|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Семейство боевых машин "ПИРАНЬЯ" "Пиранья" (I / II / III/ IV), LAV, IAV «Страйкер» Со времени появления в начале 1970-ых годов в качестве колесной бронированной машины с колесной формулой 6х6 конструкция "Пиранья" развита швейцарской фирмой "Моваг моторваген фабрик" в модульное семейство машин с целым рядом вариантов по массе, объему, защите, вооружению, силовой установке и стоимости. Продано (и заказано на 2006 год) около 8000 экземпляров машины различных модификаций, больше, чем всех других западных колесных боевых бронированных машин. В 1999 году фирму "Моваг" купил ее давно учрежденный североамериканский лицензиат - фирма "Дизель дивижн Дженерал моторс оф Канада" (DDGМC). Эта перемена, как ожидают, окажет незначительное непосредственное воздействие на выполнение программы, фирма "Моваг" продолжает отвечать за базовую конструкцию машины "Пиранья", за исследования и разработку. Фирма DDGMC выполняет это по индивидуальному заказу в качестве легкой бронированной машины (LAV) для своей особой группы заказчиков (Северной Америки, Мексики и Юго-Восточной Азии, включая Австралию и Новую Зеландию). На своем креузлингенском предприятии фирма "Моваг" руководит производством машин для большинства других территорий в Европе, Латинской Америке, Африке и на Среднем Востоке. Основные исключения составляют Чили, где фирма FAMAE сохраняет право на производство машин "Пиранья" категории I, Великобритания, Оман, Катар и другие рынки в районе Персидского залива, для которых фирма "Алвис вииклз" производит по лицензии машины "Пиранья" категории II и III. Три современные категории машины
"Пиранья" (I/II/III) отличаются по конструкции по вариантам с
колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8 и 10х10 и могут поставляться в трех основных
вариантах. Они включают компоновки бронетранспортера для перевозки личного
состава (APC), боевой машины пехоты (IFV) и бронированной командирской машины
(ACV). В настоящее время машины "Пиранья" категории II и III
находятся в производстве, а новая тяжелая категория, "Пиранья IV",
уже переходит с чертежной доски в разработку в Креузлинген. Производство машин
"Пиранья I" прекращено в сентябре
Первоначальная концепция конструкции машины "Пиранья" (основанная на использовании независимой подвески и централизованной системе карданной передачи в сочетании с силовой установкой, размещенной в передней части корпуса рядом с водителем и командиром, размещенными слева, остальное пространство остается свободным для пассажиров) осталась неизменной с самого начала. Возможности по полезной нагрузке
машины "Пиранья II" примерно
на 0, 5 т больше, чем машины "Пиранья I", а полезная нагрузка машины
"Пиранья III" составляет 6 т,
почти в два раза больше первоначальной. Пригодный к использованию внутренний
объем также возрос,
Мобильность В машине "Пиранья II",
которая появилась в начале 1990-ых годов, сохранена компоновка подвески
первоначальной машины. Она включает стойки типа Мс Рherson со спиральными пружинами и рычагами
управления на парах передних колес (первых двух в случае варианта с колесной
формулой 8х8) и торсионами с продольными рычагами для задних колес. Расстояние
между осями было увеличено для размещения больших шин 325/85 R16 или 335/80 R20, обеспечивающих улучшенные
характеристики машины при эксплуатации вне дорог, полная ширина также возросла
с 2,5 до
Стандартным был двигатель 6V-53Т
фирмы "Детройт дизель" мощностью 205 кВТ (
У машины "Пиранья III", которая впервые появилась четыре года назад, переработана передняя часть. Передние две оси (управляемые) являются общими для всех вариантов, соединенными с разными карданными передачами. Спиральные пружины и торсионы машины "Пиранья II" вытеснены гидропневматической подвеской, которая обеспечивает более плавную езду и большие возможности использования полной массы. 1 - Схема компоновки гидропневматической подвески с регулируемой высотой семейства машин "Пиранья III", показывающая общие сдвоенные колесные оси впереди и карданную передачу переменной длины 2 - Модульная концепция семейства машин "Пиранья" предполагает одинаковость передних частей шасси, включая 1 и 2 оси с управляемыми колесами. Семейство машин 6Х6, 8Х8, 10Х10 строится на этой базе путем добавления необходимого количества осей. Благодаря этому заказчик определяет только требуемый объем и нагрузку, по которым и осуществляется выбор типа машины. Такой подход обеспечивает унификацию материально-технического обеспечения и обслуживания всех вариантов шасси. 3 - Семейство машин "Пиранья III" обеспечивает характеристики, необходимые для современной многоцелевой машины, которая хорошо подходит для выполнения практически всех боевых и «миротворческих» задач в любом месте мира в качестве либо хорошо защищенного бронетранспортера (БТР) либо платформы для целого ряда систем вооружения от башен с малокалиберным вооружением (БМП) до машин поддержки с 105-мм пушкой. Предлагаются пять разных вариантов
силовой установки в диапазоне мощности от 260 до 331 кВТ (350-
В машине "Пиранья III" водитель и командир имеют сиденья, регулируемые в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Когда водитель работает в положении "по-походному", рулевое колесо и педали также автоматически поднимаются Могут также устанавливаться антиблокировочная тормозная система (ABS), устройство управления диаметром поворота (ТСС) и система централизованной подкачки шин (CTIS). При полной массе 18,5 т и с нормальным давлением в шинах для движения по шоссе давление на грунт [среднее значение максимального давления (ММР)] машины "Пиранья III" составляет 400 кПА или 180 кПА при установке давления для движения вне дорог при использовании стандартных шин 1200 R20 (или примерно на 10% меньше при использовании шин 365/85 R20). Машина "Пиранья III", оснащенная двухместной башней с 25-мм пушкой, может погружаться и выгружаться из транспортного самолета С-130Н "Геркулес" при минимальной подготовке Толкование стратегической мобильности
на западе обычно зависит от того, может ли или не может машина
транспортироваться военно-транспортным самолетом С-130 "Геркулес".
Существуют степени возможности перевозки самолетом "Геркулес" в
зависимости от того, как быстро и в каком положении экипажа или оборудования должна размещаться
машина на борту самолета. На эти параметры могут влиять частная модель и
внутренняя пригонка самолета С-130, а также компоновка самой машины. Разные
операторы устанавливают также разные пределы полезной нагрузки/дальности: 19 т
обычно устанавливаются в качестве верхнего предела массы полезной нагрузки в
случае США. Машина "Пиранья III" даже при оснащении тяжелой
двухместной установкой вооружения, такой как башня Delco с 25-мм пушкой,
обеспечивает горизонтальный способ погрузки и выгрузки. Предметы снабжения,
такие как антенны и штырь вертлюга пулемета, снимаются, высота и ширина машины
не превышают
Защита Канадские машины имеют внутренний подбой брони плюс плитки легкой навесной керамической брони Foster-Miller (Foster-Miller Light Applique System Technique Armor), которые крепятся на лобовой части машины и бортах, обеспечивая защиту от 12,7-мм бронебойных боеприпасов. Машины "Пиранья II", производящиеся в настоящее время в Креузлингене для швейцарских сухопутных войск, имеют опорную арматуру для крепления дополнительной брони. Они обычно оснащены одноместной башней, вооруженной 12,7-мм пулеметом, но она может быть заменена более тяжелой башней с 30-мм пушкой фирмы Кuka или машина может оснащаться дополнительной стальной броней для обеспечения защиты от 14,5-мм бронебойных боеприпасов по фронтальному сектору. Установлен внутренний подбой для усиления защиты от осколков брони и кумулятивной струи. 1 - Машина "Пиранья II" швейцарских сухопутных войск, оснащенная башней с 30-мм пушкой фирмы Кuка. Обратите внимание на места крепления для дополнительной стальной брони на наклонной броне 2 - Полностью оснащенная машина LAV III, поставляемая фирмой DDGМC канадским вооруженным силам. На внешней поверхности видны комплект дополнительной брони фирмы Deisenroth, двухместная башня фирмы Delco со стабилизированной 25-мм пушкой М-242 и бортовым приемником системы предупреждения о лазерном облучении, установленным на крыше. Машина LAV III включает информационную систему с дисплеями для командира, наводчика и десанта, на которых могут быть представлены изображения с башенной ИК-системы переднего обзора, башенного прибора с зарядовой связью и прибора с зарядовой связью заднего обзора. Система регулирования высоты машины, как ожидают, будет модернизирована для ее гидропневматической подвески Машина "Пиранья III" разработана для обеспечения защиты от противотанковых (фугасных) мин в своем основном виде. Она имеет плиты корпуса и днища, дополненные внутренним подбоем для защиты от осколков брони, и отражающую плиту под "брюхом". Компоновка подвески, с помощью которой передние блоки прикрепляются к верхней части корпуса, также снижает, как утверждают, ускорение корпуса в случае детонации мины путем передачи импульса к верхней части машины (хотя воздействия той части взрывной волны, которая непосредственно ударяет корпус, вероятно, не будут ослаблены). Машина "Пиранья III" защищена от мин с 8-кг зарядом тротила, детонирующих под колесами, и 4,2-кг прыгающих мин, детонирующих под "брюхом". Внутри машины с колесной формулой 8х8 установлены также переделанные складные сиденья, подвешенные к крыше для обеспечения улучшенной защиты от мин. По сообщениям фирмы "Моваг", она недавно испытала новые дополнительные панели для пола машины "Пиранья III", способные защитить экипаж от 6-кг заряда тротила, детонирующего под центральной частью корпуса. Система регулирования высоты позволяет увеличивать клиренс при прохождении предполагаемых минных полей, а удлиненные стойки способствуют поглощению энергии. По общему мнению, датская машина "Пиранья III Н" с колесной формулой 8х8 имеет самый высокий уровень баллистической защиты из всех этих машин, производящихся в настоящее время, который основан на использовании комплекта композиционной керамической высокопрочной брони, разработанной датской фирмой Roulunds. Некоторое понятие о минимальных уровнях защиты, обеспечиваемых этой броней, можно получить по возможностям эквивалентной канадской машины LAV III, над которой фирмы "Моваг" и DDGMC работали в тесном сотрудничестве с германской фирмой IBD Deisenroth для удовлетворения требований канадских вооруженных сил по баллистической защите (испытания показали, что броня может защищать далеко не от каждого попадания 14,5-мм боеприпасов тяжелого пулемета КПВТ на реальных дистанциях боя). Согласно докладу, сделанному
руководителем программы по машине LAV полковником П.М. Холт на четвертом
европейском симпозиуме по боевым бронированным машинам, проведенном в
военно-научном колледже Великобритании в феврале
Однако во внутреннем документе сухопутных войск, (ставшим известным прессе) от 1 марта 2002, подписанном полковником Дэвидом Огг, руководителем программы по IА\/ "Страйкер" в г. Уоррен, шт. Мичиган, говорится о проблемах с броней и об их влиянии на график выполнения программы. Этот документ одобрен генерал-лейтенантом Джоном Колдуэллом, заместителем помощника министра сухопутных войск по вопросам закупок систем оружия, тылового обеспечения и технологии. В документе говорится, что
сухопутные войска воздерживаются от платежей производителю машины
"Страйкер" - фирме GM GDLS Defense Group, Стерлинг Хейтс, шт. Мичиган, пока
не будет решена проблема с броней. Стальной корпус толщиной толщиной
Огневая мощь Кроме того, машина LAV III оснащена автоматической системой подавления пожара и взрыва, защищенными от лазерного излучения оптическими приборами, системой предупреждения о лазерном облучении, системой вентиляции плюс прибором обнаружения химических средств GID–3 и дозиметром AN/VDR-2 с их дисплеями. Фирма "Моваг" и ее заказчики устанавливали на машинах "Пиранья" I, II и III целый ряд пушечных и ракетных систем вооружения. Они охватывают системы от одноместной башни Helio FVT-800 c 12,7- и 7,62-мм пулеметами, выбранной ирландскими силами обороны для 34 БТР для перевозки личного состава "Пиранья III Н" с колесной формулой 8х8; двухместной башни Delco с 25-мм пушкой, установленной на машине LAV III, до 105-мм пушек с высокой начальной скоростью снарядов, устанавливаемых в трехместной башне TML-105 фирмы GIAT, испытанной на машине "Пиранья III" с колесной формулой 10х10, и башне низкого профиля (LPT) фирмы "Дженерал дайнэмикс" (машина огневой поддержки «мобильная пушечная система» для бригад промежуточных бронированных машин (IAV) «Страйкер», недавно принятая на вооружение в США) устанавливаемую на производимой фирмой DDGMC машине LAV III с колесной формулой 8х8. Эта машина также является кандидатом на удовлетворение требованиям канадских вооруженных сил к боевой бронированной машине (ACV). Еще одним возможным членом семейства машин IAV является легкая самоходная гаубица (LWSP) фирмы BAE Systems, которая сочетает качающуюся часть лафета 155-мм гаубицы ХМ-777 с шасси машины "Пиранья III" с колесной формулой 8х8. 1- Машина "Пиранья III" (10х10) прошла успешные испытания в качестве платформы для трехместной башни TML-105 фирмы GIAT Industries. 2 - Машина "Пиранья IV" (8х8) с установленным зенитным комплексом Skyranger. 4 - Машин "Пиранья II" с колесной формулой 8х8 оснащенная башней Cockerill с 90-мм пушкой LCTS 5 - Система вооружения БТР "Пиранья IIIН" (8х8), поставляемого фирмой "Моваг" датским сухопутным войскам, ограничивается башней с 12,7- мм пулеметом. Соответственно, больше полезной нагрузки передано броневой защите Машины "Пиранья II" (8х8), оснащенные 90-мм пушками фирм GIAT и Mecar, продавались, соответственно, вооруженным силам Саудовской Аравии и Катара как машины огневой поддержки. Швейцарские сухопутные войска используют машину "Пиранья I" (6х6) в качестве истребителя танков, оснащенного сдвоенной ракетной установкой "ТОУ" фирмы Eureka. Парк машин "Пиранья II" (8х8) саудовских сухопутных войск включает машины, оснащенные трехместной башней TS-90 фирмы GIAT с 90-мм пушкой, и машины с ракетными пусковыми установками "Хот". Ряд произведенных фирмой "Алвис" для Катара машин "Пиранья II" с колесной формулой 8х8 оснащен 90-мм пушками фирмы "Мекар". Модернизации Сама фирма "Моваг" не
выдвигает общих комплектов модернизации, которые по существу определяются
заказчиками. Предстоящая программа по продлению срока службы машины LAV морской
пехоты США (USMC) еще не определена, но один вариант может включать установку
очистителя и более эффективного четырехтактного дизельного двигателя. В
канадском случае, модернизация БТР LAV II Bison включает форсирование двигателя
до
Фирма "Алвис" имеет в настоящее время улучшенную демонстрационную машину "Пиранья II", предназначенную для обеспечения повышенной безопасности и проходимости по местности плюс более простого технического обслуживания и более низкой стоимости жизненного цикла. Она оснащена антиблокировочной тормозной системой, разработанной научно-исследовательской ассоциацией моторной промышленности Великобритании при использовании имеющихся коммерческих составляющих. Эта система обеспечивает выбор режимов езды по шоссе и вне дорог для оптимизации характеристик торможения в зависимости от местности. Используемое устройство является четырехдатчиковой, четырехмодуляторной системой, контролирующей гидропневматические тормоза барабанного типа. По сообщениям фирмы, демонстрационная машина, испытываемая при массах от 10,7 т (без нагрузки) до 15 т (перегружена), удовлетворяет, как установлено, самому высокому европейскому стандарту (категория 1 положения 13.09 Европейского командования НАТО для машин класса М 3 или N3). Система централизованной подкачки шин на демонстрационном макете разработана примерно как двухканальная последовательная система фирмы CM Automotive. Она обеспечивает выбор предварительно запрограммированного давления в шинах для соответствия четырем условиям вождения: по шоссе, по пересеченной местности, по песку или в аварийных условиях. Давление может меняться во время движения машины или во время остановки машины. Ее двухканальное устройство позволяет передней и задней группам шин работать при разных давлениях, так что для разных осевых нагрузок может сохраняться оптимальное удельное давление на грунт. Ее электронная система имеет кнопочное управление с цифровым дисплеем. Она, как утверждают, бесшумна в действии, отдает приоритет воздуху в тормозах, предупреждает, если скорость слишком большая для давления в шинах, проверяет давление на заранее запрограммированных расстояниях и автоматически создает давление в отремонтированных шинах. Имеется вариант этой системы с встроенной диагностикой и возможностью перепрограммирования предварительно заданного давления с помощью дорожной ЭВМ. На машине установлен двигатель фирмы "Детройт дизель" с системой управления, которая включает диагностические возможности и соответствует стандартам по выбросам Euro III. Кроме двигателя, и другие основные ходовые системы контролируются измерительной аппаратурой, показания которой могут также отображаться на приборном щитке водителя с жидкокристаллическим индикатором, разработанном в сотрудничестве с фирмой "Ультра электроникс". Этот приборный щиток может включаться для отображения уровневых проверок, предупреждающих деталей или обычных данных по вождению, например, скорости. Система шины районной сети контроллера (canbus) используется для распределения данных, обеспечивая уменьшение по количеству и сложности жгутов проводов и способствуя будущему развитию этой системы. Характеристики машины "Пиранья III"
Варианты комплектации Комплекты дополнительной брони для различных уровней защиты. Комплект защиты от мин. Лебедка для самовытаскивания с тяговым усилием 8 т (барабанного или кабестанного типа). Система кондиционирования воздуха мощностью охлаждения около 10 кВт. Арктический комплект подогревателя для действий при температуре ниже – 40ºС. Комплект защиты от ОМП (избыточное давление или фильтровентиляционная установка с индивидуальным подключением противогазов). Комплект имущества для обеспечения плавучести для действий на море при волнении. Система пожаротушения. Различные пульты управления огнем и системы связи. Формируемые заказчиком компоновки. Электрическая система с объединением каналов (BITE). Система регулирования высоты гидравлической подвески. Система централизованной подкачки шин (CTIS). Антиблокировочная тормозная система (ABS). "Пиранья IV" Первый прототип новой машины "Пиранья IV" была создана в 2001 году, второй в 2004. Новая машина создала серьезную конкуренцию англо-германской программе GTK/MRAV которым были сделаны предложения по альтернативной конструкции, основанной на базе "Пиранья IV". Фирма GIAT Industries также получила предварительное право произвести машину "Пиранья IV" во Франции в качестве претендента на удовлетворение требованиям французских сухопутных войск по колесной боевой машине пехоты (VCI), работая в сотрудничестве с фирмой "Моваг" и "Виккерс". Политические преимущества официально предпочитаемого предложения по конструкции GTK/MRAV из англо-германского консорциума ARTEC могут затруднить вытеснение последнего, то же самое могут сделать представления национальной конструкции в случае требований французских сухопутных войск по машине VCI. Тем не менее, фирма "Моваг" привыкла принимать 100% риска в своих перспективных разработках "разработки Машина "Пиранья IV" будет одним из наиболее конкурентно способных решений по тяжелой машине на экспортном рынке в течение ряда лет (и единственной машиной, стоимость которой может быть верно рассчитана). Однако, можно ожидать конкуренции со стороны программы GTK/MRAV и со стороны победителя состязания по машине VCI французских сухопутных войск (модифицированный вариант L8 машины Veхtra фирмы GIAT с колесной формулой 8х8 или конструкция, предложенная консорциумом, состоящим из фирм "Панар", "Рено" и "Хеншел"). В Южной Африке машина "Пиранья IV" предлагается для удовлетворения требованиям южноафриканских сил национальной обороны к машине Hoefyster, создаваемой местной дочерней компанией Vickers OMC фирмы Vickers. Машина "Пиранья IV" с
колесной формулой 8х8 предлагает 10-т полезную нагрузку и используемый внутренний объем
Однако использование установки критического давления в системе централизованной подкачки шин машины "Пиранья III" временно снижают давление на грунт до 120 кПа, а на машине "Пиранья IV" нельзя достичь давления на грунт ниже 140 кПа благодаря противоминным вставкам для шин низкого давления фирмы Hutchinson, которыми будет оснащена каждая шина. Машина обеспечивает экипажу защиту
от 14,5-мм ударов и от 9-кг фугасных мин, при подрыве под колесом. Оснащенная
двигателем мощностью 352-400 кВт машина будет иметь максимальную скорость по
шоссе
"Пиранья IV" не будет способна преодолевать водные преграды вплавь. Как и машина "Пиранья III", она будет оснащена регулировкой клиренса. Возможность транспортировки самолетом С-130, сохранена. Но, так как машина "Пиранья IV" будет шире, ее колеса не будут совпадать с внутренними направляющими в самолете "Геркулес" (как уже случилось с машиной разведки применения ОМП М-93А1 "Фокс" с колесной формулой 6х6 сухопутных войск США или гусеничными БТР, такими как М-113), и следовательно, потребуется их крепление. Продажа на экспорт В настоящее время семейство машин
"Пиранья" используется в 14 странах. Первые заказы были из
африканских стран, включая Сьерра-Леоне, которая закупила первоначальную модель
с колесной формулой 4х4, Нигерию (варианты с колесной формулой 6х6 и 8х8) и
Гану. На вооружении последней находятся варианты с колесными формулами 4х4, 6х6
и 8х8, поставки по последнему заказу машин с колесной формулой 8х8 осуществлены
лишь в прошлом году. Первым крупномасштабным заказчиком была Канада, в которую
была поставленa 491 машинa с колесной формулой 6х6 в период с 1979 по
С тех пор были добавлены 199 БТР LAV
II ("Бизон") (8х8) и 203 разведывательных машины LAV-Recce
"Койот" (8х8) плюс 651 боевая
машина пехоты LAV III. Поставки последней партии из 291 машины завершены в
За пределами Северной Америки самым большим заказчиком является Саудовская Аравия. Саудовская национальная гвардия сделала через командование автобронетанковой техникой и вооружением сухопутных войск США заказ на 1117 машин LAV II в 10 разных вариантах. Саудовское министерство обороны и авиации также заказало "несколько сотен" машин "Пиранья" в четырех вариантах комплектации. В этом случае заказ контролировался непосредственно фирмой "Моваг", которая разделила производство с фирмами "Алвис" и DDGMC. Швейцарские сухопутные войска приобретают 515 машин "Пиранья II", которые поставляются тремя партиями. Первая часть поставки (205 машин) завершена, 70 машин из второй части (205 машин) и третья партия (105 машин). В 2006 году Бельгия заказала 2006 году "Пиранья III" (8х8), кроме того дополнительную партию машин заказала и Ирландия. 1 - Боевая бронированная машина "Пиранья III" фирмы "Моваг" (10Х10), оснащенная последней башней CV-9040В фирмы "Бофорс", вооруженной 40-мм пушкой, во время испытаний в Швеции Башня оснащена также системой командования и управления и глобальной (спутниковой) системой определения местонахождения. 40-мм пушка может вести стрельбу более новым снарядом с насечкой на корпусе для образования осколков и с неконтактным взрывателем с дистанционно-воздушным подрывом (3Р) фирмы "Бофорс". Фирма "Бофорс" разрабатывает новую независимую командирскую башенку для башни CV-9040, которая обеспечит возможность ведения поисково-ударных обстрелов целей. Во время дополнительных испытаний башня CV-9040 фирмы "Бофорс" устанавливалась на БМП-1 и на удлиненную гусеничную многоцелевую боевую машину МТ-ЛБ сухопутных войск Польши, хотя никаких производственных заказов от этой страны не ожидается. Боевая бронированная машина "Пиранья" (10Х10) была разработана по частной инициативе. В прошлом году шведская береговая артиллерия приняла ее для использования в качестве подвижного командного пункта и транспортера для обзорной РЛС. Всего требуется 44 машины, первые из них уже поставлены. 2 - Шведская береговая артиллерия купила 23-т бронированную машину обнаружения "Пиранья III С" (Kapris) с колесной формулой 10х10 с РЛС "Жираф" фирмы Ericsson, установленной на 15-м мачте (показана на снимке), и 20-т бронированную командно-штабную машину Lirka (10х10). В этой модели сохранены обычные спиральные пружины подвески и торсионы 4- схема машины управления "Пиранья" (10Х10) Семейство промежуточных бронированных машин (IAV) «Страйкер», США Другим большим покупателем являются сухопутные войска США, которые планируют сформировать пять бригадных боевых групп (с 350 машинами), оснащенных семейством машин IAV. Фирмы DDGMC и "Дженерал дайнэмикс ленд системз" согласились объединиться, чтобы предложить машину на базе LAV III для удовлетворения потребности в машинах IAV «Страйкер». В ноябре 2002 года фирмы DDGMC и «Дженерал дайнэмикс ленд системз дефенз гроуп» совмегно с «Дженэрал Моторз Дэфэнс» и Дженерал Дайнэмикс Лэнд системз» получили контракт стоимостью 4 миллиарда долларов США на поставки первых партий из 2.131 боевых машин IAV для оснащения бригад «Страйкер». Сейчас IAV «Страйкер» активно поменяются в Ираке. Эксплуатация «Страйкер» в Ираке и Афганистане, а также возможные будущие конфликты, вызвали серьезные критические замечания по решению сухопутных войск о закупке и использованию в войсках машины "Страйкер". Это произошло из-за ряда причин, которые привели к внесению серьезных изменений в первоначальную компоновку «Пираньи». В итоге "Страйкер" высокая и тяжелая и перевозит, по крайней мере, на 50% большую массу, чем масса, на которую первоначально проектировалась ее подвеска и трансмиссия. В результате несоответствия компоновки расчету (высокое расположение центра тяжести) машина имеет тенденцию к опрокидыванию при действии в условиях бездорожья. 1 – Бронированная машина пехоты (IAV) "Страйкер". Это большая машина (большая цель) без защиты от РПГ, которые используются почти в каждом нападении на нас. обратите внимание, что уязвимая зона ниши колес по высоте доходит почти до высоты плеча присутствующих, стоящих рядом с машиной. Бывший начальник штаба сухопутных войск, генерал Шинсеки, стоит в центре (слева направо полковник Дейвид Огг, генерал-майор Росс Томпсон, конгрессмен Боб Райли (в настоящее время губернатор штата Алабама), генерал Шинсеки, Николас Чарбайа из фирмы general Dynamics, сенатор Сешонз от шт. Алабама, старший администратор фирмы GM of Canada и генерал-лейтенант Колдуэлл. 2 – Мобильная пушечная система M1128 MGS "Страйкер", один из первых прототипов. Для машины был характерен ряд недостатков - повышенное давление во фронте ударной волны при выстреле. Опасность ожога/избыточного давления для находящегося близко личного состава и членов экипажа (при открытых люках). Эффект ореола, создаваемый перфорированной конструкцией дульного тормоза для уменьшения энергии отката. Также, что довольно трудно закрыть люки из-за ограничений в пространстве. Система M1128 MGS "Страйкер" обеспечена лишь боеукладкой барабанного типа на 8 выстрелов. Еще 10 выстрелов, имеющихся в дополнительной боеукладке (всего обеспечивается 18 выстрелов). Автомат заряжания системы MGS имеет тенденцию заклинивать. 3 – Мобильная пушечная система M1128 MGS "Страйкер", один из финальных вариантов. Изменено расположение пулемета, конструкция люков экипажа, модифицирован АЗ, применена пушка без дульного тормоза. По сути, на машине была произведена попытка устранить недостатки первых вариантов компоновки. Кроме проблем по функциональным возможностям автомата заряжания и действию основного орудия, существуют другие значительные оперативные проблемы. Система MGS "Страйкер" не демонстрировала ни возможности эффективно вести стрельбу с борта машины, ни возможности стрелять во время движения с устойчивой точностью и надежностью. 4 – По заявлениям специалистов эргономика в системе M1128 MGS "Страйкер" оказалась уничтожающей. Вы не можете видеть то, что необходимо видеть – и нет пространства для 95% населения (очень тесное рабочее место для командира и наводчика оператора). Лишь 1-5% населения по своим физиологическим размерам может с трудом разместиться на рабочих местах. Концепция "Страйкер" отражала видение предыдущего начальника штаба сухопутных войск генерала Шинсеки, который утверждал, что существующие силы либо слишком неповоротливы для быстрого развертывания (танки и боевые машины пехоты), либо слишком слабо вооружены для того, чтобы быть эффективными (пехота ВДВ или легкая пехота). Он пытался решить проблему развертывания путем закупки более мощной техники вместо реорганизации существующих сил и стремился сделать ее более маневренной, и путем переговоров с ВВС и ВМС о ее переброске. Бронированная машина "Страйкер" была выбрана (в дискуссионной обстановке) в качестве базы для 6 бригад "Страйкер", нацеленных на готовность к развертыванию в любом районе земного шара за 96 часов (цель, которая считалась невыполнимой в последнем докладе GAO #03-81). Они должны были транспортироваться самолетами С-17 на театр военных действий и самолетами С-130 в пределах театра военных действий. Способность к развертыванию самолетом С-130 была ключевым эксплуатационным параметром (КРР). Бригады "Страйкер" должны были стать силами вторжения сухопутных войск США. Взгляд генерала Шинсеки определился в период, в течение которого будущее сухопутных войск казалось, заключается, в основном, в сохранении мира – операциях иных, чем во время войны. Он не изменил его и после 11 сентября, хотя требования к сухопутным войскам решительно изменились, так как США были, есть и будут находиться в состоянии войны. Программа "Страйкер" должна была быть фактически "готовой к использованию". Сама машина "Страйкер" была развитием машины LAV III, проверенной легкобронированной машины, хотя с ограниченными возможностями боевого применения. Однако система сухопутных войск решила значительно модернизировать ее и в результате получила машину или серию машин, которые были значительно тяжелее машины LAV III и фактически слишком тяжелыми для переброски самолетом С-130 на тактически требуемые расстояния. Машины "Страйкер" представлялись конгрессу и в других местах как способные вести "боевые действия полного спектра", что, явно, было неправдой. Они не могли противостоять огню тяжелых пулеметов и были полностью уязвимы от реактивных гранат (РПГ), а масса их увеличенной бронезащиты отрицательно влияла на скорость, надежность и передвижение в условиях бездорожья. Основное семейство машин "Страйкер", которые были легкобронированными, должно было сопровождаться в бою мобильной бронированной пушечной системой. Хотя полностью испытанная и одобренная сухопутными войсками гусеничная бронированная пушка М8 уже существовала, сухопутные войска решили попытаться установить 105-мм пушку М68А1 на шасси машины "Страйкер", результаты были не особо хорошими. Стоимость 6 бригад может достичь 12-15 млрд. долларов. Стоимость предлагаемых 6 бригад "Страйкер", похоже, может достичь 12-15 млрд. долларов или более для силы, которая несет недостаточную ударную мощь для ведения боевых действий – это во время, когда мы находимся в состоянии войны. Эти 12 млрд. долларов включают 6 бригад стоимостью по 1,5 млрд. долларов и вспомогательное оборудование и 3 млрд. долларов на MILCON (военное строительство). Остальные 3 млрд. долларов связаны с повышением цен и непредвиденными расходами. Варианты машины "Страйкер" M1126 - Боевая машина пехоты (ICV) "Страйкер" M1127 - Разведывательная машина (RV) "Страйкер" M1131 – Машина огневой поддержки (FSV) "Страйкер" Однако машина IAV «Страйкер» и ее боевое применение заслуживает отдельного рассказа, который выходит за рамки данного материала. Источники: Руперт Пенгелли Piranha: mainstay of medium force mobility. Jane's International Defense Review, 2000, vol. 33, N0 4, р. 27-33 Christopher F Foss,
MOWAG Piranha III Gets Boost in Bofors Firepower. Jane's Defence Weekly, 3 June 1998, v. 29, No 22, p. 22 MOWAG PIRANHA III Armoured Wheeled Vehicles 6X6, 8X8, 10X10 Фото: Фото из официальных материалов фирмы MOWAG Neil Baumgardner, SOBR |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|