ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ "Леопард-2" А5
Материал
подготовлен автором сайта © Аndrei
на основе: Michael
Scheibert Leopard 2 A5 Euro-Leopard 2 Waffen-Arsenal Special Band 17. Танк
"Леопард-2" А5
История создания танка
"Леопард-2" А5
Первый боевой танк "Леопард-2" был передан
Бундесверу 24 октября 1979 года. До марта 1992 года немецким сухопутным
войскам было поставлено 2125 машин в четырех различных вариантах.
"Леопард-2" ценится войсками за свою надежность и простоту
обслуживания и относится к группе высокоэффективных систем. В общей сложности около 3000 танков "Леопард-2"
находятся на вооружении армий четырех европейских стран (Германия,
Нидерланды, Швейцария и Швеция). Испания вскоре станет их преемником.
Несмотря на то, что в процессе серийного производства осуществлялись
некоторые технические улучшения, танк "Леопард-2" в своей
стандартной конфигурации большинства узлов и их конструкции представляет
собой уровень технологии конца 70-х годов. Проводимый с середины 80-х годов анализ угрозы для танка
"Леопард-2" показал, что благодаря намечающимся разработкам новой
технологии боеприпасов возникает дефицит в областях защиты и огневой мощи
машины. Дополнительно должны быть решены известные проблемы в области
управляемости танковыми подразделениями и отдельными бронированными машинами
путем установки дополнительных и
улучшенных средств управления, наблюдения и связи. Концепция, ориентированная на совершенствование танка
"Леопард-2", предоставила определенный простор для повышения
эффективности системы. Тем более, что геометрия основных конструкций и резерв
мощности способствуют необходимому повышению боевой массы и увеличению
внешних размеров без снижения мобильности. После крупномасштабных исследований в 1988 году во всех
сферах, определяющих боеспособность и возможность использования танка, была
завершена разработка мероприятий по увеличению его боевой эффективности. Предусмотренное
"повышение боевой эффективности" (KWS) боевого танка
"Леопард-2" включает этапы I и II. От первоначально
предусмотренного этапа III отказались в связи с проектом "Новая бронированная платформа"
(NGP). При этом мероприятия второго этапа, которые
предусматривают повышение огневой мощи, осуществляются в первую очередь.
Мероприятия первого этапа начнут внедряться лишь с 2000 года. Повышение боевой эффективности танка "Леопард-2"
планируется тремя странами: Германией, Нидерландами и Швейцарией. По окончании этапа исследования в 1989 году на базе
серийной машины "Леопард-2" был создан опытный носитель компонентов
(KVT), показавший ряд возможностей повышения боевой эффективности. С помощью
него (KVT), при участии школы танковых войск и группы дальнейшего
совершенствования (бывший специальный штаб ATV), были проведены обширные
испытания федеральным управлением поставок вооружения. Результаты этих
испытаний привели к созданию образцов для войсковых испытаний TVM-1 и TVM-2,
которые внешне незначительно отличались друг от друга, но их компоненты
принадлежат разным производителям. Оба образца в 1991/1992 годах были
подвергнуты тактико-тыловым войсковым испытаниям. Эти образцы были
представлены в сравнительных испытаниях в Швеции. На опытном носителе компонентов (KVT) на базе серийной машины
"Леопард-2" в 1989 году был показан ряд возможностей повышения
боевой эффективности На обоих образцах для войсковых испытаний (TVM) в
1991/1992 годах были проведены тактико-тыловые войсковые испытания. На
переднем плане TVM1 (мин.) (минимальный отрыв), а на заднем плане TVM1
(макс.) (максимальный отрыв). Основное отличие между обеими машинами
заключалось в том, что TVM1 (макс.) был оснащен электрическим стабилизатором
вооружения и тепловизионным устройством для командира, в то время как TVM1
(мин.) имел гидравлический СТВ повышенной эффективности, и бинокулярный
прицел командира. Следующий танк "Леопард-2" был переоборудован в
образец для войсковых испытаний TVM2 mod. Дополнительные испытания этой
машины были проведены с августа по ноябрь 1993 года и с июня по сентябрь 1994
года. Первые 225 танков "Леопард-2А5" с повышенной
боевой эффективностью (KWS) 1-й партии и 125 машин 2-й партии были переданы
немецким сухопутным войскам 30 сентября 1995 года. Нидерландские сухопутные войска 15 мая 1996 года получили
сначала первые 180 танков "Леопард-2А5" повышенной боевой
эффективности, затем следующие 150 машин. Швейцария примерно с 2003 года
планирует дополнительно переоборудовать 345 боевых танков
"Леопард-2" (танк 87) в версию А5. Швеция, до сих пор арендовавшая 160 танков
"Леопард-2" для своих механизированных бригад в стандартной
конфигурации, приобретет сначала 120 боевых танков "Леопард-2"
(Stridsvagn 122) с последующим приобретением еще 90 машин. Эти машины имеют
более сильное бронирование и дополнительно оснащены танковой
информационно-управляющей системой. Испания получила в аренду 108 обычных немецких боевых
танков "Леопард-2" и намерена приобрести новый
"Леопард-2", вероятно, в вариантах между моделями А5 и Stridsvagn
122. Танк "Леопард-2А5" способствует использованию
новых технологий и сохранению производственных мощностей танкостроения. Для
оснащения танковых войск приобретаются танки следующей партии (после
повышения боевой эффективности I этапа – KWS 1). В отличие от TVM2 танки TVM1
(макс.) (рис.) и TVM1 (мин.) были оснащены дополнительным
бронированием верхней части башни. Дополнительные испытания танка TVM2 (мод.) состоялись в
августе – ноябре 1993 года и июне – сентябре 1994 года. На корпусе в центре
над решеткой системы охлаждения выхлопных газов расположена небольшая
видеокамера заднего хода. Виден загруженный маскировочной сетью левый короб
на задней части башни, а также головная часть панорамного перископа PERI-R17
(самая высокая точка машины) Вооружение Основным вооружением
танка является 120-мм гладкоствольная пушка, разработанная фирмой
«Рейнметалл». Ствол имеет теплозащитный кожух и эжектор, изготовленный из
стеклопластика. Эжектор размещен эксцентрично к оси канала ствола для
увеличения угла снижения пушки, а по длине ствола смещен ближе к казеннику, в
зону более высоких давлений пороховых газов, с целью повышения эффективности
его действия. Внутренняя поверхность
трубы ствола упрочнена путем автофретирования. Ствол рассчитан на
максимальное давление пороховых газов 7100 кгс/кв. см, хотя при выстреле эта
величина не превышает 6300 кгс/кв. см. Живучесть ствола составляет не менее
500 выстрелов. Для повышения точности
стрельбы два тормоза отката расположены на пушке симметрично. Соединение трубы
ствола с казенником выполнено быстроразъемным в виде секторной резьбы. Монтаж
и демонтаж пушки при ремонте осуществляется через амбразуру башни, без снятия
последней. Боекомплект пушки
составляет 42 унитарных выстрела с частично сгорающей гильзой, из них 15
выстрелов находится слева в кормовой нише башни за бронированной перегородкой
и 27 выстрелов — в боеукладке слева от механика-водителя. Применяются
бронебойные подкалиберные цельнокорпусные снаряды ДМ23 из вольфрамового
сплава и многоцелевые кумулятивно-осколочные снаряды ДМ12. В 1987 году на
вооружение принят бронебойный подкалиберный снаряд ДМ33 с сердечником из
вольфрамового сплава диаметром После выстрела поддон
гильзы попадает в гильзоулавливатель, закрепленный на пушке и имеющий отсос
пороховых газов. Для удаления поддонов из танка, а также для загрузки
боекомплекта, используется люк в левом борту башни. Развитие сердечников от снаряда
DM-13 до снаряда DM-53 Защита Основным элементом модернизации
танка "Леопард-2" до уровня танка "Леопард-2
Усовершенствованный" является повышенная броневая защита (изготовленная
фирмой "Клоут"). Это совершенствование впервые рассматривалось в 1986г. Новая броня будет устанавливаться на
последние машины восьмой производственной партии для бундесвера (с конца 1990г.), а также на танки
"Леопард-2", уже находящиеся на вооружении, всех трех потребителей
с 1994г. Конструкция новой композитной
брони позволяет вставлять модульные комплекты в выемки корпуса и башни
(сделанные фирмой "Блом унд Фосс"), с последующим перекрытием их
дополнительными слоями брони. Передние два метра бортовых экранов состоят из
двух слоев стальной и композитной брони, которые навешиваются на петлях и
откидываются при транспортировке по железной дороге. Задние бортовые экраны
тоньше и легче и изготовлены из композитного материала. Лобовая часть башни
существенно изменена внешне из-за бронирования, необходимого для защиты от
кумулятивных снарядов. Усовершенствованная
броня башни значительно увеличила ее массу, что привело к потребности в более
мощной системе управления пушкой. В результате был установлен полностью
электрический привод пушки и башни, что дало возможность освободиться от
гидравлических трубопроводов высокого давления и емкостей в боевом отделении,
а также снизить уровни шумов и расход энергии. Износостойкая электросистема снизила
и потребности в обслуживании.
Система управления
огнем Для повышения возможности танка вести боевые действия
ночью перископический прибор командира включает тепловизионный прицел, который
передает свое изображение с помощью электронной аппаратуры на монитор внутри
башни. Это обеспечивает командиру возможность наблюдать местность, управлять
машиной, опознавать и обстреливать цели независимо от тепловизионного прибора
наводчика даже ночью и в условиях плохой погоды. Эта возможность поиска и
уничтожения противника означает, что командир может вести панорамное
наблюдение в то время, когда наводчик обстреливает цели. При необходимости
командир может переключать видеоотображение с прибора наводчика на свой
монитор и таким образом наблюдать и руководить действиями наводчика. Панорамный перископ PERI-R 17 является прибором дневного и ночного
видения (тепловизионный), устройством для наблюдения и прицеливания. Головная
часть прибора защищена щитком (броневым колпаком) от осколков и оснащена
стеклоочистителем для очистки загрязненного защитного стекла головки Место командира: в верхнем поле рисунка – окулярная часть
прибора PERI, справа сверху два из шести призменных прибора наблюдения командира.
Под ними слева направо: монитор для наблюдения с помощью тепловизионных
устройств или видеокамеры заднего вида, прибор управления и индикации, прибор
управления навигационной установкой, регистрирующий прибор командира. Оптический прицел EMES 15 является основным прицелом
танка. Он служит для наблюдения, определения дальности и наведения бортового
оружия. Тепловизионное устройство, установленное в прицеле EMES 15, используется совместно с элементами
окуляра и объектива (квадратное тепловизионное окошко). Справа - Броневая защита головной части главного оптического
прицела EMES 15 с закрытыми защитными створками: левая (по ходу танка) створка
перед окошком дневной ветви прибора имеет отверстие, которое при закрытых
створках (например, при артиллерийском обстреле) позволяет наводчику вести
наблюдение за целями Место наводчика
слева направо: окуляр оптического прицела FERO-Z 18, в середине – окулярная
часть главного оптического прицела EMES 15 (бинокуляр), рядом с ним прибор управления огнем
наводчика, совсем справа (только частично видно), вычислительное устройство
управления. Ниже фрагмента изображения находятся: указатель положения башни,
прибор управления главным оптическим прицелом EMES 15 и система управления
приводом наведения наводчика (двойная ручка наводчика). Мероприятия по улучшению
управляемости и управления огнем в башне Установка тепловизионного устройства с TIM (тепловизионным
модулем), интегрированного в модифицированный прибор командира PERI R17, а
также видеомонитора и прибора управления с видеопереключателем у командира для выборочного наблюдения
за изображением от главного оптического прицела EMES 15 наводчика или
собственного тепловизионного устройства, индексным указателем для модифицированного прибора
командира PERI R 17 для положения на
"6 и 12 часов" (точнее - вперед или назад) по отношению к ходовой
части/корпусу; оснащение селекторным переключателем
"Laser-Erstecho" на рукоятке управления наводчика (например, для
поражения вертолетов); оснащение электронным устройством для сокращения времени
реагирования; оснащение модифицированным индикаторным световым прибором,
показывающим наводчику установку прицела на дальность установка гибридной двухконтурной навигационной системы
для ориентирования на местности, в особенности ночью и при плохой видимости. Характеристики
подвижности Силовая установка
мощностью Подробнее о силовой
установке см. в материале про танк "Леопард-2А1-А4" Особенности шасси
"Леопард-2А5" Установка
вспомогательного видеоустройства для водителя при движении назад с камерой на
корме машины и видеомонитора у водителя; функциональное
и технически новое защитное оборудование люка водителя, такое как подвижный
люк и новые призменные приборы наблюдения; применение
тяжелых бортовых экранов верхней ветви гусеничной цепи и крышка ступицы
опорных катков из закаленной броневой стали. На люке водителя установлены два
больших прибора наблюдения. Направленный прямо прибор при загрязнении может
быть очищен с помощью находящейся рядом с ним слева очистительной установки. Открытие
или закрытие прямоугольного люка водителя происходит горизонтальным
перемещением. Два призменных прибора наблюдения установлены на люке, третий -
в передней части корпуса перемещен налево – вперед Нидерландская версия
танка "Леопард-2А5" Нидерландская версия танка "Леопард-2А5"
отличается от немецкой модели структурой следующих узлов конструкции: Внешне заметны различия в: 1. Установке шести небольших, расположенных парно друг за
другом дымовых гранатометов для пуска дымообразующих веществ, более прочных и
длинных стержнях антенны с круглыми наконечниками, основаниях антенн в форме
пружины на специальных держателях, зигзагообразном нижнем крае задних листов
защиты прикрытий верхней ветви гусеничной цепи с вырезами для посадки
экипажа, установка на лафете 7,62-мм зенитного пулемета бельгийской фирмы FN. 2. Различия внутри машины: французская радиотелефонная установка типа FM-9000, наблюдательный прибор водителя с видеоусилителем
(HV-rijperiscoop) нидерландской фирмы, спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет фирмы FN с установкой
на лафете. Stridsvagn 122 В начале 1994 года министерство обороны Швеции объявило,
что для своих танковых бригад оно приобретет танк "Леопард-2" более
боеспособной версии. Это новое изделие со шведским обозначением
"Stridsvagn 122" по отношению к немецко-нидерландскому варианту
имеет следующие отличия: более высокий уровень защиты ходовой части, включая подбой
внутри корпуса; защита крыши башни от ударного воздействия сверху; модульная система управления и информирования TCCS (Tank
Command and Control System), решающая следующие задачи: передача приказов и информации, оценка местоположения, управление с помощью наносимой на электронную карту
обстановки, ориентирование на местности, идентификация цели; безопасный для глаз лазер (RAMAN-лазер). Технические характеристики танка
"Леопард-2А5"/Strv 122
* = Strv
122
Государства, применяющие в
настоящее время танк "Леопард-2" и БРЭМ на его базе. |