НОВАЯ БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ "ПУМА" И МАШИНЫ, С КОТОРЫМИ ЕЙ ПРИДЕТСЯ СОПЕРНИЧАТЬ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ БОЕВЫХ МАШИН ПЕХОТЫ

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




НОВАЯ БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ "ПУМА" И МАШИНЫ,

С КОТОРЫМИ ЕЙ ПРИДЕТСЯ СОПЕРНИЧАТЬ

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ БОЕВЫХ МАШИН ПЕХОТЫ

 

Рольф Хилмес,

Ганс Йоахим Вагнер

 

В совместном докладе дипломированных инженеров, Рольфа Хилмеса, научного руководителя федеральной военной административно-технической академии управления и вооружния в Мангейме, и Ганса Йоахима Вагнера, журнал "Военная техника", были представлены коцепции современных боевых машин пехоты мира, а также концепция новой боевой машины пехоты РUМА. Проведенное сравнение ограничивалось категорией механизированных боевых машин пехоты (МIСV, БМП, SРz), причем у всех машин – гусеничная ходовая часть. Категория бронетранспортеров (АРС/БТР/МТW) на гусеничном или колесном шасси не будет рассматриваться. Кроме того, нет смысла рассматривать машины, которым 20 или более лет, к тому же, если проведена их модернизация. По этой причине отпадают БМП-1и БМП-2, "Брэдли" М2, "Уорриор", "Мардер".

 

Боевая машина пехоты "Пума"

 

Боевая машина пехоты "Пума"

Боевая машина пехоты "Пума"Боевая машина пехоты "Пума"

Рис. 1. Боевая машина пехоты "Пума"

 

 

12 сентября 2002 года бюджетная комиссия бундестага приняла к сведению предложение федерального министерства обороны, касающееся разработки проекта новой боевой машины пехоты. Оно было основным условием для заключения договора с фирмой Panther System & Management GmbH (PSM) по проектированию новой боевой машины пехоты (Nе SРz) и изготовлению ее демонстрационного образца для подтверждения функциональных возможностей. В 2003 году было принято решение о производстве 410 новых боевых машин пехоты в период с 2005 по 2012 годы.

Уже после петерсбергского постановления и хельсинского совещания по безопасности Европейский союз принял решение обеспечить возможность в течение 60 дней приведения в боевую готовность войск численностью от 50000 до 60000 человек, при этом решающую роль должна играть стратегическая переброска воздушным транспортом.

К тому же, у боевой машины пехоты, разрабатываемой в рамках проекта "Новые бронированные платформы" (NGP), больше нет шансов, поскольку она должна выдерживать угрозу наравне с танком, а, следовательно, и быть такой же тяжелой.

Чтобы заменить "Мардер 1АЗ", нужно разработать проект машины, пригодной для перевозок транспортным самолетом будущего, в качестве которого определен военный аэробус А400М.

Решено было принять модульную конструкцию, благодаря которой авиация сможет перевозить базовую версию без средств дополнительной защиты. После испытаний промышленностью стало понятно, что технически это возможно, теперь необходимо получить одобрение на проведение этих работ.

По мнению большинства военных экспертов, после завершения западно-восточного конфликта прошли времена крупномасштабных танковых сражений. Вместе с ними снизился интерес к боевым танкам, основному оружию командиров соединений на поле боя во многих государствах, но не всех. Исходя из опыта, полученного США и Великобританией во время первой войны в Ираке, значимость бронированных машин, в противовес мнению сторонников легких боевых формирований, выводит их в бою на первый план. Нужно признать, что эти машины позволяют защитить солдат, а также могут быть использованы для борьбы с тяжелобронированными и высокобоеспособными машинами.

Однако, по праву, в центре внимания должны находиться универсальные боевые системы. Прежде всего, к ним относится боевая машина пехоты, которую благодаря различным видам вооружения и личному составу спешиваемого подразделения можно использовать как в конфликтах низкой интенсивности и в миротворческих операциях, так и на урбанизированных территориях вместе с боевыми танками во время боя с механизированными силами. Спектр применения боевой машины пехоты стал шире, причем, прежде всего, из-за возросших требований к современным БМП. Последующие модификации современных БМП (гусеничных машин) будут разрабатываться с учетом решаемых задач по их использованию в конфликтах. Далее будет приведена оценка соответствия современных машин новому спектру возможного использования.

 

Основные проблемы современной разработки боевых машин пехоты

 

Известные в настоящее время конфликты с использованием БМП значительно обострились: требование по соответствующему уровню защиты противопоставляется требованиям плавучести и авиатранспортабельности. К тому же сталкиваются требования, касающиеся качества и тактико-технических данных, включая надежность и возможное ограничение средств на обслуживание и ремонтные работы. Если необдуманно и неосторожно сформулировать специальные требования к уровню защиты, вооружению, надежности и оснащению боевой машины пехоты, то в результате технической реализации возникнет образец, у которого не будет "пользователей", поскольку его габариты и масса не будут соответствовать имеющимся стандартам. "Мардер 2" и боевая машина пехоты, разрабатываемая в рамках программы "Новые бронированные платформы" (NGР), - примеры этого. Все требования относительно концепции башни и управления огнем, а также активной системы защиты – компенсация недостаточной баллистической защиты – в дальнейшем приведут к увеличению расходов.


Общую нагрузку для разработки бронированных машин представляет требование авиатранспортабельности малыми и средними транспортными самолетами. Авиатранспортабельность приведет к ограничениям в проектах по размерам, массе и слишком большой нагрузке на днище самолета. Требование авиатранспортабельности подразумевает внешне компактную конструкцию машины, стремление к компактной конструкции растет практически пропорционально уровню защиты. Именно у боевой машины пехоты, например, это может привести к тому, что, принимая во внимание сектор обстрела башни, может не остаться места для люков, позволяющих вести управление во время боя.

Использование модульной концепции защиты также не является выходом из ситуации, поскольку многие компоненты машины установлены с учетом максимально возможной степени защиты, а, следовательно, и максимальной массы. Если верхняя граница будет поднята выше, то из-за увеличивающейся массы с учетом массы двигателя, трансмиссии, тормозной системы, подвески, ходовой части, включая гусеницы, а также несущие структурные элементы, возрастет нагрузка – погрузочная масса – на основную конструкцию, в результате, при известных условиях, почти не останется запаса по массе и габаритам для основной защиты.

Эти краткие высказывания показывают, что тактико-технические требования к современным SРz (боевым машинам пехоты) должны быть очень тщательно изучены, качество и количество функциональных требований проанализировано, учтено их влияние на пространственно-массовые характеристики (размеры, масса), комплексность и расходы во избежание лишних затрат при проведении новых разработок.

В прошлом боевая машина пехоты выполняла функцию сопровождения боевого танка, особенно при продвижении по труднодоступной для танков местности. Поскольку SРz подвергается такой же угрозе, как и боевой танк, то, следовательно, логично, что машине должен быть обеспечен уровень защиты, адекватный защите боевого танка. Данное намерение пытались воплотить в конце 90-х годов в немецкой программе NGР, но безуспешно. Исходя из увеличившихся размеров боевого отделения, боевая масса SРz могла бы составить 70-80 тонн. Такие машины в настоящее время по тактическим и экономическим соображениям непригодны. Поэтому в прошлом защита боевых машин пехоты ограничивалась защитой от обстрела среднекалиберными автоматическими пушками (30-мм), этот дефицит по отношению к танку пытались компенсировать тактическими решениями.

В настоящее время применение БМП в составе механизированных сил рассматривается как относительно нереальное решение, война в Ираке показала это очень отчетливо. Также, если БМП, например, в "операциях по поддержке" будет действовать только бок о бок с танком, то проблема защиты и дальше будет оставаться чрезвычайно актуальной темой. Та же ситуация возникает в "операциях по поддержке" с возможной угрозой от противотанкового оружия (например, РПГ-7); противотанковых и осколочных мин, а также от так называемых средств "anti-materiel-rifles" калибром от 20 мм. Для первичной оценки требуемого уровня защиты далее предложены данные пробивной способности русского противотанкового ручного гранатомета РПГ-7 (Источник: данные производителя):

 

Пробивная мощность РПГ-7

(против гомогенной броневой стали, Rolled Homogeneous Armor [RHA])

 

РПГ-7В    > 260 мм RНА

РПГ-7ВМ > 300 мм RНА

РПГ-7 ВС > 400 мм RНА

РПГ-7 ВЛ > 500 мм RНА

РПГ-7 ВР > 600 мм RНА

 

Последний с тандемной боевой частью

 

Собственно говоря, если предположить, что в кризисных регионах используется современнейшая версия РПГ-7, то, следовательно, для защиты (в данном случае броневая сталь) от РПГ-7 ВС средней пробивной способности (400 мм RНА) требуется масса единицы поверхности около 3140 кг/м2. Далее необходимо обеспечить защиту от мин, масса при этом, отнесенная к единице поверхности, составит 350-400 кг/м2.


К счастью, воздействие так называемого ручного противотанкового оружия предполагает использование кумулятивной боевой части, защиту от которой обеспечить намного легче, чем от боеприпасов кинетического действия. При ближайшем рассмотрении видно, что вопрос применения новых технологий защиты сталкивается с некоторыми ограничениями:

Высокоэффективная реактивная броня требует устойчивой основной структуры корпуса машины, что у БМП часто не обеспечивается. Поэтому адаптация реактивной брони на БМП при ведении боя в спешенных порядках запрещена.

Большие надежды возлагаются на так называемые "дистанционно-активные системы защиты". Хотя при взгляде на очаги кризисных конфликтов необходимость применения БМП в городских условиях или в труднодоступной для танков  местности становится очевидной, то есть в отдельных случаях с дальностью  стрельбы менее 50 м. Здесь оказываются несостоятельными так называемые "системы аппаратного обеспечения", дальность действия которых в среднем 500 м. Собственно говоря, технология современных "систем программного обеспечения", как, например, русская "Арена", перестает действовать на дальности менее 50 м. Недавно Украина предложила новую систему программного обеспечения под названием "Заслон", дальность обнаружения которой составляет всего несколько метров.

Так все и останется, если в ближайшее время не произойдет необходимых изменений в технологии управления, скорее всего для защиты будет использоваться специальная "умная" броня, а в дополнение к ней будут установлены другие модульные группы (например, приводной механизм). Соответственно, по этой причине поверхностная нагрузка может уменьшиться в два раза – все это приведет к значительному увеличению объема конструкторских работ. На практике сокращения массы в связи с  установкой противоминной защиты будущего не ожидается. В целом боевая машина пехоты будущего с противоминной защитой и защитой от РПГ-7 будет иметь массу в среднем 40-45 тонн.

 

Рассмотрение отдельных образцов машин

 

В этой части речь пойдет только об отдельных экземплярах боевых машин пехоты (гусеничных). Масса машин колеблется в пределах от 19 до 49 тонн, отсюда вытекают требования, касающиеся авиатранспортабельности (самолетом С-130) и повышения выживаемости в боевых условиях.

 

Боевая машина пехоты Kentaurus

 

Одна из легких среди современных БМП – греческая машина Kentaurus, выбранная греческим министерством обороны в качестве SРz будущего; договор о поставке 150 машин предполагалось заключить в июле 2003 года. Ширина Kentaurus 2,5 м, следовательно, его можно перевозить самолетом С-130 НЕRCULES. Чтобы не превышать массу в 19,3 тонн, была выбрана одноместная башня (Е8 бывшей фирмы КuКа, Аугсбург) с 30-мм автоматической пушкой (Маuser Тур В). В результате возникают такие проблемы с управляемостью, как и у русской БМП-1, командир которой располагается вне башни, в корпусе машины. Из-за требования  авиатранспортабельности управляемость машины значительно ухудшается. Уровень защиты тоже снижается до нижних пределов (фронтальная защита – от 25-мм бронебойных снарядов (?); круговая защита – от 7,62-мм бронебойных пуль, защита днища – от противотанковых мин массой 2,5 кг). Что касается осколочно-фугасных снарядов (НЕ) и машин Kentaurus и Leopard 2А6 при их совместном использовании, то здесь есть достаточно существенные различия в уровне защиты обеих машин. Для использования их в миротворческих операциях защита обеих машин от противотанкового ручного оружия (РПГ-7) недостаточна. Необходимый сектор обзора командиру и наводчику не обеспечен. БМП Kentaurus оборудована хорошей сенсорикой (WBG) и системой управления огнем. Специально для патрулирования во время миротворческих операций были разработаны две независимые системы WBG/Es (например, Lеораrd 2 А5). В этом смысле машина Kentaurus не предлагает ничего интересного. Если в машине находятся водитель и наводчик, в нее могут поместиться восемь пехотинцев. Требование авиатранспортабельности ставит свое условие по отношению к эргономике: при ширине 2,5 м остается полезная ширина корпуса размером примерно 1650 мм – это приведет к сужению кормового отсека, в котором располагается десант.

Вывод: Из-за требований авиатранспортабельности придется ограничить другие важные характеристики и функции боевой машины пехоты Kentaurus для применения силами быстрого реагирования. Следовательно, у ориентированной на будущее БМП нет выгодных отличительных характеристик.

 

Рис. 2.  Боевая машина пехоты Kentaurus

Рис. 2.  Боевая машина пехоты Kentaurus


 

 

Боевая машина пехоты СV 9040/СV 9030

 

В конце 1993 года на вооружение поступила машина СV 9040 со средним уровнем защиты (фронтальная – от бронебойных пуль калибра 14,5 мм, круговая – от пуль калибра 7,62 мм; днище – от легких мин) и массой 22,6 т; к 2002 году шведским сухопутным войскам планировалось передать в общей сложности 460 машин. В качестве оружия была выбрана зенитная пушка калибра 40 мм фирмы ВОFORS, стреляющая современными оперенными подкалиберными снарядами АРFSDS (пробивная способность: примерно 150 мм RНА на 1500 м) и фугасными снарядами (Аir Burst) с дистанционным взрывателем. Чтобы выдержать силуэт башни в указанных параметрах, угол вертикальной наводки автоматической пушки калибра 40 мм был сокращен до 35° (ограничение при воздушной обороне) – по этой причине боевой комплект первой очереди в целом составляет 24 выстрела (в трех магазинах по 8 выстрелов). Другие страны, применяющие машину СV 90, заменили 40-мм автоматическую пушку более легкой и меньшей по размеру пушкой калибра 30 мм.

 Картинки по запросу CV 9040

 

Рис. 3.  Боевая машина пехоты CV 9040

 

Рис. 4. Боевая машина пехоты СV 9040 U

 

Рис. 4. Боевая машина пехоты СV 9040 U

 

 

Концепция СV 90, произведенная в конце 80-х годов, в настоящее время при существующей восточно-западной конфронтации не соответствует требованию авиатранспортабельности самолетами типа C-130 НЕRCULES. При ширине 3190 мм СV 90 требуется минимум средний транспортный самолет, как, например, А 400 М. С 1997 года была принята на вооружение версия СV 9040 А, в которой тепловизионное устройство было интегрировано в приборе наведения на цель и был установлен электронный счетно-решающий прибор системы управления огнем; башня и вооружение были дополнительно оснащены стабилизатором вооружения. Осенью 1999 года появилась версия СV 9040 В, в которой были установлены: в ходовой части – эффективный амортизатор, а также новый привод вертикальной наводки для основного вооружения.

В конце 90-х годов СV 90 должна была все в большей мере применяться и в "миротворческих операциях". Для этого в начале 2001 года шведское ведомство по поставкам сделало заказ фирме FMV на поставку 55 комплектов дополнительного бронирования (комплект для ведения боевых действий в населенных пунктах), состоящих из дополнительного бронирования (МЕXAC III фирмы IBD с фронтальной защитой от 30-мм автоматической пушки, а также защита от кумулятивных гранат ручного противотанкового оружия), подбоя для защиты от осколков брони боевого отделения и элементов противоминной защиты днища боевого отделения (в том числе должна служить защитой от ТМRP 6 и ТМRP 7). Масса возросла почти на 5 тонн, после этого достигла 27,8 тонн.


Фирмой BOFORS с 1998 года предлагается стабилизированный панорамный перископ (Lemur), который может быть установлен как "дополнительное" решение в задней части башни. Прибор имеет каналы ночного и дневного видения (тепловизионное устройство); изображение подается на монитор командира. Вместе с тем для наблюдения есть второе тепловизионное устройство; при ведении огня может быть использован принцип "поиска и уничтожения противника" (hunter-killer). До сих пор для испытаний поставлялось только небольшое количество устройств Lemur. В целом СV 9040 с момента его принятия на вооружение в 1993 году был дополнительно оснащен современными технологиями во многих областях таким образом, что в настоящее время машина может считаться эффективной БМП. Норвегия имеет в распоряжении 104 БМП СV 9030 М; эта версия в противовес базовой версии имеет повышенную броневую защиту (фронтальная – против 30-мм автоматической пушки, однако практически не улучшена защита от кумулятивных снарядов). В качестве основного вооружения была использована 30-мм автоматическая пушка фирмы Boeing BUSHMASTER 2. Отказались от аварийного люка а днище и была предусмотрена определенная противоминная защита. Масса увеличилась до 25 тонн.

Финляндия в период с 2002 до 2005 года получит в общей сложности 57 машин СV 9030 FIN с современным оборудованием. В том числе эта версия будет содержать в цифровой бортовой сети САМ-шину, эффективный двигатель фирмы Scania (мощностью 460 кВт) и усиленную ходовую часть. Вследствие дополнительного бронирования боевая масса этой версии оказывается равной около 26 тонн. Изображение камеры заднего обзора, камеры вооружения и тепловизионного канала в основном прицеле может передаваться на плоский экран в задней части боевого отделения для того, чтобы способствовать лучшему "пониманию обстановки" рядовыми мотопехоты. Крыша корпуса десантного отделения позади башни была приподнята на 10 см с целью достижения благоприятных эргономических показателей в этом отделении.

В швейцарской армии в период с 2002 до 2005 года будет принято на вооружение в целом 154 БМП СV 9030 СН и 32 СV 9030 в качестве командирской машины. 40 БМП получат дополнительное бронирование (подобное финской версии). Следующими особыми пожеланиями швейцарской армии были замена двери в кормовой части корпуса машины на гидравлически управляемую створку и установка генератора переменного тока. От норвежской версии было заимствовано решение создания обособленной башенки в задней части для командира отделения. Благодаря возросшему объему оснащения швейцарская версия должна увеличиться по длине на 24 см, крыша над задней частью десантного отделения также стала выше на 10 см (придется мириться с повышением боевой массы до 27,7 тонн).

Во второй части речь пойдет о версиях: BIONIX 25 – Сингапур, DARDO - Италия, ULAN – Австрия (подобна в конструкции БМП PIZZARO – Испания), ВWР 2000 – Польша, АСНZАRIТ – Израиль, ТЕМSАН – Иордания, а также о концепции вооружения русских типов БМП-3, БМП-Т и комбинированном вооружении башни KLIVER.

Ожидается, что до выхода следующего номера журнала определится техническая концепция БМП "Пума", по мере возможности она будет представлена.


 

 

Rolf  Hilmes, Hans loachim Wagner

Der Neue Schützenpanzer PUMA Und die Fahrzeuge mit denen er Sich messen muss

Wehrtechnik, Nr II, 2003.

 

 

 







 



ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ