|
|||||||||
|
Развитие немецкого
танкостроения в послевоенный период (1958-1998)
Оснащение танковых войск в прошлом
После ликвидации Европейского оборонительного сообщества и
вступления ФРГ в НАТО 9 мая 1955 года планирование оснащения танковых войск
ориентировалось на военную доктрину и организацию американской армии. И
поэтому при оснащении войск было необходимо опираться на американскую
технологию. танк М-47; с января 1956 года было приобретено 1100 машин этого
типа. Танк М-47 представлял собой воплощение технологий уровня 1950 года в
части его башни и уровня 1945 года в области ходовой части, поэтому при
использовании ходовой части башне причинялись небольшие неудобства.
По сравнению с боевым танком второй мировой войны танк
М-47 имел очень прогрессивную ходовую часть: подвеску индивидуальную
торсионную и гусеничную ленту с резино-металлическим шарниром (РМШ). Удельная
мощность (483 кВт при 44,2 т) соответствовала 11 кВт/т, как у тяжелого танка
"Пантера", и считалась удовлетворительной. По современным меркам
удовлетворение от езды должно было омрачаться огромным расходом топлива –
минимум
Но это еще не все – большинство машин не прошли бы
подобные участки пути без потерь, так как бортовая электрическая сеть,
система зажигания, карбюратор и масляный радиатор зачастую были
предрасположены к поломке.
Башня была очень тесной вследствие узкого фронтального силуэта. Процент попаданий из танка
М-47 был удовлетворительным (до дальности
Так как М-47, несмотря на важнейшие показатели
эффективности, не достиг необходимых в то время улучшений, то первое время на
этой машине можно было получать хорошее инженерно-танковое образование. М-47
оставался на вооружении в войсках до 1967 года.
В 1956 году общая потребность танковых войск в боевых
машинах составляла примерно 3000 единиц. При этом оставался открытым вопрос, какой тип боевого танка должен быть
еще приобретен наряду с М-47. После
сравнительного испытания танка "Центурион" и
М-48 23 марта 1957 года было принято решение в пользу М-48. В целом с 1957 по
1963 годы было приобретено примерно 1460 единиц танка М-48 в версиях М-48А1 и
М-48А2.
Танк М-48 был лучше и надежнее сконструирован, чем М-47;
ожидаемые затраты на его обслуживание были очень высоки, но на практике они
составили намного меньше. В противоположность танку М-47 он продемонстрировал
повышение эффективности по всем трем показателям системы: огневой мощи,
подвижности и защите. Экипажем М-48 был одобрен высокий процент попадания 90-мм
танковой пушки примерно до дальности
М-48 38-ой бронетанковой бригады
бундесвера на маневрах НАТО в 1970 году.
Благодаря сокращению экипажа до четырех человек в М-48
было предоставлено больше места для экипажа и компонентов боевого комплекса,
что послужило также основой потенциала дальнейшего развития этой машины. С
другой стороны, неудачным оказался ее большой силуэт. В особенности, ее
ширина (
Начало разработки немецких танков
Американский боевой танк во многих отношениях не
соответствовал немецким представлениям и требованиям. Таким образом, уже в
1956 году Штабом управления сухопутных войск в Федеральном министерстве
обороны были разработаны конкретные требования для будущего боевого танка.
Американский танк был слишком тяжелым, широким и высоким. Немецкой
промышленности должна была быть дана возможность самостоятельно осуществить
разработку и производство боевого танка. Были выработаны требования военных к 30-ти тонному танку, который
должен был быть разработан совместно с Францией. Позднее к данной разработке
также присоединилась Италия, и оптимисты заговорили о европейском стандартном танке.
Разумеется, во Франции и Германии были созданы собственные прототипы, причем было упущено
создание важнейших общих соглашений; также не удалось объединение совместных методов апробирования и оценки. В
этом отношении испытание осенью 1963 года прототипов
"Леопард-1"/АМХ 30 было только формальным актом, без последствий
для уже неудавшейся совместной разработки единого танка.
С технической точки зрения разработка и испытание боевого
танка "Леопард-1" в Германии являлись удачным проектом; так как в
60-е годы для этого имелись достаточные ассигнования из бюджета. Высокая
надежность танка "Леопард-1" и относительно низкие расходы на его
обслуживание базировались в основном на систематическом совершенствовании
машины (например, в части подбора компонентов) и большом объеме разнообразных
испытаний всей системы и ее компонентов.
В противоположность американскому танку
"Леопард-1" показал следующие отличительные черты:
Боевой танк "Леопард-1" по сравнению с
введенными в строй в 60-е годы боевыми танками хорошо зарекомендовал себя за
пределами Германии: в огневой мощи он был равноценен; подвижность явно
превосходила (вследствие этого, танк "Леопард-1" по дороге и
бездорожью двигался ровнее других боевых танков); защита была ниже среднего
уровня. По меркам того времени машина была хорошо управляемой и с точки
зрения экономики и расходов на материально-техническое обеспечение превзошла
другие типы машин. В 70-е годы на базе танка "Леопард-1" были
разработаны очень эффективные и функциональные основные танки и другие
машины. Возможность использования широкой системной периферии (обучающие
средства, тренажеры и т.д.), а также эффективной системы материально-технического
обеспечения также способствовала международному успеху этой машины.
"Леопард-1" косвенно стал еще и европейским стандартным танком.
В период с 1965 по 1976 годы Бундесвер приобрел 2437 машин
в различных версиях. В таком положении Германия не должна останавливаться
только на обширной программе повышения их боевой эффективности. В настоящее
время в распоряжении танковых войск имеется еще 730 машин в версии
"Леопард-1А5", остальные были проданы, часть из имеющихся в
последующие годы переоборудуется в артиллерийский подвижной наблюдательный
пункт. Используемый сверх 30-ти лет и уже не современный уровень бронирования
указывает на перспективу скорого снятия с вооружения войск данного боевого
танка.
МВТ 70/KPz 70
Так как к началу 70-х годов в американской армии должен
был быть заменен танк М-60, а в Бундесвере – М-48, в августе 1963 года между
правительствами был заключен двухсторонний договор о совместной разработке
нового боевого танка для вооруженных сил США и Германии. Проект получил
название МВТ 70/KPz 70. При этом правительства договорились о совместных
военных требованиях к новой машине, а позднее – об общем проекте машины.
Важнейшими отличительными чертами проекта боевого танка KPz 70 и его систем
функционирования были:
комбинированная система вооружения калибра
В 1967 году начались испытания новой машины. При этом были
получены результаты оценки выполнения требований высокого уровня,
предъявленных танку, и показан риск совместных разработок. Почти все элементы
имели серьезные недостатки в части надежности и стабильности работы, частично
проявились явные проблемы в области эффективности. До середины 1969 года на
разработку нового танка было выделено примерно 830 млн. марок, но принятие
машины на вооружение не предвиделось. Сложность боевого танка KPz 70 привела
бы к большим расходам, и общая система не была бы пригодна для вооруженных
сил. Технически между обеими странами нарастала конкуренция при разработке
отдельных элементов конструкции, поэтому в конце 1969 года их совместная
работа по созданию единого танка была прекращена. В заключение должно быть
отмечено, что программа МВТ-70/KPz 70 была двухсторонней и передовой по замыслу. Несмотря на то, что оба
партнера создавали и испытывали общие прототипы, программа все же была прекращена.
Когда-нибудь Германия снова достигнет этой стадии разработки образцов такого
уровня без участия партнеров.
МВТ-70/KPz 70
Эра боевого танка "Леопард-2"
После прекращения программы по созданию боевого танка KPz
70 государственные усилия дали возможность осуществить основной проект по
созданию танка с экипажем из четырех человек (водитель в корпусе) и уменьшить
риск для жизни экипажа (исследование "Eber"). Наконец, в 1971 году
добились признания сторонники проекта танка, начатого в 1968 году как
исследование "Keiler" и уже реализованного в виде двух опытных
образцов шасси ("Экспериментальная разработка").
Для продолжения государственной программы по созданию
нового танка был заимствован ряд компонентов танка KPz 70 (например,
полностью двигатель; часть ходовой части). В 1972 году был готов первый
прототип боевого танка "Леопард-2", оснащенный 105-мм
гладкоствольной пушкой.
В рамках разработки танка "Леопард-2" с 1972 по
1975 годы были изготовлены и испытаны 17 прототипов с различным оснащением
(120-мм гладкоствольной пушкой, гидропневматической подвеской). Благодаря
анализу результатов 4-ой арабо-израильской войны (июль 1973 года) были слегка
расширены границы боевой массы от 47,5 т по военной классификации
грузоподъемности MLC 50 до 55,2 т (MLC 60). На основании этого в 1975 году корпус и башня были еще раз полностью
переделаны, в передней и в боковых частях танка было увеличено бронирование.
Отсюда возник танк "Леопард-2AV". После семилетней разработки и
расходов на нее (примерно 645 млн. марок) в конце 1979 года был готов к вводу
в строй боевой танк "Леопард-2". В период с 1979 по 1992 годы
Бундесвер приобрел в целом 2225 таких машин.
В настоящее время можно сказать, что (аналогично танку
"Леопард-1") систематическое усовершенствование и интенсивные
испытания в войсках привели к созданию танка с высокой степенью технической
готовности. Тем временем, новейшие технологии немецкого танкостроения способствовали тому, что танк "Леопард-2"
представлял собой оптимальную в целом
систему, в особенности в части мощности, выполняемых функций, размеров и
массы конструкции. Боевой танк "Леопард-2" завоевал уважение во
многих странах, так как смог одержать победу над другими конкурентами
(например: Швейцария и Швеция). Для Швеции и Испании через 20 лет после
начала поставки первой серийной машины вновь начато производство
модернизированной версии. Предположительно эта машина будет использоваться
Бундесвером до 2015 года; поэтому в
дальнейшем предвидится создание программы по повышению боевой эффективности
танка "Леопард-2А5" до танка "Леопард-2А6".
Работы по разработке преемника танка "Леопард-1"
Штаб управления сухопутных войск уже в 1969 году (через
четыре года после начала серийного производства танка "Леопард-1")
задумался о его преемнике. В рамках смены поколений боевых танков примерно с
середины 80-х годов половина танков "Леопард-1" должна была быть
заменена новым танком. Подобные мысли имелись и в Великобритании относительно
танка "Чифтен". Поэтому в начале 70-х годов последовали переговоры
с английской стороной по поводу общих тактических требований к будущей машине МВТ 80/KPz 3. Тактические
требования для преемника танка "Леопард-1" были сформулированы на
государственном уровне в апреле 1972 года. С 1985 года было предусмотрено
приобретение 2180 танков.добно немецко-французской программе по созданию стандартного танка, каждая
сторона в первую очередь разрабатывала самостоятельный проект, который должен
был удовлетворять общие тактические требования. Для этого в 1973 году немецкой стороной
были предложены технически экстраординарные проекты (башенный танк, танк
казематного типа, зенитная установка на шасси танка). С целью лучшей оценки
риска при разработке новой машины с 1973 года были также осуществлены
сопутствующие программы по созданию экспериментального шасси, которые
охватывали тщательные испытания двух
танков с двухпушечными башнями казематного типа (VT1-1 и VT1-2). Оценка
представленного проекта в 1974 году показала, что он не полностью выполнял
предъявленные к нему требования. В особенности не были достигнуты желаемые
результаты в части защиты, массы, а также в области материально-технического обеспечения и расходов на
производство новой машины. Эти нерешенные проблемы привели к созданию в 1977
году немецко-британской танковой программы. Великобритания и впредь видела в
проекте новой башни будущее решение проблемы, в то время как Германия не
замечала в нем характерных улучшений
по сравнению с танком "Леопард-2" (здесь РТ 19/20).
В период с 1976 по 1978 годы в Германии был проведен ряд
интенсивных исследований танков с главным орудием на качающемся в
вертикальной плоскости лафете. С технической точки зрения, здесь было мало
надежды реализовать необходимую защиту внутри границ массы по военной
классификации грузоподъемности (MLC 60). В этом случае проекты сопровождались
программой по созданию опытного шасси,
в рамках которой осуществлялось создание машин VTS-1 и VTF.
Проект создания боевого танка со
120-мм танковой пушкой на качающемся в вертикальной плоскости лафете (1973
год)
Проект создания боевого танка с
главным орудием на качающемся в вертикальной плоскости лафете (1978 год)
Имелись серьезные опасения относительно предложенного
проекта главного орудия на качающемся в вертикальной плоскости лафете.
Были найдены следующие недостатки:
В конце 1977 года все технические мысли сконцентрировались
на представленном фирмой "Вегманн" проекте плоской башни, в котором благодаря
использованию приоткрывающегося люка для казенника пушки в крыше башни, башня
становится ровнее примерно на 30 %. Вместе с этим должна быть достигнута
необходимая экономия массы машины. В конце 1978 года Главному управлению
поставок вооружения (BWB) было получено задание исследовать различные
варианты плоской башни с передне- и заднеприводной ходовой частью (плоская
башня FT мод. 1-4).
Проект танка с плоской башней и
задним приводом
1 – Проект танка с плоской башней
и задним приводом
2 - VT1-2.
Разработка данного проекта плоской башни прекратила свое
существование с началом немецко-французской танковой программы (KPz 90),
которая предусматривала ввод в строй нового основного танка к началу 90-х
годов для смены танка
"Леопард-1" или АМХ-30. Оба государства были готовы учиться на
ошибках и проблемах прошлых совместных работ. Двухсторонний договор был очень
тщательно разработан и имел цель в первую очередь объединить важнейшие
условия выполнения работы, до того как возникнут серьезные технические
проблемы.
На первом этапе должны были быть достигнуты совместные
решения:
В течение совместной деятельности изучался ряд проблем,
решение которых было чрезвычайно затруднительно. Так, Франция настаивала на
соблюдении требований военной классификации грузоподъемности MLC 50 (примерно
48 т) для ограничения максимальной массы образца. Франция дату ввода в строй нового танка наметила на 1991 год,
в то время как Германия на основании программы KW-90 могла запланировать
поставку комплектующих для нового боевого танка не ранее 1996 года. С точки
зрения Германии, в технологии ходовой части 90-х годов не был заметен
существенный прогресс по сравнению с боевым танком "Леопард-2",
поэтому немецкой стороной было принято решение поставить новую плоскую башню
на ходовую часть танка "Леопард-2". Эта идея не понравилась
французским партнерам. Переговоры о распределении обязанностей при
запланированном совместном производстве важнейших элементов конструкции новой
машины и владение правом пользования экспортными заказами не привели ни к
какому соглашению, так что вторая
попытка немецко-французского сотрудничества в создании единого боевого танка
также потерпела неудачу, о чем не могли больше умалчивать после 1982 года.
Предложенный проект для боевого
танка KPz 90 с плоской башней на ходовой части танка "Леопард-2"
При этом должно быть замечено, что
к 1982 году в Германии была выполнена десятилетняя фаза разработки концепции
преемника танка "Леопард-1". Было накоплено большое количество
новых знаний и результатов исследований, однако достойный преемник танка
"Леопард-1" еще долго не был получен.
Государственные работы по разработке нового боевого танка
В 1983 году Германия пришла к выводу, что к
предусмотренному сроку ввода в строй нового танка (1996 год) не может быть
создана новая технология серийного производства танков, которая также может
быть использована и для модернизации танка "Леопард-2". В середине
80-х годов немецкой промышленности был предоставлен новый заказ,
ориентированный на повышение боевой эффективности танка
"Леопард-2". "Леопард-2А5", а также его шведская версия
Strv 122 являются результатами реализации этого проекта, подготовленного в
1986 году. С экономической точки зрения, время ввода в строй нового танка
должно было быть перенесено с 1984 на 1999 год. Следствием этого явилось то,
что Федеральное министерство обороны повело полностью новую линию в программе
по созданию современного боевого танка и потребовало разработки для него
новых тактических требований. Разработка новых тактических требований для
бронированной боевой машины 2000 года длилась до конца 1988 года. В
противоположность более ранним представлениям в настоящее время уже была
готова обновленная и уточненная концепция бронированной боевой машины 2000
года. Постоянно возрастающие требования защиты могут быть реализованы в
пределах ограниченной массы (по военной классификации грузоподъемности MLC
60) только благодаря пространственно-оптимизированной концепции
танка (например, включающей качающийся в вертикальной плоскости лафет).
Достойно внимания, что шасси также должно было вместить экипаж из двух
человек. Следующими важнейшими признаками бронированной боевой машины 2000 года были определены:
В противоположность танку "Леопард-2" в
бронированной боевой машине 2000 года должна быть существенно повышена боевая
мощь, а также живучесть. Проект создания бронированной боевой машины 2000
года мог быть внесен в план Бундесвера еще в 1989 году, но прекратил свое
существование, как и другие многочисленные программы по созданию боевых машин
90-х годов, на основании видимых политических перемен в Европе и
воссоединения Германии.
Заключение
Изменившаяся политическая ситуация в начале 90-х годов
привела к сокращению немецких танковых войск примерно на 50 %. Вместе с этим
оказалась несостоятельной ранее общепринятая пятидесяти процентная норма для
замены устаревшего поколения боевой техники, и в будущем на вооружении в
танковых войсках будет оставлен только наиболее современный основной боевой
комплекс. С учетом сложности нового боевого танка и роста затрат на его
разработку следует учитывать длительность цикла его разработки (от 10 до 15
лет). Предусмотренная смена танка "Леопард-2" в течение 2015 года
потребует в последующие годы активизации разработки его преемника.
В 1996/97 годах были разработаны требования к
перспективным боевым машинам, которые были включены в план вооружения
танковых войск под названием "Новые бронированные платформы" (NGP).
При этом предусматривалась разработка следующих бронированных машин:
платформа для поражения тяжелых наземных целей (боевой
танк),
платформа для поражения прочего спектра целей со
способностью прикрытия пехоты (БМП),
платформа боевой поддержки.
На основании предусмотренного срока ввода в строй
"Новых бронированных платформ" (2008-2025 годы) требуются
обновленные технологии по созданию их отдельных компонентов. Были начаты
соответствующие предварительные исследования для оценки возможности их
реализации. К ним относится производство опытного шасси EGS (экспериментального
бронированного корпуса). Открытым остался вопрос, должны ли быть осуществлены
собственные или совместные работы по разработке новых танков (принимая во
внимание прежний опыт собственных государственных программ и взаимодействия с
зарубежными партнерами). При этом принимается во внимание, что отмечено
определенное сходство по срокам планов перевооружения танковых войск
Бундесвера и армии США.
Описанные в настоящей статье в сжатой форме этапы
переоснащения танковых войск Бундесвера боевыми танками в период с 1958 по
1998 годы позволяют признать, что танки "Леопард-1" и
"Леопард-2" являются очень эффективными и удачными боевыми
комплексами, одержавшими победу в международном соревновании. В
противоположность этому создание проекта преемника танка "Леопард-1"
и его разработка спустя 20 лет не привели к желаемой цели. В начале причиной такого результата были проблемы
согласования тактических требований, путей их выполнения в конструкции
образца, а позднее, вследствие изменившихся
условий политической безопасности и недостаточного
финансирования замена уже имеющейся бронетанковой техники не была
осуществлена.
Опытное шасси EGS
(экспериментальный бронированный корпус) для испытания новых компонентов:
ходовой части, бронирования и привода
Новый танк должен
отличаться от танка "Леопард-2" по главным параметрам боевой
эффективности. В области вооружения, подвижности, защиты, живучести и средств
управления это требует применения новейших технологий. Естественно, что эти
преимущества оказывают весомое воздействие на объем требуемых средств для
разработки новой машины. Остается ждать, смогут ли быть найдены в дальнейшем
разумные решения этих тяжелых проблем. Вместе с этим немецкие танковые войска
на протяжении многих лет имеют на вооружении эффективный основной боевой
комплекс, соответствующий международному стандарту, и способный
использоваться в будущем при возможной угрозе.
|
|
|||||||
|
|