|
|||||||||
|
2.2.3.
Гидроамортизатор
На танке Т-64 применяется телескопический
гидроамортизатор, одноступенчатый двустороннего действия рис. 21. В
качестве рабочей жидкости используется
7-50-СЗ. Ее применение повысило надежность гидроамортизаторов. Величина усилия отсечки
на прямом ходе равна
На первых
порах, из-за износа, часто разрушались шток и уплотнения гидроамортизатора. В
последствии установили резиновый кожух и проблема исчезла.
Рис. 21. Гидроамортизатор танка Т-64 Рис. 22. Лопастной
гидроамортизатор танка Т-72
На каждом борту танка Т-72, на первых, вторых и шестых
подвесках, установлено три рычажно-лопастных амортизатора рис. 22.
Угол поворота рычага составляет 87 0. Диаметр камеры
К достоинствам лопастного
гидроамортизатора следует отнести отсутствие свободных ходов, что имеет место у
амортизатора Т-64. Среди недостатков следует отметить: ослабление защиты
корпуса, дополнительное техническое обслуживание, более высокую материалоемкость конструкции.
2.2.4.
Торсион
«Изюминкой» системы
подрессоревания танка Т-64 явились укороченные в два раза торсионы; именно это
конструкторское решение обеспечиваех их соосность. Для сохранения требуемого
динамического хода, который определяется углом закручивания, пришлось в два
раза повысить допускаемые касательные напряжения кручения.
Технология изготовления торсионов танка Т-64 позволяет
достичь допускаемые касательные напряжения 1500 Мпа (на «Леопард-1» - только
1050 Мпа, на Т-72 – 1300 Мпа). Данная технология была разработана к.т.н.
Екатериной Дмитриевной Цыпиной (ВНИИСталей), которая в последствии получила
название: упрочнение рабочей поверхности деформационным старением мартенсита путем продольной раскатки стержня
торсиона.
На первых
порах эксплуатации танков Т-64 имели место случаи поломок торсионов, но это
вызывалось отступлением от технологии изготовления и микроповреждениями
поверхностного слоя. Его защита, путем обматывания изоляционной лентой,
оказалось предельно простой и достаточно эффективной. В последствии,
конструкция была доведена до требуемого уровня, замечаний по их работе не
возникало. Укороченный в два раза торсион сохранил требуемый угол закручивания
62 0.
2.3.
Направляющее колесо
Оригинальность конструкторского
мышления морозовской школы проектирования проявилась при создании и этого узла
ходовой части танка Т-64. Обычный опорный каток с внутренней амортизацией, с
незначительными, невидимыми внешне изменениями был превращен в важный узел
ходовой части – направляющее колесо рис. 23. Это была не просто прихоть конструктора: уменьшить объем возложенной
на него работы, решалась принципиально новая задача – обеспечение подвижности танка при выходе из строя направляющего колеса за счет опорного катка первой
подвески, повернутой на требуемый угол. Передняя подвеска танка Т-64
недогружена (масса танка в основном распределена между оставшимися опорными
катками), что позволяет перераспределить действующую на нее нагрузку на
оставшиеся опорные катки, не превышая допустимые нагрузки.
Рис. 23. Направляющее колесо танка
Т-64
Рис. 24. Направляющее колесо танка
Т-72
Рис. 25. Направляющее колесо танка
Т-80
При анализе конструкции направляющих
колес танков Т-72 (рис. 24) и Т-80 (рис.
25), авторы статьи обратили внимание на их внешнюю схожесть с аналогичными узлами танков Т-34 и
Т-55. Может быть, стремление не обременять свои головы поиском новых
конструкторских решений и является причиной длительного застоя в отечественном
танкостроении…
2.4.
Ведущее колесо
Отличительной особенностью ведущего
колеса танка Т-64 является наличие грязеочистителя, находящегося между венцами
рис. 26, а на ведущем колесе Т-80 установлен ограничительный диск,
препятствующий сбросу гусеницы рис. 27.
Рис. 26. Ведущее колесо танка Т-64
Рис. 27. Ведущее колесо Т-80
Венец каждого из них имеет 12
зубьев, а радиус равен
2.5.
Поддерживающие катки
Рис. 28. Поддерживающий каток танка Т-64
Рис.29. Поддерживающий каток танка Т-80
Поддерживающие катки танков Т-64 и
Т-80 полностью отражают идеологию опорных катков: металлический обод и
внутренняя амортизация в первом случае и наружный резиновый бандаж во втором. В
принципе каждый из них свою функцию выполнил.
2.6. Выводы по разделу 2
Каждая совершенная ошибка порождает следующую. Принятие на вооружение Т-72 и Т-80 потребовало «научного» обоснования целесообразности данного шага, которое проявилось в последующих пятнадцатилетних совместных испытаниях трех машин в различных регионах страны, в поиске ответа на вопрос: «Какой же танк лучше?» |
|
|||||||
|