|
|||||||||
|
«Объект 432» (Танк Т-64)
Отрывок из Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. / Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.
Танк «Объект 432» был создан в
Опытно-конструкторская
работа по созданию танка была задана Постановлением ЦК КПСС и CM СССР от 17 февраля
В июне
По результатам полигонных и войсковых
испытаний трех опытных образцов 28 марта
Танк «Объект 432» имел классическую схему
общей компоновки с разобщенным расположением экипажа из 3 человек, размещением 115-мм пушки во вращающейся башне и установкой
дизеля поперек продольной оси броневого корпуса. Особенностью танка, имевшего
забронированный объем
Сиденье фиксировалось в
двух положениях: нижнем (при вождении танка с закрытым люком) и верхнем (при
вождении танка с открытым люком). Конструкция сиденья
предусматривала регулировку по высоте и вдоль корпуса танка для установки его
в удобное для механика-водителя положение. Перед сиденьем механика-водителя на
днище корпуса были установлены рычаги управления поворотом, педаль подачи
топлива, педаль отключения БКП (педаль трансмиссии) и педаль тормоза. Справа
от сиденья механика-водителя на днище был установлен избиратель передач (рычаг
переключения передач). На верхнем наклонном носовом листе корпуса перед
сиденьем механика-водителя находился гирополукомпас ГПК-59, который обеспечивал вождение танка по заданному курсу в условиях
затрудненного ориентирования.
Для наблюдения и вождения танка в боевой
обстановке рабочее место механика-водителя было оборудовано тремя призменными
смотровыми приборами, обеспечивавшими механику- водителю обзор в секторе 192°. Приборы наблюдения имели электрообогрев входного и выходного окон.
Танк «Объект 432». Боевая
масса - 35 т; экипаж - 3 чел.; оружие: пушка -
При ночном вождении танка вместо
центрального призменного смотрового приборами в шахте устанавливался
бинокулярный прибор ночного видения ТВН-2БМ. Очистка смотровых приборов
механика-водителя от пыли, грязи, снега и т.п. осуществлялась с помощью системы гидропневмоочистки.
Над сиденьем механика-водителя в подбашенном листе корпуса находился люк
механика-водителя. Броневая крышка люка открывалась и закрывалась с помощью
закрывающего механизма, который обеспечивал открытие и закрытие люка как изнутри,
так и снаружи танка. При определенных положениях башни люк механика-водителя не
открывался. Положения башни при котором
обеспечивалось открытие люка механика-водителя было изображено красными дугами
на внутренней шкале азимутального указателя механизма поворота башни. При работающем
стабилизаторе механик-водитель мог включением тумблера повернуть башню в
положение, обеспечивающее открытие его люка. При открытом люке
механика-водителя вращение башни от электропривода было исключено путем размыкания
цепи электропривода с помощью микровыключателя.
За сиденьем механика-водителя в днище корпуса имелся люк запасного выхода,
крышка которого открывалась внутрь танка.
В боевом отделении, располагавшемся во внутреннем
объеме башне и в средней части корпуса танка, справа от пушки находилось
рабочее место командира танка, слева - наводчика. На рабочем месте командира
танка во вращающейся крыше башенки был установлен комбинированный (дневной и
ночной) командирский прибор наблюдения ТКН-3 и два призменных прибора
наблюдения ТНП-160. Наблюдение за полем боя наводчик осуществлял днем через
танковый прицел-дальномер ТПД-43Б или перископический прибор наблюдения ВНМ, ночью
- с помощью ночного прицела ТПН1-432. Для безопасной работы командира танка и
наводчика при вращении конвейера механизма заряжания (М3) пушки в боевом
отделении была установлена кабина. Кабина, представлявшая собой цилиндрическую
сварную корзину, была закреплена на кронштейнах к верхнему погону башни и
вращалась вместе с ней относительно корпуса танка.
Посадка и выход командира танка и наводчика производились через два люка в
крыше башни.
Полигонные испытания танка «Объект 432».
Люки закрывались броневыми крышками. Для
сообщения между боевым отделением и отделением управления в передней части
кабины по продольной оси находился люк, закрывавшийся съемным щитком. Для
обеспечения перемещения членов экипажа из одного отделения в другое из
конвейера М3 снимались два лотка.
В кормовой части танка за герметичной перегородкой находилось моторно-трансмиссионное
отделение, которое за счет исключительно плотной компоновки занимало объем
всего
Танк «Объект 432».
Стрельба сходу из танка «Объект 432».
Танк «Объект 432». Вид спереди.
Основным оружием танка являлась 115-мм
гладкоствольная стабилизированная в двух плоскостях танковая пушка Д-68 раздельно-гильзового
заряжания с клиновым полуавтоматическим затвором горизонтального перемещения и эжекционным механизмом очистки канала ствола от пороховых
газов после выстрела. Дальность прямого выстрела по цели высотой
Продольный разрез танка «Объект 432».
Выстрел из пушки осуществлялся гальванозапалом или механическим (ручным) спуском. Электроспуск осуществлялся при нажатии на кнопку, находившуюся
на правой рукоятке пульта прицел-дальномера ТПД-43Б, или на клавишу, находившуюся на рукоятке маховика подъемного
механизма пушки. Механический (ручной) спуск осуществлялся нажатием на рычаг,
выходивший наружу за левый щит ограждения пушки. Углы вертикальной наводки
пушки с помощью гидравлического подъемного механизма находились в пределах от -6 до +14°.
Установка пушки и спаренного пулемета в башне танка «Объект 432».
Поворот башни в горизонтальной плоскости
осуществлялся с помощью одного из двух механизмов поворота. При работе
электропривода поворот башни осуществлялся гидравлическим механизмом поворота,
а при неработающем электроприводе - механизмом поворота с ручным приводом.
Скорость горизонтальной наводки при работающем электроприводе находилась в
пределах от 0,05 до 18 град./с, при ручном приводе - зависела от интенсивности вращения
маховика с рукояткой механизма поворота башни. В маховике механизма поворота
башни с ручным приводом был размещен азимутальный указатель. Стопорение башни относительно корпуса танка в любом положении
обеспечивалось гребневым стопором башни с восемью
зубьями. Пушка в походном положении стопорилась с помощью специальной трехпозиционной
тяги, позволявшей фиксировать в вертикальной плоскости пушку относительно
башни в трех положениях.
Стрельба из пушки могла вестись выстрелами
с бронебойно- подкалиберными ЗБМ5, кумулятивными ЗБК8, ЗБК8М или осколочно-фугасными ЗОФ17 снарядами. Бронепробиваемость БПС на дальности
С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет ПКТ,
который обеспечивал эффективное поражение открыто
расположенных целей на дистанции до
Эффективное ведение огня
сходу из пушки и спаренного пулемета обеспечивалось стабилизатором 2Э18
«Сирень», имевшим электрогидравлические приводы для стабилизации и наводки
пушки и спаренного пулемета в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Кроме того, стабилизатор обеспечивал целеуказание от командира танка к наводчику в горизонтальной плоскости и аварийный поворот
башни с рабочего места механика-водителя. В качестве задающих элементов
стабилизатора в вертикальной и горизонтальной плоскостях использовались трехстепенные гироскопы, обладавшие свойством сохранять
неизменным направление своих осей в пространстве.
Для обеспечения боевой скорострельности
танковой пушки до 10 выстр./мин. танк был оборудован механизмом
заряжания (М3). Он представлял собой гидроэлектромеханический комплекс с вращающимся конвейером, механизмом подачи,
механизмом улавливания поддона заряда после выстрела и механизмом досылания.
Механизм заряжания обеспечивал автоматическое заряжание пушки тремя типами
выстрелов с БПС, КС и ОФС в раздельно-гильзовом исполнении. Емкость конвейера
М3 составляла 30 выстрелов. Угол
заряжания (постоянный) - +2°48’. Скорость вращения конвейера - 24 град/с. Продолжительность заряжания одного
выстрела зависела от его расположения в конвейере М3 относительно рычага
механизма подачи. Минимальная продолжительность заряжания одного выстрела
составляла 6 с, максимальная (полный
поворот конвейера) - 20 с.
Размещение узлов и приборов стабилизатора в танке «Объект 432».
Рабочее место командира танка «Объект 432». Схема механизма заряжания танка «Объект 432»: 1 - улавливатель поддонов зарядов; 2 - копир; 3 - верхний полулоток; 4 - захваты; 5 - нижний полулоток; 6 - тележка рычага механизма подачи; 7 - рычаг подачи; 8 - привод улавливателя поддонов зарядов; 9 - конвейер механизма заряжания.
Заряжание пушки также могло производиться вручную выстрелами, взятыми из
немеханизированных укладок танка.
Внутри танка были предусмотрены укладки для автомата АК-47, 26-мм
сигнального пистолета и 10 ручных гранат Ф-1.
Боекомплект к пушке состоял из 40 выстрелов, к спаренному с пушкой пулемету ПКТ - 2000 патронов, к 7,62-мм автомату АК-47 - 120 патронов.
Броневая защита танка - противоснарядная.
Она обеспечивала защиту экипажа и внутреннего оборудования от воздейст снарядов зарубежных 105-мм нарезных танковых
пушек с дальности
В конструкции корпуса и башни применялись комбинированные броневые
преграды. При действии в боевых условиях на танке устанавливались бортовые щитки
(экраны). Три правых и три левых бортовых щитка крепились на левой и правой над- гусеничных полках в передней части танка. Еще два (левый
и правый) передних щитка крепились на передних откидных грязевых щитках.
Схема броневой защиты танка «Объект 432». Вариант.
Носовая часть корпуса
танка была сварена из верхнего и нижнего наклонных броневых листов. Угол наклона верхней лобовой детали корпуса составлял 68° и она имела многослойную комбинированную конструкцию. Между наружным и внутренним
броневыми листами находились два листа стеклотекстолита. Этот сравнительно
легкий материал эффективно ослаблял кумулятивную струю и поток быстрых
нейтронов, не вызывая большого увеличения массы корпуса танка. Для снижения
вероятности заклинивания башни танка, от срикошетивших снарядов, на верхнем
наклонном листе и на боковых «скулах» переднего листа крыши корпуса танка были
приварены отбойники.
Конструкция носовой части корпуса и лобовая часть башни танка «Объект 432»
Для обеспечения размещения в боевом
отделении конвейера М3 с максимально возможным числом выстрелов в средней части
вертикально располагавшихся броневых листов бортов корпуса танка были сделаны выштамповки. Выштамповки спереди были защищены приваренными на наружной стороне бортов броневыми накладками.
В верхней части выштамповок и накладках имелись
вырезы под верхние ветви гусениц.
Крыша над MTO представляла собой сварную конструкцию из броневых катаных листов и литых
боковин. Для обеспечения доступа к узлам и агрегатам силовой установки и
трансмиссии крыша поднималась вверх на угол 29°30’ с помощью рычажноторсионного механизма подъема. Днище корпуса танка
состояло из трех сваренных между собой броневых листов, каждый из которых
представлял собой штампованную деталь, имевшую в поперечном сечении
корытообразную форму. Для компактного размещения торсионов и увеличения
жесткости конструкции в днище имелись продольные и поперечные выштамповки. В переднем листе днища, кроме того, имелась выштамповка, обеспечивавшая необходимую высоту для размещения механика-водителя по-боевому.
Литая башня снарядостойкой формы имела мощную лобовую часть с замкнутой по периметру амбразурой для пушки
и отверстиями для пулемета и прицела-дальномера. В правой и левой половинах лобовой части башни имелись специальные полости,
которые заполнялись вставками из алюминиевого сплава. К верхней части башни
были приварены крыша и корпус базовой трубы прицел-дальномера. Справа и слева от амбразуры пушки
перед выходными окнами прицел-дальномера в башне были сделаны специальные вырезы, обеспечивавшие необходимую обзорность.
Башня устанавливалась на корпус танка на
шариковой опоре, представлявшей собой радиально-упорный шарикоподшипник,
кольцами которого являлись погоны башни. Верхний погон опоры башни
одновременно являлся составной частью шариковой опоры конвейера механизма
заряжания пушки. Между башней и нижним погоном в выточке нижнего погона была установлена
резиновая манжета, предотвращавшая проникновение внутрь танка пыли при
движении танка, воды во время подводного вождения, ударной волны и
радиоактивной пыли при ядерном взрыве.
Защита экипажа и внутреннего оборудования обитаемых отделений танка от
быстрых нейтронов была обеспечена за счет установки внутри машины специального
материала (подбоя) на основе полиэтилена. Дополнительной защитой командира и наводчика
являлись также вертикально расположенные заряды артиллерийских выстрелов, а
механика-водителя - дизельное топливо, располагавшееся в левом и правом
передних баках.
Все эти мероприятия обеспечивали
16-кратное ослабление уровня проникающей радиации.
Бортовые щитки (экраны) в походном положении (верхний снимок) и в боевом (нижний снимок) положении.
Схема установки противокумулятивных бортовых экранов
Танк был оборудован системой противоатомной защиты
(ПАЗ), которая вместе с броневой конструкцией обеспечивала защиту экипажа и
внутреннего оборудования танка от воздействия ударной волны ядерного взрыва за счет герметизации машины с автоматическим закрытием до прихода
ударной волны отверстий, которые в условиях эксплуатации могли быть открыты
(вентиляционные лючки, жалюзи над радиатором и воздухоочистителем и т.п.). Высокий уровень герметизации обитаемых отделений танка обеспечивался
постоянно установленными уплотнительными устройствами и автоматически
закрываемыми устройствами дополнительной герметизации. Постоянные уплотнения
имели амбразуры пушки и пулемета, шариковая опора башни, перегород ка МТО, крышки люков членов экипажа и
запасного выхода, места установки приборов наблюдения и прицеливания. Для
предохранения обитаемых отделений танка от проникновения радиоактивной пыли
за счет создания в них избыточного давления (подпора) воздуха и обеспечения
членов экипажа очищенным воздухом в правой задней части боевого отделения был
установлен нагнетатель. Нагнетатель представлял собой центробежный вентилятор
с инерционной очисткой запыленного воздуха в роторе. Он обеспечивал создание
избыточного давления не менее 0,29 кПа (0,003 кгс/см2)
и очистку воздуха от пыли примерно на 98%.
Основными элементами электрооборудования
системы ПАЗ являлись радиометрический блок защиты РБЗ-1М, рентгенметр ДП-ЗБ,
электродвигатель нагнетателя, коробка управления вентилятором и нагнетателем
КУВ-5, электромагнит механизма остановки двигателя и запалы пиропатронов
механизмов закрывания. В системе ПАЗ танка особое внимание было уделено
повышению уровня защиты командира танка. При ядерном взрыве сигнал от
радиометрического блока защиты РБЗ-1М поступал на коробку релейную КРПУ, а от
нее напряжение подавалось на пиропатроны исполнительных механизмов. При
срабатывании пиропатрона в специальном механизме, сиденье вместе с командиром
танка быстро опускалось вниз - под защиту наиболее толстой брони башни.
Для тушения пожара, возникшего в танке,
применялась унифицированная автоматическая, трехкратного действия система ППО. Пожаротушащий состав «3,5» находился в трех двухлитровых
баллонах. Система могла работать в автоматическом, полуавтоматическом
режимах или в режиме ручного включения. Для тушения незначительных очагов
пожаров в танке имелся ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.
Активным средством маскировки танка
являлась термическая дымовая аппаратура (ТДА), обеспечивавшая, при работающем
двигателе, многократную постановку дымовых (аэрозольных) завес.
Для преодоления по дну водных преград
глубиной до
Основу силовой установки танка составлял
пятицилиндровый, двухтактный, турбопоршневой быстроходный танковый дизель 5ТДФ
жидкостного охлаждения с прямоточной продувкой, поршневым газораспределением,
горизонтальным расположением цилиндров и встречно движущимися поршнями. Максимальная
мощность двигателя массой
Во внутренние топливные баки заправлялось
Топливная система танка «Объект 432»: 1 и 9 - правый и левый передние топливные баки; 2 - бак-стеллаж; 3 и 4 - правый и левый кормовые топливные баки; 5 - фильтр тонкой очистки; 6 - топливоподкачивающий насос двигателя; 7 - фильтр грубой очистки; 8 - наружные топливные баки; 10 - ручной топливоподкачивающий насос; 11 - топливораспределительный кран.
Баки были соединены между собой последовательно.
Выработка топлива из баков происходила через задний бак, трубопровод которого
был соединен с краном отключения наружных баков. Благодаря относительно
небольшому удельному расходу топлива 238 г/кВт-ч(175 г/л.с.-ч) двигателем,
запас хода по шоссе на одной заправке достигал
Размещение бескассетного воздухоочистителя в MTO танка «Объект 432».
Схема компоновки агрегатов МТО: 1 и 5 - левый и правый бортовые редукторы; 2 и 4 - левая и правая бортовые коробки передач; 3 - дизель 5ТДФ.
В системе воздухоочистки использовался одноступенчатый бескассетный воздухоочиститель циклонного типа с эжекционным удалением пыли из пылесборника. Воздухоочиститель был установлен у левого борта
над патрубками входа воздуха в нагнетатель двигателя.
В принудительной системе смазки двигателя
с сухим картером был применен полнопоточный масляный
центробежный фильтр тонкой очистки. Фильтр располагался на блоке двигателя
сверху и крепился к нему шпильками. Непрерывную подачу масла к трущимся деталям
обеспечивал нагнетающий масляный насос. Для создания заданного давления в
системе в широком диапазоне изменения частоты вращения
коленчатых валов двигателя нагнетающий масляный насос имел
производительность 120 л/мин. Заправочная
емкость системы смазки двигателя равнялась
Особенностью жидкостной системы охлаждения
являлось использование энергии отработавших газов для создания потока
охлаждающего воздуха через радиаторы. Применение в воздушном тракте эжекционной системы охлаждения обеспечило компактность
системы охлаждения, хорошую ее саморегулируемость и
уменьшение количества излучаемого танком тепла. Два последовательно соединенных
и аналогичных по конструкции трубчато-пластинчатых водяных радиатора
устанавливались в изолированном от MTO корпусе эжектора под
углом 4° в сторону носа танка.
Наклон радиаторов обеспечивал полный слив охлаждающей жидкости из них.
Заправочная емкость системы охлаждения равнялась
Бортовая коробка передач танка «Объект 432».
Предварительный нагрев силовой установки
перед пуском двигателя и поддержание ее в состоянии постоянной готовности к
пуску при низких температурах окружающего воздуха осуществлялся с помощью
системы подогрева, основным элементом которой являлся форсуночный
подогреватель. Разогрев двигателя и узлов силовой установки производился жидкостью,
а масла в масляном баке отработавшими газами подогревателя. Кроме того, для
облегчения пуска двигателя производился нагрев воздуха, поступавшего в
цилиндры двигателя электрофакельным подогревом.
Пуск двигателя производился от двух
независимо действовавших систем: от стартер-генератора (основной способ) или от воздушного пускового устройства (резервный способ).
При необходимости пуск двигателя мог производиться комбинированным способом
(одновременно стартер-генератором и воздушным пусковым устройством) или с буксира.
Воздушное пусковое устройство входило в
воздушную систему танка. Кроме пуска двигателя эта система обеспечивала впрыск
масла в цилиндры двигателя, работу электрофакельного подогрева и очистку смотровых приборов от грязи и пыли во время движения и на
месте. Источниками сжатого воздуха являлись: компрессор АК-150С (при
работающем двигателе) и два баллона со сжатым воздухом (при неработающем
двигателе). Рабочее давление в системе - 14,7 МПа (150 кгс/см2).
Механическая планетарная трансмиссия
обеспечивала высокую среднюю скорость, хорошую маневренность и проходимость
танка. Высокий КПД трансмиссии способствовал получению большого запаса хода, а
применение гидросервосистемы управления трансмиссией
значительно облегчало управление движением танка. Трансмиссия состояла из двух
(левой и правой) бортовых коробок передач (БКП), двух бортовых редукторов, системы
смазки трансмиссии и гидросервосистемы управления.
Конструкция трансмиссии обеспечивала высокую надежность работы и не требовала
значительных затрат времени на выполнение технического обслуживания.
Направляющее колесо и траки танка «Объект 432» .
Танк «Объект 432» с установленным комплектом ОПВТ. На верхней части снимка - воздухопитающая и выпускная трубы в транспортном положении. |
|
|||||||
|