|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Танк Т-55Отрывок из Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. /Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.
Танк Т-55 являлся модернизированным вариантом танка Т-54Б. Он был разработан в инициативном порядке коллективом завода № 183 в СКБ-183 (главный конструктор завода Л.Н. Карцев). При проектировании и изготовлении опытных образцов имел обозначение «Объект 137Г2М». Государственные испытания двух танков были проведены в IV квартале 1957 г . и I квартале 1958 г . Танку был присвоен индекс «Объект 155» и после устранения недостатков и усовершенствования конструкции под маркой Т-55 он был принят на вооружение Советской Армии приказом министра обороны СССР от 24 мая 1958 г . Танк серийно производился на заводе № 183 в Нижнем Тагиле (1958-1962 гг.), на заводе № 174 в Омске (1959-1974 гг.) и на заводе № 75 в Харькове (1959-1963 гг.). Всего до 1966 г . было выпущено 8623 танка Т-55. Танк Т-55 обладал высокой надежностью и относительной простотой в обслуживании и при ремонте. Без увеличения боевой массы в таком же, как у танка Т-54Б, забронированном объеме конструкторам удалось дополнительно разместить девять артиллерийских выстрелов и на 150 литров увеличить емкость забронированных топливных баков, а также установить более мощный дизель. Это стало возможным благодаря применению баков-стеллажей, совмещавших топливный бак со снарядной боеукладкой. Кроме того, на танке был исключен крупнокалиберный зенитный пулемет и несколько облегчены второстепенные броневые детали. Танк Т-55 был первым в мире серийным танком с автоматической системой противоатомной защиты (ГІАЗ). Эта система защищала экипаж от поражения ударной волной с избыточным давлением 294 кПа (3 кгс/см2) и от заражения радиоактивной пылью. На коробке передач был установлен двухцилиндровый воздушный авиационный компрессор, постоянно подзаряжавший при работающем дизеле два пятилитровых воздушных баллона. Потенциальная энергия сжатого воздуха использовалась для пуска дизеля, для облегчения выключения главного фрикциона, для обдува наружных стекол смотровых приборов и др. Компоновка танка была аналогична компоновке танка Т-54Б. Танк имел три отделения: управления, боевое и моторно-трансмиссионное. Рабочее место механика-водителя размещалось в отделении управления у левого борта корпуса. Люк механика-водителя находился в передней части подбашенного листа. В днище корпуса имелся люк запасного выхода. Перед полумягким сиденьем механика-водителя на днище корпуса были установлены рычаги и педали управления агрегатами силовой установки и трансмиссии. На рабочем месте механика-водителя были установлены два перископических прибора наблюдения. На танках выпуска после 1963 г . была введена гидропневмоочистка наружных стекол приборов наблюдения. Для вождения танка ночью вместо левого смотрового прибора устанавливался прибор ночного видения ТВН-2. С 1960 г . для улучшения условий работы механика-водителя было введено регулируемое по высоте сиденье. В носовой части корпуса танка справа располагался передний топливный бак. Сзади переднего топливного бака были установлены два бака-стеллажа. Между сиденьем механика-водителя и левым баком-стеллажом располагался стеллаж с четырьмя аккумуляторными батареями. В боевом отделении располагался комплекс вооружения танка, а также находились рабочие места командира танка, наводчика (слева от пушки) и заряжающего (справа от пушки). Над сиденьем командира танка на крыше башни располагалась командирская башенка с входным люком. В командирской башенке имелся дневной прибор наблюдения командира ТПКУБ (с 1959 г . - ТПКУ-2Б) и четыре призменных прибора наблюдения. При ведении боевых действий ночью вместо прибора ТПКУБ устанавливался прибор ночного видения командира ТКН-1. Входной люк заряжающего находился в крыше башни над его сиденьем. Перед люком заряжающего в крыше башни был установлен смотровой прибор МК-4.
Танк Т-55.Боевая масса - 36 т; экипаж - 4 чел.; оружие: пушка - 100 мм , 2 пулемета - 7,62 мм ; броня - противоснарядная; мощность дизеля - 426 кВт ( 580 л .с.); максимальная скорость - 50 км/чТанк Т-55.
Моторно-трансмиссионное отделение размещалось в кормовой части корпуса танка и было отделено от боевого отделения перегородкой. В нем располагались узлы и агрегаты силовой установки и трансмиссии танка. Основу комплекса вооружения танка составляла 100-мм стабилизированная в двух плоскостях танковая пушка Д10-Т2С. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ. Второй 7,62-мм пулемет - курсовой, был установлен в отделении управления справа от сиденья механика-водителя. С 1962 г . вместо пулеметов СГМТ устанавливались 7,62-мм пулеметы ПКТ. Внутри танка была предусмотрена укладка для автомата Калашникова АК-47, сигнального пистолета и десяти ручных гранат. Наводка пушки и спаренного пулемета на цель осуществлялась с помощью телескопического шарнирного прицела ТШ2Б-22 (ТШ2Б-32П) или ночного прицела ТПН1-22-11 с осветителем Л-2 (с 1963 г . устанавливался осветитель Л-2Г. Г - герметичный). При стрельбе с закрытых огневых позиций использовались боковой уровень и азимутальный указатель. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м составляла бронебойным снарядом - 1080 м , осколочно-фугасным - 1100 м . Наибольшая прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела равнялась 6900 м , с помощью бокового уровня - до 14 600 м . Наводка пушки в цель осуществлялась с помощью пульта управления стабилизатора СТП-2 или рукояток маховиков подъемного механизма пушки и механизма поворота башни. Углы наводки спаренной установки по вертикали при выключенном стабилизаторе составляли от -4-5 до +17-19°, при включенном стабилизаторе эти углы соответственно уменьшались на 45’ и 3°45’.
Танк Т-55. Вид на левый борт.
Непоражаемое пространство перед танком при стрельбе из пушки составляло 20 м . Скорость горизонтальной наводки пушки при работающем стабилизаторе составляла от 0,07 до 15 град./с, при целеуказании от командира танка - 15 град./с. Штыревой стопор обеспечивал фиксацию башни относительно корпуса танка только в двух положениях - пушкой вперед и пушкой назад. Боекомплект к пушке состоял из 43 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими, осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. Бронепробиваемость бронебойного снаряда по нормали на дальности 1000 м составляла 185 мм . В 1961 г . в боекомплект к пушке был введен кумулятивный снаряд БК5, а в 1966 г . - бронебойно-подкалиберный снаряд БМ8. Бронепробиваемость кумулятивного снаряда по вертикально расположенной броневой плите равнялась 390 мм , а бронебойно-подкалиберного снаряда на дальности 2000 м - 275 мм . Боекомплект к пулеметам составлял 3500 патронов, к автомату - 120 патронов. С 1970 г . на танке в соответствии с приказом министра обороны СССР была введена зенитная установка с пулеметом ДШКМ и боекомплектом 300 патронов к нему. Броневая защита танка - противоснарядная. Корпус танка был сварен из броневых катаных листов толщиной 15, 20, 30, 45, 80 и 100 мм . Башня танка - литая с переменной толщиной брони от 48 до 200 мм . Защита экипажа и внутреннего оборудования танка от ударной волны ядерного взрыва обеспечивалась броневой конструкцией корпуса и башни и оборудованием системы ПАЗ, разработанной КБ завода № 75 (главный конструктор А.А. Морозов). В качестве активных средств маскировки на танке применялась система ТДА, разработанная КБ завода № 75. Первоначально в системе ППО двукратного действия использовались баллоны с углекислотой. Масса пожаротушащего состава в каждом из двух баллонов ППО составляла 1,45- 1,60 кг . С 1 апреля 1959 г . танки стали оснащаться унифицированной аппаратурой противопожарного оборудования (УА ППО) «Роса», содержавшего в трех баллонах пожаротушащий состав «3,5». При пожаре пары состава «3,5» заполняли все свободное пространство того отделения, где возник пожар. Они вытесняли находящийся в отделении воздух, вступали в химическую реакцию с продуктами горения.
ТанкТ-55. Вид спереди
Танк Т-55. Вид сзади
Танк Т-55. Вид на правый борт.
Первоночально в системе ППО двухкратного действия использовались баллоны с углекислотой. Масса пожаротушащего состава в каждом из двух баллонов ППО составляла 1,45- 1,60 кг . С 1 апреля 1959 г . танки стали оснащаться унифицированной аппаратурой противопожарного оборудования (УА ППО) «Роса», содержавшего в трех баллонах пожаротушащий состав «3,5». При пожаре пары состава «3,5» заполняли все свободное пространство того отделения, где возник пожар. Они вытесняли находящийся в отделении воздух, вступали в химическую реакцию с продуктами горения. Система ППО могла работать в автоматическом и полуавтоматическом режимах. В автоматическом режиме система осуществляла сигнализацию о пожаре, производила остановку двигателя танка, электродвигателей вентилятора и нагнетателя на время тушения пожара с последующим автоматическим пуском их после его прекращения для удаления продуктов горения и паров состава «3,5», вводила в действие баллон, задерживала на 4-6 с подачу пожаротушащего состава в моторно-трансмиссионное отделение (на время, необходимое для остановки двигателя и вентилятора системы охлаждения). При работе в полуавтоматическом режиме система ППО обеспечивала сигнализацию о пожаре в обитаемых отделениях или в моторно-трансмиссионном отделении. Дальнейшая работа системы происходила после нажатия механиком-водителем соответствующей кнопки на панели автомата системы или после нажатия наводчиком или командиром кнопки, располагавшейся в боевом отделении на левом борту корпуса, при пожаре в обитаемых отделениях. Тушение незначительных очагов пожаров в танке осуществлялось с помощью ручного огнетушителя ОУ-2. В силовой установке танка применялся дизель В-55 мощностью 426 кВт ( 580 л .с.) с обогреваемым картером, гидромуфтой в приводе генератора и двухпозиционной муфтой привода топливного насоса высокого давления. В топливной системе двигателя была предусмотрена последовательная выработка топлива из всех топливных баков без переключения топливораспределительного крана. Емкость внутренних топливных баков составляла 680 л , наружных - 280 л . Запас хода танка при движении по шоссе составлял 485- 500 км . При установке на танк двух 200-литровых бочек запас хода по шоссе достигал 650- 715 км . В системе воздухоочистки был применен двухступенчатый воздухоочиститель ВТИ-4 с эжекционным удалением пыли из пылесборника. С апреля 1959 г . в системе смазки двигателя стал устанавливаться центробежный маслоочиститель роторного типа МЦ-1. В системе охлаждения и подогрева летом применялась вода с трехкомпонентной присадкой, зимой - низкозамерзающая охлаждающая жидкость марки 40 или 65. Для обеспечения пуска двигателя при низких температурах использовался танковый форсуночный подогреватель.
Продольный разрез танка Т-55
Пуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом (основной способ) или электростартером СТ-16М (дублирующий способ). Зарядка двух воздушных 5-литровых баллонов производилась при работающем двигателе от поршневого компрессора АК-150В (АК-150С). Рабочее давление, создаваемое компрессором, составляло 14,7 МПа (150 кгс/см2), производительность - 2,4 м3/ч. В состав механической трансмиссии танка входили: входной редуктор трансмиссии, многодисковый сухого трения (сталь по стали) главный фрикцион, пятиступенчатая двухвальная коробка передач, с двумя синхронизаторами, два двухступенчатых планетарных механизма поворота, а также комбинированные двухрядные бортовые редукторы с одним планетарным рядом.
Размещение узлов стабилизатора.
С января 1961 г . стал устанавливаться комбинированный привод управления главным фрикционом. Он состоял из механического привода непосредственного действия с сервопружиной и пневмогидравлического сервопривода. Установка пневмогидропривода позволила в 2-2,5 раза снизить усилие на педали при выключении главного фрикциона по сравнению с механическим приводом. Кроме того, было обеспечено более быстрое выключение и плавное включение главного фрикциона независимо от квалификации механика-водителя. С сентября 1963 г . число стальных ведущих и ведомых дисков трения главного фрикциона было увеличено с 17 до 19. В коробке передач с постоянным зацеплением зубьев шестерен были применены конусные инерционные синхронизаторы на всех передачах, кроме первой передачи и передачи заднего хода. С 1 февраля 1965 г . на танке стали устанавливаться усиленная коробка передач и ПМП с 17 стальными дисками трения вместо 13. Ходовая часть танка состояла из гусеничного движителя и системы подрессоривания. В состав гусеничного движителя входили две гусеницы с ОМШ, два ведущих колеса со съемными зубчатыми венцами, десять двухдисковых опорных катков с наружной амортизацией, два направляющих колеса с червячными механизмами натяжения гусениц. С ноября 1961 г . танки стали выпускаться с ведущими колесами, центрировавшимися на валах бортовых редукторов с помощью разрезных конусов. С 31 декабря 1965 г . в механизме натяжения гусеницы стала применяться червячная передача с глобоидальным зацеплением. Благодаря этому было сокращено время натяжения гусеницы. Приказом министра обороны СССР в 1965 г . были введены гусеницы с РМШ, состоявшие из 91 трака каждая. В связи с этим была изменена конструкция съемных зубчатых венцов ведущих колес. Было увеличено с 13 до 14 число зубьев.
Схема броневой защиты танка Т-55.
В системе подрессоривания применялись индивидуальная торсионная подвеска и рычажно-лопастные гидроамортизато ры двухстороннего действия на ее крайних узлах. Для обеспечения более высокой скорости движения танка по пересеченной местности с сентября 1960 г . был увеличен с 142 до 162 ммдинамический ход передних опорных катков. Достигнуто это было за счет увеличения максимального угла закручивания торсионных валов с 48 до 53°. Повышение касательных напряжений в торсионных валах с 873 до 981 МПа (с 8900 до 10 000 кгс/см2) было получено за счет изменения технологии их изготовления. Было введено заневоливание торсионов. Для преодоления по дну водных преград шириной до 700 м и глубиной до 5 м танк оснащался комплектом оборудования для подводного вождения ОПВТ-54Б, разработанного КБ завода № 75 (главный конструктор А.А. Морозов). Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Постоянное напряжение бортовой сети составляло 24 В. Источниками электрической энергии являлись четыре аккумуляторных батареи и генератор Г-5 мощностью 5 кВт. С 1964 г . на танке стали устанавливаться фары ФГ-125 (с инфракрасным фильтром) и ФГ-127 (со светомаскировочным устройством) вместо фар ФГ-102 и ФГ-100. При работе с прибором ТВН-2 вместо оптического элемента фары ФГ-127 со светомаскировочным устройством устанавливался оптический элемент фары ФГ-125 с инфракрасным фильтром. Внешняя радиосвязь обеспечивалась ультракоротковолновой радиостанцией Р-113, а внутренняя связь - ТПУ Р-120. С января 1966 г . танк стал оснащаться ультракоротковолновой радиостанцией Р-123 и ТПУ Р-124. На базе танка Т-55 были созданы и серийно выпускались командирский танк Т-55К, огнеметный танк ТО-55. С использованием узлов и агрегатов танка Т-55 были созданы танки Т-62 и Т-62 А, мостоукладчик МТУ-20. Часть танков была приспособлена для установки каткового минного трала ПТ-55, колейно-ножевых тралов КМТ-4 или КМТ-5, а также бульдозерного оборудования БТУ-55, плавсредств ПСТ-63. Танк экспортировался в 39 стран мира.
Компрессор АК-150, установленный на коробке передач танка Т-55.
Комбинированный двухрядный бортовой редуктор с одним планетарным рядом.
Командирский танк Т-55К был создан на базе танка Т-55 и предназначался для обеспечения управления танковыми подразделениями, частями и соединениями с помощью надежной и оперативной радиосвязи. От линейного танка Т-55 отличался установкой дополнительных средств радиосвязи. Работа по установке в танк Т-55 дополнительных средств радиосвязи проводилась конструкторским бюро завода № 183 в Нижнем Тагиле (главный конструктор Л.Н. Карцев) согласно плану ОКР, утвержденному министром обороны СССР в январе 1958 г . В рамках данной ОКР заводом № 183 летом 1958 г . был разработан технический проект. Во II полугодии 1958 г . и I полугодии 1959 г . были выпущены рабочие чертежи и изготовлены два опытных образца танка, получивших обозначение «Объект 155К» (К - командирский). Весной-летом 1959 г . были проведены испытания опытных образцов пробегом на 300 км . По результатам совместных испытаний заводом была выпущена и утверждена техническая документация. Приказом министра обороны СССР от 3 сентября 1959 г . командирский танк был принят на вооружение Советской Армии. К концу 1959 г . заводом № 183 было изготовлено 200 танков Т-55К. Танк серийно выпускался с 1959 по 1979 г . Всего для Вооруженных Сил СССР было изготовлено 507 командирских танков Т-55К. В кормовой части башни устанавливалась дополнительная радиостанция Р-112. Эта радиостанция обеспечивала командиру батальона (полка, дивизии) работу в радиосетях командования танковых войск. Управление подчиненными частями и подразделениями осуществлялось с помощью ультракоротковолновой радиостанции Р-113. Коротковолновая, приемопередающая, телефонно-телеграфная, симплексная радиостанция Р-112 имела 220 фиксированных рабочих частот, равномерно распределенных в диапазоне от 2800 до 4990 кГц (107,15- 60,18 м ) с интервалом через 10 кГц. Радиостанция обеспечивала двухстороннюю связь с однотипной радиостанцией при работе на 4-метровую штыревую антенну радиотелефоном на ходу днем на расстоянии до 20 км , ночью - до 12 км .
Командирский танк Т-55К. Боевая масса - 36 т; экипаж - 4 чел.; оружие: пушка - 100 мм , 1 пулемет - 7,62 мм ; броня - противоснарядная; мощность дизеля - 426 кВт ( 580 л .с.); максимальная скорость - 50 км/ч .
Продольный и поперечный разрезы танка Т-55К. Командирский танк Т-55К. Вид в плане.
При работе радиотелеграфом на стоянке на 10-метровую полутелескопическую антенну дальность связи ыла не менее 100 км , а на выбранных свободных от помех волнах дальность связи могла увеличиваться вдвое. Радиостанция была адаптирована с работой ларинго-теле- фонной гарнитурой танкового шлемофона, которая могла включаться в радиостанцию непосредственно или через ТПУ. Электроэнергию для работы радиостанция получала от бортовой сети танка. При работе на передачу сила потребляемого тока достигала 20 А. При неработающем двигателе танка во время стоянок работа потребителей электрической энергии обеспечивалась энергоагрегатом АБ-1-П/30 с бензиновым двигателем ЛЗ/2. Энергоагрегат был установлен за сиденьем механика-водителя. Установка энергоагрегата потребовала изъятия из отделения управления танка курсового пулемета СГМТ. Установка комплекта радиостанции Р-112 потребовала изъятия боеукладки на 5 выстрелов из ниши башни и одного выстрела с левого борта корпуса. Остальные ТТХ танка Т-55К по сравнению с базовой машиной остались без изменений.
Установка энергоагрегата АБ-1-П/30 в танке Т-55К.
Танк Т-55А представлял собой танк Т-55 с усиленной противоатомной защитой. Он был создан конструкторским бюро ОКБ-174 (руководитель А.А. Моров) завода № 174 в Омске в 1961 г . На стадии проведения ОКР имел обозначение «Объект 607». Опытный образец танка был изготовлен заводом во второй половине 1961 г . По результатам полигонных испытаний Постановлением СМ СССР от 20 февраля 1962 г . танк под маркой Т-55А («Объект 155А») был введен на серийное производство. Приказом министра обороны СССР от 16 июля 1962 г . танк был принят на вооружение Советской Армии. Производство танка было организовано на заводах № 75 в Харькове и № 174 в Омске. Всего для Советской Армии за период с 1962 по 1978 гг. было изготовлено 4435 танков данной модификации. Повышение уровня противоатомной защиты по отношению к танку Т-55 было достигнуто за счет установки противорадиационных материалов внутри (подбой) и снаружи (надбой) обитаемых отделений танка*. Производство подбоя ПОВ-50 было организовано на Сафоновском заводе по переработке пластмасс (Смоленская обл.). Подбой (надбой) представлял собой противорадиационное покрытие, состоявшее из отдельных элементов, плотно прилегавших к броневым деталям корпуса и башни. Элементы подбоя крепились к корпусу и башне танка специальными винтами, вворачивавшимися в бонки, приваренные к броневым листам корпуса и башни. В корпусе танка подбой был установлен на верхнем лобовом броневом листе по ширине отделения управления, на левом борту - по всей длине обитаемых отделений, на правом борту - от бака-стеллажа до перегородки МТО и на крыше над отделением управления. В башне танка подбой был установлен по всей внутренней поверхности. На крыше башни между люками командира и заряжающего был установлен надбой, закрытый стальным защитным кожухом.
* В состав подбоя (надбоя) входили свинец, изобутилен, полиэтилен, бор и бериллий.
Танк Т-55А.Боевая масса - 37,5 т; экипаж - 4 чел.; оружие: пушка - 100 мм , 1 пулемет - 7,62 мм ; броня - противоснарядная; мощность дизеля - 426 кВт ( 580 л .с.); максимальная скорость - 50 км/ч .Танк Т-55А.Танк Т-55А. Вид на правый борт.Крепление подбоя в районе радиометрического блока защиты РБЗ-1М системы ПАЗ танка Т-55А.
Установка противорадиационных материалов на крышках люков членов экипажа танка Т-55А: А - крышка люка механика-водителя; Б - крышка люка командира танка; В - крышка люка заряжающего. 1 - крышка люка; 2 - надбой; 3 - подбой.Танк Т-55А завершает преодоление водной преграды по дну.
Надбой с защитным кожухом был установлен на основании командирской башенки, крышках люков командира танка, механика-водителя и заряжающего. В связи с установкой подбоя в конструкцию танка Т-55 были внесены изменении. Наиболее существенными из них являлись: отмена курсового пулемета и исключение из боеукладки трех магазинов с 750 патронами к нему; установка сиденья механика-водителя в специально сделанном в днище корпуса танка прямоугольном углублении, для сохранения удобства расположения механика-водителя в положении по-боевому. Проведенные мероприятия по усилению противоатомной защиты привели к увеличению боевой массы танка до 37,5 т и среднего давление на грунт - до 84 кПа (0,85 кгс/см2). Остальные ТТХ танка Т-55А по сравнению с танком Т-55 остались без изменений. На базе танка Т-55 А был создан командирский танк Т-55АК, 162 танка были оборудованы под установку плавсредств ПСТ-63. Танк поставлялся на экспорт. Командирский танк Т-55АК предназначался для обеспечения управления танковыми подразделениями, частями и соединениями с помощью надежной и оперативной радиосвязи. Он был создан на базе танка Т-55А и отличался от него установкой дополнительных средств радиосвязи. Работа по установке в танк Т-55А дополнительных средств радиосвязи проводилась конструкторским бюро ОКБ-174 (руководитель А.А. Моров) завода № 174 в Омске согласно плану ОКР, утвержденному министром обороны СССР в январе 1963 г . Четыре опытных образца были изготовлены во второй половине 1963 г . В период проведения ОКР танк имел обозначение «Объект 615». Танк под маркой Т-55АК («Объект 155АК») был принят на вооружение Советской Армии приказом министра обороны СССР от 24 июня 1964 г . Серийное производство танка Т-55АК было организовано на заводе № 174 небольшими партиями в 1964-1977 гг. Всего было выпущено свыше 150 танков.
Танк Т-55АК.Боевая масса - 37,5 т; экипаж - 4 чел.; оружие: пушка - 100 мм ,1 пулемет - 7,62 мм ; броня - противоснарядная; мощность дизеля - 426 кВт ( 580 л .с.); максимальная скорость - 50 км/ч .
Источникии:
ПОДВИЖНЫЙ, НЕСТАРЕЮЩИЙ, ЗАЩИЩЕННЫЙ Т-55 Сергей Суворов (Танкомастер №6 за 2001 год)
Сайт
ХКБМ им. Малышева.
Фото и чертежи среднего танка Т-55АМВ Средний
танк Т-55
Т-55 создан на базе танка Т-54Б и отличается от него
увеличенным боекомплектом пушки, повышенной мощностью двигателя, увеличенной
емкостью топливной системы, введением системы ПАЗ, установкой усовершенствованных
ночных приборов, введением термической дымовой аппаратуры и др.
Продольный разрез Т-55
Отечественные танки Т-55 и Т-62 состоят в вооруженных
силах России, государств СНГ и армиях еще многих стран мира. В 1983 году на
базе указанных машин созданы Т-55М, Т-55АМ и Т-62М - результат глубокой
модернизации соответствующих марок средних танков первого послевоенного
поколения. Ценой умеренных затрат удалось повысить их боевую эффективность до
уровня танков Т-64А и Т-72 первых выпусков. При этом основное внимание
уделялось усилению огневой мощи и защищенности при сохранении прежнего уровня
подвижности. На базе танка Т-55М был создан и серийно производился первый (и
на сегодняшний день единственный) в мире танк с активной защитой, получивший
обозначение Т-55АД. Комплекс активной защиты 1030М "Дрозд" включает
два блока вооружения с двумя 107-мм защитными снарядами в каждом, две
радиолокационные станции милиметрового диапазона и аппаратуру управления.
На танках Т-55М устанавливается комплекс управляемого
вооружения 9К116 "Бастион", на танках Т-62М - комплекс 9К116-1
"Шексна". Бортовая аппаратура и управляемые выстрелы этих
комплексов отличаются только элементами конструкции, обеспечивающими
возможность ведения стрельбы унифицированной ракетой из 100-мм нарезной и
115-мм гладкоствольной пушек соответственно. Комплекс 9К116 включает выстрел
3УБК10-1 с управляемой ракетой 9M117 и аппаратуру управления, состоящую из
прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и
электронного блока. По основным внешним конструктивным признакам и размерам
выстрел 3УБК10-1 не отличается от обычного и может размещаться в любой
боеукладке. Метательное устройство сообщает ракете начальную скорость 400-500
м/с, которая поддерживается в полете за счет работы маршевой двигательной
установки. Для управления ракетой применена полуавтоматическая система
наведения по лучу лазера, имеющая высокую помехозащищенность. Кроме того,
достоинством системы является малый объем, занимаемый аппаратурой управления
в боевом отделении. В СУО "Волна", устанавливаемую на танке Т-55М,
входят лазерный дальномер КТД-2, баллистический вычислитель БВ-55, прицел
ТШСМ-32ПВ и стабилизатор "Циклон"М1. Для танков Т-62М применены
прицел ТШСМ-41У, стабилизатор "Метеор"М1 и баллистический
вычислитель БВ-62. Диапазон измерения дальностей лазерным дальномером
составляет 500-
Дополнительное бронирование корпуса представляет собой
сварную коробчатую конструкцию из броневых листов толщиной
Дополнительное бронирование корпуса Т-55
Конструкция приваривается снаружи к верхнему лобовому
листу корпуса. Дополнительная защита лобовой части башни изготовлена из двух блоков,
расположенных справа и слева от амбразуры пушки. Они имеют одинаковый уровень
защиты и однотипную схему бронирования с верхней лобовой частью корпуса
танка. Конструктивно выполнены из литой броневой детали, с внутренней стороны
которой приварена коробка с 5-мм стальными листами и тем же наполнителем
между пластинами. Противокумулятивные секционные резинотканевые бортовые
экраны имеют толщину
На танке установлен двигатель В-55У мощностью 456 кВт (
Танки Т-55 состоят на вооружении армий свыше сорока стран.
В таких государствах, как Ирак, Израиль, Египет, Румыния и Финляндия,
проводилась их глубокая модернизация. В 1989 году на выставке в Багдаде был
продемонстрирован модернизированный иракский танк Т-55, вооруженный 125-мм
гладкоствольной пушкой 2А46, которая ранее устанавливалась на советских
машинах Т-72А. В связи с применением автомата заряжания экипаж машины состоял
из трех человек. В кормовой части высота башни была увеличена для размещения
механизма подъема кассет автомата заряжания. Танк имел усиленную броневую
защиту башни и передней части корпуса. Борта корпуса защищены
противокумулятивными экранами. С каждой стороны башни смонтированы по четыре
дымовых гранатомета. Масса модернизированного танка возросла до 40 тонн.
Начиная с 1977 года в Румынии на Т-55 устанавливали лазерный дальномер и
баллистический вычислитель китайского производства, дизельный двигатель
мощностью
ФОТО МОДИФИКАЦИИ Т-55
ЧЕРТЕЖИ Т-55 И ЕГО МОДИФИКАЦИИ
Схема модернизации Т-55 (ХКБМ),
включающая установку
Сравнительные
тактико-технические характеристики танка Т-55 с основными танками НАТО
ФОТО СРЕДНИЙ ТАНК Т-54Б
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|