|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Боевая машина пехоты Marder (Германия )
Зарождение
К первичному оснащению боевой техникой мотопехотных войск
относилась БМП HS 30, 2176 экземпляров которой было поставлено в период с
1959 по 1962 год. Поскольку во время разработки БМП HS 30 учитывали постоянно меняющиеся
желания и пустили ее в серийное производство без достаточного технического испытания,
то в войсках было мало радости по поводу этой модели. Поэтому еще во время производства
БМП HS 30 штаб управления сухопутными войсками в сентябре 1959 года
сформулировал военные требования (MF) к новой боевой машине пехоты (SPz-neu), которая должна была даже в
процессе разработки проявлять показатели адекватные стандартному танку, и, по
сравнению с БМП HS 30, иметь следующие усовершенствования:
-
больший численный состав десанта (12 человек вместо 6);
-
установка более надежной 20-мм автоматической пушки (МК);
-
возможность реализации быстрой смены ведения боя: спешившись или на
автомобиле;
-
защита от ОМП для экипажа (СКЗ);
-
подвижность адекватная боевому танку (KPz);
-
возможность преодоления водных преград на глубине до
-
броневая защита как на боевом танке.
Поскольку в то время бюджетных средств было достаточно, то в январе
1960 года были предоставлены первые производственные заказы на семь прототипов
первого поколения двум группам фирм:
-
группа
"Рейншталь" с фирмами "Рейншталь"/ Виттен,
"Рейншталь – Ханомаг" / Ганновер и инженерным бюро в Варнеке;
-
фирма
"Хеншель" AG изначально
с фирмой MOWAG/Кройцлинген (Швейцария).
RU 122 – прототип первого
поколения (1961 года). Здесь еще
хорошо видна связь с проектом HS 30, однако машина RU 122 имеет уже более
узкую кормовую часть
RU 261 1964 года – в передней части размещен блок силовой установки.
Таким образом увеличился люк для выхода мотопехоты
RU 361 1966 года – прототипы машины SPz-neu растут: здесь показана первая машина с 6-опорной ходовой
частью и с пулеметной установкой на корме
С течением времени промышленная
ситуация часто менялась, до тех пор, пока в 1976 году Тюссен-концерн не
собрал вышеупомянутые фирмы и не сконцентрировал в Касселе военно-техническую
деятельность под руководством "Тюссен Индастри Хеншель" (сегодня
это предприятие "Рейнметалл Лэндсистем"). В 1988 году фирма MOWAG вышла из процесса разработки. Впрочем,
сегодня фирма "Рейнметалл" взяла под свое покровительство
производство всех частей БМП "Мардер", включая башню.
Первые прототипы новой боевой
машины пехоты (SPz-neu) были еще очень похожи на проект HS 30; из-за расположения двигателя
в кормовой части выход для десанта оставался узким. Боевая масса
(приблизительно 16 тонн) была небольшой. (Ссылка: по первым представлениям о
стандартах танка боевая масса составляла 30 тонн).
При создании восьми прототипов
2-го поколения (1961-1963) военные требования еще раз изменились: теперь был
необходим большой кормовой люк для десанта. Силовая установка должна была
расположиться в передней части машины. При этом, возможно, поддались влиянию
французских соседей, которые с
Размещение блока силовой установки
в передней части машины оказалось хорошим решением и привело к короткому
сроку службы (нерасходных материалов). Дифферент на нос машины очевидно
уменьшился. Благодаря выходу в кормовой части, можно реализовать быструю
смену ведения боя: спешившись или на автомобиле. Возник только один вопрос,
что будет лучшим решением: один большой или два маленьких двухстворчатых
люка, или кормовой люк – аппарель. Небольшие изменения произошли при
разработке башни, которая как одноместная башня была перемещена на правую
сторону машины, чтобы слева было место для выдвижной LFK-пусковой установки (LFK-управляемая ракета). Думали об
использовании шведской управляемой ракеты "Бантам". (Вытекало ли
это требование из того, что знали о прототипе "Объект 765"
Исаковского конструкторского бюро в Челябинске [о предшественнике БМП-1],
сегодня неизвестно). Боевая масса прототипов второго поколения выросла до 20
тонн.
Еще одно решающее изменение
незадолго до начала серийного производства: командир танка/командир отделения
находится в башне, при этом 20-мм автоматическая пушка должна выдвигаться
наружу (RU 362 1966)
Поиск верного проекта
Прототипы третьего поколения несли
на себе элементы еще раз измененных требований. Развитие машины SPz-neu приняло угрожающее сходство с
развитием HS-30. Спустя 5 лет разработок (!) узнали, что по тактическим
соображениям размещение командира машины / командира отделения вне башни
считается неблагоприятным (однако эти сведения были известны еще с введения
машины HS-30). И как необходимость рассматривали тот факт, что экипаж должен
держать свое оружие внутри машины (включая защиту от ОМП). Так появились
шаровые опоры, спроектированные фирмой MOWAG, и характерный пулемет,
расположенный в кормовой части в виде пулеметной установки. И что интересно,
в 80-е годы необходимость в этом элементе уже не наблюдали.
Поскольку средств для разработки было
достаточно, то в октябре 1964 года было изготовлено еще шесть дальнейших
прототипов третьего поколения. Конструктивное преобразование привело к
потребности большего объема для боевого отделения, вследствие чего появились
шестиопорная ходовая часть с более широкими гусеницами, а также более мощный
двигатель. Боевая масса достигла уже 26 тонн.
Необходимость разместить командира
машины/командира отделения внутри башни повлекла за собой большие технические
проблемы, поскольку установка обыкновенной двухместной башни (как, например,
на боевой разведывательной машине "Лукс") требует значительно
большего диаметра погона башни. А еще одно увеличение машины и,
соответственно, последующее за ним увеличение массы привело бы к неизбежным
последствиям.
Для того, чтобы после семилетнего процесса развития
сберечь следующее поколение прототипов, в 1967 году была принята двухместная
башня, разработанная за короткий срок фирмой "КУКА", с качающейся в
вертикальной плоскости автоматической пушкой; эта башня совместима с существующими
ходовыми частями.
Оба соперника настроены
миролюбиво: БМП "Мардер-1А3" и БМП-1 на сравнительном осмотре в
военно-техническом центре WTD 41 в Трире. Отказ от больших внутренних объемов
и ограничение на 50 процентилей* (эргономия) ведут к огромным
различиям
*процентиль – доверительный
интервал.
Опытное и серийное производство
Оценка технических и войсковых
испытаний последних прототипов происходила в 1967 году на месте
конструирования десяти опытных образцов машин. В целях экономии отказались от
производства установок ПТУР (LFK) и упростили конструкцию корпуса башни и кормового
люка-аппарели. К счастью, возможность расположения новой коробки передач HSWL 194 фирмы RENK обеспечивает наклонную лобовую
часть машины и, соответственно, улучшенные условия видимости для водителя.
Без гусеничных фартуков боевая масса машины составляла 26,5 т.
По окончанию испытаний моделей
опытного производства, которые, наконец, подтвердили верность проекта, в
начале 1969 года был заключен контракт на серийное производство 2136 машин с
фирмами того времени: "Рейншталь" AG/специальное производство
(Кассель) как генеральный подрядчик, "Атлас-МаК" (Киль),
"Келлер унд Кнаппих" ("КУКА", Аугсбург). Последние
изменения привели к увеличению массы до 28,2 т.
БМП "Мардер" в строю
Примечательно, что после интенсивных проверок и детальных
войсковых испытаний у военных представителей все же возникали желания по
функциональным улучшениям. Согласование боеспособности и актуальной опасности
требовало постоянного ухода за моделью. Ниже приводятся в нескольких словах
предпринятые меры по увеличению боеспособности:
►
1977/78: установка противотанкового комплекса "Милан" с
четырьмя ракетами на борту, численный состав десанта уменьшился при этом на
семь человек;
►
1979-1982: 1-ая фаза повышения боеспособности (kws) до БМП "Мардер-А1": в том числе установка пассивного
прибора ночного видения первого поколения (остаточный световой усилитель) и
двойного механизма подачи боеприпасов для пулемета, улучшение управляемости;
►
1984-1989: 2-ая фаза KWS до "Мардер-А2": оснащение наводчиков тепловизорами
и, соответственно, использование ракет MIRA для противотанкового ракетного
комплекса "Милан", упразднение кормового лафета;
►
1989-1998: 3-я фаза KWS до "Мардер-А3": дополнительное
бронирование башни и корпуса (защита от 30-мм пушки), модернизация хранения и
подачи боеприпасов, перемещение пулемета из ствольной коробки на левую
сторону башни, использование пулеметных коробок с одновременным отказом от
шаровых опор, уменьшение верхних люков для внутреннего боевого пространства с
4 до 3, увеличение массы до 33, 5 т.
Дальнейшие испытания по установке
25-мм пушки были прекращены в начале 80-х годов.
А
будущее?
Конец эксплуатационного срока боевой машины пехоты
"Мардер" не предвидится. Первый эксперимент по разработке новой БМП
начался на базе "Мардер-2" в рамках проекта "боевая машина
90" (KW 90). Она должна была отвечать следующим требованиям:
-
численность экипажа и десанта: семь человек как минимум;
-
неограниченные возможности ведения боя с боевым танком
"Леопард-2", это означает использование оружия в движении (наличие
стабилизатора) и адекватную степень моторизации, и, конечно, соответствующую
мощность ходовой части;
-
главное боевое средство дальностью действия до
-
защита частично против 30-мм пушки, выборочная защита против бомб
малого калибра, уменьшение сигнатуры;
-
благоприятные эргономические условия для наводчиков.
Соответствующее тактическое требование было выдвинуто в
июне 1984 года. Оно предусматривало производство 1000 машин с 1997 по 2001
год. После исследования первого проекта в 1988 году неожиданно как наилучшее
решение было выбрано предложение фирмы "Краусс-Маффей", которая до
сих пор не была еще разработчиком боевой машины пехоты. Фирма
"Краусс-Маффей" на удивление быстро, сразу после вступления в фазу
определения, смогла предоставить 17 сентября 1991 года первый опытный образец
системы VT 001. Но, несмотря на то, что знатоки назвали эту машину "чудом
пространства" и она производит впечатление компактности, изменение всех
требований привело к массе 42,3 т.
Начало разработки машины "Мардер-2" протекало
удачно, поскольку:
-
потребитель относительно быстро смог договориться насчет одного проекта;
-
требуемая мощность могла сочетаться с актуальными, имеющимися в
наличии (пусть даже не в серийном производстве) модулями и боевая машина
пехоты "Мардер-2" не идеализировалась как "носитель высоких
технологий".
Промышленность смогла через три года после первого
рассмотрения проекта предоставить готовую систему. Начало поставок норой БМП
планировалось на 1997 год, а всего ими предполагалось оснастить мпб 16
бригад. "Мардер" 2, контракт на разработку которого в 1988 году
получила фирма "Краусс-Маффей", стал частью программы модернизации
бронетанковой техники бундесвера (программа GTK).
Судьба БМП "Мардер-2" была неразрывно связана с
политическими событиями в Европе: в качестве вклада в "мировые дивиденды"
проект (как истребитель танков "Пантера" и танк PzKW 2000) 15 декабря 1992 года был
"изъят" из планирования.
Но пользователи, федеральное управление поставок
вооружения и промышленность продолжают задумываться над возможностями
модернизации БМП "Мардер-1". Выбрать есть из чего: установка мощной
силовой установки, улучшение ходовой части, изменения в боевом пространстве и
даже адаптация новой башни. Примером может послужить версия М-12 фирмы
"КУКА" (Аугсбург). До этого времени ни один из проектов не
осуществлялся, только необходимость улучшения противоминной защиты получила
материальную поддержку. На последующие годы запланировано переоснастить около
60 машин "Мардер", чтобы обеспечить защиту от 85% всех существующих
мин – но при этом пришлось пойти на дальнейшее повышение массы до 36 т.
М-12 фирмы "КУКА"
Через четыре года после "похорон" машины
"Мардер-2" была предпринята еще одна попытка – проект "Новые
бронированные платформы" (NGP) – для того, чтобы получить для мотопехоты машину,
соответствующую времени. Принимая во внимание тактическую необходимость
комплексного оружия и даже не зная техническо - концептуальной постановки
проблемы, было повышено требование к будущим боевым машинам пехоты: защита
как у основного боевого танка!
Перспективной германской БМП
созданной по программе SCHÜTZENPANZER 3 стала «Пума».
Защита обеспечена модульной конструкцией.
Но еще тогда нужно было знать, что это требование доведет
до абсурда проект сегодняшней БМП как единой основной машины, поскольку
боевая масса превысит 70 тонн. Данное военное требование можно осуществить
только посредством разделения на две машины (боевую машину: как русская БМПТ
на базе Т-72 и транспортную машину: как израильский Achzarit).
Проведенная практически на пределе модернизация
"Мардер" 1АЗ, по мнению западногерманских специалистов, не
обеспечила огневой мощи и защищенности, необходимых для действия с основными
танками на современном поле боя. Если в начале 70-х по защищенности
"Мардер", как утверждали его создатели, приближался к
"Леопарду", то со временем разрыв по этому показателю стал слишком
велик. Еще в 1985 году министерство обороны объявило среди приоритетных
программ разработку новой БМП "Мардер" 2, потребность в которой
оценивалась в 2 500 машин. Планировалась установка на ней 35-/50-мм
автоматической пушки, отказ от бортовых амбразур, возвращение в связи с этим
к кормовой установке вспомогательного вооружения, вынесение топливных баков и
элементов оборудования в надгусеничные ниши для дополнительной защиты экипажа
и десанта, доведение вместимости до 13 человек. Масса должна была составить
42 - 43 т, что свидетельствует о сохранении стремления к максимальной защите.
Фирма "Рейнметалл" разработала пушку Rh503 со сменным стволом
калибра 35 и
«Мардер» 1 – Описание конструкции
Компоновка БМП
"Мардер Компоновка
"Мардер" призвана обеспечить максимальную защиту экипажа и
десанта, наиболее удобное и безопасное спешивание и посадку в боевых
условиях. Впереди справа расположено МТО, слева от него - место
механика-водителя, позади - боевое отделение с вращающейся двухместной
башней. В ней справа размещается командир машины (он же командир отделения в
звании унтер-офицера), слева - наводчик. За башней находится десантное
отделение, вмещающее семь стрелков- шестеро лицом к бортам по три в ряд, а
седьмой (командир десантной группы, унтер-офицер) сидит по оси машины спиной
по ходу и управляет кормовым пулеметом. Для высадки и посадки служит кормовая
откидная дверь-аппарель с гидравлическим приводом и четыре круглых люка в
крыше десантного отделения. Позади механика водителя имеется запасное место
со своим верхним люком и перископическим прибором наблюдения. Здесь может
размещаться командир роты или батальона (на командирских машинах), наводчик
на марше (для помощи водителю в наблюдении) или член экипажа вышедшей из
строя БМП.
Для основного вооружения выбрана
вынесенная схема установки - над низкопрофильной башней на массивном
кронштейне укреплен закрытый вращающийся в вертикальной плоскости
бронированный лафет. В нем установлена автоматическая 20-мм пушка Mk20 DM5
Rh202 "Рейнметалл", а справа над ней - 7,62-мм пулемет MG3A1. Пушка
имеет автоматику с отводом пороховых газов, снабжена пламегасителем; питание
- ленточное, с подачей выстрелов электроконвейером из башни.
Башня «Мардер» М1А3
Над люком командира десанта на особом бронированном
поворотном лафете установлен второй пулемет MG3 с механическим дистанционным
управлением и перископическим прицелом. Своеобразное возвращение к
"многобашенной" схеме связано со стремлением обеспечить БМП
максимально возможную огневую мощь и круговой обстрел для боя в глубине
обороны противника. Дистанционно управляемый кормовой пулемет со сравнительно
большим сектором обстрела в 160°, углом возвышения до +60° и склонения -15°
позволяет вести огонь по пехотинцам - истребителям танков в заднем секторе и
с бортов, может использоваться и для стрельбы по низколетящим воздушным
целям. Общий боекомплект пулеметов БМП "Мардер" - 5 000 патронов.
Десант может вести огонь из своего оружия через шаровые установки,
допускающие огонь в секторе +20° с углами возвышения +25° и склонения -20°.
Стеклянный глазок дает возможность вести прицельный огонь на дистанции до
Бронекорпус
"Мардер" сварен из катаной стальной брони. Эффективность бронезащиты повышена
большими углами наклона листов - наклон верхнего лобового составляет 75°.
Лобовая броня толщиной около
Первые опытные образцы
БМП снабжались жесткими понтонами из алюминия или пластика, но они легко
деформировались при движении и оказались громоздкими. Их заменили комплектом
из надувных поплавков - двух бортовых и носового, выполненных из того же
прочного материала, что и саперные лодки. Бортовой поплавок делится на четыре
отсека и крепится семью стальными полукруглыми кронштейнами, охватывающими
его сверху. Сами кронштейны крепятся к борту за скобы, используемые для навески
противокумулятивных экранов. Поскольку центр тяжести машины смещен вперед,
понадобился носовой поплавок-стабилизатор. Он прикрывается легким
волноотбойным щитом в виде трубчатого каркаса, покрытого пластмассой,
крепящегося за буксирные крюки и продолжающего собой нижний лобовой лист.
Накачивание поплавков производится центробежным саперным компрессором.
Комплект, дополненный оборудованием для преодоления глубоких бродов,
обеспечивает вхождение в воду под углом 40°, движение за счет перематывания
гусениц со скоростью до б км/ч при положении ватерлинии на
"Мардер", его компоновка и
конструкция привлекли к себе широкое внимание и во многом оказались
определяющими в развитии зарубежных БМП. Идеи, заложенные в
"Мардер", проявились в американских разработках по программе MICV.
А заместитель начальника штаба армии США генерал Дж.Полк, обеспокоенный
задержкой американских работ, даже предлагал закупить немецкие БМП.
Швейцарская фирма "Моваг", участвовавшая в разработке
"Мардер" на раннем этапе, использовала элементы его конструкции в
своей БМП "Тайфун". "Тайфун" - развитие БТР
"Пират-18" - имел схожие решения по обеспечению бронезащиты,
вооружался 20-мм автоматической пушкой и кормовым пулеметом с дистанционным
управлением, аналогичным "Мардер". Впрочем, и "Тайфун", и
его модификация "Торнадо" с двумя кормовыми пулеметами так и
остались опытными. Попытка дополнить вооружение в башне
дистанционно-управляемыми пулеметами была сделана также в советских опытных
БМП "объект 680" и "объект 769". В середине 70-х прошла испытания составная
башня LWT-3 для БМП "Мардер", стабилизированная в трех плоскостях,
с той же 20-мм пушкой. Она сохраняла горизонтальное положение при движении на
любой местности и любых скоростях, однако конструкция ее оказалась слишком
сложной и уязвимой. На шасси БМП разрабатывались и машины огневой поддержки с
пушками калибра от 75 до
Выбор легкого ПТРК с
дальностью стрельбы до
Вдоль бортов укреплены
трехсекционные ящики ЗИП, создающие дополнительную защиту, но перекрывающие
бортовые амбразуры - по оценке специалистов, невысокая эффективность этих
амбразур не компенсирует ослабления ими бронезащиты. В крыше десантного
отделения вместо прежних пяти имеется три больших люка с откидными крышками и
дугообразными поручнями. Оба антенных ввода радиостанции перенесены в корму.
Масса "Мардер" 1АЗ возросла до 33,5 т, что считается пределом для
данного шасси и двигателя без заметного снижения подвижности. Соответственно
изменению веса и бронирования изменены система охлаждения двигателя, бортовые
редукторы и двухдисковые тормоза механизма поворота. Максимальная скорость
движения уменьшилась до
Тактико-технические характеристики:
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|