|
||||||||||||
|
Основной танк М-84 Югославия
В
Лицензия на
производство танка Т-72 была и у Индии, но модернизированной этой стороной
танк "Аджия" не явился чем-то новым в мировом танкостроении, так
как по ряду показателей и характеристик уступал первоначальному варианту,
танку Т-72. Наш интерес к югославскому танку М-84 вызван не только тем, что
сейчас происходит в Югославии, а, прежде всего, теми техническими решениями
югославских специалистов, которые первыми начали некоторым образом
кардинально изменять внешний облик танка Т-72, за счет чего танк приобрел
новые технические очертания, значительно расширившие его тактико-технические
характеристики. Боевой вес танка М-84 на начало серийного производства
составлял 41 т, но в ходе дальнейших мероприятий модернизации по улучшению
защищенности и живучести он достиг 44 т.
Следует
заметить, что и мощность многотопливного V-образного двенадцатицилиндрового
двигателя В-46, на танке М-84 А, возросла с
Основным
отличием является абсолютно другой алгоритм работы наводчика танка М-84 в
сравнении с наводчиком танка Т-72. Это достигнуто повышением уровня
автоматизации подготовки прицельных исходных установок для стрельбы,
благодаря применению баллистического вычислителя с датчиком
топометеобаллистических параметров, что значительно упростило функции наводчика
при боевой работе. На танке установлена новая система управления огнем (СУО),
разработанная и изготовленная в Югославии и получившая название SUV М-84. Она
представляет собой современную и более развитую систему чем у танка Т-72. По
оценке наших специалистов идеология построения СУО танка М-84 приближается к
СУО современных отечественных танков Т-64 и Т-80. В СУО реализован ряд
оригинальных технических решений, как, например, безгироскопный прицел с
зеркалом, стабилизированный в двух плоскостях, применение тахометрической
системы стабилизации прицела и пушки, использования для питания системы
управления статического напряжения. Основными режимами работы СУО танка М-84
являются: подготовительный ("Электроника"), полуавтоматический и
стабилизации. Кроме указанных, в СУО реализуются режимы командирского
целеуказания и поворота башни механиком- водителем. В ее состав входят:
комбинированный дневной - ночной прицел - дальномер наводчика DNNS -2,
установленный вместо прицел-дальномера ТПД-1К и совмещающий функции дневного
и ночного, пассивного типа, прицелов с лазерным дальномером, значительно
меньший по внутренним габаритам, чем серийные дневной и ночной прицелы,
которые он заменяет; баллистический вычислитель, в запоминающее устройство
которого введены алгоритмы работы, обеспечивающие автоматическую выработку
углов прицеливания и упреждения, преобразование координат с учетом крена,
программы диагностики и самоконтроля; пульт управления вычислителем,
обеспечивающего выбор типа боеприпаса, ручной или автоматический ввод
дальности до цели, значений продольного и бокового ветра, температуру воздуха
и заряда, атмосферного давления и изменения начальной скорости снаряда.
На панели
пульта расположены два цифровых табло: на верхнем - указывается значение
введенной дальности, на нижнем - значение вводимого данного в зависимости от
положения переключателя ввода данных; метеорологический датчик, установленный
на передней части крыши башни по ее оси в металлической трубе, из которой с
помощью тросикового привода поднимается в "рабочее" положение сам
датчик, включающий в себя полупроводниковые устройства, измеряющие скорость
бокового и продольного ветра, температуру воздуха и атмосферное давление.
Дополнительно на танке М-84 югославские специалисты установили новую систему ядерной,
химической и биологической защиты DRHT, вместо отечественной ГО-27, и
радиостанцию собственной разработки RD-9, взамен Р-123. Перископический
прицел-дальномер наводчика DNNS-2 содержит три канала, размещенные в едином
корпусе: оптический (дневной) прицельный канал с двумя фиксированными
кратностями увеличения Зх и 7х при углах поля зрения 20 и 9 град.
соответственно; электронно-оптический, пассивный, прицельный канал ночного
видения, созданного на основе трехкамерного электронно-оптического преобразователя
второго поколения и имеющего при увеличении изображения 8, 5 крат. угол поля
зрения 5, 5 град.; канал лазерного дальномера с диапазоном измерения
дальности от 200 до
На месте
ночного прицела наводчика ТПН-3, танка Т-72, установлен дополнительный
однократный смотровой прибор. Оригинальным прибором СУО М-84 является
гироблок, размещенный на люльке пушки снизу. Он содержит три гиротахометра,
два из которых измеряют угловые скорости погрешности стабилизации орудия в
плоскостях вертикального и горизонтального наведения, а третий - угловую
скорость крена и два акселерометра, измеряющих углы возвышения пушки и крена
оси цапф. Гироблок разработан югославскими инженерами и там же изготовлен.
Комплекс приборов наблюдения танка М-84 включает: комбинированный (дневного и
ночного видения) электронно-оптический прибор наблюдения DNKS-2 командира
танка (вместо ТКН-3); электронно-оптический прибор ночного видения PPV - 2
механика-водителя (вместо ТВНЕ-4 ПА); призменные приборы наблюдения командира
танка, наводчика и механика - водителя TNP-65/160/165/168. Номенклатура
призменных приборов танка М-84 и их установка (места расположения, шахты,
детали крепления) аналогичны танку Т-72. Комбинированный прибор DNKS-2
предназначен для решения задач поиска, обнаружения и опознавания целей
командиром танка в дневных и ночных условиях, выдачи целеуказания наводчику,
корректировки результатов стрельбы и измерения углов на местности. Прибор
включает в себя: бинокулярный оптический канал дневного видения в составе
двух идентичных симметрично расположенных оптических ветвей с увеличением 4,
9 крат и углом поля зрения 10 град. каждая; электронно-оптический псевдобинокулярный
пассивный канал ночного видения, созданный на основе ЭОП с микроканальной
пластиной и с углом поля зрения 10 град.
Конструкция и
электронно-оптическая схема прибора DNKS-2 по сравнению со штатным советским
прибором ТКН-
В лобовой
проекции корпуса и башни применено многослойное бронирование. Проведенные в
Советском Союзе испытания 105-мм американской пушки М68, установленной на
танках М48А5, М60, М1, немецкого танка "Леопард 1", показали, что
английский БПК L-28A1 пробивает
Угол возвышения
(45 град.), габариты и масса ПУ такие же, как и у системы 902А. В то же время
система имеет ряд отличий: так в ней используются дымовые гранаты
югославского производства, сходные по конструктивным данным с гранатами НАТО.
Пусковая установка имеет иное конструктивное исполнение электроконтактного
устройства, узла фиксации гранаты в стволе. Положительным решением является
применение герметизирующей крышки ствола ПУ с цепочкой, обеспечивающей ее
многоразовое использование. В отечественной системе к каждой гранате
прилагается крышка, сбрасываемая при выстреле. Основные узлы шасси, агрегаты
системы охлаждения и смазки двигателя, трансмиссия, привода управления,
ходовая часть, а также вооружение, механизм заряжания, электрооборудование
внешних отличий от отечественного танка Т-72 не имеют. У нас в стране с
сентября
У танка М-84
было выявлено преимущество в следующем: значения начального смещения
стабилизированной пушки, статическая и скоростная погрешность приводов ВН и
ГН, зона чувствительности приводов равны нулю; отсутствует невозвратный люфт
прицела по ГН вследствие его жесткой установки; выверка прицела с пушкой,
погрешности передачи углов от пушки к прицелу, выработка углов прицеливания и
поправок к ним для дневного и ночного прицелов, имеющих единое зеркало,
одинаково; продолжительность подготовки СУО к работе после включения
составляет 40 с (на танке Т-72 2 мин 10 с) за счет ускоренного разгона
гироскопов и их автоматического разарретирования и возможности совмещения
некоторых операций; продолжительность перевода комплекса танкового вооружения
из боевого положения в походное и обратно вследствие более удобного
расположения органов управления на танке М-84 составило 3 мин 10 с, в то
время как на танке Т-72, 4 мин 30 с; погрешность выработки поправок на
угловую скорость цели для всех баллистик не превышает 1 угл. мин. (на танке
Т-72 не превышает 1,8 угл. мин). При проведении стационарных испытаний
выявился ряд особенностей работы СУО танка М-84: во всех режимах работы СУО
увод стабилизированной пушки может быть сведен к нулю с помощью специальных
регулировочных потенциометров; в режиме "электроника"
обеспечивается автономно управление линией визирования в пределах ±95 мрад,
по ВН и ±60 мрад. по ГН; при отпускании ладонных выключателей на пульте
управления наводчика пушка и башня автоматически гидростопорятся.
Вследствие
этого, сползание и самоход башни на крене 15 град. отсутствует. при
проведении сравнительных полевых испытаний у танка М-84 выявлены преимущества
по следующим параметрам: при измерении дальности лазерным дальномером по заэкранированной
цели на танке М-84 имеется возможность получения правильного результата путем
выбора наводчиком одного из двух высвечиваемых на табло значений. На танке
Т-72 в этом случае все измерения будут ложными, т. е. до экрана; у танка М-84
дальномерной частью прицела принимаются и обрабатываются отраженные световые
импульсы от одной или двух целей; ночные каналы приборов танка М-84 оказались
более устойчивыми к действию световых помех (засветы). В условиях испытаний
время потери видимости после окончания действия помех на М-84 не превышало 4
с, в то время как на танке Т-72 доходило до 10 с; на танке М-84 обеспечена
возможность измерения дальности до цели, как в дневных, так и в ночных
условиях.
На танке Т-72
возможность пользования лазерным дальномером при прицеливании через ночной
прицел практически отсутствует; дальность опознавания объектов через ночной
прибор механика-водителя танка М-84 превышает дальность опознавания через
аналогичный прибор танка Т-72 в среднем в 2,5 раза, что позволило увеличить
средние скорости движения в ночных условиях; в прицеле наводчика DNNS-2
дневной, ночной и дальномерный каналы съюстированы на заводе, поэтому
измерение дальности до цели, как в дневных условиях, так и ночных не
превышает по времени 1 с; при проведении стрельб на эффективность в дневных с
места и сходу из обоих танков получены равноценные результаты. Следует
отметить, что дальность действительной стрельбы (55% попаданий) при стрельбе
с ходу из танка М-84: для БПК-
Заметим
также, что со времени проведения испытаний прошло более 10 лет, за которые
танк М-84 неоднократно подвергался доработкам и модернизациям. Помимо
увеличения мощности двигателя до
В заключение
хотелось написать, что как бы не развивались в дальнейшем события на Балканах
и в случае сухопутной агрессии против Югославии, вооруженным силам стран
НАТО, их бронетанковым соединениям, придется ой как не сладко. Ведь в основе
бронетанковых частей югославской армии находится улучшенная и обновленная версия
лучшего танка 80-х, танка Т-72. В условиях резкопересеченной местности
Югославии, где значительно меньшее количество танкодоступных направлений,
чем, скажем, в пустынях Кувейта, американские танки "Абрамс", вес
которых достиг 60 т, будут отличной мишенью для югославских танкистов. Ну а
миф, раздутый всему миру, о том, что "Абрамсы" практически
неуязвимы, будет развеян точно так же, как "легенда" о не сбиваемом
и невидимом самолете F-117. В самом деле, из мирового танкостроения известно,
что на бронирование танков уходит около 50% их общей массы. Тогда получается,
что у танка М1 около 30 т уходит на защиту 21 кубического метра
забронированного объема, а у М-84, 20 т на
Усовершенствованный танк М-84АБ1,
на танке установлена система оптикоэлектронного подавления «Штора» , ВДЗ
«Контакт-5» Российского производства и ТВП 2-го поколения производства
«Талес»
Прототип усовершенствованного
танка М-90 «Вихор», производство которого не было налажено в результате
гражданской войны в Югославии.
Хорватский танк "Дегман"
по сути, представляет собой модификацию "М-84", с
использованием новых компонентов СУО и ДЗ Израильского производства.
Фото ©
Specijalna vozila d.d.
|
|
||||||||||
|
|