ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ ВАРИАНТ
КОМПОНОВКИ ТАНКА С ВЫНЕСЕННЫМ ВООРУЖЕНИЕМ (в порядке дискуссии) (Вестник бронетанковой техники, №2, 1990) А. И. Ягодкин Рассматривается один из вариантов компоновочного
решения танка с вынесенным вооружением. По сравнению с классической
компоновкой такое решение позволяет уменьшить массу тапка. Однако при этом
ослабляется броневая защита вооружения и возникают
проблемы с обеспечением кругового обзора водителю. Публикуя данную статью,
редколлегия рассчитывает получить от читателей не только критические
замечания по предлагаемому варианту компоновки танка, но и свои предложения
по нетрадиционным компоновочным схемам танка. Выполнение повышенных требований по огневой мощи,
защите и подвижности, предъявляемых к современным тапкам при сохранении
классической компоновочной схемы, требует увеличения массы танка (на 6…8 т)
по сравнению с серийными образцами [1]. В то, же время избежать такого
увеличения массы танка можно путем дальнейшего дифференцирования его броневой
защиты за счет установки орудия вне основного забронированного пространства. При
этом должны обеспечиваться: статический круговой обзор командиру, размещение
боекомплекта и топлива в изолированных от экипажа отсеках, заданная
скорострельность пушки, организация рабочих мест экипажа в соответствии с
эргономическими требованиями и т. д. Кроме того, для уменьшения массы броневой и противорадиационной
защиты, улучшения условий обитаемости, доступности органов управления огнем
и движением желательно весь экипаж разместить в едином обитаемом отделении -
капсуле. Рассмотрим возможным вариант
компоновки танка с вынесенным вооружением, близкой к классическому типу. В этом случае водитель расположен в носовой части
корпуса, командир и наводчик - во вращающемся боевом отделении справа и
слева от его продольной оси в пределах высоты корпуса, пушка находится на
вращающейся крыше боевого отделения. В такой компоновочной схеме трудно
обеспечить круговой обзор командиру, а размещение рабочих мест всего
экипажа в единой капсуле вообще невозможно, так как рабочее место водителя
расположено неподвижно в переднем отсеке корпуса, а командира и наводчика -
во вращающемся боевом отделении. Разместить в единой капсуле водителя,
командира и наводчика весьма сложно по ряду причин и в других компоновочных
схемах. Так, например, при расположении всего экипажа в носовой части корпуса
танка, а боевого отделения - в его средней части [2] создаются нормальные
условия для работы водителя, однако исключается обычная механическая связь
окулярной части прицела с орудием. Следовательно, необходимо либо
электрически связать окулярную часть оптического прицела с орудием, либо
применить телевизионные прицелы. При этом, в первом
случае возникает трудноразрешимая проблема точности связи прицела с орудием,
а во втором - проблемы, связанные с ограниченными возможностями телевизионного
изображения; кроме того, невозможно обеспечить круговой статический обзор
командиру из-за перекрытия орудием части поля зрения в кормовом секторе. При расположении всего экипажа во вращающемся
боевом отделении [2] необходимо рабочее место водителя выполнить в виде
кабины, которая могла бы поворачиваться вокруг вертикальной оси, отрабатывая
в обратном направлении угол поворота боевого отделения. Создание такой
кабины связано с серьезными конструктивными усложнениями боевого отделения,
поэтому такое компоновочное решение не нашло
применения в отечественном и зарубежном танкостроении. Этих недостатков лишен
вариант компоновочного решения танка с вынесенным вооружением с размещением
экипажа, состоящего из трех человек в единой неподвижной капсуле,
расположенной в средней части корпуса [3] (рис. 1). В центре капсулы находится рабочее место командира
3, справа от него - рабочее место водителя 2, а слева - наводчика 5. Установка опоры 11 над рабочим местом командира с
размещением вокруг нее смотровых приборов 14 выводит опору из поля зрения
этих приборов, обеспечивая тем самым возможность кругового статического
обзора командиру. Однако размер погона опоры 11,
определяемый оптимальным расстоянием от головы командира до смотровых приборов,
оказывается недостаточным для погашения момента,
возникающего от силы отдачи орудия, поэтому корпус снабжен дополнительным
погоном большого диаметра 13, размещенным концентрично погону
опоры 11 в кольцеобразном
каркасе 7 корпуса и соединенным с опорой перемычками 6. Рис. 1.
Компоновочная схема танка: 1 - орудие; 2 - рабочее место водителя; 3 - рабочее
место командира; 4 - световод; 5 - рабочее
место наводчика; 6 - перемычка; 7 -
каркас корпуса; 8 - опорное кольцо; 9 - панорамный прицел
наводчика; 10 - упор; 11 - опора
орудия; 12 - крыша корпуса; 13 - дополнительный погон;
14 - призменный прибор наблюдения; 15 - основание опоры; 16 - погон опоры орудия; 17 -
панорамный прицел командира; 18 - сдающий
элемент. Перемычки располагаются с обеих сторон орудия и
передают силу отдачи орудия на дополнительный погон через опорное кольцо 8 и
упругие сдающие элементы 18. Другим способом улучшения компоновки можно считать
размещение основной части боекомплекта в корпусе, а расходного боекомплекта
первой очереди - при орудии. Перегрузку выстрелов из укладки в корпусе в
расходную укладку (с целью исключения потери времени в боевой обстановке)
желательно производить без приведения расходной укладки к углу перегрузки. Кроме
того, для повышения живучести танка укладки должны находиться в
изолированных от экипажа отсеках. Автором [4] предложена механизированная укладка,
наиболее полно отвечающая этим требованиям (рис. 2). Кольцевой вращающийся
транспортер 1 для боекомплекта первой очереди со своим погоном 10 и погоном
платформы орудия 11 размещен в кольцевом каркасе корпуса 12, а укладка 3 с
гнездами для элементов боеприпаса - горизонтально в кормовой части. В самом
транспортере помещаются кассеты 2 с лотками 13, имеющими гнезда для
снарядов 6 и зарядов 7, оси которых ориентированы перпендикулярно к радиусу транспортера,
при этом каждый лоток снабжен сцепным устройством 8, с которым взаимодействует
механизм поворота лотков на линию перегрузки боеприпаса из укладки корпуса 9.
Укладка корпуса 3 выполнена в виде замкнутого конвейера с гнездами для
снарядов 5 и зарядов 4 и снабжена механизмом перегрузки боеприпасов 14 во
вращающийся транспортер. При заряжании орудия кассета с выбранным типом
боеприпаса поднимается на линию заряжания и разворачивается на 90° в
горизонтальной плоскости, после чего в орудие последовательно досылаются
снаряд и заряд. Перегрузка боеприпасов из укладки корпуса производится при
наличии в транспортере свободной кассеты. После подъема на угол
заряжания очередной кассеты транспортер подворачивает свободную кассету в
район перегрузка и замыкается па корпус, после чего лоток кассеты при помощи
механизма поворота поворачивается до совпадения гнезд лотка с гнездами укладки
корпуса и происходит перегрузка боеприпаса, а затем транспортер возвращается
в исходное положение и начинает вращаться вместе с платформой орудия. Из
описания работы механизма видно, что здесь происходит совмещение во времени
ряда операций по заряжанию и перегрузке боеприпасов, поэтому возможно
постоянное пополнение расходного конвейера без снижения скорострельности
орудия и выхода его из стабилизированного по горизонту положения. В механизированной укладке можно разместить боеприпасы как раздельного заряжания, так и унитарные
различной конструкции. В предлагаемой компоновочной схеме (см. рис. 1) проблема обзорности для наводчика и командира
решена следующим образом. Через центр опоры орудия проходит панорамный
прицел наводчика 17, головная часть которого механической связью соединена с
орудием, а выходная часть — линзово-призменным световодом
4 незначительной длины - с окуляром. Опознавание целей командир проводит через панораму 9,
установленную в крыше корпуса, которая с помощью двух разнесенных и переключаемых
головок позволяет осуществить круговой обзор. Рис. 2.
Механизированная укладка боеприпасов: 1 - транспортер для выстрелов первой очереди; 2 -кассета;
3 - укладка в корпусе; 4 - гнездо для нарядов корпусной укладки; 5 - гнездо
для снарядов корпусной укладки; 6 - гнездо для снарядов транспортера; 7 -
гнезда для зарядов транспортера; 8 - сцепное устройство; 9 - механизм
поворота лотков; 10 - погон транспортера; 11 - погон платформы; 12 - каркас
корпуса; 13 - лоток; 14 - механизм перегрузки боеприпасов. Два основных люка для экипажа находятся в крыше
корпуса между опорой орудия и дополнительным погоном: при перекрытии одного
из них перемычками выход экипажа возможен через другой. Не вызывает
трудностей также размещение на днище аварийных люков, так как рабочие места
экипажа не вращаются по отношению к днищу. Расположение обитаемого отделения в средней части
корпуса уменьшает неблагоприятное влияние на экипаж угловых колебаний корпуса
при движении танка по пересеченной местности, кроме того, и такой схеме
легко выполняются эргономические требования по размещению экипажа, приборного
комплекса и другого оборудования. К недостаткам этой компоновочной схемы
следует отнести малую высоту линии визирования приборов
наблюдения командира и увеличение непросматриваемого
пространства при наблюдении водителем, однако эти недостатки можно
компенсировать применением дополнительных телевизионных приборов наблюдения. Учитывая, что предлагаемое компоновочное решение
танка с вынесенным вооружением позволяет обеспечить некоторый выигрыш в
массе по сравнению с обычной классической схемой танка целесообразно более
подробно исследовать особенности этого технического решения. Вывод. Предлагаемый вариант компоновки танка с вынесенным
вооружением обеспечивает расположение всего экипажа в одном обитаемом
отделении, заряжание орудия без приведения его на угол заряжания по
горизонту, размещение боеприпасов в изолированных от экипажа отсеках. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Андреев В. П., Изосимов Н.
Г., Касьянов В. Д. и др. Анализ
объемно-массовых показателей отечественных и зарубежных танков // Вестник
бронетанковой техники. 1987. № 1. Буров С. С. Конструкция и
расчет танков. М.: ВАБТВ им. Р. Я.
Малиновского. 1973. Безбашенный танк: А. с. 137128. СССР. А. И. Ягодкин. Механизированная боеукладка
бронеобъекта: А. с. 260750. СССР. А. И. Ягодкин. Статья
поступила в редколлегию 27.07.89. |