ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

ВАРИАНТ КОМПОНОВКИ ТАНКА С ВЫНЕСЕННЫМ ВООРУЖЕНИЕМ

(в порядке дискуссии)

(Вестник бронетанковой техники, №2, 1990)

А. И. Ягодкин

 

Рассматривается один из вариантов компоновочного решения танка с вынесенным вооружением. По сравнению с классической компоновкой такое решение позволя­ет уменьшить массу тапка. Однако при этом ослабляется броневая защита вооруже­ния и возникают проблемы с обеспечением кругового обзора водителю. Публикуя данную статью, редколлегия рассчитывает получить от читателей не только критические замечания по предлагаемому варианту компоновки танка, но и свои предло­жения по нетрадиционным компоновочным схемам танка.

 

Выполнение повышенных требований по огне­вой мощи, защите и подвижности, предъявляемых к современным тапкам при сохранении классичес­кой компоновочной схемы, требует увеличения мас­сы танка (на 6…8 т) по сравнению с серийными образцами [1]. В то, же время избежать такого увеличения массы танка можно путем дальнейшего дифференцирования его броневой защиты за счет установки орудия вне основного забронированного пространства. При этом должны обеспечиваться: статический круговой обзор командиру, размеще­ние боекомплекта и топлива в изолированных от экипажа отсеках, заданная скорострельность пуш­ки, организация рабочих мест экипажа в соответствии с эргономическими требованиями и т. д.

Кроме того, для уменьшения массы броневой и противо­радиационной защиты, улучшения условий обитае­мости, доступности органов управления огнем и движением желательно весь экипаж разместить в едином обитаемом отделении - капсуле.

Рассмот­рим возможным вариант компоновки танка с выне­сенным вооружением, близкой к классическому ти­пу. В этом случае водитель расположен в носовой части корпуса, командир и наводчик - во вращаю­щемся боевом отделении справа и слева от его продольной оси в пределах высоты корпуса, пушка на­ходится на вращающейся крыше боевого отделе­ния. В такой компоновочной схеме трудно обеспе­чить круговой обзор командиру, а размещение ра­бочих мест всего экипажа в единой капсуле вооб­ще невозможно, так как рабочее место водителя расположено неподвижно в переднем отсеке корпу­са, а командира и наводчика - во вращающемся боевом отделении. Разместить в единой капсуле водителя, командира и наводчика весьма сложно по ряду причин и в других компоновочных схемах. Так, например, при расположении всего экипажа в носовой части корпуса танка, а боевого отделе­ния - в его средней части [2] создаются нормальные условия для работы водителя, однако исключа­ется обычная механическая связь окулярной части прицела с орудием. Следовательно, необходимо ли­бо электрически связать окулярную часть оптичес­кого прицела с орудием, либо применить телевизи­онные прицелы. При этом, в первом случае возни­кает трудноразрешимая проблема точности связи прицела с орудием, а во втором - проблемы, свя­занные с ограниченными возможностями телевизионного изображения; кроме того, невозможно обе­спечить круговой статический обзор командиру из-за перекрытия орудием части поля зрения в кормо­вом секторе.

При расположении всего экипажа во вращаю­щемся боевом отделении [2] необходимо рабочее место водителя выполнить в виде кабины, которая могла бы поворачиваться вокруг вертикальной оси, отрабатывая в обратном направлении угол поворо­та боевого отделения. Создание такой кабины свя­зано с серьезными конструктивными усложнения­ми боевого отделения, поэтому такое компоновоч­ное решение не нашло применения в отечественном и зарубежном танкостроении. Этих недостатков ли­шен вариант компоновочного решения танка с вы­несенным вооружением с размещением экипажа, состоящего из трех человек в единой неподвижной капсуле, расположенной в средней части корпуса [3] (рис. 1).

В центре капсулы находится рабочее место ко­мандира 3, справа от него - рабочее место водите­ля 2, а слева - наводчика 5.

Установка опоры 11 над рабочим местом коман­дира с размещением вокруг нее смотровых прибо­ров 14 выводит опору из поля зрения этих прибо­ров, обеспечивая тем самым возможность кругово­го статического обзора командиру. Однако размер погона опоры 11, определяемый оптимальным рас­стоянием от головы командира до смотровых при­боров, оказывается недостаточным для погашения момента, возникающего от силы отдачи орудия, по­этому корпус снабжен дополнительным погоном большого диаметра 13, размещенным концентрично погону опоры 11 в кольцеобразном каркасе 7 корпуса и соединенным с опорой перемычками 6.

 

 

Компоновочная схема танка

Рис. 1. Компоновочная схема танка:

1 - орудие; 2 - рабочее место водителя; 3 - рабочее место командира;  4 - световод;  5 - рабочее  место наводчи­ка; 6 - перемычка; 7 - каркас  корпуса;  8 - опорное кольцо; 9 - панорамный прицел наводчика; 10 - упор; 11 - опора  орудия; 12 - крыша корпуса; 13 - дополнительный  погон;   14 - призменный прибор наблюдения; 15 - основание  опоры; 16 - погон опоры орудия; 17 - панорамный прицел командира; 18 - сдающий  элемент.

 

Перемычки располагаются с обеих сторон орудия и передают силу отдачи орудия на дополнитель­ный погон через опорное кольцо 8 и упругие сдаю­щие элементы 18.   Другим  способом улучшения компоновки можно считать размещение основной части боекомплекта в корпусе, а расходного бое­комплекта первой очереди - при орудии. Перегруз­ку выстрелов из укладки в корпусе в расходную укладку (с целью исключения потери времени в бо­евой обстановке) желательно производить без приведения расходной укладки к углу перегрузки. Кроме того, для повышения живучести танка ук­ладки должны находиться в изолированных от эки­пажа отсеках.

Автором [4] предложена механизированная ук­ладка, наиболее полно отвечающая этим требова­ниям (рис. 2). Кольцевой вращающийся транспор­тер 1 для боекомплекта первой очереди со своим погоном 10 и погоном платформы орудия 11 раз­мещен в кольцевом каркасе корпуса 12, а уклад­ка 3 с гнездами для элементов боеприпаса - гори­зонтально в кормовой части. В самом транспор­тере помещаются кассеты 2 с лотками 13, име­ющими гнезда для снарядов 6 и зарядов 7, оси ко­торых ориентированы перпендикулярно к радиусу транспортера, при этом каждый лоток снабжен сцепным устройством 8, с которым взаимодейству­ет механизм поворота лотков на линию перегрузки боеприпаса из укладки корпуса 9. Укладка корпу­са 3 выполнена в виде замкнутого конвейера с гнез­дами для снарядов 5 и зарядов 4 и снабжена меха­низмом перегрузки боеприпасов 14 во вращающийся транспортер.

При заряжании орудия кассета с выбранным типом боеприпаса поднимается на линию заряжания и разворачивается на 90° в горизонтальной плос­кости, после чего в орудие последовательно досылаются снаряд и заряд. Перегрузка боеприпасов из укладки корпуса производится при наличии в транспортере свободной кассеты. После подъема на угол заряжания очередной кассеты транспортер подворачивает свободную кассету в район перегрузка и замыкается па корпус, после чего лоток кассеты при помощи механизма поворота поворачивается до совпадения гнезд лотка с гнездами укладки кор­пуса и происходит перегрузка боеприпаса, а затем транспортер возвращается в исходное положение и начинает вращаться вместе с платформой орудия. Из описания работы механизма видно, что здесь происходит совмещение во времени ряда операций по заряжанию и перегрузке боеприпасов, поэтому возможно постоянное пополнение расходного кон­вейера без снижения скорострельности орудия и выхода его из стабилизированного по горизонту положения.

В механизированной укладке можно разместить боеприпасы как раздельного заряжания, так и унитарные различной конструкции. В предлагае­мой компоновочной схеме (см. рис. 1) проблема обзорности для наводчика и командира решена следующим образом.

Через центр опоры орудия проходит панорам­ный прицел наводчика 17, головная часть которого механической связью соединена с орудием, а вы­ходная часть — линзово-призменным световодом 4 незначительной длины - с окуляром.

Опознавание целей командир проводит через панораму 9, установленную в крыше корпуса, кото­рая с помощью двух разнесенных и переключаемых головок позволяет осуществить круговой обзор.

 

Механизированная укладка боеприпасов

Рис. 2. Механизированная укладка боеприпасов:

1 - транспортер для выстрелов первой очереди; 2 -кассета; 3 - укладка в корпусе; 4 - гнездо для нарядов корпусной укладки; 5 - гнездо для снарядов корпусной укладки; 6 - гнездо для снарядов транспортера; 7 - гнезда для зарядов транспортера; 8 - сцепное устройство; 9 - механизм поворота лотков; 10 - погон транспортера; 11 - погон платформы; 12 - каркас корпуса; 13 - лоток; 14 - меха­низм перегрузки боеприпасов.

 

Два основных люка для экипажа находятся в крыше корпуса между опорой орудия и дополни­тельным погоном: при перекрытии одного из них перемычками выход экипажа возможен через дру­гой. Не вызывает трудностей также размещение на днище аварийных люков, так как рабочие мес­та экипажа не вращаются по отношению к днищу.

Расположение обитаемого отделения в средней части корпуса уменьшает неблагоприятное влияние на экипаж угловых колебаний корпуса при движе­нии танка по пересеченной местности, кроме того, и такой схеме легко выполняются эргономические требования по размещению экипажа, приборного комплекса и другого оборудования. К недостаткам этой компоновочной схемы следует отнести малую высоту линии визирования приборов наблюдения командира и увеличение непросматриваемого про­странства при наблюдении водителем, однако эти недостатки можно компенсировать применением дополнительных телевизионных приборов   наблюдения.

Учитывая, что предлагаемое компоновочное ре­шение танка с вынесенным вооружением позволя­ет обеспечить некоторый выигрыш в массе по сравнению с обычной классической схемой танка целесообразно более подробно исследовать осо­бенности этого технического решения.

Вывод. Предлагаемый вариант компоновки танка с вынесенным вооружением обеспечивает расположение всего экипажа в одном обитаемом отделении, заряжание орудия без приведения его на угол заряжания по горизонту, размещение бое­припасов в изолированных от экипажа отсеках.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев В. П., Изосимов Н. Г.,   Касьянов В. Д. и др. Анализ объемно-массовых показателей отечественных и зару­бежных танков // Вестник бронетанковой техники. 1987. № 1.

Буров С. С. Конструкция и расчет танков.   М.: ВАБТВ им. Р. Я. Малиновского. 1973.

Безбашенный танк: А. с. 137128. СССР. А. И. Ягодкин.

Механизированная  боеукладка   бронеобъекта:   А.   с. 260750. СССР. А. И. Ягодкин.

 

Статья поступила в редколлегию 27.07.89.