ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

 

Системы стабилизации в современных танках

 

Stabilization Systems in Modern Tanks

Military Technology, 2001,

Special Issue No 3, p. 78-79

BTVT.narod.ru

 

Основной задачей системы стабилизации является приведение орудия в нужное время в нужное положение при наведении и стрельбе по цели. Когда экипаж танка опознал цель, наводчик должен навести прицельную марку на цель для достижения самого высокого уровня поражения. Система стабилизации должна позволять наводчику сопровождать движущуюся цель без больших отклонений линии прицеливания. Основным требованием к системе стабилизации является точная стрельба по неподвижным и движущимся целям во время высокоскоростного движения танка. Лишь хорошая система стабилизации приводит к высокой вероятности попадания первым выстрелом.

Вертикальный привод

Рис. 1. Вертикальный привод

"Система согласования орудия с прицелом" обеспечивает требуемые высокие характеристики. Наводчик управляет стабилизированной линией прицеливания, а система стабилизации пушки и башни согласуется с линией прицеливания с учетом поправки в угол прицеливания и поправки в угол упреждения.

Головка зеркала

Рис. 2. Головка зеркала

Точная стрельба возможна лишь в том случае, если ствол пушки находится в точно заданном положении в момент стрельбы, предполагая, что линия прицеливания установлена наводчиком в нужное положение. Это контролируется схемой совпадений. Схема проверяет отклонение положения пушки относительно линии прицеливания посредством сравнения сигналов решающим устройством от головного зеркала и приводов пушки и башни.

Если сигналы находятся в пределах какого-то небольшого окна, выполняется одно условие стрельбы. Другим условием является скорость перемещения ствола пушки по вертикали и горизонтали в пределах окна совпадений. Скорость должна быть нулевой с малой допустимой погрешностью, что означает, что ствол пушки не выйдет за пределы окна совпадений во время стрельбы.

Электрическая система стабилизации пушки и башни танка "Леопард-2" состоит из вертикального привода с бесщеточным электродвигателем постоянного тока, тормоза и планетарного ряда. Этот ряд обеспечивает большой момент для удержания орудия даже при движении в нестабилизированном режиме на труднопроходимой местности. Привод башни имеет бесщеточный электродвигатель постоянного тока, а также редуктор и тормоз.

Электродвигатели приводятся в действие с помощью электронного блока управления энергией, который соединен с 24-В источником питания. Функции управления и переключения всех режимов реализованы в электрическом блоке стабилизации.

Датчиками стабилизации являются гироскопы с двумя степенями свободы, два– на пушке и один для определения направления перемещения башни – в башне.

Электронный блок управления состоит из трех контуров управления, один для включения электродвигателя, другой – для определения угловой скорости и третий – для согласования положений.

Если этот блок управления вышел из строя, это значит, что один из элементов: электродвигатель, электронный блок управления энергией, сервоуправление или гироскоп – не работает, а для перемещения пушки и башни необходимо использовать аварийный контур.

Приводы пушки и башни имеют отдельные аварийные электродвигатели. Эти электродвигатели приводятся в действие специальным аварийным блоком управления от 24-В источника питания. Перемещениями пушки и башни управляют с помощью ручки управления (джойстика) на рабочем месте наводчика.

Большая неуравновешенность пушки L-55 танка "Леопард-2А6" потребовала интеграции новых контуров управления в контуры систем приводов пушки и башни. Электрическая система стабилизации пушки и башни достигла таких же высоких характеристик, но с дополнительными датчиками и электронным оборудованием, при значительно более высоком несбалансированном крутящем моменте и моменте инерции.

Достоинствами электрической системы являются:

-          высокая надежность и, следовательно, высокий коэффициент готовности;

-          нет необходимости в дополнительной оптимизации параметров контуров управления даже в условиях экстремальных температур.

Электрические приводы для бронированной машины

Рис. 3. Электрические приводы для бронированной машины (боевого и специальных танков, зенитных платформ, устанавливаемых на танках гаубиц)

 

Хорошая защита экипажа обеспечивается благодаря тактическим преимуществам:

-          низкая ИК сигнатура (никакого рассеяния тепла);

-          низкий уровень шумов (нет гидравлического насоса и компрессора);

-          отсутствие риска пожара (нет воспламеняющейся гидравлической жидкости).

Низкий расход энергии позволяет вести бесшумное наблюдение при питании от аккумуляторной батареи и экономить энергию для другого электрического оборудования. Низкая стоимость жизненного цикла достигается за счет практически отсутствия необходимости обслуживания. Система может быть включена и эксплуатироваться с известными характеристиками даже после длительного перерыва в работе.

Все подсистемы танка "Леопард-2" были разработаны и произведены одной отдельной фирмой ESW. Она не только поставляет элементы, а также отвечает за систему в целом.

Хорошая защита экипажа обеспечивается благодаря тактическим преимуществам:

-          низкая ИК сигнатура (никакого рассеяния тепла);

-          низкий уровень шумов (нет гидравлического насоса и компрессора);

-          отсутствие риска пожара (нет воспламеняющейся гидравлической жидкости).

 

Низкий расход энергии позволяет вести бесшумное наблюдение при питании от аккумуляторной батареи и экономить энергию для другого электрического оборудования. Низкая стоимость жизненного цикла достигается за счет практически отсутствия необходимости обслуживания. Система может быть включена и эксплуатироваться с известными характеристиками даже после длительного перерыва в работе.

Все подсистемы танка "Леопард-2" были разработаны и произведены одной отдельной фирмой ESW. Она не только поставляет элементы, а также отвечает за систему в целом, что гарантирует уровень танка "Леопард-2".

Новейшие приводы орудийных башен также разрабатываются фирмой ESW для использования в легких танках.

Фирма ESW является надлежащей фирмой для обращения по поводу систем стабилизации для легких, средних и тяжелых танков при реализации международных программ.