«Объект 432» (Танк Т-64)

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 







 

«Объект 432» (Танк Т-64)

Отрывок из Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. /

Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.

 

Танк «Объект 432» был создан в 1962 г . в Харькове констру­кторским бюро завода им. В.А. Малышева (главный конструк­тор А.А. Морозов) на основе последних достижений науки и техники того времени и обладал самыми высокими показате­лями боевых свойств, среди серийно выпускавшихся в первом послевоенном периоде средних танков.

Опытно-конструкторская работа по созданию танка была за­дана Постановлением ЦК КПСС и CM СССР от 17 февраля 1961 г . Согласно постановлению завод им. Малышева Харьков­ского совнархоза был обязан переконструировать по ТТТ, сог­ласованным с MO СССР, средний танк «Объект 430», разраба­тывавшийся согласно Постановлению CM СССР от 6 мая 1955 г . с обеспечением установки на нем современного пушеч­ного оружия, повышением средней скорости до 45 км/ч , а также усилением его противоатомной и противокумулятивной защи­ты.

В июне 1961 г . разработанный заводом технический проект танка, получившего обозначение «Объект 432», был рассмотрен на заседании секции № 7 HTC ГКОТ и на пленуме НТК ГБТУ. В марте 1962 г . были начаты заводские испытания первого опытного образца танка. В мае 1962 г . заводом был изготовлен второй опытный образец танка для заводских и полигонных ис­пытаний. В феврале 1963 г . с учетом результатов заводских ис­пытаний первых двух опытных образцов был изготовлен третий опытный образец танка «Объект 432» для полигонно-войско­вых испытаний. В феврале-марте 1963 г . в войсках Киевского ВО в районе г. Чугуєва были проведены испытания третьего опытного образца танка.

По результатам полигонных и войско­вых испытаний трех опытных образцов 28 марта 1963 г . вышло Постановление ЦК КПСС и CM СССР «О подготовке к серий­ному производству нового среднего танка /объект 432/ и воору­жения к нему». Первые 10 танков «Объект 432» установочной партии заводом им. Малышева были собраны к 4 марта 1964 г ., а к концу года количество изготовленных танков достигло 90 единиц. В 1965 г . завод по чертежам главного конструктора из­готовил 163 танка «Объект 432». Проведенные в августе-сентя­бре 1965 г . контрольно-заводские испытания танка «Объект 432» показали, что внедренные в конструкцию танка мероприя­тия по повышению надежности работы двигателя, механизма заряжания пушки и стабилизатора вооружения не обеспечива­ли бездефектную работу в пределах гарантийного пробега в объеме 3000 км . В течение 1966 г . на заводе проводилась кон­структивная и производственная доработка танка «Объект 432» с учетом контрольных заводских испытаний и опытной войско­вой эксплуатации свыше 150 танков. Всего к 1966 г . заводом бы­ло изготовлено 294 танка «Объект 432». Постановлением ЦК КПСС и CM СССР от 30 декабря 1966 г . средний танк «Объект 432» был принят на вооружение Советской Армии и ему было присвоено наименование «Танк Т-64». Серийное производство этого танка было организовано в г. Харькове в 1966-1968 гг.

Танк «Объект 432» имел классическую схему общей компо­новки с разобщенным расположением экипажа из 3 человек, размещением 115-мм пушки во вращающейся башне и установ­кой дизеля поперек продольной оси броневого корпуса. Осо­бенностью танка, имевшего забронированный объем 10,5 м3 , яв­лялась высокая плотность компоновки, а также наименьшие среди средних танков с башней габаритные показатели, особен­но по высоте ( 2,17 м ). Это было достигнуто за счет исключения заряжающего из состава членов экипажа и применения меха­низма заряжания, малой высоты специально спроектированно­го двигателя и наличия выштамповки в днище корпуса для раз­мещения сиденья механика-водителя. Внутреннее оборудова­ние танка размещалось в трех отделениях: отделении управле­ния, боевом и моторно-трансмиссионном. Отделение управле­ния располагалось в носовой части корпуса танка. В центре от­деления управления вдоль продольной оси корпуса находилось сиденье механика-водителя. Такое его расположение упрощало вождение танка. Справа от сиденья механика-водителя были установлены правый топливный бак и бак-стеллаж, а слева - левый топливный бак и аккумуляторные батареи с пуско-регу- лирующей аппаратурой.

Сиденье фиксировалось в двух положениях: нижнем (при вождении танка с закрытым люком) и верхнем (при вождении танка с открытым люком). Конструкция сиденья предусматри­вала регулировку по высоте и вдоль корпуса танка для установ­ки его в удобное для механика-водителя положение. Перед си­деньем механика-водителя на днище корпуса были установле­ны рычаги управления поворотом, педаль подачи топлива, пе­даль отключения БКП (педаль трансмиссии) и педаль тормоза. Справа от сиденья механика-водителя на днище был установ­лен избиратель передач (рычаг переключения передач). На верхнем наклонном носовом листе корпуса перед сиденьем механика-водителя находился гирополукомпас ГПК-59, кото­рый обеспечивал вождение танка по заданному курсу в услови­ях затрудненного ориентирования.

Для наблюдения и вождения танка в боевой обстановке ра­бочее место механика-водителя было оборудовано тремя приз­менными смотровыми приборами, обеспечивавшими механику- водителю обзор в секторе 192°. Приборы наблюдения имели электрообогрев входного и выходного окон.

Танк «Объект 432».
Боевая масса - 35 т; экипаж - 3 чел.; оружие: пушка - 115 мм, пулемет - 7,62 мм; броня - противоснарядная; мощность дизеля (700 л.с.); максимальная скорость - 65 км/ч.

Танк «Объект 432».

Боевая масса - 35 т; экипаж - 3 чел.; оружие: пушка - 115 мм , пулемет - 7,62 мм ; броня - противоснарядная; мощность дизеля ( 700 л .с.); максимальная скорость - 65 км/ч .

 

 

При ночном вожде­нии танка вместо центрального призменного смотрового прибо­рами в шахте устанавливался бинокулярный прибор ночного видения ТВН-2БМ. Очистка смотровых приборов механика-водителя от пыли, грязи, снега и т.п. осуществлялась с помощью системы гидропневмоочистки.

Над сиденьем механика-водителя в подбашенном листе кор­пуса находился люк механика-водителя. Броневая крышка лю­ка открывалась и закрывалась с помощью закрывающего меха­низма, который обеспечивал открытие и закрытие люка как из­нутри, так и снаружи танка. При определенных положениях башни люк механика-водителя не открывался. Положения баш­ни при котором обеспечивалось открытие люка механика-води­теля было изображено красными дугами на внутренней шкале азимутального указателя механизма поворота башни. При рабо­тающем стабилизаторе механик-водитель мог включением тумблера повернуть башню в положение, обеспечивающее от­крытие его люка. При открытом люке механика-водителя вра­щение башни от электропривода было исключено путем размы­кания цепи электропривода с помощью микровыключателя.

За сиденьем механика-водителя в днище корпуса имелся люк запасного выхода, крышка которого открывалась внутрь танка.

В боевом отделении, располагавшемся во внутреннем объе­ме башне и в средней части корпуса танка, справа от пушки на­ходилось рабочее место командира танка, слева - наводчика. На рабочем месте командира танка во вращающейся крыше ба­шенки был установлен комбинированный (дневной и ночной) командирский прибор наблюдения ТКН-3 и два призменных прибора наблюдения ТНП-160. Наблюдение за полем боя на­водчик осуществлял днем через танковый прицел-дальномер ТПД-43Б или перископический прибор наблюдения ВНМ, но­чью - с помощью ночного прицела ТПН1-432. Для безопасной работы командира танка и наводчика при вращении конвейера механизма заряжания (М3) пушки в боевом отделении была установлена кабина. Кабина, представлявшая собой цилиндри­ческую сварную корзину, была закреплена на кронштейнах к верхнему погону башни и вращалась вместе с ней относитель­но корпуса танка.

Посадка и выход командира танка и наводчика производи­лись через два люка в крыше башни.

 

Полигонные испытания танка «Объект 432».

Полигонные испытания танка «Объект 432».

 

Люки закрывались броне­выми крышками. Для сообщения между боевым отделением и отделением управления в передней части кабины по продоль­ной оси находился люк, закрывавшийся съемным щитком. Для обеспечения перемещения членов экипажа из одного отде­ления в другое из конвейера М3 снимались два лотка.

В кормовой части танка за герметичной перегородкой нахо­дилось моторно-трансмиссионное отделение, которое за счет исключительно плотной компоновки занимало объем всего 2,62 м3 . Последняя была достигнута за счет центрального попе­речного расположения двухтактного дизеля с горизонтальным расположением цилиндров и двумя выходами коленчатого вала в сочетании с двумя планетарными бортовыми коробками пере­дач, а также за счет применения эжекционной системы охлаж­дения водяных и масляных радиаторов.

 

Танк «Объект 432».

Танк «Объект 432».

 

Стрельба сходу из танка «Объект 432».

Танк «Объект 432». Вид спереди.

Танк «Объект 432». Вид спереди.

 

Основным оружием танка являлась 115-мм гладкоствольная стабилизированная в двух плоскостях танковая пушка Д-68 раз­дельно-гильзового заряжания с клиновым полуавтоматическим затвором горизонтального перемещения и эжекционным меха­низмом очистки канала ствола от пороховых газов после выстре­ла. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м бронебойно-подкалиберным снарядом была равна 1870 м , кумулятивным - 990 м . При стрельбе прямой наводкой использовался моноку­лярный, стереоскопический с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости прицел-дальномер ТПД-43Б. Наибольшая прицельная дальность стрельбы бронебойно-подкалиберным снарядом составляла 4000 м , осколочно-фугасным и кумулятивным - 3300 м . Ошибка измерения дальности в диа пазоне 1000- 4000 м была от 3 до 5%. При стрельбе ночью ис­пользовался ночной монокулярный перископический прицел ТПН1-432, а при стрельбе из пушки с закрытых огневых пози­ций - боковой уровень и азимутальный указатель. Наибольшая прицельная дальность стрельбы (с помощью ночного прицела) бронебойно-подкалиберным снарядом - 800 м .

 

Продольный разрез танка «Объект 432».

Продольный разрез танка «Объект 432».

 

Выстрел из пуш­ки осуществлялся гальванозапалом или механическим (руч­ным) спуском. Электроспуск осуществлялся при нажатии на кнопку, находившуюся на правой рукоятке пульта прицел-даль­номера ТПД-43Б, или на клавишу, находившуюся на рукоятке маховика подъемного механизма пушки. Механический (руч­ной) спуск осуществлялся нажатием на рычаг, выходивший на­ружу за левый щит ограждения пушки. Углы вертикальной на­водки пушки с помощью гидравлического подъемного механиз­ма находились в пределах от -6 до +14°.

 

Установка пушки и спаренного пулемета в башне танка «Объект 432».

Установка пушки и спаренного пулемета в башне танка «Объект 432».

 

Поворот башни в горизонтальной плоскости осуществлялся с помощью одного из двух механизмов поворота. При работе электропривода поворот башни осуществлялся гидравличе­ским механизмом поворота, а при неработающем электроприво­де - механизмом поворота с ручным приводом. Скорость гори­зонтальной наводки при работающем электроприводе находи­лась в пределах от 0,05 до 18 град./с, при ручном приводе - за­висела от интенсивности вращения маховика с рукояткой меха­низма поворота башни. В маховике механизма поворота башни с ручным приводом был размещен азимутальный указатель. Стопорение башни относительно корпуса танка в любом поло­жении обеспечивалось гребневым стопором башни с восемью

зубьями. Пушка в походном положении стопорилась с помо­щью специальной трехпозиционной тяги, позволявшей фикси­ровать в вертикальной плоскости пушку относительно башни в трех положениях.

Стрельба из пушки могла вестись выстрелами с бронебойно- подкалиберными ЗБМ5, кумулятивными ЗБК8, ЗБК8М или ос­колочно-фугасными ЗОФ17 снарядами. Бронепробиваемость БПС на дальности 1000 м составляла 250 мм ( 135 мм под углом 60°), а КС - 450 мм .

С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет ПКТ, который обес­печивал эффективное поражение открыто расположенных це­лей на дистанции до 1500 м . Для стрельбы из пулемета необхо­димо было нажать на кнопку на левой рукоятке пульта управле­ния прицел-дальномером ТПД-43Б или на кнопку на рукоятке маховика механизма поворота башни.

Эффективное ведение огня сходу из пушки и спаренного пу­лемета обеспечивалось стабилизатором 2Э18 «Сирень», имев­шим электрогидравлические приводы для стабилизации и на­водки пушки и спаренного пулемета в вертикальной и горизон­тальной плоскостях. Кроме того, стабилизатор обеспечивал це­леуказание от командира танка к наводчику в горизонтальной плоскости и аварийный поворот башни с рабочего места меха­ника-водителя. В качестве задающих элементов стабилизатора в вертикальной и горизонтальной плоскостях использовались трехстепенные гироскопы, обладавшие свойством сохранять неизменным направление своих осей в пространстве.

Для обеспечения боевой скорострельности танковой пушки до 10 выстр./мин. танк был оборудован механизмом заряжания (М3). Он представлял собой гидроэлектромеханический комп­лекс с вращающимся конвейером, механизмом подачи, механиз­мом улавливания поддона заряда после выстрела и механизмом досылания. Механизм заряжания обеспечивал автоматическое заряжание пушки тремя типами выстрелов с БПС, КС и ОФС в раздельно-гильзовом исполнении. Емкость конвейера М3 со­ставляла 30 выстрелов. Угол заряжания (постоянный) - +2°48’. Скорость вращения конвейера - 24 град/с. Продолжительность заряжания одного выстрела зависела от его расположения в кон­вейере М3 относительно рычага механизма подачи. Минималь­ная продолжительность заряжания одного выстрела составляла 6 с, максимальная (полный поворот конвейера) - 20 с.

 

Размещение узлов и приборов стабилизатора в танке «Объект 432».

Размещение узлов и приборов стабилизатора в танке «Объект 432».

 

Рабочее место командира танка «Объект 432».

Рабочее место командира танка «Объект 432».

Схема механизма заряжания танка Объект 432

Схема механизма заряжания танка «Объект 432»: 1 - улавливатель поддонов зарядов; 2 - копир; 3 - верхний полулоток; 4 - захваты; 5 - нижний полулоток; 6 - тележка рычага механизма подачи; 7 - рычаг подачи; 8 - привод улавливателя поддонов зарядов; 9 - конвейер механизма заряжания.

 

Заряжание пушки также могло производиться вручную вы­стрелами, взятыми из немеханизированных укладок танка.

Внутри танка были предусмотрены укладки для автомата АК-47, 26-мм сигнального пистолета и 10 ручных гранат Ф-1.

Боекомплект к пушке состоял из 40 выстрелов, к спаренно­му с пушкой пулемету ПКТ - 2000 патронов, к 7,62-мм автома­ту АК-47 - 120 патронов.

Броневая защита танка - противоснарядная. Она обеспечи­вала защиту экипажа и внутреннего оборудования от воздейст снарядов зарубежных 105-мм нарезных танко­вых пушек с дальности 500 м при курсовых углах обстрела +20°.

В конструкции корпуса и башни применялись комбиниро­ванные броневые преграды. При действии в боевых условиях на танке устанавливались бортовые щитки (экраны). Три правых и три левых бортовых щитка крепились на левой и правой над- гусеничных полках в передней части танка. Еще два (левый и правый) передних щитка крепились на передних откидных грязевых щитках.

 

Схема броневой защиты танка «Объект 432». Вариант.

Схема броневой защиты танка «Объект 432». Вариант.

 

Носовая часть корпуса танка была сварена из верхнего и нижнего наклонных броневых листов. Угол наклона верхней лобовой детали корпуса составлял 68° и она имела многослой­ную комбинированную конструкцию. Между наружным и вну­тренним броневыми листами находились два листа стеклотек­столита. Этот сравнительно легкий материал эффективно ос­лаблял кумулятивную струю и поток быстрых нейтронов, не вызывая большого увеличения массы корпуса танка. Для снижения вероятности заклинивания башни танка, от сри­кошетивших снарядов, на верхнем наклонном листе и на боко­вых «скулах» переднего листа крыши корпуса танка были при­варены отбойники.

 

 

Конструкция носовой части корпуса и лобовая часть башни танка «Объект 432»

Конструкция носовой части корпуса и лобовая часть башни танка «Объект 432»

 

Для обеспечения размещения в боевом отделении конвейера М3 с максимально возможным числом выстрелов в средней ча­сти вертикально располагавшихся броневых листов бортов кор­пуса танка были сделаны выштамповки. Выштамповки спереди были защищены приваренными на наружной стороне бортов броневыми накладками. В верхней части выштамповок и на­кладках имелись вырезы под верхние ветви гусениц.

Крыша над MTO представляла собой сварную конструкцию из броневых катаных листов и литых боковин. Для обеспечения доступа к узлам и агрегатам силовой установки и трансмиссии крыша поднималась вверх на угол 29°30’ с помощью рычажно­торсионного механизма подъема. Днище корпуса танка состоя­ло из трех сваренных между собой броневых листов, каждый из которых представлял собой штампованную деталь, имевшую в поперечном сечении корытообразную форму. Для компактно­го размещения торсионов и увеличения жесткости конструкции в днище имелись продольные и поперечные выштамповки. В переднем листе днища, кроме того, имелась выштамповка, обеспечивавшая необходимую высоту для размещения механи­ка-водителя по-боевому.

Литая башня снарядостойкой формы имела мощную лобо­вую часть с замкнутой по периметру амбразурой для пушки и отверстиями для пулемета и прицела-дальномера. В правой и левой половинах лобовой части башни имелись специальные полости, которые заполнялись вставками из алюминиевого сплава. К верхней части башни были приварены крыша и кор­пус базовой трубы прицел-дальномера. Справа и слева от амб­разуры пушки перед выходными окнами прицел-дальномера в башне были сделаны специальные вырезы, обеспечивавшие необходимую обзорность.

 

 

 

 

Башня устанавливалась на корпус танка на шариковой опо­ре, представлявшей собой радиально-упорный шарикоподшип­ник, кольцами которого являлись погоны башни. Верхний по­гон опоры башни одновременно являлся составной частью ша­риковой опоры конвейера механизма заряжания пушки. Между башней и нижним погоном в выточке нижнего погона была ус­тановлена резиновая манжета, предотвращавшая проникнове­ние внутрь танка пыли при движении танка, воды во время под­водного вождения, ударной волны и радиоактивной пыли при ядерном взрыве.

Защита экипажа и внутреннего оборудования обитаемых от­делений танка от быстрых нейтронов была обеспечена за счет установки внутри машины специального материала (подбоя) на основе полиэтилена. Дополнительной защитой командира и на­водчика являлись также вертикально расположенные заряды артиллерийских выстрелов, а механика-водителя - дизельное топливо, располагавшееся в левом и правом передних баках.

Все эти мероприятия обеспечивали 16-кратное ослабление уровня проникающей радиации.

 

Бортовые щитки (экраны) в походном положении (верхний снимок) и
в боевом (нижний снимок) положении.

Бортовые щитки (экраны) в походном положении (верхний снимок) и

в боевом (нижний снимок) положении.

 

Схема установки противокумулятивных бортовых экранов

Схема установки противокумулятивных бортовых экранов

 

Танк был оборудован системой противоатомной защиты (ПАЗ), которая вместе с броневой конструкцией обеспечивала за­щиту экипажа и внутреннего оборудования танка от воздействия ударной волны ядерного взрыва за счет герметизации машины с автоматическим закрытием до прихода ударной волны отвер­стий, которые в условиях эксплуатации могли быть открыты (вен­тиляционные лючки, жалюзи над радиатором и воздухоочистите­лем и т.п.). Высокий уровень герметизации обитаемых отделений танка обеспечивался постоянно установленными уплотнительны­ми устройствами и автоматически закрываемыми устройствами дополнительной герметизации. Постоянные уплотнения имели амбразуры пушки и пулемета, шариковая опора башни, перегород ка МТО, крышки люков членов экипажа и запасного выхода, мес­та установки приборов наблюдения и прицеливания. Для предо­хранения обитаемых отделений танка от проникновения радиоак­тивной пыли за счет создания в них избыточного давления (подпо­ра) воздуха и обеспечения членов экипажа очищенным воздухом в правой задней части боевого отделения был установлен нагнета­тель. Нагнетатель представлял собой центробежный вентилятор с инерционной очисткой запыленного воздуха в роторе. Он обес­печивал создание избыточного давления не менее 0,29 кПа (0,003 кгс/см2) и очистку воздуха от пыли примерно на 98%.

Основными элементами электрооборудования системы ПАЗ являлись радиометрический блок защиты РБЗ-1М, рентгенметр ДП-ЗБ, электродвигатель нагнетателя, коробка управ­ления вентилятором и нагнетателем КУВ-5, электромагнит ме­ханизма остановки двигателя и запалы пиропатронов механиз­мов закрывания. В системе ПАЗ танка особое внимание было уделено повышению уровня защиты командира танка. При ядерном взрыве сигнал от радиометрического блока защи­ты РБЗ-1М поступал на коробку релейную КРПУ, а от нее на­пряжение подавалось на пиропатроны исполнительных меха­низмов. При срабатывании пиропатрона в специальном меха­низме, сиденье вместе с командиром танка быстро опускалось вниз - под защиту наиболее толстой брони башни.

Для тушения пожара, возникшего в танке, применялась уни­фицированная автоматическая, трехкратного действия система ППО. Пожаротушащий состав «3,5» находился в трех двухлит­ровых баллонах. Система могла работать в автоматическом, по­луавтоматическом режимах или в режиме ручного включения. Для тушения незначительных очагов пожаров в танке имелся ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.

Активным средством маскировки танка являлась термиче­ская дымовая аппаратура (ТДА), обеспечивавшая, при работаю­щем двигателе, многократную постановку дымовых (аэрозоль­ных) завес.

Для преодоления по дну водных преград глубиной до 5 м , танк был оснащен ОПВТ. Оборудование танка для подводного вождения состояло из постоянно установленных и съемных уз­лов. На танке были постоянно установлены: уплотнения корпу­са и башни танка; уплотнение броневой защиты пушки; заслон­ка обводного газохода отработавших газов; привод к заслонке га­зохода и к клапану уплотнения эжектора воздухоочистителя и два водооткачивающих насоса производительностью по 100 л/мин. При преодолении водной преграды на танк устанав­ливались: двухсекционная воздухопитающая труба; двухсекци­онная выпускная труба; уплотнение дульного среза пушки; уп­лотнение спаренного пулемета; выпускной клапан; уплотнение жалюзи над воздухоочистителем; уплотнение эжектора воздухо­очистителя; уплотнение отверстий вентиляции M ТО; клапан слива воды из газохода; обратные клапаны водооткачивающих насосов; клипсы фиксации рукоятки рычага привода жалюзи. Съемные узлы ОПВТ укладывались снаружи танка. Монтаж съемных частей ОПВТ силами экипажа производился в течении45 мин. После форсирования водной преграды время, необходи­мое для подготовки танка к немедленному ведения огня, состав­ляло всего 1 мин. Движение по дну водоема осуществлялось на I передаче. Выдерживание заданного направления движения обеспечивалось работой гирополукомпаса ГПК-59 и с помощью радиосвязи. Кроме того, в комплект ОПВТ входили три изоли­рующих аппарата танкиста АТ-1.

Основу силовой установки танка составлял пятицилиндро­вый, двухтактный, турбопоршневой быстроходный танковый дизель 5ТДФ жидкостного охлаждения с прямоточной продув­кой, поршневым газораспределением, горизонтальным распо­ложением цилиндров и встречно движущимися поршнями. Ма­ксимальная мощность двигателя массой 1050 кг составляла 515 кВт ( 700 л .с.). Отбор мощности осуществлялся с двух сто­рон от выпускного коленчатого вала. Оси коленчатых валов двигателя располагались поперек продольной оси танка. Двига­тель крепился в трех точках с помощью двух жестко закреплен­ных цапф и одной шарнирной опоры. Установка двигателя в от­личие от установки двигателя типа В-2 не требовала центровки относительно агрегатов трансмиссии, благодаря чему он отно­сительно легко заменялся в полевых условиях.

Во внутренние топливные баки заправлялось 815 л дизель­ного топлива марки ДЛ, ДЗ или ДА. Емкость передней группы баков, состоявшей из левого и правого передних баков и бака- стеллажа, составляла 505 л . На левой надгусеничной полке тан­ка были расположены три наружных топливных бака общей ем­костью 330 л . Наружные баки были сварены из алюминиевых листов и в каждом из них имелась заправочная горловина, за­крывавшаяся пробкой.

 

Топливная система танка Объект 432

Топливная система танка «Объект 432»: 1 и 9 - правый и левый передние топливные баки; 2 - бак-стеллаж; 3 и 4 - правый и левый кормовые топливные баки; 5 - фильтр тонкой очистки; 6 - топливоподкачивающий насос двигателя; 7 - фильтр грубой очистки; 8 - наружные топливные баки; 10 - ручной топливоподкачивающий насос; 11 - топливораспределительный кран.

 

Баки были соединены между собой пос­ледовательно. Выработка топлива из баков происходила через задний бак, трубопровод которого был соединен с краном от­ключения наружных баков. Благодаря относительно небольшо­му удельному расходу топлива 238 г/кВт-ч(175 г/л.с.-ч) дви­гателем, запас хода по шоссе на одной заправке достигал 650 км . Для заправки топливных баков танка в полевых условиях было предусмотрено топливозаправочное устройство. Устройство со­стояло из носового центробежного насоса (при преодолении водных преград выполнявшего функции водооткачивающего насоса), крана переключения («вода», «топливо»), заправочно­го топливного фильтра и дюритового шланга с заборным пат­рубком и поворотным угольником со штуцером.

 

Размещение бескассетного воздухоочистителя в MTO танка «Объект 432».

Размещение бескассетного воздухоочистителя в MTO танка «Объект 432».

 

Схема компоновки агрегатов МТО: 1 и 5 - левый и правый бортовые редукторы; 2 и 4 - левая и правая бортовые коробки передач; 3 - дизель 5ТДФ.

Схема компоновки агрегатов МТО: 1 и 5 - левый и правый бортовые редукторы; 2 и 4 - левая и правая бортовые коробки передач; 3 - дизель 5ТДФ.

 

В системе воздухоочистки использовался одноступенчатый бескассетный воздухоочиститель циклонного типа с эжекционным удалением пыли из пылесборника. Воздухоочиститель был установлен у левого борта над патрубками входа воздуха в на­гнетатель двигателя.

В принудительной системе смазки двигателя с сухим картером был применен полнопоточный масляный центробежный фильтр тонкой очистки. Фильтр располагался на блоке двигателя сверху и крепился к нему шпильками. Непрерывную подачу масла к тру­щимся деталям обеспечивал нагнетающий масляный насос. Для создания заданного давления в системе в широком диапазоне изменения частоты вращения коленчатых валов двигателя нагне­тающий масляный насос имел производительность 120 л/мин. За­правочная емкость системы смазки двигателя равнялась 75 л .

Особенностью жидкостной системы охлаждения являлось использование энергии отработавших газов для создания пото­ка охлаждающего воздуха через радиаторы. Применение в воз­душном тракте эжекционной системы охлаждения обеспечило компактность системы охлаждения, хорошую ее саморегулируемость и уменьшение количества излучаемого танком тепла. Два последовательно соединенных и аналогичных по конструк­ции трубчато-пластинчатых водяных радиатора устанавлива­лись в изолированном от MTO корпусе эжектора под углом в сторону носа танка. Наклон радиаторов обеспечивал полный слив охлаждающей жидкости из них. Заправочная емкость сис­темы охлаждения равнялась 65 л . Для охлаждения двигателя применялась летом вода с трехкомпонентной присадкой, зимой - низкозамерзающая жидкость марки 40 или 65.

 

Бортовая коробка передач танка «Объект 432».

Бортовая коробка передач танка «Объект 432».

 

Предварительный нагрев силовой установки перед пуском двигателя и поддержание ее в состоянии постоянной готовно­сти к пуску при низких температурах окружающего воздуха осуществлялся с помощью системы подогрева, основным эле­ментом которой являлся форсуночный подогреватель. Разогрев двигателя и узлов силовой установки производился жидко­стью, а масла в масляном баке отработавшими газами подог­ревателя. Кроме того, для облегчения пуска двигателя произво­дился нагрев воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя электрофакельным подогревом.

Пуск двигателя производился от двух независимо действо­вавших систем: от стартер-генератора (основной способ) или от воздушного пускового устройства (резервный способ). При не­обходимости пуск двигателя мог производиться комбинирован­ным способом (одновременно стартер-генератором и воздуш­ным пусковым устройством) или с буксира.

Воздушное пусковое устройство входило в воздушную сис­тему танка. Кроме пуска двигателя эта система обеспечивала впрыск масла в цилиндры двигателя, работу электрофакельного подогрева и очистку смотровых приборов от грязи и пыли во время движения и на месте. Источниками сжатого воздуха яв­лялись: компрессор АК-150С (при работающем двигателе) и два баллона со сжатым воздухом (при неработающем двигате­ле). Рабочее давление в системе - 14,7 МПа (150 кгс/см2).

Механическая планетарная трансмиссия обеспечивала вы­сокую среднюю скорость, хорошую маневренность и проходи­мость танка. Высокий КПД трансмиссии способствовал получе­нию большого запаса хода, а применение гидросервосистемы управления трансмиссией значительно облегчало управление движением танка. Трансмиссия состояла из двух (левой и пра­вой) бортовых коробок передач (БКП), двух бортовых редукто­ров, системы смазки трансмиссии и гидросервосистемы управ­ления. Конструкция трансмиссии обеспечивала высокую на­дежность работы и не требовала значительных затрат времени на выполнение технического обслуживания.

 

Направляющее колесо и траки танка «Объект 432» .

Направляющее колесо и траки танка «Объект 432» .

Танк «Объект 432» с установленным комплектом ОПВТ. На верхней части снимка - воздухопитающая и выпускная трубы в транспортном положении.

Танк «Объект 432» с установленным комплектом ОПВТ. На верхней части снимка - воздухопитающая и выпускная трубы в транспортном положении.




 









 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ