|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Основной боевой танк
Т-80У «Объект 219АС»
История создания
В 70-е годы ХКБМ была проведена
большая работа по совершенствованию серийного танка Т-64Б включавшая установку
нового дизеля 6ТД-1 мощностью 1000…1200 л.с. и повышению характеристик системы
управления вооружением.
Было разработано новое боевое
отделения, которое затем без изменений было принято и для установки на танке
Т-80У. Танк Т-80У конструктивно отличался от серийного танка Т-64Б в основном
двумя особенностями:
- применением опорных катков с
внешней ошиновкой (вместо катков с внутренней амортизацией);
- установкой газотурбинного
двигателя (ГТД) вместо дизельного двигателя.
Компоновка танка Т-80У аналогична
принятой на Т-64 и основана на наработках по его модернизации.
Танк Т-80 с ГТД возник как
альтернатива танку Т-64 с двухтактным дизельным двигателем (5ТДФ).
Поэтому конструктор Н.С. Попов был
категорически против установки двигателя 6ТД-1 в танк Т-80 даже в качестве
резервного варианта. Танк Т-80 принятый на вооружение в
В начале 80-х годов влияние
сторонников газотурбинной силовой установки в высших рядах правительства,
включая первых лиц государства. С целью унификации танкового парка было принято
решение о производстве на заводе им. Малышева (Харьков), Ленинградском
кировском заводе и заводе омском
заводе «Октябрьской революции» основного танка Т-80У. Решение принималось без достаточной научной и
экономической базы и основывалось на мнениях ряда влиятельных государственных
деятелей СССР, в первую очередь Д. Ф. Устинова и Н.С. Попова, при поддержке
ряда влиятельных государственных деятелей.
Время создания Т-80У -
1979...1990.
Основной проблемой Т-80 и его модификаций оставался высокий расход
топлива, превышавший расход у дизелей равной мощности в 1,5…1,7 раза.
В конце 70-х, начале 80-х годов ЛНПО
им. Климова активно работало над созданием двигателя ВГТД-1000ФМ со сниженным
расходом топлива, для производства этого двигателя велось строительство нового
завода в Харькове.
Но решаемые задачи были слишком
сложными, двигатель не выдерживал испытаний. Негативные результаты испытаний
явились основной причиной неоднократных переносов сроков официального
предъявления двигателя на приемочные испытания. По этой причине не был он
предъявлен и в июле 1983 года - очередной установленный срок, который
также не был выдержан.
Даже перед самыми большими
сторонниками ГТД встал вопрос: в каком направлении двигаться дальше?
Стало очевидным, что дальше
упорствовать в доводке ВГТД-1000ФМ нет смысла. В Харькове считали, что надо
прекратить работы по ГТД и приступить к организации серийного производства
двигателя 6ТД-1 мощностью
Для обсуждения создавшегося
положения было собрано совещание в ЦК КПСС, где было решено на заводе им. В. А.
Малышева организовать производство модернизированного двигателя ГТД-1100Ф,
выпускаемого Калужским опытным моторным заводом, форсированного до 1200-
По удельному расходу топлива
ГТД-1100Ф проигрывал двигателю ВГТД-1000ФМ. Указанные предложения вскоре были
официально утверждены постановлением № 604-137 от 11.06.84 г.
Затраченные средства на проектирование и изготовление оснастки для
экономичного ВГТД-1000ФМ в объеме
примерно 30% первоначальной стоимости, изготовление и доводку двигателя и танка
с ним выброшены на ветер. Выброшены
на ветер миллиарды рублей.
Началась новая гонка - теперь по
модернизированному двигателю ГТД-1100Ф, который существенно отличался от
предыдущего двигателя ВГТД-1000ФМ.
Переход на новый двигатель
существенно облегчал задачу его доводки в ЛНПО им. В.Я. Климова, так как он
базировался на серийном двигателе, но усложнил задачу заводу им. В.А. Малышева,
так как построение производственных линий нужно было начинать с нуля. Время
показало, что серийное производство Т-80У с ГТД-1250 быстро наладить не
удалось. Первые два двигателя были предъявлены на приемочные испытания в апреле
1985 года и показали невысокий ресурс. С указанными двигателями, выпущенными
Калужским опытным моторным заводом, заводом им. В. А. Малышева была изготовлена
установочная партия танков Т-80У в количестве 45 шт. Таким образом, завод имени
В.А. Малышева приступил к реализации Постановления ЦК КПСС.
На этом производство танков с ГТД в
Харькове закончилось. Обстановка начала изменяться после смерти Д.Ф. Устинова
20 декабря
Постановлением ЦК КПСС и Совета
Министров СССР от 02.09.85 г. № 837-249 принят на серийное производство с
формулировкой «Танк Т-80У с двигателем 6ТД». Но существовало Постановление об
освоении на предприятии «Завод имени В.А. Малышева» танка Т-80У с ГТД.
Результаты сравнительных испытаний
танков Т-80У с двигателями ГТД и 6ТД-1 мощностью
Из сборочного цеха 27 декабря 1987 года
ушел последний танк Т-64. Это было прощание с целой эпохой, оставившей глубокий
след в отечественном танкостроении. Его
место занял танк Т-80УД.
Несмотря на то, что Т-80У с ГТД был
принят на вооружение раньше, его производство реально началось только в конце
80-х годов. Крупносерийное производство
танка Т-80У с более мощным двигателем ГТД-1250 началось
На период середины 90-х годов МТО с
ГТД мощностью
Тем не менее при отсутствии реальных
альтернатив в виде современных и мощных дизелей серии В2 и 2В в России на
данный момент развитие и модернизация ГТД может быть перспективной.
Видеофильм про историю создания танка «объект 219М» - Видео про танк Т-80У (объект 219А)
Огневая мощь
Как и все отечественные танки,
начиная с Т-64А танк Т-80У вооружен гладкоствольной
На Т-80У установлена ее
усовершенствованная модификация 2А46М-1. Скорострельность до 8 выстрелов в
минуту в движении. В конвейере механизма заряжания находится 28 выстрелов,
общий боекомплект 45 выстрелов. Основным противотанковым вооружением Т-80У
являются бронебойные подкалиберные снаряды 3БM-42 с
сердечником изготовленным из вольфрамового сплава и выстрелы ЗБМ32 с
сердечником из обедненного урана. Особое место занимает комплекс управляемого
вооружения «Рефлекс» с ракетами 9М119М и 9М119М1, которые обеспечивают
поражение танков на дистанции до
Комплекс «Рефлекс» может применяться по низколетящим целям -
вертолетам. Ракета 9MI19, управляемая по лучу лазера, обеспечивает дальность
поражения цели типа «танк» при стрельбе на дальностях
Танк оснащен комплексом управления огнем 1А45 в состав которого входят:
- система управления огнем дневного
прицела включающая:
- дневной прицел наводчика 1Г46 с
независимой в двух плоскостях стабилизацией поля зрения и лазерным дальномером;
- стабилизатор вооружения, состоящий
из электрогидравлического привода ВН (вертикальное наведение),
электромеханического привода ГН (горизонтальное наведение), блока управления
стабилизатора и датчиков;
- баллистический вычислитель 1В528,
состоящий из двух блоков и переключателя баллистик,
- комплект датчиков условий
стрельбы, состоящий из датчиков: поперечного ветра, крена, скорости танка,
курсового угла (косинусный потенциометр);
- ночной прицел наводчика «Буран-ПА»
с зависимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях (прибор связан с пушкой
параллелограммом, стабилизация поля зрения обеспечивается стабилизацией пушки и
башни, наведение поля зрения осуществляется при наведении пушки и башни).
Прицел оснащен механизмом для ручного измерения дальности с «базой на цели» и
ручным вводом дальности по баллистическим шкалам в поле зрения. Стрельба производится
только при выключенном баллистическом вычислителе (ТВП «Агава-2» для изделий
640А).
- дневно-ночной прицел командира ТКН-4С с независимой стабилизацией поля зрения по ВН и
зависимой стабилизацией поля зрения по ГН (стабилизация поля зрения обеспечивается
стабилизацией башни). ТКН-4С оснащен
механизмом для ручного измерения дальности с «базой на цели», ручным вводом
дальности по баллистическим шкалам в поле зрения, стрельба через который
производится с автоматическим отключением баллистического вычислителя (режим
ДУБЛЬ).
- аппаратура установщики временных
интервалов УВИ, включающую пульт управления ПУВИ, блок управления, стыковочное
устройство и концевой выключатель КВ-СУ, обеспечивающую стрельбу снарядами
дистанционного подрыва на траектории полета (для изделий 640А).
Дневной и
ночной прицелы расположены на месте наводчика, а дневно-ночной - на месте командира.
Дневной оптический прицел 1Г46
«Иртыш» с встроенным лазерным дальномером позволяет наводчику обнаруживать
малоразмерные цели. Независимо от орудия прицел стабилизирован в двух
плоскостях. Его панкреатическая система изменяет кратность увеличения оптического канала в
пределах х3.6…12.0.
Ночью наводчик осуществляет поиск и
прицеливание с помощью активно-пассивного прицела «Буран-ПА», также имеющего стабилизированное поле зрения. Дальность распознавания целей ночью –
Командир
ганка ведет наблюдение и дает целеуказания наводчику
посредствам прицельно-наблюдательного дневного ночного комплекса ПНК-4С,
стабилизированного в вертикальной плоскости.
Цифровой баллистический вычислитель
учитывает поправки на дальность, фланговую скорость цели, скорость своего
танка, угол наклона цапф пушки, износ канала ствола, температура воздуха,
атмосферное давление и боковой ветер.
Зенитная пулеметная установка на
Т-80У открытого типа с тумбовой установкой, что является серьезным недостатком
по сравнению с Т-80УД.
Защита
При создании танка Т-80У значительное
внимание уделялось усилению его защищенности. Работы велись в нескольких
направлениях. За счет применения нового камуфлирующей окраски, искажающей
внешний вид танка, удалось снизить вероятность обнаружения Т-80У в видимом и ИК-днапатонах.
Первые серии танка оснащались
навесным комплектом динамической защиты «Контакт-1». Позднее на танк был
установлен комплекс универсальной динамической защиты «Контакт-5». Этот тип ДЗ
работает как против кумулятивных средств (КС), так и против бронебойных подкалиберных снарядов (БПС). Крышка блока ДЗ из толстой
высокопрочной стали при ударе в нее БПС генерирует поток высокоскоростных
осколков, которые и детонируют ЭДЗ. Воздействие на БПС движущейся толстой
крышки оказывается достаточным, чтобы снизить бронепробивные характеристики как
кумулятивных средств, так и БПС.
Встроенная динамическая защита
прикрывает более 60% поверхности в курсовых углах обстрела ±20° (по корпусу) и
±35° (по башне). Сочетание
усовершенствованной многослойной комбинированной брони и ВДЗ уменьшает угрозу
поражения танка наиболее массовыми кумулятивными и кинетическими средствам
поражения, такими как М829 и М829А1.
При пробивании брони живучесть танка
обеспечивается за счет применения быстродействующей противопожарной
автоматической системы «Иней», препятствующей возгоранию и взрыву топливно-воздушной
смеси.
Для защиты от взрыва мин сиденье
механика-водителя подвешено к подбашенному листу, а жесткость корпуса в районе
отделения управления повышена за счет применения специально пиллерса за
сиденьем механика-водителя.
Комбинированная многослойная броня
верхней лобовой детали корпуса и комбинированный наполнителя в башне:
Важным достоинством Т-80У стала его
совершенная система защиты от ОМП, превосходящая подобную защиту лучших
зарубежных танков НАТО.
На танке применены подбой и надбой водородосодержащих полимеров с добавками свинца,
лития и бора, экраны локальной защиты из тяжелых металлов и система
автоматической герметизации обитаемых
отделений и очистки воздуха.
Повышению выживаемости способствует
применение на танке системы самоокапывания с бульдозерным отвалом шириной
Существенным нововведением стало
применение на танке вспомогательного энергоагрегата ГТА-18A мощностью
Вспомогательный энергоагрегат,
расположенный в корме машины в бункере на левой надгусеничной полке, «встроен» в общую систему работы ГТД и не требует каких-либо
дополнительных устройств для своего функционирования.
Характеристики подвижности
На Т-80У, принятом на вооружение СА в 1985 году, был установлен газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФ мощностью
На двигателе был применен
"циклонный" метод очистки воздуха от пыли. Высокоэффективный
комбинированный прямоточный циклон с центральной конусной решеткой (важнейший
элемент воздухоочистителя) с эффективностью воздухоочистки до 98,5%. Но в проточной части все же оседают неотфильтрованные частицы пыли. Для их удаления, при движении танка в особо тяжелых условиях,
предусмотрена процедура виброочистки лопаток и
продувка проточной части сжатым воздухом.
Блок воздухоочистителя и радиаторов
установлен поперечно корпусу танка и крепится к передней опоре двигательного
моноблока. Воздух для системы очистки забирается через прикрытые сетками жалюзи
на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Вентиляторы системы очистки и
охлаждения имеют привод от основного двигателя.
Усовершенствование двигателя
ГТД-1000Т проходило поэтапно в направлении повышения его мощности путем
увеличения температуры газов без увеличения габаритных размеров. Сначала
двигатель был форсирован до
к реализации была принята
конструкция, представляющая собой овальный, расширяющийся в нижней части короб,
устанавливаемый на башне при помощи кронштейнов. В нижней части короб имел
двухпозиционное приводное уплотнительное устройство, обеспечивающее две позиции
стыковки с входными жалюзями. При обычной
эксплуатации герметизация обеспечивалась только с помощью мягкого воротника по
всему контуру жалюзи. Такая стыковка не препятствовала вращению башни и
производству стрельбы из пушки. А при преодолении водных преград вводилось в
работу дополнительное уплотнение, обеспечивающее герметизацию стыковки. С этим
устройством танк получил возможность преодолевать водные преграды глубиной до
Преимуществом Т-80У является наличие
вспомогательной силовой установки ГТА-18А, что позволило существенно уменьшить
суммарный расход топлива на 1 час работы систем танка ~ 60 л/ч (суммарное время
работы танка составляет - 50% на месте и 50% в движении).
Существенным фактором экономии
топлива стала установка дополнительного энергоагрегата ГТА-18А в моторно-трансмиссионное отделение (МТО) танка. Этот агрегат состоит
из одновального газотурбинного двигателя и спаренного с ним генератора
постоянного тока мощностью 18 кВт Основное назначение энергоагрегата — обеспечение энергопитанием тех потребителей, которые будут работать во время
стоянки машины. Разработчиком и изготовителем энергоагрегата стало специальное конструкторское бюро «Турбина», начавшее серийное
производство энергоагрегатов.
Энергоагрегат обеспечивает увеличение на 1/3 моторесурса, снижает демаскирующие шумы и теплоизлучение,
увеличивает периодичность технического обслуживания и срока службы
аккумуляторных батарей.
Были изготовлены 10 танков с
пониженным эксплуатационным расходом топлива.
У пяти из них была установлена
система автоматического включения режима стояночного малого газа и система
автоматического уменьшения режима работы двигателя. Также было внедрено
ограничение перемещения рычага ручного сектора газа (не выше малого газа), система
раскрытия РСА силовой турбины в положение максимального проходного сечения при
запуске. У других 5 танков, дополнительно к названным мероприятиям, установлены
вспомогательные энергоагрегаты ГТА-18А.
Для сравнения с экспериментальными
десятью танками были выделены 5 обычных машин. На базе учебного полка создали
экспериментальную танковую роту, в которую вошли 15 танков. Председателем
комиссии по испытаниям был назначен начальник бронетанковой службы Группы
советских войск в Германии генерал-майор Владимир Иванович Владимиров.
Испытания проводились в различных дорожных условиях, в разное время суток и
неоднократно выполнялись все виды боевой учебы.
Средний объем наработки танка при
условиях войсковой эксплуатации составил
Результаты испытаний показали, что
танки, принимавшие участие в испытаниях, имели расход топлива в 1,5 раза
меньший по сравнению с серийными танками. После экспериментальной проверки
эффективности мероприятий в ГДР было принято решение о внедрении наших
предложений в серийное производство на танках Т-80У.
Для танка с дизельным двигателем без
вспомогательной силовой установки мощностью
В ходе сравнительных испытаний запас
хода при движении по горным, грунтовым и дорогам с асфальтовым покрытием для
Т-80У составил
Использовались
данные из книг
«Танк,
бросающий вызов времени». М.В. Ашик, А.С. Ефремов,
Н.С. Попов.
«Моторы и
судьбы. О времени и о себе». Н.К. Рязанцев.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|