Средний танк Т-62

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 



Средний танк Т-62

Исторические данные

Т-62 - советский средний танк. Создан на базе танка Т-54. Танк был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 6.09.1961 г.

Средний танк Т-62 и его модификации

Средний танк Т-62 и его модификации

Несмотря на то, что танк Т-54, ставший в послевоенные годы основным в Советской Армии, в целом удовлетворял военных, конструкторы продолжали модернизировать его и работать над новыми образцами. В Нижнем Тагиле в конструкторским бюро № 183, возглавляемым Л.Н. Карцевым проводились разработки модификаций Т-54. В 1958 году на вооружение принят Т-55, который включал улучшения противоатомной защиты, увеличенный боекомплект и ряд других улучшений. Вооружение Т-55 осталось прежним – 100 мм пушка.


Появление в НАТО мощных 105-мм танковых пушек, превосходивших 100 мм пушку вынудило наших конструкторов в 1959 году заняться дальнейшим развитием концепции Т-54, которая через два года пошла в войска под индексом Т-62.

Основным нововведением Т-62 была новая 115 мм гладкоствольная пушка У5-ТС «Молот», установленная в новой башне с увеличенным до 2245 мм против 1825 мм у Т-55 погоном.

Преимущество этой пушки перед нарезными состояло, прежде всего, в ее противотанковых качествах благодаря применению оперенных бронебойных подкалиберных снарядов.

Доводка танка не заняла больших трудностей, так как он был создан на базе уже отработанного в производстве танка Т-54, созданного А. А. Морозовым.

Танк Т-62 экспортировался в Болгарию, ГДР, Венгрию, Алжир, Египет, Ирак, Иран, Йемен, Ливию, Сирию, Афганистан, КНДР, Монголию, Анголу, Вьетнам, Эфиопию, Кубу и другие страны. Выпущено около 20 000 танков.

Огневая мощь

Установка 115-мм гладкоствольной пушки У5-ТС «Молот» потребовала увеличения объема боевого отделения и поэтому вызвала ряд конструктивных изменений башни и корпуса.

Ствол орудия — скреплённый кожухом, длиной 52,6 калибра/6050 мм и снабжённый эжектором. Пушка имеет горизонтальный клиновой затвор, с полуавтоматикой пружинного типа и электрический и резервный ручной механизмы спуска. Противооткатные устройства состоят из гидравлического откатника и гидропневматического накатника, расположенных над стволом орудия; нормальная длина отката составляет 350—415 мм, предельная — 430 мм . Максимальное давление в канале ствола составляет 3730 кг/см², а максимальная дульная энергия при стрельбе подкалиберным снарядом — 6,96 МДж / 709 тс·м.


Несмотря на увеличение калибра пушки, вылет ствола остался прежним и составлял 2,8 м . В отличие от танков Т-54 и Т-55, у которых башня изготавливалась литой с приваренной крышей, новая башня была цельнолитой. Диаметр опоры башни был увеличен с 1825 мм до 2245 мм , а корпус танка был удлинен на 386 мм .

В связи с возросшими значениями массы, момента инерции и момента неуравновешенности пушки стабилизатор вооружения «Циклон» оказался недостаточно мощным, поэтому был разработан стабилизатор «Метеор» и изменена конструкция механизма поворота башни.

Боекомплект пушки составлял 40 выстрелов. В кормовой части башни был предусмотрен автоматически открывающийся люк для выброса стреляных гильз, автоматически выбрасывающей гильзу через люк в верхней кормовой части башни.

Боекомплект пушки составлял 40 выстрелов    предусмотрен автоматически открывающийся люк для выброса стреляных гильз

Стабилизатор «Метеор» предназначен для обеспечения ведения эффективного огня с ходу из пушки и спаренного с ней пулемета. Стабилизатор представляет собой электрогидравлическую систему, которая обеспечивает:

Стабилизатор «Метеор»

  • автоматическое удержание пушки и спаренного с ней пуле­мета в заданном (стабилизированном) положении в вертикальной и горизонтальной плоскостях наведения при движении танка;
  • наведение пушки и спаренного с ней пулемета в вертикаль­ной и горизонтальной плоскостях с плавным регулированием ско­ростей наведения;
  • целеуказание от командира танка к наводчику    в горизон­тальной плоскости.

Поворот башни обеспечивается как в стабилизированном, так и в полуавтоматическом (нестабилизированном) режимах наве­дения. Система управления командира позволяла ему по нажатию кнопки разворачивать башню на курсовой угол поворота командирского перископа. Установка оборудуется двухплоскостным стабилизатором 2Э15 «Метеор», обеспечивавшим точность стабилизации ±1 тыс. в вертикальной плоскости и ±3 в горизонтальной.

На Т-62 поздних выпусков устанавливался стабилизатор «Метеор М» или «Метеор М1», имевшие аналогичные характеристики, но отличавшиеся исполнением электроники на транзисторах вместо ламповой. Помимо этого, имеется резервный ручной привод наводчика при помощи винтового механизма. Подробнее см - Боекомплект танков Т-62 и Т-64 для танковых пушек У-5ТС и Д-68 115-мм

Сравнение

В 60-е годы Т-62 и М60А1 были наиболее распространенными танками у СССР и США. На период 1965 года уже было выпущено 4500 танков Т-62.

По своим показателям защищенности преимуществ не было ни у одного из танков, бронирование было сравнимое. По показателям огневой мощи значительные преимущества были у Т-62, в первую очередь за счет применения ОБПС. Недостатком Т-62 была низкая скорострельность – механизм выброса стреляных гильз улучшал условия работы экипажа, но несколько удлинял время заряжения.

Преимуществом Т-62 было оснащение двухплоскостным стабилизатором, обеспечивающим эффективную стрельбы сходу, на М60А1 (Add-On Stabilization - AOS) установка стабилизатора началась только с 1971 года. Механическая связь между прицелом наводчика с орудием на М60А1 и Т-62 затрудняла стрельбы сходу из-за потери обзора цели наводчиком при заряжании пушки.


Вероятность попадания Т-62 в М60А1 на дистанции 1 500 м составляет 50%.  Вероятность попадания в танк движущийся со скоростью 25 км/ч. Под углом 30% составляет более 70% на дистанции 1 000 м.

1. Вероятность попадания Т-62 в М60А1 на дистанции 1 500 м составляет 50%.


2. Вероятность попадания в танк, движущийся со скоростью 25 км/ч . Под углом 30% составляет более 70% на дистанции 1 000 м .

Сравнительная вероятность уничтожения, в случае попадания, танком Т-62 танка М60А1 при применении ОБПС на наиболее вероятных дистанциях применения в Европе составляет 71%, при применении БКС – 75%.

Для танка М60А1 вероятность составляет 54 и 75% соответственно. Учитывая полное превосходство ОБПС и БКС калибра 115 мм над бронированием М60А1 попадание высокой вероятностью значит уничтожение М60А1. Точность 105 мм пушки М60А1 ниже на 15%, чем у Т-62 на дистанции до 1500 м .

Некоторые преимущества М60А1 могут несколько большие углы дать углы снижения пушки составляющая -9 против -6 град у Т-62. Учитывая меньший силуэт танка Т-62 видимая проекция башни при стрельбе с обратных скатов соизмерима. Учитывая отсутствие лазерных дальномеров на Т-62 и М60А1 низкий силуэт Т-62 обеспечивал ему значительные преимущества в выживаемости на поле боя.  

М60А1, «Чифтейн», Т-62

М60А1, «Чифтейн», Т-62

Телескопический шарнирный прицел ТШ2Б-41

Прицел ТШ2Б-41 служит для прямой наводки на цель пушки и спаренного с ней пулемета. Прицел представляет собой оптическую телескопическую трубу со сменным увеличением. Стабилизация прицела осуществляется при помощи жёсткой его связи с пушечно-пулемётной установкой.

Оптическая характеристика прицела

Увеличение,   кратн……3,5 и 7

Поле зрения, град.....18     и 9

Диаметр   выходного   зрачка,   мм …..5,4 и 2,7

Удаление   выходного  зрачка,  мм ……25

ТШ2Б-41   ТПН-1-41-11

Краткая характеристика прицела

Увеличение,  кратн…..5,5

Поле зрения, град……6

Дальность  видения   (по  танку), м……800

Перископичность,   мм…...260

Прицел ТПН-1-41-11 предназначен для ведения прицельной стрельбы из пушки и спаренного пулемета в ночное время Прицел ТПН-1-41-11 представляет собой монокулярный пери­скоп и состоит из следующих основных частей: корпуса, головки, оптической системы с электронно-оптическим преобразователем 0-го поколения, дальность опознавания цели составляет 800 м .

Рычаг механизма привода головного зеркала соединяется с кронштейном прицела ТШ2Б-41 через систему тяг и рычагов, пе­редающих углы возвышения или снижения от пушки к прицелу ТПН-1-41-11.

На танках изготовленных до второй половины 1964 года устанавливается прибор наблюдения ТКН-2, на танках более позднего выпуска устанавливается прибор наблюдения командира ТКН-3.

ТКН-3

Дневная ветвь обоих приборов имела увеличение 5×, обеспечивая поле зрения в 10° по горизонту; прибор позволял осуществлять наблюдение на дальности до 3 000 метров и был снабжён координатной сеткой для целеуказания и корректировки огня, а также дальномерной шкалой для определения дальности до цели известной высоты — 2,7 м . Ночная же ветвь приборов представляла собой электронно-оптический инфракрасный прибор ночного видения, работавший за счёт подсветки цели прожектором ОУ-3 с инфракрасным светофильтром. ТКН-2 имел увеличение 5× и обеспечивал дальность видения до 300—400 м при поле зрения в 9° по горизонтали, ТКН-3 же отличался применением встроенного блока питания, сниженным до 4,2× увеличением ночной ветви и полем зрения 8° по горизонтали. Обзор по горизонтали за счёт поворота командирской башенки.    


Для целеуказания командир танка должен повернуть командир­скую башенку так, чтобы линия визирования прибора TKH-3 бы­ла направлена на цель. Удерживая в таком положении башенку, нажать на кнопку целеуказания, расположенную в левой рукоят­ке прибора командира. Башня в этом случае будет поворачивать­ся на максимальной скорости до тех пор, пока пушка не будет на­правлена на цель (грубая наводка). После остановки башни ко­мандир танка должен отпустить кнопку целеуказания. Точное наведение пушки в цель и выстрел производит наводчик пультом управления.

целеуказание осуществляется только в гори­зонтальной плоскости.

Защита
Танк имел равнопрочное бронирование верхнего лобового листа корпуса и лобовой части башни. Максимальная толщина брони лобовой части башни составляла 211 мм под углом наклона 17 градусов

Т-62 имеет дифференцированное противоснарядное бронирование. Броневой корпус Т-62 представляет собой жёсткую коробчатую сварную конструкцию, собирающуюся из листов катаной броневой стали толщиной 16, 30, 45, 80 и 100 мм .

Лобовая часть корпуса образована двумя сходящимися клином 100-мм бронеплитами: верхней, расположенной под наклоном в 60° к вертикали и нижней, имеющей наклон в 55°. Борта корпуса состоят из цельных вертикальных 80-мм листов, а корма состоит из вертикального верхнего листа толщиной 45 мм и 16-мм нижнего, имеющего наклон в 70°.

Крыша корпуса в районе подбашенной коробки имеет толщину 30 мм , а над моторно-трансмиссионным отделением - 16 мм . Днище корпуса состоит из четырёх штампованных 20-мм листов и имеет в поперечном сечении корытообразную форму. Лобовые и бортовые листы корпуса выполнены из хромо-никель-молибденовой стали 42СМ, корма и крыша корпуса — из стали 49С, а днище — из хромомолибденовой стали 43ПСМ.


Подвижность

В танке Т-62 установлен двигатель В-55-В. Двигатель В-55-В представляет собой модификацию двигателя В-54 и отличается от него более высокой мощностью ( 580 л . с. при 2000 об/мин).

В танке Т-62 установлен двигатель В-55-В

Увеличение мощности достигнуто за счет увеличения подачи топлива, изменения угла опережения подачи топлива, а также за счет повышения степени сжатия до 15 ± 0,5.

Кроме того, в двигателе В-55-В применены:

  • обогреваемые верхний и нижний картеры, имеющие водяные рубашки, подключаемые к системе подогрева, и обогрев откачива­ющей магистрали системы смазки;
  • гидравлическая муфта привода генератора;
  • двухпозиционная муфта привода топливного насоса «Зима-Лето», позволяющая изменять угол опережения подачи топлива в зависимости от времени года;
  • жесткий упор рейки топливного   насоса вместо   корректора подачи топлива;
  • центробежный фильтр МЦ-1 (центрифуга), установленный на перегородке силового отделения, для тонкой очистки масла;
  • двухсекционный     проволочно-щелевой     масляный     фильтр МАФ  вместо фильтра Кимаф-СТЗ;
  • выпускные коллекторы с теплоизоляционными вставками с фланцами на торцах со стороны   носка двигателя   для установки форсунок термодымовой аппаратуры;

Топливная система

Внутри корпуса танка установлено четыре топ­ливных бака общей емкостью 675 л , а снаружи танка на правой надгусеничнои полке — три наруж­ных бака общей емкостью 285 л . Общая заправочная емкость всех баков (внут­ренних и наружных) составляет 960 л .

Все топливные баки между собой соединены в две группы. Первую группу составляют: правый бак-стеллаж, средний бак и все наружные баки; вторая группа объединяет передний (носовой) бак и левый бак-стеллаж.

Все топливные баки, за исключением наружных, для предохранения от коррозии снаружи и внутри покрыты бакелитовым лаком. Наружные топлив­ные баки покрыты бакелитовым лаком только внутри, а снаружи окрашены защитной крас­кой.

Передний топливный бак емкостью 280 л установлен в носовой части корпуса танка справа от сиденья механика-водителя и крепится к днищу и корпусу на специальных кронштейнах. Бак сварен из стальных листов со специальными выштамповками для жесткости стенок. Внутри ба­ка имеются две вертикальные перегородки, умень­шающие плескание топлива при движении танка и одновременно увеличивающие жесткость бака.


Ходовая часть

Ходовая часть Т-62, за исключением несколько иного расположения балансиров в связи с изменившимся распределением нагрузки на них, идентична подвеске Т-54 и включает в себя с каждого борта пять сдвоенных обрезиненных литых опорных катков диаметром 810 мм , ленивец и ведущее колесо; поддерживающие катки отсутствуют. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, первые и последние катки снабжены гидравлическими амортизаторами лопастного типа. Подвеска имеет жёсткость в 522 кг/см, период колебаний 0,86 с при полном ходе катка 224 мм и удельную потенциальную энергию в 430 мм .

Ходовая часть Т-62

Первоначально на Т-62 применялись гусеницы от Т-54 с металлическим шарниром, а позднее - более совершенные гусеницы с резинометаллическим шарниром. Обе гусеницы имели цевочное зацепление, ширину 580 мм и шаг трака 137 мм , но металлическая гусеница состояла из 96 траков и имела массу 1 386 кг , а гусеница с резинометаллическим шарниром — из 97 траков при массе 1 655 кг .

Тактико-технические характеристики

Параметр

Единица измерений

Т-62

Полная масса

т.

37+1,5%

(с РМШ 37,5 + 1,5%)

Экипаж

чел.

4

Удельная мощность

л.с./т

15,7

Двигатель 5ТДФ

л.с.

580

Удельное давление на грунт

кгс/см2

0,75

Температурный режим работы

°С

-40…+50

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9335

корпуса

мм

6630

Ширина танка

по гусенице

мм

3370

по съемным защитным экранам

мм

6630

высота по крыше башни

мм

2280

длина опорной поверхности

мм

4230

дорожный просвет

мм

430

ширина колеи

мм

2640

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

22…27

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

32…35

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

6,8

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

300…330

По дороге с твердым покрытием

л, до

190…210

на основных топливных баках (по дороге с твердым покрытием)

км

450 (650)

с дополнительными бочками (по дороге с твердым покрытием)

км

330 (450)

Емкость баков

л

675 +  285

Боекомплект

   

Выстрелов к пушке

шт

40

Патронов к пулемету ( 7,62 мм )

шт

2500

Источники:

Руководство по материальной эксплуатации танка Т- 62. М . – 1968

Kampfpanzer - Die Entwicklungen der Nachkriegszeit. Hilmes, Rolf. 1988

The soviet battle tank capabilities and limitations.TRADOC. 1979

Материалы по теме Т-62:

СРЕДНИЙ ТАНК Т-62М
ИЗ ОПЫТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ТАНКОВ Т-54, Т-55 и Т-62 В ХОДЕ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА
БОЕКОМПЛЕКТ ТАНКОВ Т-62 и Т-64 115-мм танковых пушек
СРЕДНИЙ ТАНК Т-62МВ

 






 




 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ