|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БТР «Тип 90» (WZ-551)
Впервые новый
китайский БТР (также обозначается ZSL-90) был продемонстрирован на
международной выставке военной техники «Asiandex'86». Первоначально на западе
однозначно оценили его как модифицированный вариант французского БТР VAB (6х6),
тем более, что в начале 80-х годов фирмы «Renault» и
«Euromissile» демонстрировали на выставке в КНР бронеавтомобиль VAB с ПТУР
«ХОТ». Однако, по словам французов, ни сама машина, ни техническая документация
на нее Китаю проданы не были. По сообщениям китайских источников, БТР создан на
базе местного коммерческого грузовика «Tiema» большой грузоподъемности с
использованием западногерманского силового блока. Тем не менее, при более
детальном рассмотрении конструкции становится понятно, что БТР «Тип 90»
(WZ-551) имеет явно французское происхождение.
Разработка
нового колесного бронетранспортера для армии КНР началась в
начале 1980-х гг., после чего было создано несколько опытных образцов, а
в настоящее время он выпускается серийно.
WZ-551 с 25-мм пушкой и
7,62-мм пулеметом.
WZ-551 с башней Dragar производства
Франции
Корпус БТР сварен из плоских
стальных бронелистов, расположенных под рациональными углами наклона и защищающих
экипаж от пуль и небольших осколков снарядов. Сообщалось, что защищенность
WZ-551 несколько выше, чем у гусеничных БТР «Тип 63»/«81». В носовой части машины
находится отделение управления, где размещены водитель (слева) и командир
машины (справа). Помещение отделено от остального пространства герметичной
перегородкой с дверью, а в крыше смонтированы еще два люка. Для обзора водитель
и командир пользуются остекленными окнами на верхней лобовой детали корпуса,
которые в боевых условиях закрываются бронекрышками, и тогда используются
призменные приборы (по 3 у каждого), установленные перед люками.
Обе средние призмы могут
заменяться инфракрасными ПНВ активно/пассивного типа. В распоряжении командира
имеется радиостанция VRC-83, а все члены экипажа имеют ТПУ VIC-83. С правой
стороны машины вдоль борта расположен узкий лаз, соединяющий кабину и десантное
отделение. Воздухозаборники расположены на крыше машины, выхлопная труба – с левого
борта. Двигатель – 8-цилиндровый дизель воздушного охлаждения
германской фирмы «Deutz» BF8L413F мощностью
Заднюю часть корпуса занимает
боевое отделение, в котором размещается десант из десяти солдат. Для посадки пехотинцев в машину и высадки из нее в кормовом листе
предусмотрена большая дверь с прибором наблюдения и амбразурой для стрельбы из
личного оружия. В каждом борту имеется еще по 4 амбразуры, над которыми
в крыше установлены перископические приборы наблюдения. Первые амбразуры
предназначены для установки 7,62-мм пулеметов, остальные – для автоматов. В
крыше десантного отделения имеются четыре прямоугольных люка, крышки которых могут
фиксироваться в вертикальном положении. На крыше корпуса серийных БТР,
получивших обозначение «Тип 92A»/WZ-551B в средней части корпуса за МТО
установлена стандартная башенка с 12,7-мм пулеметом, который обслуживает один
из стрелков.
Экспортный БТР «Тип 86» (WZ-
Первоначально на прототипе
БТР WZ-551 пулеметное вооружение отсутствовало, а на демонстрационных макетах
показывалась коническая башенка. Позже было решено оснастить БТР стандартной
турелью с крупнокалиберным пулеметом, которая устанавливается на гусеничных
китайских бронетранспортерах. Вокруг люка стрелка имеется круговой бронещиток
для защиты его от пуль и осколков. Экспортный вариант БТР, обозначающийся «Тип
86»/WZ-
БТР «Тип 90/92» может
преодолевать водные преграды вплавь без предварительной подготовки. Для движения по воде используются 2 гребных винта в кольцевых
насадках, смонтированные в кормовой части по бортам позади колес.
Гребные винты могут поворачиваться на 180 градусов,
обеспечивая высокую маневренность на плаву. В носовой части машины расположен
волноотбойный щиток.
Стандартное оборудование
машины включает систему коллективной защиты от ОМП, инфракрасные ПНВ, автоматическую
систему ППО и пулестойкие шины. Серийные бронетранспортеры получили систему
централизованной подкачки шин. Сообщается, что на пробитых пулями (осколками)
шинах машина может преодолеть не менее
К настоящему времени Китай
произвел около 1200 единиц БТР «Тип 92А» и его серийных модификаций, в том
числе БМП «Тип 92» с 25-мм и 23-мм пушками. На базе бронетранспортёра «Тип 90»
(WZ-551) в КНР было создано большое семейство боевых колёсных машин с колёсными
формулами 4х4, 6х6 и 8х8, причем на некоторых вариантах МТО было перемещено в
кормовую часть корпуса.
Серийный БТР «Тип 92A» (WZ-551B), принятый на вооружение
НОАК
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|