|
|||||||||
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА РАНЖИРОВКИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ ПРИ ВЫБОРЕ
БРМ
Разработке перспективной американской боевой
разведывательной машины (БРМ) ХМ-800, оценке соотношения ее боевой эффективности
и стоимости предшествовало ранжирование серийных и опытных образцов БРМ но
техническим параметрам. С этой целью были обобщены результаты ходовых испытаний
четырех типов серийных и опытных колесных и гусеничных машин. На этих
испытаниях были представлены:
гусеничная машина М-1131/2 («Рысь»), серийно выпускаемая
американской промышленностью для канадской и голландской армий, где она
принята на вооружение;
колесный БТР ХМ-706 «Коммандо» (4X4), серийно
изготовляемый фирмой «Крайслер» для экспорта, но не принятый на вооружение
американской армии;
опытная сочлененная колесная машина
ХМ-808 (8 X 8);
— опытная колесная машина XR-311 (4X4);
Ранжировка указанных машин проводилась по следующим
техническим параметрам: подвижность на местности, способность выполнять
задачи разведки и боевого охранения,
обитаемость, безотказность, ремонтопригодность.
Особое внимание было обращено на регистрацию
количественных показателей безотказности и ремонтопригодности, которая проводится
в США после 1965 т. при испытаниях всех машин. Безотказность оценивалась по
величине средней наработки (в милях или часах) на один отказ (табл. 1),
ремонтопригодность — средней наработкой до технического обслуживания и
текущего ремонта, а также временем для проведения обслуживания и устранения
отказа на 1 милю пробега или 1 ч работы машины.
По подвижности на местности лучшей оказалась гусеничная
машина М-1131/2. Относительно легкая 3-т колесная машина XR-311 (4X4)
превзошла более тяжелую сочлененную колесную машину ХМ-808 (8 X 8). Последнее,
место занял 7,5-т БТР ХМ-706.
По способности ведения разведки лучше всех показала себя
малогабаритная колесная машина XR-311, обладающая достаточно высокой
подвижностью, обзорностью и бесшумностью движения. Сочлененная машина
ХМ-808 с большим боковым силуэтом мало пригодна для разведки. В то же время
эта машина лучше других приспособлена для выполнения задач боевого
охранения, главным образом за счет более мощного по сравнению с другими
машинами вооружения — 20-мм пушки и лучшего бронирования.
Первое место по обитаемости досталось гусеничной машине
М-1131/2, где экипаж размещен наиболее рационально. Эта машина, созданная с
использованием узлов массового серийного БТР М-113А1, получила первое место и
за надежность.
Машины ХМ-706, ХМ-808 и XR-311 не выдержали испытаний
из-за недостаточной надежности. Отмечено, что конструкция сочлененной
машины ХМ-808 чрезмерно сложна для выполнения технического обслуживания и текущего
ремонта.
Лучшей по ремонтопригодности оказалась машина XR-311, где
обеспечивается хороший доступ ко всем узлам и системам.
Анализ табл. 2 показывает, что в целом предъявляемым к БРМ
требованиям в наибольшей степени соответствует машина М-1131/2 (три первых места
из пяти возможных, включая надежность).
Перспективная БРМ ХМ-800 по заданным характеристикам должна
превосходить машину М-1131/2 по всем шести параметрам.
«Armor», 1975, v. 84, № 1, pp. 26—31.
Статью доставил Ю. Евграфов.
|
|
|||||||
|
|