|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ДОКТОРСКАЯ
ДИССЕРТАЦИЯ А.Д. ЧАРОМСКОГО – СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ТАНКОВОГО
ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ В СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
(продолжение материала 1)
к.т.н., доцент НТУ «ХПИ» В.Л. Чернышев
ВВЕДЕНИЕ
Когда все организационные
вопросы работы с архивами ХКБД были решены, мне позвонил В.Г. Сарычев и
попросил о встрече.
Виктор Григорьевич давно уже был на пенсии, жил
один и каждая наша встреча возвращала
его в прошлое, для каждого из нас была приятна…Мы сидели на его маленькой
кухне, пили чай и он произнес:
Володя, я знаю, что вы начинаете работать с
архивами ХКБД. Материала очень много и для его восприятия нужна система,
«полочки», разложив всё по которым, вы сможете правильно воспринять и понять
материал. Такими «полочками» является докторская диссертация А.Д. Чаромского,
защищенная в 1953 году. Это «ствол дерева» от которого отходят «ветки» с
«плодами» двигатели: 4ТПД, 5ТД, 5ТДФ, 6ТД, 3ТД и др., - сказал Сарычев.
Если диссертация Чаромского «ствол дерева», то
«корнями» его является немецкий «Jumo»?, - спросил я.
Немного подумав, мой собеседник ответил:
- Корнями советского танкового
дизелестроения послевоенного времени являются одноцилиндровые отсеки:
довоенный ОН-4 и послевоенный У-305. Немецкий «Jumo 205», был «черенком»,
который Чаромский «привил» к своим «корням» и получилось, то что имеем
сегодня… Начинать надо с докторской диссертации А.Д. Чаромского. Остальное
всё само станет на свои места…
Через
несколько дней я получил пропуск в ХКБД и состоялась моя первая встрече с
главным конструктором Сергеем Алексеевичем
Алёхиным. Он сказал:
- Вы
получаете возможность работать со всем архивом нашего предприятия. Наши
условия: ни один документ не может быть вынесен за стены завода. В ваше
распоряжение предоставляется компьютер со сканером. Я надеюсь, что итоговая ваша
работа будет объективно отражать многолетнюю работу нашего коллектива и Вы
будете применять материал очень осторожно, руководствуясь принципом
врача: «Не навреди!»...
Впереди меня ожидала встреча с техническими
отчетами, актами и заключениями,
отмеченными автографами В.С.Старовойтова, А.В. Радус-Зенковича, Л.Л. Голинца, Н.К. Рязанцева и многих,
многих других участников тех событий, уже известных мне по «Дневникам А.А.
Морозова»…
Спустя три года, в декабре 2012 года состоялась моя
беседа с д.т.н., профессором, заведующим кафедрой «Колесные и гусеничные
машины» НТУ «ХПИ» Дмитрием Олеговичем Волонцевич. Мы, более 10 лет знаем
друг друга, и все это время
поддерживаем хорошие, доверительные отношения. Речь шла о различиях в
требованиях к кандидатским и докторским диссертациям.
Он сказал:
- Если кандидатская диссертация – это решение какой-то технической задачи, то
докторская – это стратегическое направление развития определенной области
техники, и она всегда имеет политическую составляющую. Поэтому, одно дело
решить важную народно-хозяйственную, техническую проблему и совсем другое -
обеспечить ей политическую поддержку. Этого многие не понимают, но это
реальный факт…
Докторские диссертации А.Д. Чаромского и А.А.
Морозова были лучшим доказательством сказанному…
1. Немецкий «черенок» к «яблоне» советского
танкового дизелестроения
Вторая мировая война выявила трех бесспорных
лидеров: США – авиационная и атомная промышленность, Германия –
ракетостроение, СССР – танкостроение.
Каждая из стран-победителей пыталась выявить,
изучить и применить передовые достижения и технологии «Третьего рейха».
Одной из наиболее мощных авиационными фирм,
оказавшихся в советской оккупационной зоне, была фирма «Юнкерс», которая
накопила большой опыт по быстроходным 2-тактным дизелям «Jumo 205» и «Jumo 207» мощностью 500..700л.с.
Разработка «Jumo 205» началась в 1932 году. Нужно
признать, что это был один из немногих удачных дизельных авиационных
двигателей в мире. Дизель «Jumo 205» стал базой для создания целого семейства
дизельных двигателей, созданных по выше описанной схеме. В течении нескольких
лет специалисты «Юнкерса» прикладывали огромные усилия для доводки и
улучшения характеристик данной модели.
В свое время дизельные двигатели «Jumo» были
признаны непригодными для танков немецких «панцерваффе».
Технические данные двигателей серии Jumo 205
Рис. 1. «Jumo –205» в разрезе.
Рис. 2 Рис. 3
Одним из первых советских технических источников,
изложивших конструкцию «Jumo» была книга Н.В. Иноземцева, изданная в 1952
году.
Рис. 4. Рис. 5. Рис. 6.
2. А.Д. Чаромский и его работы в области советского
дизелестроения
Рис.7. Чаромский Алексей Дмитриевич
Родился 15 февраля 1899 г. в селе Чаромское Новгородской губернии. С 1913 г. – работал
учеником токаря, токарем на Путиловском заводе в Петербурге. С 1923 г. –
учёба в Военно-воздушной академии. С 1928 г. – работает в НАМИ, а с 1930 г.
его подразделение входит в состав ЦИАМ, где А.Д. Чаромский возглавил отдел нефтяных двигателей. В 1942 г. назначается главным конструктором
завода № 500 МАП. С 1947 г. – ведущий конструктор в ЦИАМ. С 1955 г. - главный конструктор КБ завода №75 г.
Харьков (впоследствии ХКБД). С 1960 г. – на заслуженном отдыхе (из-за болезни
сердца). Доктор технических наук, профессор.
Награды: Сталинская премия 1 степени (1943г.), два ордена Ленина и др.
Умер в 1982 году.
В соответствии с существовавшими на то время
правилами, все материалы по «Jumo» поступали в ЦИАМ и тщательно изучались.
В отличие от отдельных «историков» советского
танкового дизелестроения, выливших «ведра помоев» на 5ТДФ, «слышавших звон, да не знавших откуда
он», утверждавших о влиянии
немецкого «Jumo 205» на двигатель 5ТДФ и, как следствие этого,
его бесперспективность, мы впервые предоставляем документальные материалы
того времени. Это наша История, сохранить ее и передать нашим потомкам –
главная задача данной публикации.
Изучая содержание дисертации (копировать всю работу
было трудно и практически не целесообразно) мы обратили внимание на следующие
ее разделы:
2. 1. Одноцилиндровая установка ОН-4
Обратите внимание на дату проведения
испытаний – январь 1940 года !
2.2.
Одноцилиндровый отсек У-305
1.3 Обоснование
возможности создания двигателей для танков по схеме У-305
Итак, уважаемый Читатель, Вы получили возможность ознакомиться
с оригинальными материалами докторской диссертации А.Д. Чаромского,
выполненной в далеком 1953 году.
Некоторые из недалеких читателей могут заявить:
«Это старье! Сегодня XXI век!». Предлагаю им еще раз перечитать содержание
докторской диссертации А.Д. Чаромского страницы 150-, где речь идет об
Х-образных двигателях и вспомнить двигатели главного конструктора ЧТЗ В.И. Бутова 2В16-1,2,3. для перспективного
российского танка «Армата»…
3. «Яблоки» на
«яблоне» Харьковского завода №75
4. Заключение
Начало 50-х годов ХХ
века. Все страны-участницы Второй мировой войны усиленно изучают, обобщают и
внедряют научно-технические достижения и боевой опыт, полученный на полях сражений. Начинается новая
страница человечества – «холодная война», постоянная гонка вооружения, борьба
на экономическое выживание…
А.А. Морозов хорошо
понимает: танк Т-34 – это «вчерашний день» в мировом танкостроении, он свою
задачу выполнил. «Тридцатьчетверка» - машина военного времени: предельно
просто, дешево и в больших количествах. Танк Т-54, производство которого
началось на «Уралвагонзаводе», всего лишь его глубокая модернизация,
отражающая уровень техники СССР военного времени. Это понимают и в
Министерстве. Запись в дневнике А.А. Морозова:
«23.05.52. Посещение зам.
Министра Назарова… Нам необходимо перестать заниматься мелочами и заняться
перспективной машиной…».
В Харькове, А.А. Морозов
начинает разрабатывать концепцию танка мирного времени. Главная её задача –
сохранения лидерства СССР в мировом танкостроении, создавая линейку «430»,
«432», «434», «476» и «447».
На случай
мобилизационного периода разработан танк изд. 436 с челябинским дизелем В-46.
Вся его документация, в соответствии с Постановлением правительства передана
в Нижний Тагил на «Уралвагонзавод»…
Научные исследования А.Д.
Чаромского, изложенные в его докторской диссертации и реализованные
практически на харьковском заводе №75, обеспечивали морозовскую танковую линейку дизелем, с постоянно
растущими ТТХ. Это было стратегическое направление советского танко и дизелестроения
на десятки лет вперед…
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|