|
|||||||||
|
АТЕМАТИЧЕСКАЯ
МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ
ПОДВИЖНОСТИ МАШИН ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ
При разработке тактико-технических
требований, проектировании и планировании использования военных гусеничных и
колесных машин необходимо иметь
следующие прогнозируемые данные:
1)
возможность
реализации заданных технических характеристик конкретной машины при движении
ее в реальных условиях местности и окружающей среды заданного географического
района;
2)
характеристику
подвижности машин различных конструкций на определенной местности;
3)
влияние
отдельных конструктивных изменений на подвижность машин.
Для решения этой задачи в
На первом этапе разработки этой
программы было установлено, что для ответа на все вопросы, связанные с применением машин, необходима объективная
методика количественной оценки характеристик подвижности машины при ее
движении по заданной местности и в заданных условиях окружающей среды. Такая
методика может быть разработана с помощью математической модели системы машина—водитель—местность, причем эта
модель должна удовлетворять требованиям, выдвигаемым проектированием,
выбором и применением конкретной машины.
Несмотря
на то, что ряд частных задач, связанных с взаимодействием со слабыми
грунтами, препятствиями, водными преградами,
влиянием неровностей поверхности на систему машина—водитель, к
Разработка математических моделей проводилась
с использованием алгоритмов и техники динамического программирования, а также
приемов, которые дают возможность обеспечить комплексное моделирование и получить
расчет средней скорости любой требуемой колесной или гусеничной машины при
движении в любом географическом районе.
Первая такая программа
моделирования подвижности была разработана в
Подвижность машины в значительной
степени зависит от характера местности, по которой происходит движение. В
середине 60-х годов в качестве критерия подвижности единодушно была принята
скорость между двумя точками заданной местности, которая получила название
полезно-обеспеченной скорости. Эта скорость равна расстоянию между двумя
точками по прямой, деленному на полное время
движения от одной точки до другой, независимо от пройденного пути.
Полезно-обеспеченная скорость является обобщенным понятием,
характеризующим не только технические показатели
машины, но и местность и поставленную задачу. Например, если
поверхность по своему характеру однородна и включает в себя только совокупность преодолимых неровностей и складок
местности, то подвижность характеризуется максимальной скоростью машины по прямой, величина которой ограничена
только этими препятствиями. - В реальных условиях задача значительно
усложняется в силу неоднородности характера местности, и максимальная
скорость становится зависимой от
особенностей местности, расположения конечной точки и выбранного
пути.
В модели АМС-71 реальный район местности
разбивается на мозаику из отдельных участков, в пределах каждого из которых
поверхность считается достаточно однородной, что позволяет в качестве
показателя подвижности для такого участка использовать просто величину
максимальной скорости по прямой. При этом тот факт, что размеры участка могут
не позволить достичь прогнозируемого максимума скорости, во внимание не
принимается. После завершения расчетов по всему району составляется карта
(необязательно в картографической форме) максимальных скоростей, которые
может развить машина в каждой точке рассматриваемой местности.
Эта карта является основным
выходным документом модели, который 'в достаточно' общем виде характеризует
подвижность независимо от поставленной задачи и внешних влияний, исключая
сезонные, от которых зависят такие исходные количественные характеристики местности, как, например, прочность грунта.
Представление местности в мозаичной
форме имеет два практических преимущества:
1)
математическая
модель машины и модель местности дают
возможность исследовать относительно большие районы;
2)
модель
не рассматривает местность как континиум (непрерывная совокупность всех точек)
с соответствующими требованиями динамического моделирования и информации о
маршруте.
Выходные данные модели включают статистическое
представление результатов и математический метод отыскания в условиях
бездорожья маршрута между двумя выбранными
точками при движении с наибольшей скоростью.
Модель АМС-71 является комплексной
программой для ЭВМ, которая позволяет прогнозировать
для одиночной колесной или гусеничной машины скорость передвижения по
любой местности.
Основу модели составляют три
независимых вычислительных блока:
1.
Блок определения максимально возможной прямолинейной скорости одиночной машины
для участка местности.
2.
Блок
вычисления минимально ожидаемого времени, за которое одиночная машина способна или не способна преодолеть такие препятствия,
как река, ров или насыпь.
3.
Блок
вычисления максимально возможной скорости одиночной машины при движении по
однородному участку дороги или шоссе.
Все три блока
получают исходную, информацию из основной памяти модели, в которую заложены характеристики машины,
водителя и местности. Всего для описания
местности используется 39 показателей: 22 — характеризуют участок
местности; 11 - особенности рельефа (реки, рвы, дамбы и т. д.) и 6 — дороги.
Как указывалось выше, суть метода
заключается в сведении сложного в топографическом отношении района к
совокупности отдельных участков, каждый из которых в пределах своих границ
является однородным, т. е. включает в себя определенный набор препятствий.
Такой подход требует деления диапазона каждого отдельного показателя на
классифицирующие интервалы, в основу которых положена ответная реакция
машины, техника измерений и требования картографической разрешающей
способности.
Репроцессор данных местности
преобразует классифицирующие интервалы запаса информации в памяти
показателей местности в текущие значения
величин, поступающих на вход соответствующего блока и согласованных с
его входными характеристиками. Текущая величина каждого показателя является
средней в соответствующем
классифицирующем диапазоне. Репроцессор учитывает также и
сопутствующие факторы, которые могут влиять на выбор величин показателя, что
связано с сезоном, погодой, временем суток и т. д. В настоящее время эти
факторы учитываются лишь в общем виде (например, «влажно», «сухо») или исходя
из средних характеристик времени года, по которым из памяти выбираются соответствующие показатели прочности грунта.
Параметры машины заложены в памяти в виде основных геометрических, инерционных и
механических показателей. Технические характеристики машины используются,
во-первых, для решения частной задачи — расчета потребной мощности по
сцеплению и, во-вторых, при выполнении
основной программы прогнозирования подвижности по участкам и отрезкам
местности.
Водитель характеризуется
выносливостью по отношению к тряске и
вибрациям, восприятием и реакцией, т. е. учитывается влияние физических
данных водителя на работу машины.
Результат моделирования является
основой расчета средней скорости машины для совокупности участков
поверхности, охватывающих заданный географический район. Наиболее простым, наглядным и удобным видом оформления
результатов расчета является карта
подвижности (рис. 1), на которой
указываются скорости (включая
нулевые), которые может развить машина при
пересечении рассматриваемого района. Такая карта непосредственно
может использоваться, например, при моделировании боевых действий, анализе
эффективности и планировании операций. Однако с помощью карты нельзя в удобной
форме получить данные, например для выбора типа машины.
В настоящее время обработка
выходных данных производится в двух направлениях— выбор текущего маршрута и
статистический анализ подвижности.
Выбранный текущий маршрут
определяет путь машины при пересечении
района с максимально возможной
скоростью и величину этой скорости. Для определения маршрута карта
рассматриваемого района совмещается с прямоугольной
координатной сеткой (шаблоном), движение машины допускается только по
линиям этого шаблона. Комбинация линий, по которым машина преодолевает этот
район в кратчайшее время, определяется методом динамического программирования. Величина скорости количественно определяет степень проходимости.
Результатом статистического анализа
является кривая подвижности (рис. 2); эта кривая показывает зависимость
средней скорости машины от площади рассматриваемого района. Например, точка
А па кривой означает, что данная машина может двигаться со средней скоростью
Для иллюстрации основных факторов, ограничивающих передвижение, приведена гистограмма
(рис. 3).
Рис. 1. Карта подвижности для 2,5-т
грузового автомобиля при движении в условиях бездорожья по местности
площадью ~ 8 км2, район территории ФРГ (Цифры обозначают округленные значения
максимально развиваемой скорости. Заштрихованные участки непроходимы)
V, км/ч
Рис. 2. Кривая подвижности для
2,5-т грузового автомобиля при движении вне дорог по местности, представленной на рис. 1
Рис. 3. Гистограмма ограничений
подвижности основного танка при его движении по местности, представленной па
рис. 1: / — несущая способность грунта; 2 — влияние препятствий; 3 —
сопротивление движению (заштрихованная зона—движение невозможно); 4 —
неровности поверхности; 5 — обзорность; 6 — ограничение поворотливости; 7 —
удары о естественные препятствии.
За прошедшие два года модель АМС-71
использовалась с целью оценки
проходимости нескольких классов военных машин для условий трех основных географических зон: умеренного
климата, с районами пересеченной местности; жарких пустынных районов,
пересекаемых руслами высохших рек и субтропических районов с рисовыми
посевами. Оценка выполнялась для нового основного танка, всего, армейского парка колесных машин и направления
развития самоходных артиллерийских установок.
В настоящее время такая оценка
проводится для боевых разведывательных машин и нового автомобиля
тактического назначения, который должен заменить используемые в настоящее
время обычные грузовики.
Применение модели АМС-71 в 10—20
раз сокращает время решения задач по сравнению с использованием больших
вычислительных машин третьего поколения.
Несмотря на
то, что в некоторой части рассматриваемая модель несовершенна и недоработана, в частности,
отсутствует такой важный показатель как надежность, применение этого нового
метода уже сейчас позволяет оперативно
получать ответы на многие вопросы, выдвигаемые на всех стадиях
разработки и использования различных классов транспортных средств военного
назначения.
SAE Prepr.,
s. а.,
№ 740426, 24 pp
|
|
|||||||
|
|