|
|||||||||
|
Предисловие
В жизни каждого человека
происходит много всяких событий, значимых и не очень, но все мы, оценивая свой
путь, стремимся выделить самое
существенное. Так и в моей жизни наиболее значимым было участие в разработке
советских танков в прославленном ХКБМ
имени Морозова, создавшем в свое время такой шедевр как Т-34.
Этой работе я отдавал всего себя
и часто жертвовал своим личным благополучием во имя ДЕЛА, которому я честно и служил. Проработав
в КБ двадцать два лучших в своей жизни
года и пройдя путь от конструктора до начальника отделения систем управления
перспективного танка я оказался на самом острие создания последнего советского
танка Боксер и прошел от начала до конца мучительный процесс рождения этой
машины и вместе со всеми пережил
трагедию ее гибели.
О работах по этому танку мало что известно, по всей видимости по двум причинам,
во-первых, работы по нему тогда были серьезно засекречены и к ним был допущен
строго ограниченный круг специалистов и, во-вторых, головное КБ разработчик в
результате развала Союза оказалось за пределами России в Украине, которой
создание таких машин было явно не по зубам, а отдавать задел и документацию по
Боксеру украинское руководство запретило.
Мне повезло пройти школу
конструктора под руководством людей, создавших танк четвертого поколения Т-64,
который до сегодняшнего дня остается базовой моделью для всех советских и
постсоветских танков, в том числе и «цельносодранных» с него Н.Тагилом и
Ленинградом Т-72 и Т-80 и дальнейших их модификаций. Мне вдвойне повезло и в
том, что азы конструкторской мысли я получал лично от Морозова и моя первая
конструкторская работа по гранатомету Туча в 1973 проходила под его личным
руководством.
В поисках исключительно простой
и надежной конструкции, которой добивался от меня Главный, мне пришлось
разработать 42 варианта контактного устройства и альбом копий эскизов этих
вариантов с замечаниями и предложениями Главного я до сих пор бережно храню.
Сохранил я и клочок синьки, на которой рукой Морозова показана моя грубая ошибка в чертеже, которую никто из
вышестоящих не заметил, а Главный это увидел, сделал расчет и вернул чертеж на
доработку.
Вот эта требовательность к себе
и к делу, в котором не может быть мелочей, школа добиваться совершенства во что
бы то ни стало, осталась со мной навсегда. Моя целеустремленность и
настойчивость в достижении цели не знала предела, что далеко не всегда
способствовало решению поставленной задачи.
Смерть Морозова в 1979 была
настоящим ударом по нашему КБ, который особенно тяжело переживали его близкие
соратники. В эти дни мне особенно врезалось в память по-детски заплаканное лицо
одного из его заместителей Полякова и какое-то неестественно пустое помещение
КБ, настежь раскрытые двери кабинетов и ни души, все провожали в последний путь
нашего Главного.
Его последняя попытка создать
танк следующего поколения в начале 70-х ни к чему не привела, идея сделать
машину с экипажем два человека осталась нереализованной и мы, молодое
поколение, мало что знали о ней, только ходили разговоры в КБ, что Морозов
собирает от всех предложения по новому танку. Попытку реализовать эту идею уже в 80-х предпринял его сын Евгений Морозов и мне пришлось, исходя из
анализа работы экипажа, обосновывать невозможность реализации такой машины.
К необходимости создания танка
нового поколения в 1980 пришел и приемник Морозова генерал Шомин. Это была
инициативная работа нашего КБ, вылившаяся впоследствии в утвержденную
Постановлением ЦК КПСС разработку танка Боксер. Проработки принципиально новой компоновки
машины велись в нескольких направлениях и после длительного поиска и бурных
обсуждений был сделан вывод, что существенный отрыв в характеристиках танка
можно достичь за счет вынесенной пушки с невиданным для танка калибром 152мм и
использования принципиально новых идей в построении комплекса управления
машиной.
В основу комплекса управления
были положены идеи, которые небольшая группа энтузиастов во главе со мной
вынашивала уже несколько лет и искала возможности их реализации. Суть этих идей
заключалась в построении интегрированной системы управления с широчайшими
возможностями на базе бортового цифрового вычислительного комплекса, в то время
только что появившихся в ракетно-космической технике, и создании системы
управления не только танком, а и танковым подразделением с возможностью
оперативного взаимодействия с другими родами войск на поле боя.
Комплекс должен был обеспечить
увязку мощного артиллерийского и высокоточного ракетного оружия с
самонаведением на цель со всесуточным и всепогодным прицельным комплексом,
привязку танка к местности и управление боем с помощью спутниковой навигации,
автоматическую цифровую засекреченную связь для взаимодействия между танками и
вертолетами огневой поддержки, автоматизацию управления огнем и движением
машины с выходом в дальнейшем на полностью роботизированный танк, использование
системы госопознавания по аналогии с авиацией и применение активной защиты.
Мы замахнулись на такие
грандиозные задачи, которые до нас не только никто не решал, но даже и не
ставил перед собой! И все это мы хотели сделать более 30 лет назад, когда
возможности техники были существенно ограничены. Я возглавлял работы по этому комплексу от
разработки идеологии его построения до увязки многочисленных смежников по всей
стране в единый коллектив разработчиков составных частей комплекса.
Работы по машине и комплексу
нам не удалось завершить, мы дошли только до опытных образцов и причины наших
неудач будут изложены ниже. Оглядываясь назад можно только удивляться,
насколько мы опережали свое время и только сейчас, десятилетия спустя, начинают
реализовываться наши идеи. Мы шли первыми, много еще не знали, действовали на
ощупь и ошибались, но твердо верили что мы можем это сделать. Благодаря нашей
настойчивости и упорству нам удалось убедить в своей правоте главного
конструктора, добиться одобрения руководства оборонной промышленности и военных
и нам дали возможность реализовывать наши идеи.
В процессе работы я вел
дневник, о котором никто не знал, даже мои ближайшие соратники и друзья, все
это держалось в тайне, так как неучтенные записи по сверхсекретной разработке
могли стоить мне головы. На отдельных листках годами я дома записывал наиболее
значимые моменты в нашей работе, никогда не используя при этом технических
терминов и характеристик, составляющих
тайну разработки.
Последние записи в дневнике
датированы декабрем 1989, после этого у меня не хватило сил вести его дальше, началась агония великой
страны и нашей разработки. Лет через десять после этой записи я попытался
систематизировать их, но когда начал это читать и переписывать это, хотя я далеко не сентиментальный человек,
нахлынули воспоминания, заново пришлось переживать победы и поражения тех лет и
я не смог себя заставить завершить его.
Прошло еще десять лет, мои
соратники пришли поздравить меня с юбилеем и рассказали о дневнике Морозова,
который недавно был опубликован. Через некоторое время мне передали этот
дневник, который повествовал о тяжелейшем рождении танка Т-64 и это очень напомнило мне наш путь с Боксером.
Читая дневник Морозова я натолкнулся на
упоминание о его встрече в 1976 с профессором Преснухиным, которую я готовил и
собственно с которой начались попытки по созданию комплекса управления танком
на принципиально новых основах, перешедшие впоследствии в работы по танку
нового поколения.
Этот дневник человека,
заложившего мои основы конструкторской мысли, заставил меня еще раз вернуться к
моим записям и рассказать о последней попытке советских танкостроителей создать
танк нового поколения.
В этом повествовании изложен
14-летний путь поиска и мечтаний, побед и поражений, веры в людей и разочарований в них, но тем не
менее это наверно самые счастливые моменты, когда ты занимаешься любимым делом
и твоими идеями увлекается масса людей и они начинают притворяться в жизнь.
Дневник посвящен в основном
событиям, связанным с разработкой комплекса управления танка нового поколения,
но так как он являлся одним из двух определяющих элементов создания машины и я
участвовал практически во всех заседаниях Совета главных конструкторов и
готовил их, присутствовал на совещаниях в Миноборонпроме, Минобороны, смежных
министерствах, КБ, НИИ и заводах, проводимых по этому танку, то в нем отражены
и все события, связанные с разработкой машины в целом.
|
|
|||||||
|