ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ АЛЮМИНИЕВАЯ КОМПОЗИТНАЯ БРОНЯ Этторе ди Руссо Профессор Ди Руссо является
научным руководителем фирмы "Алюминиа", входящей в состав
итальянской группы MCS консорциума EFIM. Фирма "Алюминиа", входящая в состав итальянской
группы MCS разработала новый тип композитной броневой плиты, пригодной для
использования на легких боевых бронированных машинах (AFV). Она состоит из
трех основных слоев различных по составу и механическим свойствам алюминиевых
сплавов, соединенных вместе в одну плиту посредством горячей прокатки. Эта
композитная броня обеспечивает лучшую баллистическую защиту, чем любая
стандартная монолитная броня из алюминиевых сплавов, используемых в настоящее
время: алюминиево-магниевого (серии 5ХХХ) либо алюминиево-цинково-магниевого
(серии 7ХХХ). Эта броня обеспечивает такое сочетание твердости, ударной
вязкости и прочности, которое обеспечивает высокое сопротивление
баллистическому внедрению снарядов кинетического действия, а также сопротивление
образованию отколов брони с тыльной поверхности в районе удара. Она также
может свариваться при использовании обычных методов дуговой сварки в среде
инертного газа, что делает ее пригодной для изготовления элементов боевых
бронированных машин. Центральный слой этой брони изготовлен из
алюминиево-цинково-магниево-медного сплава (Al-Zn-Mg-Cu), который обладает
высокой механической прочностью. Передний и задний слои изготовлены из
поддающегося сварке ударновязкого Al-Zn-Mg
сплава. Между двумя внутренними контактными поверхностями добавляются тонкие
слои из технически чистого алюминия (99,5% Al). Они обеспечивают лучшую
ацгезию и повышают баллистические свойства композитной плиты. Такое композитное строение сделало возможным впервые
использовать очень прочный Al-Zn-Mg-Cu сплав в сварной броневой конструкции.
Сплавы этого типа обычно используются в конструкции самолетов. Первым легким материалом, широко используемым в качестве
броневой защиты в конструкции БТР, например, М-113, является не поддающийся
термообработке Al-Mg сплав 5083.
Трехкомпонентные Al-Zn-Mg сплавы 7020,
7039 и 7017 представляют второе поколение легких броневых материалов. Характерными
примерами применения этих сплавов являйте: английские машины "Скорпион",
"Фокс", MCV-80 и "Феррет-80" (сплав 7017), французская
АМХ-10Р (сплав 7020), американская "Брэдли" (сплавы 7039+5083) и
испанская BMR -3560 (сплав 7017). Прочность Al-Zn-Mg сплавов, полученная после термообработки,
значительно выше прочности Al-Mg
сплавов (например, сплава 5083), которые термообработке не поддаются. Кроме
того, способность Al-Zn-Mg сплавов в отличие от Al-Mg сплавов к
дисперсионному твердению при комнатной температуре позволяет в значительной
мере восстанавливать прочность, которую они могут потерять при нагреве во
время сварки. Однако более высокая сопротивляемость Al-Zn-Mg сплавов
пробиванию сопровождается их повышенной склонностью к образованию отколов
брони из-за пониженной ударной вязкости. Композитная трехслойная плита, благодаря наличию в ее составе слоев с различными механическими свойствами, является примером оптимального сочетания твердости, прочности и ударной вязкости. Она имеет коммерческое обозначение Tristrato и запатентована в Европе, США, Канаде, Японии, Израиле и Южной Африке. Рис.1. Справа: образец броневой плиты Tristrato; слева: поперечное сечение,
показывающее твердость по Бринелю (НВ) каждого слоя. Баллистические характеристики На нескольких
военных полигонах в Италии и за ее пределами были проведены испытания плит Tristrato толщиной от 20 до В процессе испытаний
определились следующие показатели: при различных
фиксированных ударных скоростях определялись значения углов встречи,
соответствующих частостям пробития 0,50 и 0,95; при различных
фиксированных углах встречи определялись ударные скорости, соответствующие
частости пробития 0,5. Для сравнения параллельно
проводились испытания монолитных контрольных плит из сплавов 5083, 7020, 7039 и 7017. Результаты испытаний показали, что броневая плита Tristrato обеспечивает повышенное
сопротивление пробитию выбранными бронебойными средствами калибром до на 32% по сравнению со сплавом 5083 на 21% по сравнению со сплавом 7020 на 14% по сравнению со сплавом 7039 на 10% по сравнению со сплавом 7017 При угле встречи 0о ударная скорость, соответствующая
частости пробития 0,5, повышается по
сравнению с монолитными плитами из сплавов
7039 и 7017 на 4...14% в зависимости от типа базисного
сплава, толщины брони и типа боеприпаса Композитная плита особенно
эффективна для защиты от 20-мм снарядов FSP, при обстреле которыми указанная
характеристика возрастает на 21%. Повышенная стойкость плиты Tristrato объясняется сочетанием высокой
сопротивляемости внедрению пули (снаряда) из-за наличия твердого центрального
элемента со способностью удерживать осколки, возникающие при пробитии
центрального слоя, пластичным тыльным слоем, который сам осколков не дает. Пластичный слой с тыльной стороны Tristrato играет важную роль в предотвращении
отколов брони. Этот эффект усиливается возможностью отслоения пластичного тыльного
слоя и его пластическим деформированием на значительной площади в районе
попадания. Это важный механизм сопротивления
пробитию плиты Tristrato. Процесс отслоения поглощает энергию, а пустота,
образуемая между сердцевиной и тыльным элементом, может улавливать снаряд и
осколки, образуемые при разрушении высокотвердого материала сердцевины.
Подобным же образом, расслоение на границе раздела между передним (лицевым)
элементом и центральным слоем может способствовать разрушении снаряда или
направлять снаряд и осколки вдоль границы раздела. Рис.2. Слева: схема, показывающая
механизм сопротивления образованию отколов брови плиты Tristrate; справа: результаты удара тупоносым
бронебойным снарядом по толстой плите Tristrato; Производственные свойства Плиты Tristrato можно сварить, пользуясь теми же
методами, которые применяются для соединения традиционных монолитных плит из
Al-Zn-Mg сплавов (методами TIG и MIG). Структура композитной плиты
требует, чтобы были все же приняты некоторые специфические меры, определяемые
особенностями химического состава центрального слоя, который следует
рассматривать как "нехороший для сварки" материал, в отличие от
переднего и тыльного элементов. Следовательно, при разработке сварного
соединения следует учитывать тот факт, что основной вклад в механическую
прочность соединения должен вноситься наружным и тыльным элементами плиты. Геометрия сварных
соединений должна локализовать сварочные напряжения по границе и в зоне
сплавления наплавленного и основного металлов. Это является важным для
разрешения проблем коррозионного растрескивания наружного и тыльного слоев
плиты, которое иногда обнаруживается в Al-Zn-Mg сплавах. Центральный элемент
благодаря высокому содержанию меди обнаруживает высокое сопротивление
коррозионному растрескиванию. Rrof.
ETTORE DI RUSSO ALUMINIUM
COMPOSITE ARMOUR. INTERNATIONAL
DEFENSE REVIEW, 1988, No12, p.1657-1658 |