|
|||||||||
|
Определяем участников создания броневого щита СССР
Летом 2009 года, спустя почти 2-х
лет после публикации книги «Танки и Люди. Дневник главного конструктора А.А. Морозова», ко
мне обратились представители харьковского «Завода имени Малышева», с предложением написать книгу по
истории создания танка Т-64.
Исполняющим обязанности
Генерального директора завода в то время был А.Т. Подгорный. Нестабильная политическая ситуация в Киеве отражалась
и на заводе, директоров меняли «как перчатки». Заключение договора постоянно
откладывалось, финансирование отсутствовало. Все это вместе не давало надежд на успешное завершение
проекта…
Основными
моими условиями были допуск к архивным материалам ХКБМ и ХКБД, выделение консультанта по вопросам
двигателестроения.
Ситуация
в ХКБМ имени А.А. Морозова, возглавляемым М.Д. Борисюком, мне была предельно понятна. Проработав там с
1979 (фактически с 1976, в качестве представителя кафедры КГМ «ХПИ») по 1991 гг, защитив кандидатскую
диссертацию по подвижности танков и принимая непосредственное участие в
проекте перспективного советского танка 90-х годов «Молот» ( изд. 477, заказ 6919) я достаточно хорошо разбирался как во внешних взаимоотношениях между
Харьковом, Питером, Москвой и Нижним Тагилом, так и внутри ХКБМ:
противостояние между зам. Главного конструктора В.Р. Ковалюхом,
возглавлявшим проектирование «Молота» и главным инженером ХКБМ А.В. Бершовым, под
руководством которого мне довелось работать…
Назначение
в марте 1990 года на должность главного конструктора М.Д. Борисюка,
для всех нас явилось полной неожиданностью и выявило новое противостояние Бершов-Борисюк.
Михаил Демьянович Борисюк хорошо знал,
что я человек Бершова и надеяться на его поддержку
в изучении архивов ХКБМ было бесполезно…
В качестве
консультанта по вопросам двигателестроения мне предложили полковника запаса,
представителя ВП-85 в моторном производстве, Виктора Григорьевича Сарычева,
который занимал эту должность в самые тяжелые для «Завода имени Малышева»
времена с 1962…1988 гг.
Сарычев
Виктор Григорьевич (1927-2011)
Наше знакомство с В.Г. Сарычевым
началось еще при подготовке рукописи книги «Дневники А.А. Морозова». Лучшего
консультанта по истории харьковского танкового двигателестроения быть не
могло. Высоко эрудированный, интеллигентный, с прекрасной памятью,
удерживающей в голове все «подводные камни» создания и доводки двигателя
5ТДФ, его способности художника, реализованные в рисунках, позволили мне
увидеть типичные виды разрушения деталей и узлов двигателя 5ТДФ того периода.
Фотографии поломок 5ТДФ имели гриф секретности и были не доступны.
В.Г.
Сарычев предложил мне свой фотоархив непосредственных участников создания танкового щита СССР. К большому сожалению, В.Г. Сарычев умер летом 2011
года, мы не завершили намеченные планы, не успели определить основных
участников тех далеких событий, фамилии большинства из них так и остались неизвестными для большинства
исследователей истории советского (отечественного) танкостроения.
Пользуясь случаем начала конференции в Нижнем Тагиле, мы обращаемся
к ее участникам, да и не только к ним, с просьбой восстановить историческую
справедливость и идентифицировать тех, кто самоотверженно участвовал в создании
бронетанковых войск нашего Отечества.
С уважением и надеждой
В.Л. Чернышев
(Харьков)
Фото 1.
Фото 2.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5.
Фото 6.
Фото 7.
|
|
|||||||
|
|