|
|||||||||
|
Газотурбинный
двигатель LV 100
Philip W.
Lett
Автор
является разработчиком и бывшим руководителем промышленной
программы
по танку М-1 от концепции до производства.
Источник Jane’s
International Defense Review
Газотурбинный двигатель LV 100, последующая модель
газотурбинного двигателя AGT 1500, используемого в танке “Абрамс” М-1,
разрабатывался объединенным управлением разработки по программе центра TARDEC
по перспективной объединенной системе силовой установки (AIPS). Газотурбинный
двигатель LV 100 (AIPS-Т) и конкурирующий дизельный двигатель (AIPS-D)
разрабатывались для основного боевого танка будущего. Работа над дизельным
двигателем закончена, а разработка газотурбинного двигателя продолжается.
Первоочередной задачей в разработке двигателя LV 100 была
компактность. Особое внимание уделялось также характеристикам расхода топлива, особенно на холостом ходу.
Расход
топлива на холостом ходу составляет половину расхода
топлива его предшественника - двигателя AGT 1500. Планируется, что будет
достигнута цель по лучшему удельному расходу топлива (BSFC) 210 г/кВт ч.
Кроме теплообменника, который использует отработавший газ для подогрева
воздуха, эффективность двигателя зависит от переменных ступеней, используемых
в осевом компрессоре, и обеих ступеней силовой турбины. Компрессор имеет
четыре осевые ступени и одну центробежную ступень, все они приводятся в
движение одноступенчатой турбиной газогенератора.
Двигатель LV 100 собирается из четырех основных модулей,
что упрощает ремонт и обслуживание. Прогнозируется, что ему потребуется 0,12
часа на обслуживание, исходя из времени работы в часах. Доступ к силовым
установкам более затруднен в бронированных машинах, чем в небронированных;
следовательно, сведение до минимума обслуживания и ремонта является особенно
важным. Продемонстрировано также, что газотурбинный двигатель является
многотопливным: без изменения компоновки он может использовать топлива DF-1,
DF-2, JP-8 и бензин.
Разработанный на базе двигателя
AGT 1500 газотурбинный
двигатель LV 100 является
компактным и требует техничес-
кого обслуживания и ремонта
небольшого объема. Он может
использоваться в качестве силовой
установки для будущего
основного боевого танка или для модернизации
танка М-1 “Абрамс”
Двигатель LV 100 имеет встроенную двухступенчатую
самоочищающуюся систему фильтрации поступающего воздуха. Эта система работает
с высокой эффективностью. Она успешно прошла 200 - часовые испытания, работая
при нулевой видимости без ухудшения характеристик. Выходная мощность
газотурбинного двигателя составляет
Схематичное изображение газотурбинного двигателя LV 100:
1 - топливо; 2 - выхлоп; 3 -
износоустойчивая компактная установка восстановления энергии трубчатого
профиля (теплообменник); 4 - одноступенчатая силовая турбина с переменной
площадью; 5 - одноступенчатая турбина высокого давления с регулированием
количества подводимого воздуха;
6 - многотопливная
высокотемпературная камера сгорания; 7 - цифровой электронный регулятор; 8 -
вспомагательная коробка передач; 9- чистый воздух из SCAF (самооочищающегося
воздушного фильтра); 10 - осевой - центробежный компрессор широкого диапазона
Явным преимуществом является малая масса газотурбинного
двигателя. Объединенное управление разработки отмечает, что двигатель LV 100
на 909-
Расчетная надежность двигателя LV 100
составляет
Сравнение
удельного расхода топлива (диапазон мощности 1100 кВт):
I - удельный расход (г/кВтч); 2 -
нагрузка двигателя; 3 - танковый газотурбинный двигатель с теплообменником
(1970-е годы); 4 - современный вертолетный газотурбинный двигатель без
теплообменника; 5 - будущий танковый газотурбинный двигатель с теплообменником;
6 - современный дизельный двигатель
LV-100
имеет регулируемый направляющий аппарат в компрессоре и рабочие лопатки
турбины, а также цифровой электронный регулятор режимов работы и
высокоэффективный профильный теплообменник. Значения расхода топлива,
представленные на рис., показывают современное состояние разработки, они
также показывают возможности истолкования таких кривых расхода: для
эксплуатации в значительной степени в ненапряженном режиме (эксплуатации в
мирное время) поршневой двигатель останется в будущем несравненным; при росте
требований по мощности газотурбинный двигатель имеет преимущество по расходу
топлива.
Высокая удельная мощность,
относительная нечувствительность к топливу и низкий уровень шума являются
преимуществами, присущими газотурбинному двигателю. Кроме того, частота
вращения его механизма отбора мощности благоприятствует работе генератора для
электрической пушки или электрической трансмиссии. Но противовесом таким
большим преимуществам являются столь же важные недостатки, такие как высокие
стоимости разработки и закупки и ограниченные возможности эволюционного
развития.
|
|
|||||||
|
|