|
|||||||||
|
Танк
БМ БУЛАТ
T-64 Bulat MBT
Целью
модернизации
было
доведение
боевых и
технических
характеристик
танка до
современного
уровня.
Модернизация
проводится
по трем
основным
направлениям:
В
результате
вышеприведенного
комплекса
мероприятий
защищенность
машины
поднята до уровня, обеспечивающего непоражаемость лобовой
проекции носимыми ПТС, ПТУР
второго
поколения и большинством
существующих БПС.
Комплект
дополнительной
защиты
предназначен
для
значительного
повышения
уровня
защиты
танка от
кумулятивных
и кинетических
(БПС)
поражающих
средств
при
минимально
возможном увеличении
массы танка.
Комплект
дополнительной
защиты
состоит из
пассивной
(накладной)
броневой
защиты и встроенной
динамической
защиты (ВДЗ).
ВДЗ состоит
из носового
модуля и
бортовых
экранов,
установленных
на корпусе
танка, а также
модульных
секций, размещённых
по внешнему
периметру
лобовых и бортовых
участков
башни и
контейнеров,
установленных
на крыше
башни.
Внутри
каждой секции
ВДЗ, а также в
контейнерах
на крыше башни
установлены
элементы
динамической
защиты (ЭДЗ).
Масса
комплекта
дополнительной
защиты с
установочными
и
крепёжными
деталями, а также
с
элементами
динамической
защиты составляет
3500
килограммов.
Время
установки комплекта
элементов
динамической
защиты на
одном танке
силами
экипажа
составляет 5,5
... 6 часов
Особое
внимание
при
модернизации
было уделено
защите.
Основана
она на
применении
модулей «Нож» (БЦКТ «Микротек»).
Кроме
устройств
динамического
типа устанавливается
и пассивное
бронирование,
в
результате
уровень
защищенности
танка от
бронебойных подкалиберных и
кумулятивных
противотанковых
средств возрастает
в два раза (1,9
по БПС, 2,2 по КС).
Это является
рекордным показателем,
достигнутым
при
модернизации бронезащиты (например,
установка
на Т-80Б
комплекса
ДЗ «Реликт»
увеличивает
защиту в 1,3 и 2, 1
раза
соответственно).
Для
повышения
подвижности,
в мотороно-трансмиссионном отделении
устанавливается
силовая
установка
большей
мощности. В
качестве
новой силовой
установки
использован
двигатель 5ТДФМ
мощностью 850
л.с.,
являющийся
форсированной
модификацией
двигателя
5ТДФ с
проведенными
мероприятиями
по
увеличению мощности.Установка двигателя
5ТДФМ
требует
замены
штатного воздухоочистителя
на новый и
доработки
выпускной
системы.
«Булат» имеет
перспективы
последующей
модернизации
за счет
установки
более
мощной
силовой
установки с
двигателем
серии 6ТД. Танки
Т-64БМ с
двигателем
6ТД-1
мощностью 1000 л.с.
успешно
прошли Государственные
Испытания
на 12 000 км и
были
приняты на
вооружение
СССР (приказ
Министра
обороны ССС1 21.12.83 №0262), но в
связи с
началом
производства
танка Т-80УД эта
модификация
не получила
массового
распространения.
Двигатели
6ТД-1
отработали
в
модернизированных
танках по 500 ч в
различных
климатических
зонах без
замечаний,
подтвердив
высокий
уровень надежности.
Это
полностью
опровергает домыслы, распространяемые
в книгах серии
«боевые машины
УВЗ» и книгах Ю.П.
Костенко, о том,
что якобы Т-64
не имел
потенциала
по
модернизации
по массе и по
мощности
двигателя. Так
масса танка
БМ Булат с
5ТДФМ
составляет 45
тонн (45,5 тонн с
6ТД).
После
модернизации
комплекс
управления огнем
(КУО) танка БМ
БУЛАТ
превышает по своим характеристикиам КУО танка Т-80У.
Повышение
тактико-технических
характеристик
обеспечивается
путем установки
следующих
приборов,
комплексов
и систем:
Это
достигнуто
благодаря
применению
усовершенствованного
стабилизатора
вооружения
(средняя
ошибка
стабилизации
по вертикали
0,3 и 0,4 мрад
горизонтали),
обеспечивающего
большую
точность по
сравнению с
применявшимися
на Т-64Б, Т-80У, Т-90
(средняя ошибка
0,4…0,6 мрад). Башня
БМ Булат
поворачивается
на 180 градусов
менее чем за 5
секунд
(скорость вращения
башни
относительно
корпуса
составляет
до 40 град/сек, у
Т-90С – 16-24 град./с.).
Усовершенствованный
прицел
наводчика 1Г46М
обеспечивает
повышенную
точность
стабилизации
и
автоматическую
компенсацию
увода линии
визирования.
Баллистический
вычислитель
1В528-1 (Тиус-В)
обеспечивает
расчет
углов
прицеливания
и
упреждения
с учетом
данных
датчиков
входной
информации.
При
использовании
ночного
комплекса
наводчика
ТО1-КО1ЭР за
счет
стабилизации
поля зрения
и
автоматического
ввода углов
прицеливания
и
упреждения -
вдвое увеличена
эффективность
стрельбы и в 2-3
раза
сокращено
время на
подготовку
выстрела. Дальность
распознавания
цели типа
“танк” ночью - 1400
м.
Прицельно-наблюдательный
комплекс
командира
ПНК-4СР
стабилизирован
в
вертикальной
плоскости и
обеспечивает
ведения
стрельбы из
танковой
пушки и
спаренного
с ней пулемета,
зенитной
установки в
дневных и
ночных
условиях.
Для
повышения
живучести
танка при
возгорании
внутри
боевого
отделения и МТО,
устанавливается
быстродействующая
система
пожаротушения , которая
сокращает
время
срабатывания
системы в
обитаемом
отделении
до 150 мсек,
что
уменьшает
безвозвратные
потери на 20%.
Выводы (С. Березуцкий)
БМ
Булат, как и
любой
образец
вооружения,
представляет
собой
компромиссное решение
между
конструкторскими
пожеланиями
и
возможностями
МО Украины
(МОУ) их оплатить.
К примеру:
мощность
двигателя ограниченна производительностью
систем
охлаждения
и воздухоочистки,
дальнейшее
наращивание
мощности требует
увеличения
размеров
радиаторов и
воздухоочистителя,
что
потребует
создания
новой крыши
моторно-трансмиссионного
отделения, по
финансовым
причинам
пришлось
отказаться
от
использования
современного тепловизионного прицела
ПТТ-М,
значительно
повышающего
возможности
СУО.
Следует
отметить,
что за более
чем десять лет,
прошедших с
момента
окончания
разработки
Булата, его
конструкция, особенно
в части, касающейся
СУО, в
значительной
степени устарела.
На
сегодняшний
день ОБТ не
может считаться
современным,
не имея
панорамного
прицельно-наблюдательного
комплекса
командира,
автомата
сопровождения
цели, тепловизионных ветвей на
матрицах
высокого
разрешения в
прицелах
командира и
наводчика, тепловизионного прибора
ночного
видения и
камеры
заднего обзора
механика-водителя.
В
настоящее
время,
несмотря на
кампанию поддержки
национальной
армии,
платёжная
способность
МОУ ниже, чем во
времена, когда
проектировалась
БМ Булат.
Стоимость модернизации
на 2010 год по данным рекламного
издания «Укрспецэкспорта»:
"Оружие
Украины. Боевой
арсенал 2010"
составляла 7 млн. грн. (0,9 млн. долл на 2010 год), т.е. по
нынешнему
курсу цена
машины уверенно
шагнёт за десятимилионную гривневую цену.
Более
того,
кампании
имеют
свойство
заканчиваться,
в то время, как
необходимость
модернизации
части парка
украинских
Т-64 до уровня
Булата — перманентная
и насущная
необходимость
украинской
армии. Следствием
данного
противоречия есть
риск того,
что
дальнейшие
работы по
этой теме
будут
свёрнуты, и
на
вооружении
ВСУ останутся
лишь 85 машин
изготовленных
ранее, т. е. -
оснащение
армии современными
машинами
будет
носить
декларативный
и
декоративный
характер,
основной парк
ОБТ по прежднему останется оснащённым
машинами
выпуска 70-80-х
годов.
Выходом
из
сложившейся
ситуации
был бы пересмотр
конструкции
Булата с
целью
выработки
ряда
решений, позволяющих
при
использовании усовершенствованного варианта
модернизации
сохранить
её
стоимость в
разумных пределах.
В качестве
примера —
вместо
нового
двигателя 5ТДФМ
можно
использовать 5ТДФМА,
который при
той же
мощности и моторесурсе имеет в
несколько
раз меньшую
стоимость, за
счёт того,
что
представляет
собой
модернизированный серийный
5ТДФ,
находящиеся
на хранении запасы которых с
лихвой
покрывают
потребности
армии в
Булатах.
Проект БМ Булат должен быть не раз и навсегда застывшей догмой, а живым и развивающимся комплексом модернизационных мероприятий, позволяющих парку украинских шестьдесятчетвёрок соответствовать сегодняшним требованиям к современному танку. |
|
|||||||
|
|