|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
К началу 60-х годов в Федеральном министерстве
обороны была выдвинута идея создания колесной машины следующего поколения.
При этом было подчеркнуто, что должна быть предоставлена возможность
противодействия атомному, биологическому и химическому оружию. Кроме того, особое значение должен
был приобрести аспект высокой подвижности, а также материального обеспечения
и поддержки действующих войск.
Боевые колесные машины, согласно
стандарту НАТО, были разделены по массе на следующие группы: 0,5 т, 2 т, 4 т,
7 т и 10 т, причем были включены также 4-х тонные бронированные/плавающие
грузовые машины повышенной проходимости и 10-ти тонные
бронированные/плавающие грузовые машины повышенной проходимости с двумя или
шестью тоннами полезной нагрузки, десятью и двадцатью членами экипажа.
Параллельно к начавшейся в 1961 году разработке
колесных боевых машин следующего поколения с повышенной проходимостью были
представлены исследования по поводу принятия на вооружение бронированных
колесных машин.
В 1962 году фирма "Даймлер Бенц" получила заказ от Федерального
управления поставок вооружения, на базе которого в 50-е годы создавалась
бронированная боевая машина (шведский бронетранспортер Unimog S), чтобы в дальнейшем иметь возможность осуществить апробирование проекта.
Прежде всего, должно было быть изучено устройство двигателя, кабины водителя,
транспортного отделения для перевозки экипажа, а также распределение веса в
боевой машине, давление на грунт и ее плавучесть. До 1964 года с помощью БТР Unimog SH и T, а также бронированной колесной боевой
машины фирмы "Моваг" были разработаны
требования для бронированной плавающей грузовой машины.
По окончании проверки проекта
объединенный отдел фирм "Рейнсталь-Хеншел",
"Бюссинг", KHD, "Крупп",
MAN получил заказы на производство прототипов 4-х тонной бронированной/плавающей
грузовой машины с колесной формулой 4х4 с полезной нагрузкой 2 тонны, 10-ти
тонной бронированной/плавающей грузовой машины с колесной формулой 6х6 и с
полезной нагрузкой 6 тонн, а также БРДМ с колесной формулой 8х8.
В 1968 году были представлены БТР с колесной
формулой 4х4, разработанный фирмой "Бюссинг",
и БТР-1 с колесной формулой 6х6, а также БРДМ-2 с колесной формулой 8х8. Основными
отличительными чертами конструкции были: несущий корпус, независимая подвеска
колес с размером шин 16R20 и установка двух задних винтов для движения в воде.
Бронетранспортеры были оснащены многотопливными двигателями фирмы KНD конструктивного ряда 413, БРДМ – 8 цилиндровым
дизельным двигателем фирмы KНD с водяным охлаждением, ведущим жестким мостом
с планетарными колесными передачами (размер шин 14.00 – 20) и двумя винтами в
качестве водоходного движителя. На них установлено рулевое управление со
всеми управляемыми колесами.
В 1968 году фирмой "Даймлер Бенц" были представлены два параллельно
разработанных прототипа. Боевые машины также имели несущий корпус из броневой
стали, двигатели с водяным охлаждением, ведущие жесткие мосты с планетарными
колесными передачами (размер шин 14.00 – 20) и два винта в качестве
водоходного движителя.
В 1969 году были изменены требования, являющиеся
основой для разработок фирм, так как наряду с БРДМ существовала необходимость
в наличии 4-х тонной бронированной/плавающей грузовой машины с полезной
нагрузкой 2 тонны (10 солдат) в качестве бронетранспортера.
В 1971 году заказ на дальнейшее совершенствование
БТР-1 с колесной формулой 6х6 был предоставлен фирме "Даймлер Бенц".
В 1972 году был прекращен проект создания БТР-2 с
колесной формулой 4х4, вследствие проблем с осевой нагрузкой. С 1973 года
Федеральному управлению поставок вооружения фирмой "Даймлер Бенц" были переданы четыре апробированные
машины, а затем шесть опытных образцов БТР-1 для испытания в войсках.
Заказ на серийное производство в 1979 году получила
фирма "Тиссен-Хеншел". В период с 1980 по
1986 годы в войска было передано 996 единиц БТР-1. В войсках он получил имя
"Фукс".
Важнейшие
боевые требования
БТР должен быть как можно
проще и надежнее сконструирован. Учитывая интересы армии, комплектуемой путем
призыва на действительную службу, он должен быть простым в управлении и без
лишних расходов на обучение, легко обслуживаться и ремонтироваться и при этом
соответствовать стандартному типу грузовых машин. Необходимо иметь возможность
хорошего кругового наблюдения из БТР. Особое
значение предавалось возможностям обзора и наблюдения из кабины водителя. В
грузовом отсеке, наряду с имеющимся центральным люком для установки приборов
и вооружения должны быть размещены два башенных люка и три блока наблюдения
на бортах или дверях.
Грузовой отсек должен оснащаться таким образом, чтобы вооруженный
экипаж (до десяти человек), несмотря на одновременное расположение массивных
приборов, имел бы еще и удовлетворительную свободу передвижения. Таким
образом, можно констатировать, что экипаж выдерживает 24-х
часовые боевые действия без симптомов преждевременной усталости.
Рис. 1. Основная модель БТР при апробировании в
41-м испытательном центре.
Между тем, отказались от
первоначального требования "высоты" внутреннего пространства машины
с целью безопасности движения.
Для того, чтобы при ремонте или погрузке иметь возможность
самостоятельно приподнять БТР или закрепить его при преодолении водной
преграды, требовались четыре крепкие петли. Электрические системы должны были
соответствовать нормам, установленным Бундесвером, и порядку допуска
транспортных средств к эксплуатации.
Где не может быть удовлетворена потребность в
энергии для сменного оборудования систем боевых машин, требовались
дополнительные устройства, генерирующие электрический ток, мощностью 5 и 15
кВт. Из этого требования вытекают также отдельные версии и варианты БТР
"Фукс":
основная модель БТР,
радиобронетранспортер с устройством, генерирующим электрический ток,
мощностью 5 кВт в левой задней двери, БТР радиоэлектронной борьбы с
вмонтированным в машине устройством, генерирующим электрический ток,
мощностью 15 кВт.
Защита
Баллистическая защита кабины водителя и грузового
отсека должна соответствовать защите БМП. Для эксплуатации колесной ходовой
части были предусмотрены системы аварийного движения. Кроме того, БТР должен
обладать защитой от химического, атомного и биологического оружия.
Подвижность
БТР должен иметь возможность передвигаться по шоссе
с максимальной скоростью (90 км/ч), двигаться колонной, а также длительное
время – в темпе "шага" (4 км/ч). На местности он должен иметь
возможность во всех направлениях сопровождать другие боевые машины и избегать
только очень больших препятствий (например, рвов шириной более одного метра и
уступов сверх 60 см). При этом он должен иметь достаточную траекторию поворота,
позволяющую поворачивать на шоссе при внезапном обстреле противником без
особого маневрирования. Запас хода в 800 км должен предоставить БТР
достаточно времени для маневра и обеспечить большой радиус действия.
БТР должен обеспечить возможность без затрат
времени и усилий осуществлять подготовку для движения по воде. Он должен
преодолевать водоем со скоростью течения 2 км/ч при скорости движения 11,5
км/ч и при движении вверх или вниз по течению должен без труда выезжать из
воды.
Оборудование
Во внутреннем пространстве машины должно без
проблем закрепляться различное оборудование, а также устанавливаться и
использоваться все имеющееся вооружение. Для этого на бортах БТР требовалась
установка системы планок, уже прошедшей проверку в других машинах, с помощью
которой может закрепляться любое сменное оборудование и вооружение. Чтобы разместить комплект сменного оборудования, используемого
вне машины (как, например, РЛС), недалеко от центра машины потребовался горизонтально
расположенный люк.
Автоматически функционирующее противопожарное
оборудование должно тушить пожар в отделении силовой установки.
Бортовое переговорное устройство должно
обеспечивать связь членов экипажа друг с другом. Кабина водителя и грузовой
отсек в экстренном случае должны быть связаны друг с другом узким проходом.
Для осуществления дальней связи должно предусматриваться подключение и
возможность эксплуатации до трех радиостанций различного диапазона частот и
вида модуляции. С помощью внешнего переговорного устройства осуществляется
связь со спешившимися солдатами, оставшимися без защиты от атомного,
биологического и химического оружия. Существует также возможность подключения
навигационного устройства машины. Кабина водителя и грузовой отсек должны
обогреваться, а также проветриваться при закрытом люке. Была предусмотрена
пусковая установка дымообразующих средств. БТР должен подходить для
неограниченных возможностей эксплуатации транспортного средства с прицепом по
нормам, установленным Бундесвером.
Техническое
обслуживание и материальное обеспечение
Несмотря на то, что БТР являлся совершенно новой
разработкой, он должен был иметь высокую степень проходимости,
соответствующую вездеходным колесным машинам следующего поколения. Следующие основные
быстроизнашивающиеся дета ли должны быть идентичны
уже используемым.
Рис. 2. Машина радиопротиводействия "Хуммель" на базе БТР "Фукс"
Основная модель
Рис. 3. Вид узлов конструкции.
Дополнительное
бронирование
В рамках применения сил по разрешению кризисных
ситуаций в бывшей Югославии для БТР "Фукс" требовалось дополнительное бронирование.
Оно должно было расширить уже существующую основную
защиту от стрелковых боеприпасов, 7,62-мм остроконечных пуль со стальным
сердечником. Для этого использовалась сталь, современные керамические, волокнистые
соединительные материалы, что привело к увеличению массы машины.
Новая
модульная концепция защиты предлагает:
защиту от скорострельного стрелкового оружия,
защиту от осколков артиллерийских и минометных
боеприпасов при их детонации вблизи машины,
защиту от большого количества широко
распространенных типов мин, установленных в земле.
Новая, разработанная фирмой IBD Deisenroth и адаптированная фирмой "Тиссен Хеншел"
технология защиты была реализована в проекте защиты.
Она
состоит из:
дополнительного бронирования, которое
устанавливалось снаружи машины посредством специального крепления;
закрепленного во внутреннем пространстве на боковых
стенках и в верхней части башни подбоя для уменьшения вторичного воздействия
частиц, пробивающих броню насквозь;
расположенных на днище кабины водителя и отсека для
экипажа дополнительных элементов противоминной защиты;
установки смотрового стекла (кабины) с повышенной
защитой;
видоизмененных защитных "шторок" смотрового
стекла (кабины).
При дополнительном бронировании была утеряна
способность к плаванию.
Разнообразные
возможности боевого использования БТР
До сих пор реализовывались следующие варианты
комплекта сборки/комплекта сменного оборудования:
Основная модель
на базе БТР-1
Комплект сборки для инженерных отделений,
командования инженерными войсками,
истребительных отделений / танкоразведывательных отделений,
медико-санитарных отделений (с системой
охлаждения),
радиоуправления, командования радиоподразделением в составе бригады.
Комплект сменного оборудования для командующего радиоподразделением в составе бригады с радиоуправляемым
устройством HF 100 W, радиоуправляемого устройства HF 400 W.
Основная
модель на базе БТР-1
с дополнительным бронированием
Комплект сборки для инженерных отделений,
командования инженерными войсками,
истребительных отделений / танкоразведывательных отделений,
медико-санитарных отделений (с системой
охлаждения),
командующего радиоподразделением в составе бригады,
командующего радиоподразделением в составе бригады и аварийной системы радиовещания военной авиации (команда
управления тактической авиацией ТАСР).
Радиомашина на базе БТР-1
Комплект сборки для радиоуправления.
Комплект сменного оборудования для командующего радиоподразделением в составе бригады с устройством EVOX,
радиоуправления для управления противовоздушной обороной,
РЛС танкоразведывательных подразделений (с устройством наведения), системы управления противовоздушной
обороной сухопутных войск и разведки (с глобальной спутниковой навигационной
системой и системой охлаждения боевого отделения).
Машина радиационной
и химической разведки на базе БТР-1
Комплект сменного оборудования оснащения
устройством радиационной, биологической и химической разведки (с
навигационной системой),
оснащения устройством радиаци-
онной, биологической и химической разведки, повышенной
эффективности (с глобальной спутниковой навигационной системой и системой
охлаждения боевого отделения).
Машина
радиоэлектронной борьбы на базе БТР-1
Комплект сменного оборудования для передатчика
помех 33 (с системой охлаждения в задней двери),
пеленгатора волн очень высокой частоты, электронной
разведки (с системой охлаждения в задней двери) с многоканальным
радиопередатчиком (RMB) и 12-м антенны.
Взгляд в будущее
Рис. 5. БТР
"Фукс" KRK
БТР "Фукс" больше не выделяют из состава
войск поддержки. Он полностью оправдал предъявленные к нему боевые
требования. Упомянутый ранее бронетранспортер во всех своих вариантах
фактически стал универсальной боевой машиной, быстрее бронированной транспортной машины. Воплощенная в нем технология
является прочной и надежной. Она прошла проверку при боевом использовании за
рубежом и внутри страны.
Разработанный в дальнейшем на базе БТР
"Фукс" бронетранспортер KRK должен ликвидировать недостатки в области вооружения при разрешении кризисных
ситуаций. В настоящее время на испытаниях в войсках находятся два опытных
образца.
Наличие и
потребность в БТР-1 "Фукс"
Norbert Kleemann. Transportpanzer Fuchs. Landbeweglichkeit.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|