|
|||||||||
|
Тактическая модульная платформа SEP(FMV и HäGGLUNDS) Антуан Алькараз Le SEP du FMV et Hägglund RAIDS, 2003. Шведы известны в мире как разработчики концепций бронированных машин, предназначенных для того, чтобы сделать работу экипажа креативной и плодотворной. После появления танка "S" и машин UDES, вызвавших интерес в мире, после успеха машин CV 90 и BV206 шведы приступили к детальной работе над технологической программой SEP, труднопроизносимым акронимом Splitterskyddad Enthetsplattform, который можно перевести как "тактическая модульная платформа". После сдачи в эксплуатацию двух современных боевых машин, танка "Леопард 2 STRV 122" и боевой машины пехоты CV90-40, шведская армия надеется к концу 2012 года приступить к замене всех оставшихся бронированных машин новыми: тяжелой бронированной противотанковой машиной Pvrbv 551, легкой бронированной зенитно-ракетной системой Lvrbv 701, машиной BV206, машинами повышенной проходимости Pbv 302, Pbv 401 (название русской версии МТЛБ), Pvb 501 (БМП-1) и несколькими грузовыми тактическими автомобилями с колесными формулами 4×4 и 6×6 фирмы Volvo. Фирмы FMV и Hägglunds, разработчики шведских бронированных машин, работают уже
пять лет над концепцией SEP. SEP – это многофункциональная платформа нового
поколения. Боевые задачи, которые должна выполнять SEP, касаются, главным образом,
поддержки и защиты, сам же бой в первую очередь будут вести CV90 и STRV 122. Функциональное назначение SEP: перевозка личного состава, командный
и разведывательный пункт, защита от оружия массового поражения (NBC), медицинский пункт,
радиолокационная станция, средство электронной борьбы, миномет, обезвреживание
мин, ремонт и эвакуация, платформа для противотанковых и противовоздушных систем
и т. д. Каждая из этих версий защищена от пуль калибра до
В списке задач, которые машина должна выполнять, нет ничего оригинального, в требованиях шведской армии тоже. Весь интерес к SEP заключается в том, что над данным проектом работает тандем FMV/ Hägglunds. Оперативный анализ, проведенный фирмой FMV, выявил необходимость создания двух типов шасси для SEP: гусеничного и колесного (6×6). Основной довод данного решения – шведские дороги. На севере – болота, вязкие берега озер и огромные сугробы снега, следовательно, на таком грунте лучше использовать гусеничные машины. Для юга больше подходят колесные машины, поскольку они могут больше перевозить, а сеть дорог – более густая. С другой стороны, колесные машины можно использовать в миротворческих операциях. Между тем, применение двух различных шасси слишком дорого для такой страны как Швеция, но политики изыскивают средства, чтобы поддержать отечественную промышленность, которая, как правило, не может позволить себе полное финансирование большинства систем. Это довод, который шведские инженеры выдвинули, чтобы получить средства на разработку двух родственных платформ, одной – колесной, другой - гусеничной, у каждой из версий будет одинаковое оборудование и вооружение: система защиты от оружия массового поражения, система вентиляции и кондиционирования, электрооборудование, обитаемое отделение, вооружение, и, прежде всего, транспортный и функциональный модули. Только у шасси будет своя специфика. Только шасси у версий SEP будут различны, причем их геометрия позволяет говорить о их взаимозаменяемости Один из основных технических принципов фирмы FMV – создание шасси, у которого соотношение полезной и максимальной массы, полезного и максимального объема будет выше, чем у классических бронированных машин. Для сравнения: шведы ссылаются на немецкую машину GTK. Так, у GTK это соотношение составляет от 0,17 до 0,54, у SEP, соответственно, от 0,33 до 0,70. Использование традиционных технологий при создании классического шасси не позволит достичь желаемой цели, с трудом это удалось у М113 и VAB. Шведы нашли выход из этой ситуации, предложив две новые идеи: с технической стороны, гибридный электропривод, легко устанавливаемый на шасси с точки зрения конструкции, и интеграция двух групп привода на ходовую часть, позволяющая освободить внутренний объем машины. Вид сверху. Четко показано расположение в корпусе двух модулей дизельэлектропривода, позволяющих освободить пространство внутри шасси Оригинальность электрического привода SEP заключается в использовании двух
групп генераторов. Преимущества данной формулы разнообразны. В первую очередь,
это можно объяснить мощностью двух двигателей, последнее легко выбрать,
учитывая достаточно большую гамму имеющихся коммерческих двигателей для
гражданских машин. Заявленная масса SEP составит примерно 14 тонн, принимая
во внимание, конечно же, два двигателя мощностью
Тяговая цепь SEP, кроме двух групп дизельных двигателей и преобразователя электрического тока, состоит из аккумуляторной системы, системы контроля мощности электрического тока, размещенной по сторонам машины, и, наконец, из двух электродвигателей, соединенных с ведущими колесами гусениц. Колесная и гусеничная платформы оснащены одинаковыми функциональными модулями и одинаковым защитным оборудованием и предназначены для создания семейства тактических машин Несмотря на то, что у колесной и гусеничной платформ одинаковые приводные модули, они различаются уровнем мощности двигателей. Установлены два двигателя для ведущих колес гусеничной машины и один двигатель для колесной версии 6х6. В рулевом управлении гусеничной машины основной акцент сделан на технические новинки. Для гусеничной версии используются гусеницы типа band track с применением армированного каучука. По отношению к классическим металлическим гусеницам они сравнительно легче и бесшумнее. Ходовая часть оборудована платформой, увеличенной за счет установки каучуковых гусениц, способствующих сокращению вибрации. Все это позволяет улучшить комфортность внутренних отсеков машины. Внутреннее устройство машины очень простое. Два члена экипажа сидят рядом друг с другом в передней части машины. На том же уровне по бортам корпуса расположены две группы дизельных электродвигателей, их системы охлаждения, аккумуляторы и топливные баки. Это расположение "все в передней части машины" полностью освобождает оставшуюся часть шасси для установки функционального модуля. Экипаж располагается перед цветным экраном большого размера, на котором отображаются все навигационные параметры, технические данные о машине и состоянии поля боя, который позволяет управлять вооружением, установленным на крыше машины. Общий вид отделения управления SEP. Два человека легко управляют машиной благодаря усовершенствованным приводам и цветному экрану Функциональный модуль состоит из контейнеров, которые можно устанавливать на кормовой части различного вида платформ. Для каждой операции есть свой модуль. Эти модули создавались из такой же прочной стали, как и шасси платформ. Стандартное вооружение машин поддержки – телеуправляемая башня с
установленным на ней пулеметом калибра
Вид сбоку двух версий SEP Электрооборудование машины – это результат проекта под названием VETEС, объединившим сразу несколько европейских фирм. Принадлежность фирмы Hägglunds к британской группе Avis Vickers ставит концепцию SEP в выгодное положение, возможно она сыграет определенную роль в будущей британской программе FRES). Фирма FMV финансирует второй опытный гусеничный образец и первый колесный прототип, британское министерство обороны (MOD) приступило к техническим и оперативным испытаниям гусеничной платформы SEP в рамках программы FRES. Интерес британцев к SEP возник по причине авиатранспортабельности данной системы самолетами С 130 Hercules, конструкция машины легко изменяется, возможно, что предоставленные Швецией версии станут частью машин поддержки армии Великобритании. Принятие решения об объединении двух программ FRES и SEP ожидается к сентябрю 2004 года. уже сейчас можно предположить, что боевые версии FRES будут значительно тяжелее, учитывая полезную нагрузку и массу брони. Также программой SEP заинтересовались Турция, Италия, Финляндия, Нидерланды и Греция. Швеция планирует выпустить для себя 540 машин, но если учесть запросы Великобритании, то скорее всего эта цифра удвоится. |
|
|||||||
|