ДОКТОРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ А.Д. ЧАРОМСКОГО – СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ТАНКОВОГО ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ В СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




ДОКТОРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ А.Д. ЧАРОМСКОГО – СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ТАНКОВОГО ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ В СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

 

(продолжение материала 1)

к.т.н., доцент НТУ «ХПИ» В.Л. Чернышев

 

ВВЕДЕНИЕ

Когда все организационные вопросы работы с архивами ХКБД были решены, мне позвонил В.Г. Сарычев и попросил о встрече.

Виктор Григорьевич давно уже был на пенсии, жил один и  каждая наша встреча возвращала его в прошлое, для каждого из нас была приятна…Мы сидели на его маленькой кухне, пили чай и он произнес:

Володя, я знаю, что вы начинаете работать с архивами ХКБД. Материала очень много и для его восприятия нужна система, «полочки», разложив всё по которым, вы сможете правильно воспринять и понять материал. Такими «полочками» является докторская диссертация А.Д. Чаромского, защищенная в 1953 году. Это «ствол дерева» от которого отходят «ветки» с «плодами» двигатели: 4ТПД, 5ТД, 5ТДФ, 6ТД, 3ТД и др., - сказал Сарычев.

Если диссертация Чаромского «ствол дерева», то «корнями» его является немецкий «Jumo»?, - спросил я.

Немного подумав, мой собеседник ответил:

   - Корнями советского танкового дизелестроения послевоенного времени являются одноцилиндровые отсеки: довоенный ОН-4 и послевоенный У-305. Немецкий «Jumo 205», был «черенком», который Чаромский «привил» к своим «корням» и получилось, то что имеем сегодня… Начинать надо с докторской диссертации А.Д. Чаромского. Остальное всё само станет на свои места…

Через несколько дней я получил пропуск в ХКБД и состоялась моя первая встрече с главным конструктором  Сергеем Алексеевичем Алёхиным. Он сказал:

  -  Вы получаете возможность работать со всем архивом нашего предприятия. Наши условия: ни один документ не может быть вынесен за стены завода. В ваше распоряжение предоставляется компьютер со сканером. Я надеюсь, что итоговая ваша работа будет объективно отражать многолетнюю работу нашего коллектива и Вы будете применять материал очень осторожно, руководствуясь принципом врача:  «Не навреди!»...

Впереди меня ожидала встреча с техническими отчетами, актами  и заключениями, отмеченными автографами В.С.Старовойтова, А.В. Радус-Зенковича,  Л.Л. Голинца, Н.К. Рязанцева и многих, многих других участников тех событий, уже известных мне по «Дневникам А.А. Морозова»…

Спустя три года, в декабре 2012 года состоялась моя беседа с д.т.н., профессором, заведующим кафедрой «Колесные и гусеничные машины» НТУ «ХПИ» Дмитрием Олеговичем Волонцевич. Мы, более 10 лет знаем друг  друга, и все это время поддерживаем хорошие, доверительные отношения. Речь шла о различиях в требованиях к кандидатским и докторским диссертациям.

Он сказал:

-  Если кандидатская диссертация – это  решение какой-то технической задачи, то докторская – это стратегическое направление развития определенной области техники, и она всегда имеет политическую составляющую. Поэтому, одно дело решить важную народно-хозяйственную, техническую проблему и совсем другое - обеспечить ей политическую поддержку. Этого многие не понимают, но это реальный факт…

Докторские диссертации А.Д. Чаромского и А.А. Морозова были лучшим доказательством сказанному…

 

1. Немецкий «черенок» к «яблоне» советского танкового дизелестроения

 

Вторая мировая война выявила трех бесспорных лидеров: США – авиационная и атомная промышленность, Германия – ракетостроение, СССР – танкостроение.

Каждая из стран-победителей пыталась выявить, изучить и применить передовые достижения и технологии «Третьего рейха».

Одной из наиболее мощных авиационными фирм, оказавшихся в советской оккупационной зоне, была фирма «Юнкерс», которая накопила большой опыт по быстроходным  2-тактным дизелям «Jumo 205» и «Jumo 207» мощностью 500..700л.с.

Разработка «Jumo 205» началась в 1932 году. Нужно признать, что это был один из немногих удачных дизельных авиационных двигателей в мире. Дизель «Jumo 205» стал базой для создания целого семейства дизельных двигателей, созданных по выше описанной схеме. В течении нескольких лет специалисты «Юнкерса» прикладывали огромные усилия для доводки и улучшения характеристик данной модели. 

В свое время дизельные двигатели «Jumo» были признаны непригодными для танков немецких «панцерваффе». 

 

Технические данные двигателей серии Jumo 205

Наименование                   

 

Jumo 5A,B,C

Jumo 205D           

Jumo 205E           

Jumo 205G

Год разработки

1934

1934

  -

-

Кол. цилиндров       

6

6

6

6

Диаметр цилиндра, мм     

105

105

105

105

Ход поршня, мм                 

2x160

2x160

2x160

2x160

Рабочий объем, л              

16,6

16,6

16,6

16,6

Степень сжатия

17

16,7

-

-

Длина,  м

1,943

2,236

-

-

Высота, м    

1,325

1,271

-

-

Ширина, м

0,6

0,645

-

-

Масса, кг

570

595

-

-

Мощность, кВт

441,3

647,2

515

515

Обороты, 1/мин      

2200

2800

2500

-

Удельный расход топлива, г/кВт*ч

-

217,5

-

-

 

Рис. 1. «Jumo –205» в разрезе.

Рис. 1. «Jumo –205» в разрезе.

 

Одним из первых советских технических источников, изложивших конструкцию «Jumo» была книга Н.В. Иноземцева, изданная в 1952 году.   Одним из первых советских технических источников, изложивших конструкцию «Jumo» была книга Н.В. Иноземцева, изданная в 1952 году.

Рис. 2 Рис. 3

 

Одним из первых советских технических источников, изложивших конструкцию «Jumo» была книга Н.В. Иноземцева, изданная в 1952 году.

 

   

Рис. 4.        Рис. 5.        Рис. 6.

 

2. А.Д. Чаромский и его работы в области советского дизелестроения

 

Рис.7. Чаромский Алексей Дмитриевич

 

Родился 15 февраля 1899 г.  в селе Чаромское  Новгородской губернии. С 1913 г. – работал учеником токаря, токарем на Путиловском заводе в Петербурге. С 1923 г. – учёба в Военно-воздушной академии. С 1928 г. – работает в НАМИ, а с 1930 г. его подразделение входит в состав  ЦИАМ, где А.Д. Чаромский возглавил отдел нефтяных двигателей. В  1942 г. назначается главным конструктором завода № 500 МАП. С 1947 г. – ведущий конструктор в ЦИАМ. С 1955 г. -  главный конструктор КБ завода №75 г. Харьков (впоследствии ХКБД). С 1960 г. – на заслуженном отдыхе (из-за болезни сердца). Доктор технических наук, профессор.

Награды:  Сталинская премия 1 степени (1943г.), два ордена Ленина и др.

Умер в 1982 году.

 

В соответствии с существовавшими на то время правилами, все материалы по «Jumo»  поступали в ЦИАМ и тщательно изучались.

В отличие от отдельных «историков» советского танкового дизелестроения, выливших  «ведра помоев» на 5ТДФ, «слышавших звон, да не знавших откуда он»,  утверждавших о влиянии немецкого  «Jumo 205»  на двигатель 5ТДФ и, как следствие этого, его бесперспективность, мы впервые предоставляем документальные материалы того времени. Это наша История, сохранить ее и передать нашим потомкам – главная задача данной публикации.

 

     

   

 

 

Изучая содержание дисертации (копировать всю работу было трудно и практически не целесообразно) мы обратили внимание на следующие ее разделы:

 

2. 1. Одноцилиндровая установка ОН-4

   

Обратите внимание на дату проведения испытаний – январь 1940 года !

 

2.2. Одноцилиндровый отсек У-305

 

 

 

 

1.3 Обоснование возможности создания двигателей для танков по схеме У-305

 

   

Итак, уважаемый Читатель, Вы получили возможность ознакомиться с оригинальными материалами докторской диссертации А.Д. Чаромского, выполненной в далеком 1953 году.

Некоторые из недалеких читателей могут заявить: «Это старье! Сегодня XXI век!». Предлагаю им еще раз перечитать содержание докторской диссертации А.Д. Чаромского страницы 150-, где речь идет об Х-образных двигателях и вспомнить двигатели главного конструктора ЧТЗ  В.И. Бутова 2В16-1,2,3. для перспективного российского танка «Армата»…

 

 

 

3. «Яблоки» на «яблоне» Харьковского завода №75

 

 

 

 

     

 


 

4. Заключение

Начало 50-х годов ХХ века. Все страны-участницы Второй мировой войны усиленно изучают, обобщают и внедряют научно-технические достижения и боевой опыт, полученный  на полях сражений. Начинается новая страница человечества – «холодная война», постоянная гонка вооружения, борьба на экономическое выживание…

А.А. Морозов хорошо понимает: танк Т-34 – это «вчерашний день» в мировом танкостроении, он свою задачу выполнил. «Тридцатьчетверка» - машина военного времени: предельно просто, дешево и в больших количествах. Танк Т-54, производство которого началось на «Уралвагонзаводе», всего лишь его глубокая модернизация, отражающая уровень техники СССР военного времени. Это понимают и в Министерстве. Запись в дневнике А.А. Морозова:

«23.05.52. Посещение зам. Министра Назарова… Нам необходимо перестать заниматься мелочами и заняться перспективной машиной…».

В Харькове, А.А. Морозов начинает разрабатывать концепцию танка мирного времени. Главная её задача – сохранения лидерства СССР в мировом танкостроении, создавая линейку «430», «432», «434», «476» и «447».

На случай мобилизационного периода разработан танк изд. 436 с челябинским дизелем В-46. Вся его документация, в соответствии с Постановлением правительства передана в Нижний Тагил на «Уралвагонзавод»…

Научные исследования А.Д. Чаромского, изложенные в его докторской диссертации и реализованные практически на харьковском заводе №75,  обеспечивали морозовскую танковую линейку дизелем, с постоянно растущими ТТХ. Это было стратегическое направление советского танко и дизелестроения на десятки лет вперед…

 





 



ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ