своей жизни отстаивал
идеологию Т-64 , не сдал ни одной позиции. Преемник получил в наследство не
только готовый к последующей модернизации танк, но и перспективу дальнейшего
танкостроения, а также готовую инфраструктуру под неё; я имею ввиду опытную базу. Единственно до чего не доходили у
Главного, как говорят руки, и не хватало финансов - это УПИ-190. Думаю, что
это он предложил министру Звереву
строить на УПИ, полюбившиеся ему при посещении Одессы в 50-х годах, щитовые
финские домики для полигона. От нас
испытателей ему спасибо и низкий поклон.
ХКБМ им. А.А.
МОРОЗОВА 1976-
Начальник и Главный
Конструктор КБ – Шомин Николай Александрович.
Главный инженер - Царёв
Владимир Васильевич.
Зам Главного Конструктора
по опытным работам -Бершов Александр Викторович.
Председатель профсоюза – Носаль Анатолий Васильевич, с
Начальник опытной базы- Шестак Дмитрий Андреевич.
Начальник УПИ-190 -
Иващенко Семён Дорофеевич, Панченко Евгений
Григорьевич, Меньшиков Валерий Иванович
Свой след в развитии в развитии инфраструктуры УПИ
С.Д. Ивашенко оставил постройкой дощатого бокса над большой смотровой ямой. Это было здание
Настоящий ренессанс развития инфраструктуры
полигона пришлось на его руководство Е.Г. Панченко. Этот отставной полковник,
служивший в зампотехом Чугуевской танковой дивизией, был настоящим инициативным хозяином. Без крика и шума,
по-армейски, навёл дисциплину на УПИ. Перед его приходом в политической жизни СССР, МОП, танкостроении и КБ прошла смена
руководства. Я постараюсь коротко напомнить об этом, чтобы было понятно,
откуда пришло финансирование (по моей думке) на обустройство полигона,
которого так ранее недоставало.
Первое.
В период 1965-
Второе.
В
Рис. 10 Начальник ХКБМ Шомин Н.А. и Главный инженер ХКБМ Бершов А.В.
Николай Александрович Шомин занял кресло начальника КБ по праву преемственности, так как он с
Третье. Ведущее в СССР танковое КБ и завод им
Малышева политики из Питера возжелали превратить в филиал ЛКЗ (Ленинградский
Кировский завод). Попытка не удалась. Как это проходило я постараюсь
коротко обрисовать в своём понимании.
После принятия на вооружение СА танка Т-64 Постановлением Правительства
№802-266 от 12 августа
Нижний Тагил, имея поддержку в Министерстве обороны
и негласную Министра Гречко, члена ЦК партии, переоснастил Т-64 своей
ходовой, АЗ пушки и МТО с дизелем В-45, которые отработали на Т-62.
Постановление о серийном производстве Т-72 было оформлено в августе
Кировский завод в
Теперь оцените: сколько А.А. Морозов затратил
времени до принятия на вооружение СА в
Так в богато-нищем СССР появилось три танка на
одной концептуальной базе, но возник вопрос: каким танком лучше вооружать Армию. В глубинах
военно-политической элиты возникла гениальная идея: провести сравнительные
испытания трёх однотипных танков Т-64, Т-72 и Т-80 в различных дорожных и
климатических условиях. С
Приказом Министра оборонной промышленности от 28 11
На всю эту перестройку были выделены немалые
средства, в том числе и для ХКБМ. Часть этих средств была направлена на
реконструкцию УПИ-190. До
Дальнейшее обустройство полигона продолжил Е.Г.
Панченко. Я перечислю, что сделано за период его руководства: облицевали все
жилые помещения кирпичом; перестроили в домиках большую
комнату на две более уютные 3-х
коечные, пристроили к столовому
комплексу помещение для красного уголка с отдельным входом, а бывший красный
уголок стал столовой, пробили скважину
для воды на глубину более
К великой радости противников
турбины, дело с изготовлением нового ГТД на
Главными событиями того периода в танкостроении
было приковано, конечно, к сравнительным испытаниям однотипных основных боевых
танков, стоящих на вооружении СА: Т-64, Т-72 и Т-80. В народе они назывались
кодовым названием «бега» «звездные»
(Тагил) или «тараканьи» (Харьков). Думаю, нынешний Министр обороны России С.К. Шойгу много почерпнул из них для организации мирового шоу под названием
«Танковый биатлон», т.к. те «бега» были практически сродни современным - с
заранее известным результатом. Начиная с
Давайте посмотрим, сколько стадий проверок и
испытаний проходит деталь, узел, машина до ввода в серию. Первое,
конструкторская проработка, выпуск рабочих чертежей, при необходимости
математический расчёт. Затем, составление
техпроцесса и изготовление. Следующее – лабораторные и стендовые испытания не
менее 3-х образцов. При необходимости выполняются специспытания опять же трёх образцов. Затем эксплуатационные проверки. С устранением
замечаний повторные эксплуатационные испытания. Если это механизм или машина
могут проводиться межведомственные испытания. После ввода в серию проводятся
сдаточные испытания заказчику и далее,
войсковая эксплуатация танка под
наблюдением представителей изготовителя. Зачем я привёл эту производственную
цепочку? Чтобы читатель понял, что эти «бега» лишние для танков на одной базе и чиновники их
придумали, как говорят в народе, «для отмазки», показали, что недаром едят «хлеб с маслом». Они
же допустили ЛЯП, подписав документы о серийном производство однотипных танков Т-72 и Т-80. В своей книге Н.К. Рязанцев
назвал их аферистами и пофамильно перечислил.
Когда меня уже допекло выражение «ваш танк с
Морозовской ходовой на Западе не поймут», добавив синонимы «танк на курьих
ножках» и «танк на тарелочках» взял,
просмотрел и изучил в
В любом сложном механизме есть масса недостатков, а
при выборе из равных выступают несколько основных критериев оценки: простота
в обслуживании, дешевизна в производстве и эксплуатации, надежность и
долговечность, масса. С этим у харьковского Т-64, в том числе и ходовой, - полный ажур.
В проработанных отчётах совместных испытаний
комиссия в выводах первым пунктом везде подтвердила, что все танки Т-64, Т-72
и Т-80 обеспечили удовлетворительную надёжность, маневренность и проходимость их при решении сложных задач,
приближённых к боевым. То есть, получается, все
танки решают боевую задачу. Я не буду вдаваться в остальные выводы, время
частично стёрло их, но в 1976-
Развенчивание несостоятельности этих утверждений
проявилось испытаниями модели танка 476 (двигатель 6ТД-1 на
В
Про танк Т-80УД не хочется и вспоминать. Этот
гибрид танка Т-64БВ и Т-80У вобрал в моторно-трансмиссионном и боевом отделе всё лучшее, но
установленные на не профессионально выполненную не
эффективную ходовую. У неё КПД ещё
ниже, чем на Т-72 (самые высокие
потери из трёх танков). К тому ж из
3-х типов самая трудоёмкая в изготовлении и эксплуатации, самая
массивная и самая дорогая. Да ещё и
эксплуатационные издержки больше всех. Думается, Шомин осознал,
что Зам. Министра МОП Котин и член ревизионной
комиссии ЦК КПСС Попов, главные
идеологи танка с турбиной, отправят его на отдых досрочно без премий и наград, если он будет
открыто упорствовать против внедрения в производство на ХЗТМ танка
Т-80. Вместе с Главным двигателистом ЗТМ Рязанцевым они затеяли вяло текущий
саботаж с постановкой на производство турбин и он
удался, но с потерями. Мы потеряли для танка эффективную и перспективную
ходовую часть.
На российский танк Т-14 «Армата», тагильчане поставили аналог
питерской ходовой, т.к. они знали, что
их ходовая себя исчерпала. Уверен, у «Арматы», оборудованной ходовой Т-80, впереди еще куча проблем.
Возникает чисто профессиональный интерес: как они их будут решать…
Совместные испытания зимой в
1985-
Рис 11. Сброс гусеницы Т-80 УД под
днище
При эксплуатации в объёме
И самое неприятное по этой ходовой было написано в
выводах отчёта: «При эксплуатации 31 танка Т-80УД в МВО в 1987-
В начале 80-х годов на УПИ-190 начались испытания
двух ходовых макетов по отработке в эксплуатационных условиях механических
механизмов и узлов для танка нового поколения «Боксер». Я был занят другой
тематикой и привлекался к этой работе только один раз, когда от механиков-водителей поступило замечание, что один макет ходит
«как утюг». Причину нашёл и устранил. В начале
В памяти моей зафиксировалось несколько новшеств.
Первое – съёмный массивный модуль защиты носа. Затем –
Электронную начинку опытного танка и о своём
неоценённом вкладе осветил Ю.М. Апухтин в
электронном труде «Последний рывок советских танкостроителей». Так
как для меня эта область «терра инкогнито» –
отсылаю читателей просветиться в этом опусе.
Для изучения процессов в опытном танке были отпущены средства для
приобретения и освоения новейших
приборов телеметрии, используемых в космосе. В связи с этим, в 1986-
Эту любопытную житейскую коллизию я не могу предать
забвению, т.к. в дальнейшей жизни полигона она весьма пригодилась. В 1984-85 гг. по Постановлению Совмина в стране развернулась
компания по шефской помощи больших предприятий маленьким и, пока я «закалял» своё здоровье Сибирской зимой 1985-86 гг. в г. Юрге при испытании опытного танка
478Б заведующая аптеки №37, моя супруга Л.К. Степаненко, зная, что я работаю
в ХКБМ, руководимым Н.А. Шоминым, записалась к нему на приём, как к депутату Верховного Совета. Шомин принял предложение о
сотрудничестве ХКБМ и аптеки №37. После возвращения в Харьков, меня пригласил
Д.А. Шестак и огорошил, что я теперь основной
проводник шефской помощи предприятия. Действительно, до полного закрытия
из-за банкротства государственной аптечной сети в
В конце
Моё резюме по периоду
1976-1990 гг.
Большой плюс в работе Н.А. Шомина – он
сохранил Морозовскую стратегию размещения в танке 6ТД - малогабаритного дизеля с горизонтальным расположением цилиндров. Это позволило
несколько нивелировать поражение с ходовой. Похоже,
он сам недолюбливал детище Морозова Т-64. Профессиональный военный: окончил
Харьковское танковое училище, воевал в танковых войсках, Бронетанковая
Академия, работа в КБ у Морозова в Нижнем Тагиле. Всё связано с массивностью
танков Т-34, Т-44, Т-54 и Т-55. Она въелась ему в плоть и кровь. Он не
выстрадал, как Морозов, танк Т-64 с его неординарной, ажурной ходовой; он не
переболел его идеями, а вот в двигателе 6ТД на 1000 и
Ешё плюс его работе – он выделил среди исследователей
самого продвинутого и экстраординарно мыслящего инженера А.В. Бершова. Благодаря этому стендовый корпус и УПИ-190 до оснастился необходимым оборудованием и инфраструктурой,
в том числе и боксом на полигоне.
Безусловно, Н.А. Шомин,
создав «Молот»/«Боксер», оставил след в советском танкостроении
оригинальной компоновкой и
применением новых материалов в узлах и
системах защиты, свежих идей и технологий. Начавшийся фатальный распад СССР и
болезнь не дали осуществить его мечту,
сделать рывок в создании мирового эталона танка. К сожалению, все его идеи, даже сегодня, спустя 30 лет,
скрыты под грифом «СЕКРЕТНО». Когда эти материалы станут доступными – то они
УСТАРЕЮТ.
ХКБМ имени
А.А.Морозова в период 1990-
Начальниик и Генеральный Конструктор - Борисюк Михаил Демьянович.
Главный инженер до
Председатель профсоюза – Черепко Николай Михайлович.
Зам. Главного конструктора
до1995 г. – Слюсаренко Алексей
Дмитриевич
Начальник опытной базы до
Начальник опытной базы и
главный инженер - Федянин Александр Викторович.
Начальник цеха сборки –
Павлов Пётр Петрович, Держанов Александр Сергеевич
Начальник УПИ-190 -
Меньшиков Валерий Ивановиич, Качалов Александр
Иванович.
Назначение в
Об опытном танке 447 пришлось забыть на долгие
времена, если не навсегда. Однако, опытные работы
продолжались. В конструкторских отделах и на опытной базе они перешли в вяло текущие процессы и в основном работали на «корзину»,
чтобы не потерять навыков. Работу Главный находил,
но не по профилю. Мы стали миллионерами, т.к. деньгами в государстве Украина
стали «фантики» с большим количеством нулей. В
Однако, вернёмся к теме. Внутренний рынок был
перенасыщен бронетехникой (на период распада СССР в Украине было 6128 танков и 6703 бронемашин). Для сохранения
производства танков и профессиональных работников руководством ставилась
задача: найти покупателя танков за «бугром». ХКБМ и завод начали регулярно
участвовать в выставках и тендерах бронетехники. Первый тендер был проведен в
Пакистанской части пустыни Тар с 5.08 по 15.09.93 (самое пекло в этой части
страны, температура достигает +55 0С).
Оппонентом выступал Китай с танком Т-85. Украинскую бригаду возглавил сам
Главный конструктор М.Д. Борисюк, чем взял ответственность за результаты испытаний 2-х танков Т-80УД на себя. Как
говорит пословица «или грудь в крестах, или голова в кустах». То, что
бригадой руководит генерал очень удивило пакистанцев, а для нашего славянского народа обычное явление.
Генералы у нас в трудную минуту всегда
впереди с саблей в руке и на лихом коне ... Почти всё, ну почти всё, обошлось в лучшем
виде. Далее была выставка в Абу-Даби и в
Я не знаю об условиях сделки, но по ним завод должен был укомплектовать каждый танк комплектом асфальтоходных гусениц (АФГ), дополнительно к штатным. Об этой экзотике на западных танках мы, конечно, знали. Осведомлены, что у них нет к чему мы привыкли и не мыслим танк без оного: МЗ у них нет, его заменяет 4-й член экипажа-заряжающий;
нет системы «Брод», нет системы самоокапывания, не на всех танках есть
система ОПВТ, но есть автомат с контролем натяжения гусениц и система регулирования клиренса. Понятны для Запада асфальтоходы,
там развитая система автомобильных асфальтных дорог. 60-тонные монстры вмиг
продавят и разрушат покрытие шоссе, но Пакистан – это же Украина на Востоке и АФГ им нужны раз в год, как и нам – для парада. Да и
масса Т-80УД всего-то 46 тонн, а в Москве, на параде, танки всегда шли без асфальтоходов. Я думаю, высший офицерский состав
Пакистана проходил учёбу в военных академиях Запада. Они привыкли видеть
танки в асфальтоходах, а привычка вторая натура.
Первыми контракт стал исполнять ХКБМ и начал с асфальтоходов… Трудность
заключалась в том, что в Украине ещё не было завода, который бы ошиновывал траки. В Сумы, где был резино-технический завод, поехала бригада
переговорщиков о размещениии ошиновки
траков, но с заказчиком была договорённость, что первая партия танков будет укомплектована
«экзотикой» из траков гусениц, эксплуатировавшихся на танках. Эти гусеницы, хранившиеся на 115 БТРЗ, были
перевезены на опытную базу ХКБМ. Из работников предприятия были сформированы
две бригады по разборке, дефектовке деталей гусениц
и последующей их отправке на доработку. Траки АФГ возвращались к нам на
сборку гусениц. На эту авральную двенадцатичасовую работу, без выходных было
потрачено около двух месяцев и, самое забавное в этой работе, было
вознаграждение. Его получили все, кроме руководителей бригад. Воистину по-советски:
«шумиха, неразбериха, награждение непричастных и
наказание невиновных». Благодаря вмешательству А.В. Бершова и В.В. Пивоварова, награда нашла героев.
Первый комплект украинской АФГ танка Т-80УД был
доверен для испытаний мне и Д.Н. Угненко. Вместе с механиком-водителем без замечаний
накатали по грунтовым дорогам УПИ-190 первые
В
1998 году с 22.09 по 21.12 состоялось ещё одно событие в мировой торговле
оружием – Греческий тендер танков стран основных поставщиков бронетехники.
Участники: «Абрамс М1А2», «Леопард-2АS», «Леклерк АМХ-56», «Челленджер-2Е», Т-80 и Т-84. рис.
Рис. 12. Участники греческого тендера 1998 год
Рис. 13. Греческий и украинский экипажи танка Т-84
Оценивались танки по 41 параметру, но обнародованы в нашей прессе и интернете не все
(наверно, есть что скрывать). Я просмотрел всю информацию,
посвященную этому событию и пришел к таким выводам:
1.
Выигрыш тендера немецким танком был закономерен. «Леопард выполнен с
немецкой тщательностью», хотя есть и огрехи и шероховатости: не преодолел
300 подъём, замена 2 и 5 опорных катков, несколько раз меняли
гусеницы, запас хода по топливу один из низших. Это из озвученных,
а скрытые мы уже не узнаем.
2.
Украинский танк Т-84: как-то сразу у него не заладилось.
Вышел из строя тепловизор СУО. Утешает, что он
французского производства. Затем, при преодолении
3. Победа за западным
танком была запланирована - Греция член НАТО. Моё мнение, даже если бы и была победа Т-80У или Т-84,
- купили бы всё одно Натовский танк.
4. Мнение Российских
экспертов: «Западные танки неплохие, нашим есть что улучшать. Самый серьёзный противник безусловно – «Леопард». Их, кстати, греки
и купили».
Часть финансов, перечисленных ХКБМ государством от
продажи танков Т-80УД М.Д. Борисюк, как рачительный
руководитель, инвестировал в логистическое развитие
предприятия. Говоря русским языком, вложил в модернизацию предприятия до
современного уровня, конечно, в усовершенствование танков и в развитие нового
направления в деятельности родного ХКБМ – разработка и производство легкой
бронетехники, но остановлюсь на близкой мне теме - танки. Моё мнение, все новые танки ХКБМ выпуска c
По этой идеологии все танки, выполненные ХКБМ во времена руководства М.Д. Борисюка, - новые. Первым модернизации в
Новое руководство от этой практики отказалось,
по-видимому, понадеявшись на русское «АВОСЬ», то есть, на пятикратный запас прочности, который закладывался
при СССР при проектировании. Это не единственная ошибка, которую допустило
руководство ХКБМ и завода при изготовлении уже БТРов.
Была запущена серия не испытанного даже в пределах гарантии «сырого» БТРа, а в ХКБМ, при непродуманной реорганизации, исчезли исследовательские отделы.
Тотальная экономия финансовых средств привела к
сокращению высоко квалификационных кадров – пенсионеров.
Главная особенность между работниками до
пенсионного возраста и пенсионеров: у первых есть время для исправления
собственных ошибок, а у вторых его нет и это проявляется в работе, медленнее, но надежнее…и в
результате из «дерьма получается конфетка». Последствия это - изготовление бракованных БТР и расторжение контракта с Ираком, но самое
главное - был нанесен удар по престижу
ХКБМ, его репутации…
Какие
изменения в инфраструктуре УПИ-190
привнёс за время своего хозяйствования начальник участка А.И. Качалов,
протеже А.В. Бершова (что-что, а подбирать кадры для ответственных
направлений он мог).
Рис. 14. Начальник УПИ-190 А.И.Качалов,
механик-водитель С. Пахомов, шофер Н.К. Илихметов и
ведущий инженер-исследователь В.К. Степаненко. УПИ-190, апрель 1992 год
Как руководитель, Качалов
инициативно и успешно продвигал
улучшения условий деятельности полигона и его быта. Очень важно для опытной
базы, чтобы бронетехника приходила с испытаний чистой. На заводе мойка
техники была только в 180 и 240 цехах дефектовки танков и тягачей, а значит для ХКБМ – за
деньги, не бесплатно. Эстакаду для машин и гидрант установили несколько на отшибе ближе к танковым
воротам, чтобы без особого маневрирования подгонять под погрузку тягач с
прицепом. На этой эстакаде для мойки и запечатлён модернизированный танк
Т-64Б «Булат».
Рис. 15. Танк «Булат»
При
вводе в эксплуатацию новой сборки опытной базы переборку аккумуляторов и их
подзарядку, как вредное производство, было решено вынести на УПИ-190. Пришлось начальнику участка
подыскивать ей место, заниматься пристройкой помещения и обустройством атрибутики подзарядной станции да ещё подыскать
специалиста из местных
военных-отставников, разбирающегося в АКБ. Занимался Качалов и ландшафтным дизайном полигона: проложил асфальтную дорожку от проходной до
площадки у столовой, поставил навес над сиротливо стоящими под осадками заправочными агрегатами топлива,
сдвинул к краю площадки у бокса танки опытной базы, установив их в ряд под
брезентами и построив над ними навес от непогоды. Украсил полигон цветочными клумбами одна у столовой, а вторая - у памятника испытателям.
Неординарное решение он нашёл бывшей лаборатории
для проявления плёнок осциллографа, расположенной рядом с душевой, – оборудовал парную, а
также расширил «мазанку», облицевав её кирпичом и, вместо прогнившей из досок
«удобство во дворе», там же поставил две кирпичные кабины под шифером.
Думается Е.Г. Панченко и А.И.
Качалов достаточно сделали для УПИ-190, чтобы их вспоминали добрым
словом.
Досадно
лишь то, что все команды испытателей, побывавшие и участвовавшие на
выставках в Абу-Даби и в Париже, не сделали замеры и эскизы
препятствий, используемые не только для эффектного показа бронетехники, но и
для использования зарубежных стандартов на УПИ-190. Досадно, что это «прошляпило» наше руководство. Кстати, препятствия ХКБМ, доставшиеся в наследство полигону от танковой дивизии, давно
пришли в негодность и не отвечают современным требованиям. Я обсуждал
эту тему с А.И. Качаловым и
он согласился с этим мнением. На танковом биатлоне в Алабино танки преодолевают по нашим подсчётам до 17 препятствий. Уже отстаём…
Моё резюме по периоду
1990-
Назначение М.Д. Борисюка Главным Конструктором ХКБМ было для нашего предприятия как бальзам больному.
Прекрасный прирождённый менеджер как рыба в воде чувствовал себя в реформах
М.С. Горбачёва, развалившего великое государство СССР на мелкие удельные
националистические государства по указанию «обкомов» из США и ЕС. Все
производственные и экономические связи были разрушены. За довольно короткий
срок Главный, а позже Генеральный, сумел создать в Украине цепочку новых поставщиков комплектующих узлов и систем. Завод
заработал довольно ритмично, но … на короткий промежуток времени.
Политическая нестабильность страны не даёт промышленности работать ритмично.
Завод опять на коленях вместе с ним и
ХКБМ. Главная заслуга М.Д. Борисюка в том, что когда всё вокруг рушилось, а он не дал
ХКБМ уйти в небытие. Безусловно, и он «не белый и пушистый», но время главный
судья, расставит все по своим местам …
|
|
|||||||
|
|