КОНЦЕПЦИЯ ТАНКА Т-34

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




КОНЦЕПЦИЯ ТАНКА Т-34

В.Л. Чернышев

ВВЕДЕНИЕ

Концепция и конструкция

Хронология создания Т-34

Основные участники разработки Т-34

«Врага надо знать», А.О. Фирсов

Фирсовская идеология Т-34

Крупнейшие танковые сражения в ВОВ

Заключение

 

Концепция и конструкция

В первую очередь надо определиться с понятиями и определениями, применяемыми  во всем цивилизованном мире (см. Wikipedia и Большой Энциклопедический словарь)

И так:

1. Конце́пция, или конце́пт, (от лат. conceptio — понимание, система) — генеральный замысел, руководящая идея. Концепция определяет стратегию действий. Также концепция — система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе. Концепция — это определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет, руководящая идея для его систематического освещения, комплекс взглядов, связанных между собою и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи.

2. Конструкция (от лат. constructio - составление, построение), 1) устройство, взаимное расположение частей, состав какого-либо строения, механизма и т. п.; строение, механизм и т. п. с таким устройством (напр., конструкция моста, железобетонная конструкция). 2) В языкознании - синтаксическое (реже морфологическое) целое, результат объединения в речи языковых единиц, сочетающихся по правилам, обусловленным наличием у них определенных грамматических свойств.

Исходя из данных определений, первичным является концепция («тяговая лошадь»), а конструкция – ее материализация («телега»).

Как это не прискорбно, в отечественном танкостроении эти понятия постоянно подменяются, дабы скрыть профессиональную некомпетентность и не порядочность отдельных должностных лиц.

Концепция танка – это система взглядов на характер возможных боевых действий, формулировка целей и задач, возникающих перед бронетанковыми войсками, выбор и обоснование ключевых направлений развития науки, промышленности и образования, обеспечивающих решение поставленных задач.

Конструкция танка и его узлов, способы его боевого применения, ремонт и восстановление – это материализация концепции. Единство концепции и конструкции определяет только главный конструктор.

Концепция перспективного танка в Советском Союзе  имела высший гриф секретности, исключающий ЛЮБУЮ утечку информации (машинистки, сотрудники секретно-режимных подразделений, фельдегерьская почта, службы безопасности  НКВД, МГБ и КГБ). В конце 30-х …начале 50-х годов она передавалась только устно среди доверенных и проверенных  исполнителей. Это полностью исключало срыв важнейших государственных программ военного строительства и обеспечивало относительную безопасность непосредственных исполнителей от «компетентных» органов того времени. Жизнь Афанасия Осиповича Фирсова, расстрелянного в 1936 году, послужила для многих хорошим уроком.

Одному из авторов данной статьи, пришлось столкнуться с отголосками данной системы в 80-е годы прошлого века, во время работы в ХКБМ имени А.А. Морозова, под руководством А.В. Бершова: устно ставилась одна задача, а в личную карточку исполнителя записывалось совершенно другая…

История мирового  танкостроения показывает: танки Т-34 и Т-64 явились революционными машинами своего времени, определившими направления развития бронетехники на десятилетия вперед. Это не совсем так. В основу  танков Т-34  и Т-64 впервые были  заложены  и реализованы в масштабах крупносерийного производства   две принципиально различные концепции соответственно: машин  военного и мирного времен!

Нижнетагильский Т-72, как и ленинградский Т-80, с точки зрения понятия концепция, ничем не отличались от Т-64. Конструктивно они отличаются, концептуально - нет. 

«12.04.73…Тагил «украл» нашу машину и переделывает её. Нигде таких примеров в жизни нет. В свое время проработкой перспективного танка занимались все танковые КБ СССР: ХКБМ –«432», ЛКЗ-«287», Тагил-166 «140», ЧКЗ- «777».

В итоге, проекты ЛКЗ, ЧКЗ и Тагила до конца не довели и в дальнейшем работы прекратили. Осталась одна машина нашего завода «432», которую потом ЛКЗ и Тагил начали «улучшать», меняя двигатели, ходовую часть, МЗ, а заодно и все остальное.

До настоящего времени, ни один завод ничего нового не сделал, а пытается «доработать» чужие образцы, по сути, внедряя старые узлы и механизмы: гусеницы, колеса, гидроамортизаторы,  двигатель,  вентилятор и прочее, сохраняя нашу идеологию (КОНЦЕПЦИЮ).

По меньшей мере, это носит характер воровства. За это им придется расплачиваться годами!

Нам необходимо оторваться от Тагила во всем. Для этого нужна новая идеология танка. «Увидеть» ее можно только «угадав» особенности будущей войны.

«Одеваться» следует по погоде. Иначе можно «простудиться» и надолго остаться «дома». Так было с Т-34, Т-54, Т-64. Думаю, что не ошибемся и с Т-74..» [ 1 ] стр. 190.

Подразумевая под идеологией концепцию,  приводимые  слова А.А.Морозова бьют «не в бровь, а в глаз».

Достаточно интересно сравнение конструктивных отличий Т-72 от Т-64 сделанное А.А. Морозовым.

 

 

 

 

Каждая попытка «улучить» и «довести до требуемого уровня» «шестьдесятчетверку» конструкторами Нижнего Тагила и Ленинграда, приводила к нарушению концептуального единства танка  главного конструктора А.А. Морозова, о котором ни Министр оборонной промышленности С.А. Зверев, ни главные конструкторы Л.Н. Карцев, В.Н. Венедиктов,  В.Б. Домнин и Н.С. Попов, ни секретарь ЦК КПСС, в последствии Министр обороны СССР Д.Ф Устинов не имели ни малейшего представления. Это были «чужие» люди, сменившие надежных и проверенных А.А. Малышева, Ю.Е. Максарева, С.Н. Махонина, Н.А. Кучеренко и не получивших от них «пароля входа в систему»…

Современное состояние в российском танкостроении и противостояние начальника ГШ Николая Макарова с заместителем председателя правительства РФ Дмитрием Рогозиным для нас предельно понятны. При создании нового российского танка Т-95 отсутствовала концепция перспективного танка 21 века. (См.  «Зеркало и «Зазеркалье» отечественного танкостроения», размещенное на данном сайте).  УВЗ работал по старинке: меняли одну танковую систему на другую, время от времени, переименовывая машину и подставляя одни и те же «грабли» под ноги военным и они, наконец, ввели пятилетний мораторий на покупку морально устаревших, не отвечающих концептуально современным боевым условиям  Т-72 (Т-90).

В качестве подтверждения наших позиций рассмотрим концепции танков Т-34 и Т-64.


 

Хронология создания Т-34

 

Основные участники разработки Т-34

 

«Врага надо знать», А.О. Фирсов

 

Фирсовская идеология Т-34

 

Крупнейшие танковые сражения в ВОВ

 

Заключение

 





 



ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ