|
|||||||||
|
Объект 640 «Черный орел»
Общая информация Танк, «объект 640», в последствии известный как «Черный Орел» был разработан в 90-е годы Омским конструкторским бюро транспортного машиностроения (ФГУП КБТМ). «Объект 640» является танком четвертого поколения, на котором реализовано множество новаторских решений и применена компоновка, отличающаяся от классической компоновки как отечественных, так и зарубежных танков. В танке предлагается новая форма выполнения башни с уменьшенным по высоте габаритом и корпуса с секционированной носовой частью. Для повышения защищенности экипаж размещен только в корпусе не выше уровня погона башни и полностью изолирован от снарядов и забронированного топлива, а так же пороховых газов при выстрелах из пушки. Снаряды боекомплекта первой очереди размещены в автомате заряжания в съемном бронированном модуле, установленном в кормовой части башни и снабженном вышибными элементами для направленного отвода ударной волны. Защита танка имеет трехуровневую структуру и включает защиту от обнаружения, активную защиту от поражающих средств, движущихся в направлении танка, а так же дифференцированно размещенную пассивную броневую защиту с элементами динамической и гидродинамической защит. В связи с возросшей массой танка применены также решения по повышению подвижности. Концепция Как отмечается многими современными специалистами, в связи с уменьшением вероятности конфронтации между крупными вооруженными силами, на первый план выступает фактор использования танков в локальных конфликтах как средств усиления, требующий повышения подвижности, пригодности к быстрому развертыванию и транспортабельности (включая авиатранспортирование) перспективного танка. А это напрямую связано с ограничением массы, основной вклад в которую вносят бронированные корпус и башня. По заключению специалистов масса перспективного танка, отвечающего условиям транспортабельности и другим требованиям, должна находится в пределах 40-50 т. Однако требование ограничения массы не должно достигаться в ущерб живучести (выживаемости) танка на поле боя, его долговечности и длительности периода жизненного цикла серии. И здесь наиболее сложным является обеспечение выживаемости в боевых условиях. Обеспечением выживаемости преследуется цель сохранения, прежде всего, экипажа танка, а затем машины в целом, имея ввиду максимальное сокращение безвозвратных потерь танков путем обеспечения возможности быстрого их восстановления (быстро заменяемые модули бронирования, съемный ТЗМ и пр.). Описание конструкции танка Общий вид танка «Объект 640» (вид сбоку и вид сверху). Танк, содержит ходовую часть с гусеницами, корпус с обитаемым и моторно-трансмиссионным отделениями, башню, установленную на погоне в корпусе, комплекс вооружения, включая боекомплект со снарядами высокой эффективности, пушку с автоматом заряжания и комплекс защиты. Башня снаружи выполнена в виде низкого опирающегося на погон плоского купола с передним, скругленным в плане контуром, переходящим по бокам в прямолинейный, ограниченный в кормовой части поперечным вертикальным кормовым листом. Комплекс защиты выполнен с тремя уровнями защиты, включающими комплекс приборов для обнаружения излучения оптико-электронных средств противника, предназначенных для наблюдения и наведения средств поражения, и подавления этих средств, активную защиту, обеспечивающую обнаружение и уничтожение поражающих средств, атакующих танк, на расстоянии, исключающем повреждение самого танка, и дифференцированно расположенную пассивную комбинированную, оборудованную съемными элементами броневую защиту, при Носовая часть броневого корпуса разделена на герметичные, изолированные друг от друга забронированные отсеки через вертикальные броневые листы, установленные вдоль продольной оси танка. В среднем отсеке расположено отделение управления, связанное общим пространством с боевым отделением, а бортовые отсеки выполнены с размещенными в них внутренними топливными баками. Рабочие места экипажа в положении по-боевому расположены в корпусе не выше уровня погона башни. Рабочие места экипажа отделены от забронированного топлива и снарядов боекомплекта и изолированы от попадания пороховых газов при выстреле из пушки, у которой казенная часть размещена в изолированном от экипажа отсеке. В корпусе выполнен люк механика-водителя, а в башне - люки, соответственно командира танка и наводчика. Места экипажа танка в обитаемом отделении снабжены регулируемыми сидениями. Сидения могут регулироваться в положение по-походному и по-боевому, при этом экипаж в положении по-боевому располагается в корпусе не выше уровня погона башни. В положении сидений по-походному командир танка и наводчик располагаются как в корпусе, так и в башне (показано на рисунке общего вида танка сбоку). Все снаряды боекомплекта расположены снаружи танка на максимально возможном удалении от мест обитания экипажа. Выстрелы первой очереди расположены за башней над крышей моторно-трансмиссионного отделения в съемном бронированном модуле, горизонтально уложены в механизированной укладке автомата заряжания, сориентированы в направлении продольной оси пушки и сообщены с казенной ее частью отверстием открываемым только во время заряжания снаряда. В крыше съемного модуля выполнены вышибные элементы, установленные с возможностью направленного распространения ударной волны, главным образом вверх, в сторону от экипажа и моторно-трансмиссионного отделения. Пассивная защита танка снабжена броней, верхние слои которой выполнены в виде ячеек, заполненных комбинацией элементов встроенной динамической защиты, гидродинамической защиты и других видов защит. Боевые выстреливаемые элементы комплекса активной защиты расположены снаружи на башне и по периметру съемного бронированного модуля (ТЗМ) с возможностью воздействия на движущиеся с любого направления поражающие средства. На вертикальных броневых листах отсеков корпуса со стороны топливных баков установлены плиты из противорадиационного материала, а со стороны отделения управления и боевого отделения установлены плиты из противоосколочного материала. Гусеничные ленты ходовой части танка снабжены съемными уширителями с возможностью их установки с обеих сторон в каждой гусенице, причем габарит танка со снятыми с наружных сторон гусениц уширителями выполнен в размере, не большем железнодорожного габарита. Введение новых технических решений по расположению экипажа в корпусе, размещению боекомплекта в забронированном съемном модуле и забронированного запаса топлива в изолированных от экипажа отсеках существенно повышает выживаемость экипажа танка в боевых условиях даже в случае поражения танка боеприпасом противника. Выполнение общего комплекса защиты танка от поражающих средств с тремя уровнями защиты, существенно повышает живучесть танка в боевых условиях. Тем не менее, в принципе, танк сохраняет классическую схему, при которой основное вооружение размещено во вращающейся башне, силовая установка и трансмиссия - в кормовой части корпуса, а экипаж - в обитаемом отделении раздельно: механик-водитель - в отделении управления в носовой части корпуса, а командир и наводчик - в боевом отделении в зоне вращающейся башни. Защита Под живучестью танка понимается свойство танка сохранять боеспособность на поле боя и восстанавливать ее после воздействия поражающих средств. Проблема живучести является комплексной, так как ее решение воздействует в той или иной мере на все боевые свойства танка и его компоновку. В танкостроении повышение защищенности танков достигается комплексным использованием различных направлений, основное из которых традиционно направлено на повышение броневой корпуса и башни танка от попадающих поражающих элементов, что увеличивает массу танка. Для сохранения массы танка в допустимых пределах был применен ряд решений - башня с уменьшенным по высоте габаритом, размещение экипажа в корпусе, трехуровневая структура защиты. Масса танка пи этом не превышает 50 т. Комплекс зашиты танка от поражающих средств обеспечен тремя уровнями защиты. Традиционная, присущая всем танкам пассивная броневая защита функционально по-прежнему занимает ведущее место и обеспечена броневыми листами корпуса и башни, а так же съемными блоками с динамической защитой, гидродинамической зашитой. Толщина броневых листов в разных частях корпуса и башни выполнена дифференцированной. Так наибольшую толщину в корпусе имеют верхний лобовой лист и нижний носовой лист; в связи с необходимостью большей защиты лобовой проекции от снарядов, существенно меньшая толщина у бортовых листов корпуса. При этом бронирование корпуса выполнено дифференцированно, в передней трети корпуса стенки выполнены с большей толщиной. Дополнительную защиту от кумулятивных боеприпасов обеспечивает и размещенное в бронированных емкостях топливо и вертикальные броневые листы с установленным на них подбоем из противоосколочного и противорадиационного материала. На борах в передней части корпуса также установлены экраны с элементами динамической защиты и резинометаллические защитные экраны на всю длину корпуса. Благодаря своей
конструкции башня обеспечивает значительно лучшую по сравнению с существующими
танками защиту от боеприпасов, атакующих сверху и на пролете. К ним в первую
очередь относятся кассетные прицеливающиеся боевые элементы, опускающиеся на
парашюте и использующие для поражения цели взрывоформируемый снаряд (ударное
ядро) (
Суммарная эффективность комбинированной броневой и динамической защиты лобовой проекции на предлагаемом танке от снарядов и мин значительно превышает уровень защиты современных танков, в том числе и с массой 60 тонн и выше. Пассивная комбинированная защита бортовой проекции выполнена несколько меньшей, что, однако, компенсируется наличием двух других видов защиты. В качестве защиты второго уровня на танке установлен комплекс активной зашиты с боевыми выстреливаемыми элементами типа «Дрозд-2» (или другим), обеспечивающая обнаружение и уничтожение поражающих средств, движущихся в направлении танка на расстоянии от корпуса и исключающим поражение танка. Состав комплекса активной защиты типа «Дрозд-2» включает блоки радиолокационной станции слежения, закрепленные у бортов танка на крыше съемного модуля, блок управления (на рабочем месте командира), анализирующий информацию и управляющий пуском защитного боеприпаса из соответствующей мортиры, каждая из которых установлена с обеспечением защиты своего сектора. При этом сектора действия соседних мортир перекрываются, а полный комплекс установленных мортир обеспечивает уничтожение поражающих средств, движущихся к танку с любого направления. Тем самым для танка обеспечивается дополнительная зашита от кумулятивных и фугасных противотанковых средств поражения. Мортиры с боеприпасами комплекса «Дрозд» или «Арена» закрыты от поражения легкобронированными кожухами. В качестве зашиты
первого уровня на танке установлен комплекс
приборов типа «Штора» («Штора-2» и пр.), для обнаружения и подавления
оптико-электронных средств противника, предназначенных для наблюдения и наведения средств поражения. Такое обнаружение и подавление может осуществляться на расстояниях от
Комплекс «Штора» включает индикаторы лазерного излучения переднего и заднего сектора установленные на крыше башни и съемного модуля пусковых мортир для запуска аэрозольных гранат (установки аэрозольных помех). Работа систем защиты При обнаружении на больших расстояниях головками комплекса оптико-электронного подавления, типа «Штора», средств противника, ведущих поиск целей и способных нанести поражение, или обеспечить их целеуказание для поражающих средств комплекс обеспечивает световую и звуковую индикацию об облучении танка и автоматически (или по команде) производит отстрел аэрозольной гранаты из одной из мортир в направлении облучения. Граната образует защитное облако, нарушая тем самым работу головок самонаведения и затрудняя работу операторов ПТРК и управляемых артиллерийских снарядов. В случае движения в направлении танка поражающего кумулятивного или осколочно-фугасного средства вступает в действие активная защита типа «Дрозд» с боевыми выстреливаемыми элементами. При обнаружении радиолокационной станцией слежения такой цели, движущейся в направлении танка, блок управления подает команду на ее уничтожение. При этом производится пуск защитного боеприпаса из соответствующей мортиры, его подрыв и уничтожение цели осколочным полем на расстоянии от танка, исключающем его повреждение. Учитывая, что сектора действия соседних мортир перекрываются, полный блок установленных мортир обеспечивает уничтожение поражающих средств, движущихся к танку с любого направления. Дальнейшая защита танка обеспечивается пассивной мощной броней, где в наиболее вероятных для воздействия поражающих средств частях корпуса и башни, имеются съемные, заменяемые при поражении блоки с ячейками встроенной динамической (гидродинамической) защиты. В случае пробития броневой защиты выживаемость экипажа повышена отсутствием боеприпасов как внутри корпуса, так и в башне, а так же размещением экипажа по-боевому только в корпусе, не выше уровня погона башни. В случае пробития защиты бронированного модуля и взрыва снарядов в автомате заряжания энергией взрыва отбрасываются вышибные крышки, продукты взрыва и его энергия направляется вверх в сторону от корпуса. Благодаря разделению кормовым листом (и перекрытию заслонкой отверстия, предназначенного для заряжания) внутренней полости бронированного модуля с отсеком, где размещена казенная часть пушки, и обитаемым объемом башни узлы пушки и экипаж так же предохранены от воздействия взрыва. Так же способствует выживаемости экипажа размещение топлива в специальных забронированных отсеках, а так же наличие листов из противорадиационного и противоосколочного материала. Отсек с размещенным в нем вооружением обеспечивает при стрельбе изоляцию экипажа от пороховых газов. Кроме того, стенки башни в сочетании с броневыми листами значительно повышают ее жесткость. Обеспечение съемности бронированного модуля в случае его поражения обеспечивает хорошую ремонтопригодность танку в целом. Корпус У корпуса нового танка есть тоже свои особенности, значительно отличающие его от корпусов отечественных и западных танков предыдущего поколения. Корпус разделен бронеперегородками на три отделения. Все члены экипажа размещены в корпусе танка ниже уровня башни, механик-водитель отделен от топливных баков, расположенных в передней высокозащищенной части корпуса. Чертеж корпуса танка «Объект 640» В корпусе выполнен люк механика-водителя, а в башне - люки, соответственно командира танка и наводчика. Места экипажа танка в обитаемом отделении снабжены регулируемыми сидениями: механика-водителя, командира танка и наводчика. Сидения могут регулироваться в положение по-походному и по-боевому, при этом экипаж в положении по-боевому располагается в корпусе не выше уровня погона башни. В положении сидений по-походному командир танка и наводчик располагаются как в корпусе, так и в башне. На вертикальных броневых листах отсеков корпуса со стороны топливных баков установлены плиты из противорадиационного материала, а со стороны отделения управления и боевого отделения установлены плиты из противоосколочного материала. Башня Чертеж башни танка «Объект 640» Башня выполнена в виде жестко закрепленных на общем основании двух симметрично разнесенных броневых отсеков. Каждый из отсеков образован разнесенными между собой наружными и внутренними боковыми стенками, выполненными по переднему контуру в секторе от амбразуры до поперечной оси башни в виде усеченных пирамид, расположенных соосно. Угол наклона боковых граней пирамид равен 20 -30° от основания. В последнее время значительно увеличилась мощность поражающих средств и вероятность их воздействия со стороны крыши ОБТ. В связи с этим при создании башни была поставлена задача по усовершенствованию конструкции башни с обеспечением ее круговой защиты, в том числе, и со стороны крыши. Чертеж элементов башни танка «Объект 640» За счет выбора оптимальных форм броневых деталей, их взаимного расположения и габаритов обеспечено увеличение защищенности в 1,7-2 раза при увеличении общей массы на 20-30%, причем указанный уровень защищенности достигнут при курсовых углах обстрела +- 35-40o. Схема высокозащищенной башни танка «Объект 640» За счет усовершенствования броневой конструкции башни путем оптимизации ее основных геометрических размеров (высоты и ширины) и выбора целесообразных форм выполнения и установки ее броневых деталей обеспечено значительное повышение защищенности и живучести башни, а именно:
Механизм заряжания (автономный съемный транспортно-заряжающий контейнер) Еще одной отличительной чертой танка «Черный Орел» как от отечественных, так и от зарубежных аналогов является размещение всего боекомплекта танка отдельно от экипажа, это реализована за счет вместительного ТЗМ (автономный съемный транспортно-заряжающий модуль) размещенного за башней. Механизированный боекомплект танка «Черный Орел» удалось увеличить по сравнению с предыдущими моделями отечественных и зарубежных танков. Автоматический механизм заряжания (АМЗ) пушки башни танка включает магазин, ленточный конвейер, привод вращения конвейера, кассеты для транспортировки выстрела, механизм удержания выстрела, приемный лоток, приводные механизмы стопора конвейера, раскрытия кассет и досылания, а также два люка с крышками для направления взрывной волны при аварийном взрыве внутри ТЗК. Чертеж элементов ТЗМ танка «Объект 640» Механизм заряжания позволяет осуществлять автоматическое питание пушки выстрелами с выносом ее боеприпасов из боевого отделения наружу за счет использования автономного съемного броневого транспортно-заряжающего контейнера. На задней стенке башни закреплен автономный броневой транспортно-заряжающий контейнер, в котором закреплены конвейер с выстрелами, приводные механизмы вращения и стопорения конвейера, фиксации и расфиксации выстрелов в кассетах конвейера и досылания выстрела в пушку. На внутренних поверхностях передней и задней стенках конструкции башни за счет выбора оптимальных форм броневых деталей, их взаимного расположения и габаритов обеспечено увеличение защищенности в 1,7-2 раза при увеличении общей массы на 20-30%, причем указанный уровень защищенности достигнут при курсовых углах обстрела +35-40°. Система управления огнем Рабочие места наводчика и командира перспективного танка обеспечены равными функциональными возможностями в управлении огнем, оперативной передачи управления комплексом от наводчика к командиру и наоборот, и самостоятельного включения наводчика в управление при выходе из строя командира. Каждое из упомянутых рабочих мест снабжено унифицированным электронным моноблоком, в центральной части которого установлен многофункциональный пульт (МФП). На передней панели МФП расположен дисплей, выполненный с обеспечением режимов отображения, таких, например, как тепловизионного изображения местности, топографической и тактической обстановки и информации о техническом состоянии систем танка. МФП наводчика и командира, пульты управления линиями визирования прицелов наводчика и командира, баллистический вычислитель, стабилизатор вооружения и комплекс механизма заряжания связаны каналом информационного обмена данными, а баллистический вычислитель дополнительно связан каналом передачи данных со стабилизатором вооружения. Комплекс управления может быть снабжен системой управления дополнительным вооружением, которая связана каналом информационного обмена данными с МФП наводчика и командира, пультами управления линиями визирования прицелов, баллистическим вычислителем, стабилизатором вооружения и комплексом механизма заряжания, а баллистический вычислитель дополнительно связан каналом передачи данных со стабилизатором вооружения и системой управления дополнительным вооружением. МФП командира и наводчика дополнительно связаны каналом информационного обмена данными, выполненным с возможностью интеграции в состав танковой информационно-управляющей системы. В случае выхода из строя МФП командира или самого командира обмен данными с ТИУС со своего МФП по каналу обмена информацией ведет наводчик. Оснащение рабочих мест наводчика и командира унифицированным электронным моноблоком позволило компактно разместить перед операторами все элементы управления, непосредственно обеспечивающие процесс наблюдения и ведения огня, что обеспечило равные возможности наводчику и командиру при ведении огня из основного вооружения, повысило удобство боевой работы и обучения. многофункциональный пульт (МФП) Состав. Основной прицел наводчика и панорамный прицел командира с независимой стабилизацией линий визирования в двух плоскостях включают соответственно тепловизионный, оптический, дальномерный. В состав системы управления огнем входит электронный цифровой баллистический вычислитель, автоматически вырабатывающий поправки на скорости цели и танка, боковой ветер, дальность до цели, износ канала ствола, изгиб ствола, крен оси цапф пушки, температуру и атмосферное давление воздуха и пр. МФП наводчика и командира, пульты управления линиями визирования прицелов наводчика и командира, баллистический вычислитель, стабилизатор вооружения и комплекс механизма заряжания связаны каналом информационного обмена данными, а баллистический вычислитель дополнительно связан каналом передачи данных со стабилизатором вооружения. Комплекс управления может быть снабжен системой управления дополнительным вооружением. Работа. Комплекс управления вооружением работает в следующих режимах: Основной автоматический (Основной-А); Основной полуавтоматический (Основной-ПА); Дубль автоматический (Дубль-А); Целеуказание (ЦУ); Ручной. Ходовая часть Ходовая часть танка выполнена по семиопорной схеме с использованием гусеничных лент. Каждая лента снабжена двумя съемными уширителями, устанавливаемыми, соответственно, с внешней от танка стороны и с внутренней стороны. Уширители установлены с помощью болтового крепления в скобах (крайних связях) гусеницы. Со снятыми уширителями среднее удельное давление на грунт обеспечено в пределах 0,87-0,9 кг/см2, т.е. на уровне существующего на современных танках. При установленных уширителях среднее удельное давление на грунт обеспечено в пределах 0,80-0,81 кг/см2, т.е. оптимального с позиций проходимости по грунтам с низкой несущей способностью. Габарит танка «f» по гусеницам с установленными на гусеницах уширителями превышает железнодорожный габарит, однако снятие внешних уширителей позволяет уменьшить габарит танка по гусеницам и осуществлять перевозку танка на железнодорожных платформах. Чертеж гусениц танка «Объект 640» со съемными уширителями. Применение съемных уширителей в гусеницах, позволяет при транспортировке танка снять с внешних сторон гусениц уширители, вывернув болты на внешних скобах, тем самым уложиться в железнодорожный габарит и обеспечить перевозку танков по железной дороге, а при необходимости вступить в бой сразу же после съезда с железнодорожной платформы. В то же время установка уширителей обеспечивает проходимость на грунтах с низкой несущей способностью. Перспективы Ходовой макет танка был впервые продемонстрирован в ходе второй выставки ВТТВ в Омске в 1997 году. Он представлял из себя ходовую часть танка Т-80У с установленной на ней башней новой конструкции. В дальнейшем был создан образец с башней установленной на семиопорное шасси. Оба продемнстрированных образца значительно отличаются от описанного выше перспективного танка, как конструктивными особенностями, так и комплектацией. Танк создавался в условиях тяжелейшей экономической ситуации Омских танкостроителей. Решения, отработанные на перспективном танке «Черный орел» могут послужить базой для перспективных моделей танков и стать объектом военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами. Cудя по предыдущим заявления представителей Минобороны РФ производство перспективного танка «Объект 640» не предусматривается. Тем не менее, решения отработанные на данном образце послужат значительным заделом для модернизации существующих танков. Элементы конструкции танка применены для модернизации серийных танков Т-80У, экспортных модификаций танка Т-55 и других машин. Еще одной разработкой имеющей элементы описанного выше перспективного танка является унифицированная башня разработки КБТМ. Унифицированная башня предназначена для установки на шасси различных танков, в том числе и зарубежных, с целью их модернизации. При внешней схожести основным отличием является значительно меньшая, чем на описанном выше перспективном танке защита крыши башни и несколько меньшие показатели стойкости в целом. Подробнее - Разработка унифицированного боевого отделения, тема «Бурлак» (ОАО "КБТМ")
Использованные материалы: Патент на изобретение RU 2 169 336 C2 Патент на изобретение RU 2 233 418 C2 Патент на изобретение RU 2 165 617 C1 Патент на изобретение RU 2 22 6664 C1 Патент на изобретение ЕА2225 |
|
|||||||
|