|
|||||||||
|
4.2. Динамика повышения показателей
надежности систем танка Т-64 по годам эксплуатации
В июне 2009 года руководство
харьковского «Завода имени Малышева» сняло гриф секретности с материалов
30-летней давности по надежности систем танка Т-64 и передало их в заводской
музей.
Большая
часть материалов, отражающая результаты совместных испытаний Т-64, Т-72 и Т-80
(«бега»), были изъяты руководством ХКБМ имени А.А. Морозова. Причем, в то время
отчеты выпускались в нескольких экземплярах и рассылались всем участникам,
включая ГБТУ, министерство оборонной промышленности, завод-изготовитель и
КБ-разработчик. Имея свои собственные экземпляры и изымая заводские,
руководство ХКБМ, по-видимому, сочло нецелесообразным предать известность тем
историческим документам…
Авторы
статьи выражают признательность А.Н. Молокею, заместителю Генерального
директора «Завода имени Малышева» по качеству и эксплуатации, за возможность
ознакомления с оставшимися материалами
и представления их в данной статье. Они приводятся в
оригинале, что определяет их историческую значимость.
Рис. 31. Динамика изменения
показателей надежности составных систем танка Т-64 в период с 1969 по
«Танк
(Т-64) в процессе создания начал увеличивать массу, из-за чего узлы и
механизмы, рассчитанные на 36 тонную машину делались все ненадежнее и
ненадежнее» [14]. Эти слова главного конструктора Л.Н.
Карцева свидетельствуют о его профессиональной некомпетентности или лукавстве.
Оставим это на его совести. Не нам судить его, предоставим это неблагодарное,
но нужное дело, всесильному и неподкупному ВРЕМЕНИ.
Рис. 32. Рекламации, полученные
«Заводом имени Малышева» по системам танка Т-64 в период с 1970 по
Предлагаем
сопоставить результаты марша Черкасского полка по данным рис. 32 и «Дневникам
А.А. Морозова» [ 5 ] стр. 178.
«15.11.72. ХЗТМ. Рассмотрение
результатов черкасского марша… Машины за весь марш не обслуживались (1500км). Основные причины выхода танков из
строя нарушение правил эксплуатации:
столкновение машин – 7 случаев, затопление –8 случаев; поломки КП –1…
По оценке представителей военной
приемки, принимавших участие в марше, машина отличная. Это и мнение участников
марша. Машина способна делать марш…
Пора перестать дезинформировать руководство
МО и МОП. С этим не согласен Шкурко…»
Большое
влияние на повышение показателей надежности танка Т-64 при войсковой
эксплуатации оказало введение регламентных работ. Основное их содержание и
периодичность представлены на рис. 33.
Рис. 33. Регламентные работы по
поддержанию боеговности танка Т-64.
К 1973 году, танк Т-64 с двигателем 5ТДФ V серии, соответствовал требованиям военных по
надежности и становился одним из лучших в мировом танкостроении, но это не
устраивало лоббистов Т-72 в ЦК КПСС, ВПК, МО и МОП. Личные амбиции и
«местечкомый патриотизм» брали верх над интересами государства и ее армии...
|
|
|||||||
|