|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ДОКТОРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ А.Д. ЧАРОМСКОГО –
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ТАНКОВОГО ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ В СССР В
ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
(продолжение материала 1) к.т.н., доцент НТУ «ХПИ» В.Л. Чернышев
ВВЕДЕНИЕ
Когда все организационные вопросы работы с архивами ХКБД были решены, мне позвонил В.Г. Сарычев и попросил о встрече. Виктор Григорьевич давно уже был на пенсии, жил один и каждая наша встреча возвращала его в прошлое, для каждого из нас была приятна…Мы сидели на его маленькой кухне, пили чай и он произнес: Володя, я знаю, что вы начинаете работать с архивами ХКБД. Материала очень много и для его восприятия нужна система, «полочки», разложив всё по которым, вы сможете правильно воспринять и понять материал. Такими «полочками» является докторская диссертация А.Д. Чаромского, защищенная в 1953 году. Это «ствол дерева» от которого отходят «ветки» с «плодами» двигатели: 4ТПД, 5ТД, 5ТДФ, 6ТД, 3ТД и др., - сказал Сарычев. Если диссертация Чаромского «ствол дерева», то «корнями» его является немецкий «Jumo»?, - спросил я. Немного подумав, мой собеседник ответил: -
Корнями советского танкового дизелестроения послевоенного времени являются
одноцилиндровые отсеки: довоенный ОН-4 и послевоенный У-305. Немецкий «Jumo
205», был «черенком», который Чаромский «привил» к своим «корням» и
получилось, то что имеем сегодня… Начинать надо с докторской диссертации А.Д.
Чаромского. Остальное всё само станет на свои места…
Через несколько дней я получил пропуск в
ХКБД и состоялась моя первая встрече с главным конструктором Сергеем Алексеевичем Алёхиным. Он сказал:
- Вы получаете возможность
работать со всем архивом нашего предприятия. Наши условия: ни один документ
не может быть вынесен за стены завода. В ваше распоряжение предоставляется
компьютер со сканером. Я надеюсь, что итоговая ваша работа будет объективно
отражать многолетнюю работу нашего коллектива и Вы будете применять материал
очень осторожно, руководствуясь принципом врача: «Не навреди!»...
Впереди меня ожидала встреча с техническими отчетами, актами и заключениями, отмеченными автографами В.С.Старовойтова, А.В. Радус-Зенковича, Л.Л. Голинца, Н.К. Рязанцева и многих, многих других участников тех событий, уже известных мне по «Дневникам А.А. Морозова»… Спустя три года, в декабре 2012 года состоялась моя беседа с д.т.н., профессором, заведующим кафедрой «Колесные и гусеничные машины» НТУ «ХПИ» Дмитрием Олеговичем Волонцевич. Мы, более 10 лет знаем друг друга, и все это время поддерживаем хорошие, доверительные отношения. Речь шла о различиях в требованиях к кандидатским и докторским диссертациям. Он сказал: - Если кандидатская диссертация – это решение какой-то технической задачи, то докторская – это
стратегическое направление развития определенной области техники, и она
всегда имеет политическую составляющую. Поэтому, одно дело решить важную
народно-хозяйственную, техническую проблему и совсем другое - обеспечить ей
политическую поддержку. Этого многие не понимают, но это реальный факт…
Докторские диссертации А.Д. Чаромского и А.А. Морозова были лучшим доказательством сказанному…
1. Немецкий
«черенок» к «яблоне» советского танкового дизелестроения
Вторая мировая война выявила трех бесспорных лидеров: США – авиационная и атомная промышленность, Германия – ракетостроение, СССР – танкостроение. Каждая из стран-победителей пыталась выявить, изучить и применить передовые достижения и технологии «Третьего рейха». Одной из наиболее мощных авиационными фирм, оказавшихся в советской оккупационной зоне, была фирма «Юнкерс», которая накопила большой опыт по быстроходным 2-тактным дизелям «Jumo 205» и «Jumo 207» мощностью 500..700л.с. Разработка «Jumo 205» началась в 1932 году. Нужно признать, что это был один из немногих удачных дизельных авиационных двигателей в мире. Дизель «Jumo 205» стал базой для создания целого семейства дизельных двигателей, созданных по выше описанной схеме. В течении нескольких лет специалисты «Юнкерса» прикладывали огромные усилия для доводки и улучшения характеристик данной модели. В свое время дизельные двигатели «Jumo» были признаны непригодными для танков немецких «панцерваффе».
Технические данные двигателей серии Jumo 205
Рис. 1. «Jumo –205» в разрезе.
Рис. 2 Рис. 3
Одним из первых советских технических источников, изложивших конструкцию «Jumo» была книга Н.В. Иноземцева, изданная в 1952 году.
Рис. 4. Рис. 5. Рис. 6.
2. А.Д. Чаромский и
его работы в области советского дизелестроения
Рис.7. Чаромский Алексей Дмитриевич
Родился 15 февраля 1899 г. в селе Чаромское Новгородской губернии. С 1913 г. – работал учеником токаря, токарем на Путиловском заводе в Петербурге. С 1923 г. – учёба в Военно-воздушной академии. С 1928 г. – работает в НАМИ, а с 1930 г. его подразделение входит в состав ЦИАМ, где А.Д. Чаромский возглавил отдел нефтяных двигателей. В 1942 г. назначается главным конструктором завода № 500 МАП. С 1947 г. – ведущий конструктор в ЦИАМ. С 1955 г. - главный конструктор КБ завода №75 г. Харьков (впоследствии ХКБД). С 1960 г. – на заслуженном отдыхе (из-за болезни сердца). Доктор технических наук, профессор. Награды: Сталинская премия 1 степени (1943г.), два ордена Ленина и др. Умер в 1982 году.
В соответствии с существовавшими на то время правилами, все материалы по «Jumo» поступали в ЦИАМ и тщательно изучались. В отличие от отдельных «историков» советского танкового дизелестроения, выливших «ведра помоев» на 5ТДФ, «слышавших звон, да не знавших откуда он», утверждавших о влиянии немецкого «Jumo 205» на двигатель 5ТДФ и, как следствие этого, его бесперспективность, мы впервые предоставляем документальные материалы того времени. Это наша История, сохранить ее и передать нашим потомкам – главная задача данной публикации.
Изучая содержание дисертации (копировать всю работу было трудно и практически не целесообразно) мы обратили внимание на следующие ее разделы:
2. 1. Одноцилиндровая
установка ОН-4
Обратите внимание на дату проведения испытаний – январь 1940 года !
2.2. Одноцилиндровый отсек У-305
1.3 Обоснование возможности создания двигателей для
танков по схеме У-305
Итак, уважаемый Читатель, Вы получили возможность ознакомиться с оригинальными материалами докторской диссертации А.Д. Чаромского, выполненной в далеком 1953 году. Некоторые из недалеких читателей могут заявить: «Это старье! Сегодня XXI век!». Предлагаю им еще раз перечитать содержание докторской диссертации А.Д. Чаромского страницы 150-, где речь идет об Х-образных двигателях и вспомнить двигатели главного конструктора ЧТЗ В.И. Бутова 2В16-1,2,3. для перспективного российского танка «Армата»…
3. «Яблоки» на «яблоне» Харьковского завода
№75
4. Заключение
Начало 50-х годов ХХ века. Все страны-участницы Второй мировой войны усиленно изучают, обобщают и внедряют научно-технические достижения и боевой опыт, полученный на полях сражений. Начинается новая страница человечества – «холодная война», постоянная гонка вооружения, борьба на экономическое выживание… А.А. Морозов хорошо понимает: танк Т-34 – это «вчерашний день» в мировом танкостроении, он свою задачу выполнил. «Тридцатьчетверка» - машина военного времени: предельно просто, дешево и в больших количествах. Танк Т-54, производство которого началось на «Уралвагонзаводе», всего лишь его глубокая модернизация, отражающая уровень техники СССР военного времени. Это понимают и в Министерстве. Запись в дневнике А.А. Морозова: «23.05.52. Посещение зам. Министра Назарова… Нам необходимо перестать заниматься мелочами и заняться перспективной машиной…». В Харькове, А.А. Морозов начинает разрабатывать концепцию танка мирного времени. Главная её задача – сохранения лидерства СССР в мировом танкостроении, создавая линейку «430», «432», «434», «476» и «447». На случай мобилизационного периода разработан танк изд. 436 с челябинским дизелем В-46. Вся его документация, в соответствии с Постановлением правительства передана в Нижний Тагил на «Уралвагонзавод»… Научные исследования А.Д. Чаромского, изложенные в его докторской диссертации и реализованные практически на харьковском заводе №75, обеспечивали морозовскую танковую линейку дизелем, с постоянно растущими ТТХ. Это было стратегическое направление советского танко и дизелестроения на десятки лет вперед…
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|