ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ |
О моей работе в ХКБМ В.И. Гошков, д.т.н. Середина 60-х годов, молодой
специалист. Справа - Харьков, 20 июля 2014 год.
В начале 70-х годов я, часто проезжая мимо недавно построенного 9-ти этажного здания на территории завода им. Малышева, говорил себе, что там наверняка созданы нормальные условия для творческой работы и все мечтал работать там. И случилось так, что один из моих сослуживцев сказал мне, что одно из очень засекреченных учреждений подбирает себе сотрудников - специалистов по промышленной электронике, т.е. как раз по моей специальности. Я долго колебался, т.к. смена места работы, - мероприятие очень серьезное и мне не очень нравилось. После долгих ; размышлений и колебаний я все-таки позвонил по данному мне телефону и оказался в том самом учреждении, работать в котором я мечтал, т.е. в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению. Здесь, на этот момент времени, сложилась великолепная команда специалистов. Это, в первую очередь, Главный конструктор Морозов А.А. и его ближайшие помощники: Шомин Н.А., Поляков Б.Н., Морозов Е.А», Словиковский А.Г., Протопопов И.Л., Ковалюх В.Р. и др. На их творческом счету уже имелись и Т-54/55 и объект 430 и практически отработанная конструкция танка Т-64А, о котором западная пресса позднее напишет «танк Т-64 оказался неприятным сюрпризом для НАТО. Встреча с ним в лицо на поле боя для наших танков имела бы непредсказуемые последствия». После знакомства с Т-64 западные специалисты ускоренными темпами принялись за разработку танков, способных противостоять Т-64 так появились «Леопарды», «Абрамсы», «Челленджеры» и др. Конструкция Т-64 вобрала в себя все лучшее, что было достигнуто в конструкциях Т-34, Т-44, Т-54, Т-55 и, в то же время, вобрала в ceбя новейшие достижения науки и техники: квантовый прицел-дальномер, автомат заряжания пушки, двухтактный дизельный двигатель, мощное вооружение, надежную броневую защиту и др. Как и все, что разрабатывалось под руководством
А.А.Морозова, конструкция Т-64 была в меру проста, но, в то же время,
оставляла достаточный простор для дальнейшего усовершенствования. А.А.Морозов
считал, что даже самая удачная конструкция может и должна быть улучшена. Не
зря же танк Т-64 в различных модификациях выпускался более 20 лет: с момента
создания, что было в Да и в конструкциях нынешних танков (включая и зарубежные) многие технические проблемы были решены благодаря тому, что подобные решения были найдены при разработке Т-64. Об Александре Александровиче, как о выдающемся конструкторе и организаторе написано очень много. Здесь я хочу высказать свои впечатления об Александре Александровиче как об ученом и научном руководителе крупного конструкторского коллектива. Мое первое впечатление - худощавый, аккуратный, подтянутый, всегда вежливый, никогда не позволяющий себе ни грубости, ни бестактности по отношению к сотрудникам - либо английский лорд, либо потомок древнего аристократического рода. Меня всегда поражала его способность буквально с одного взгляда оценить предлагаемое техническое решение. И каково бы оно не было удачным или не очень, Александр Александрович никогда не говорил автору, что его решение бездарно, даже если оно и было таковым. Удачные решения Александр Александрович готов был обсуждать, не считаясь со своим временем - он считал, что даже самое удачное решение может и должно быть улучшено. К неудачным решениям Александр Александрович чаще всего относился с юмором, но всегда только в присутствии автора. Он считал, что даже в самом неудачном решении можно и нужно найти рациональное зерно и в большинстве случаев его больше интересовал ход размышлений автора. Никогда Александр Александрович не навязывал своего мнения по принципу: «Мое мнение единственно верное, потому что это мое мнение». Особое отношение у Александра Александровичу было к молодым сотрудникам - для них он был в первую очередь доброжелательным и внимательным наставником. Да и не удивительно, ведь он сам в 35 лет стал Главным конструктором завода по танкам. Александр Александрович никогда особо не различал сотрудников по должностям, которые они занимали в данный момент времени - для него сотрудник представлял ценность по его уровню интеллекта, технической грамотности, опыту, коммуникабельности и др. Любому инженеру или технику он при необходимости уделял столько же времени, сколько и руководителю подразделения, в котором они работали. Поэтому сотрудники никогда не боялись проявлять инициативу. Несколько отличными были и его взгляды и оценки технической и научной информации. Ведь мы все, в том числе и Александр Александрович пользовались одними и теми же источниками информации, но он часто делал совершенно неожиданные выводы из прочитанного. Так, например, знакомясь с принципами и системами автоматизации силовых установок и трансмиссий новейших (на то время) западных танков, я просто принял к сведению, т.к. у нас и трансмиссия и двигатель были совершенно другими. Но после доклада Александру Александровичу и обсуждения появилась задача автоматизации переключения передач и управления двигателем танка Т-64. Так появилась автоматизированная система управления дизелем и ступенчатой трансмиссией (АСУДТ), которая была доведена и принята уже без него. Или еще. Отделом перспективного проектирования КБ была разработана бесступенчатая гидрообъемная передача, которая была установлена на ходовой макет. Но уже после первых пройденных километров, перед нами Александр Александрович поставил задачу автоматизации процесса управления движением танка с этой трансмиссией, так как человек физически не в состоянии оптимальным образом управлять одновременно и двигателем и трансмиссией; хорошая, по задумке, трансмиссия, при ручном управлении, не могла обеспечить ожидаемое повышение показателей подвижности танка. Много времени Александр Александрович уделял научной
работе. Он поддерживал тесные творческие контакты с рядом отраслевых НИИ и
КБ, а также учреждений системы Академии наук СССР, неоднократно выступал как
рецензент и оппонент их научных работ; им опубликовано много
научно-технических работ, он автор многих, изобретений; беспокоился он и о целенаправленной
подготовке молодых специалистов для нашей отрасли. Так, при его
непосредственном участии в Что касается меня, то, рассмотрев с заведующим кафедрой
КГМ профессором В.П.Абрамовым разработанную мной систему автоматического
управления движением танка с гидрообъемной
трансмиссией, Александр Александрович пришел к выводу, что эта работа
заслуживает кандидатекой диссертации и взял под
свой контроль ход ее выполнения. Защитил я эту работу в
Киев, сентябрь 1981. Слева направо: Смоляков Василий (ХКБМ), Бобряков Алексей (Кубинка), Гошков В.И. (ХКБМ), Коробко Алексей, (ХКБМ).
1988 год, работа в ХКБМ, расцвет творческих сил.
Харьков, ХКБМ, 1988. Руководство КБ и коллектив отдела автоматики поздравляют В.И. Гошкова с защитой докторской диссертации.
|