|
|||||||||
|
Алюминиевая композитная броня Этторе ди Руссо Профессор Ди Руссо является научным руководителем фирмы "Алюминиа", входящей в состав итальянской группы MCS консорциума EFIM. См. также - АЛЮМИНИЙ И ПРОБЛЕМЫ БРОНЕЗАЩИТЫ Бронирование современных отечественных танков Баллистическая защита для легких тактических машин броневая защита американского бронетранспортера м-113 УСПЕХИ В ОБЛАСТИ КЕРАМИЧЕСКОЙ БРОНИ
Фирма "Алюминиа", входящая в состав итальянской группы MCS разработала новый тип композитной броневой плиты, пригодной для использования на легких боевых бронированных машинах (AFV). Она состоит из трех основных слоев различных по составу и механическим свойствам алюминиевых сплавов, соединенных вместе в одну плиту посредством горячей прокатки. Эта композитная броня обеспечивает лучшую баллистическую защиту, чем любая стандартная монолитная броня из алюминиевых сплавов, используемых в настоящее время: алюминиево-магниевого (серии 5ХХХ) либо алюминиево-цинково-магниевого (серии 7ХХХ). Эта броня обеспечивает такое сочетание твердости, ударной вязкости и прочности, которое обеспечивает высокое сопротивление баллистическому внедрению снарядов кинетического действия, а также сопротивление образованию отколов брони с тыльной поверхности в районе удара. Она также может свариваться при использовании обычных методов дуговой сварки в среде инертного газа, что делает ее пригодной для изготовления элементов боевых бронированных машин. Центральный слой этой брони изготовлен из алюминиево-цинково-магниево-медного сплава (Al-Zn-Mg-Cu), который обладает высокой механической прочностью. Передний и задний слои изготовлены из поддающегося сварке ударновязкого Al-Zn-Mg сплава. Между двумя внутренними контактными поверхностями добавляются тонкие слои из технически чистого алюминия (99,5% Al). Они обеспечивают лучшую ацгезию и повышают баллистические свойства композитной плиты. Такое композитное строение сделало возможным впервые использовать очень прочный Al-Zn-Mg-Cu сплав в сварной броневой конструкции. Сплавы этого типа обычно используются в конструкции самолетов. Первым легким материалом, широко используемым в качестве броневой защиты в конструкции БТР, например, М-113, является не поддающийся термообработке Al-Mg сплав 5083. Трехкомпонентные Al-Zn-Mg сплавы 7020, 7039 и 7017 представляют второе поколение легких броневых материалов. Характерными примерами применения этих сплавов являйте: английские машины "Скорпион", "Фокс", MCV-80 и "Феррет-80" (сплав 7017), французская АМХ-10Р (сплав 7020), американская "Брэдли" (сплавы 7039+5083) и испанская BMR -3560 (сплав 7017). Прочность Al-Zn-Mg сплавов, полученная после термообработки, значительно выше прочности Al-Mg сплавов (например, сплава 5083), которые термообработке не поддаются. Кроме того, способность Al-Zn-Mg сплавов в отличие от Al-Mg сплавов к дисперсионному твердению при комнатной температуре позволяет в значительной мере восстанавливать прочность, которую они могут потерять при нагреве во время сварки. Однако более высокая сопротивляемость Al-Zn-Mg сплавов пробиванию сопровождается их повышенной склонностью к образованию отколов брони из-за пониженной ударной вязкости. Композитная трехслойная плита, благодаря наличию в ее составе слоев с различными механическими свойствами, является примером оптимального сочетания твердости, прочности и ударной вязкости. Она имеет коммерческое обозначение Tristrato и запатентована в Европе, США, Канаде, Японии, Израиле и Южной Африке.
Рис.1. Справа: образец броневой плиты Tristrato; слева: поперечное сечение, показывающее твердость по Бринелю (НВ) каждого слоя. Баллистические характеристики На нескольких военных полигонах в Италии и за ее пределами
были проведены испытания плит Tristrato толщиной от 20 до
В процессе испытаний определились следующие показатели: при различных фиксированных ударных скоростях определялись значения углов встречи, соответствующих частостям пробития 0,50 и 0,95; при различных фиксированных углах встречи определялись ударные скорости, соответствующие частости пробития 0,5. Для сравнения параллельно проводились испытания монолитных
контрольных плит из сплавов 5083, 7020, 7039 и 7017. Результаты испытаний показали,
что броневая плита Tristrato обеспечивает повышенное сопротивление пробитию выбранными
бронебойными средствами калибром до
на 32% по сравнению со сплавом 5083 на 21% по сравнению со сплавом 7020 на 14% по сравнению со сплавом 7039 на 10% по сравнению со сплавом 7017 При угле встречи 0о ударная скорость, соответствующая частости пробития 0,5, повышается по сравнению с монолитными плитами из сплавов 7039 и 7017 на 4...14% в зависимости от типа базисного сплава, толщины брони и типа боеприпаса Композитная плита особенно эффективна для защиты от 20-мм снарядов FSP, при обстреле которыми указанная характеристика возрастает на 21%. Повышенная стойкость плиты Tristrato объясняется сочетанием высокой сопротивляемости внедрению пули (снаряда) из-за наличия твердого центрального элемента со способностью удерживать осколки, возникающие при пробитии центрального слоя, пластичным тыльным слоем, который сам осколков не дает. Пластичный слой с тыльной стороны Tristrato играет важную роль в предотвращении отколов брони. Этот эффект усиливается возможностью отслоения пластичного тыльного слоя и его пластическим деформированием на значительной площади в районе попадания. Это важный механизм сопротивления пробитию плиты Tristrato. Процесс отслоения поглощает энергию, а пустота, образуемая между сердцевиной и тыльным элементом, может улавливать снаряд и осколки, образуемые при разрушении высокотвердого материала сердцевины. Подобным же образом, расслоение на границе раздела между передним (лицевым) элементом и центральным слоем может способствовать разрушении снаряда или направлять снаряд и осколки вдоль границы раздела.
Рис.2. Слева: схема, показывающая механизм сопротивления образованию отколов брови плиты Tristrate; справа: результаты удара тупоносым бронебойным снарядом по толстой плите Tristrato; Производственные свойства Плиты Tristrato можно сварить, пользуясь теми же методами, которые применяются для соединения традиционных монолитных плит из Al-Zn-Mg сплавов (методами TIG и MIG). Структура композитной плиты требует, чтобы были все же приняты некоторые специфические меры, определяемые особенностями химического состава центрального слоя, который следует рассматривать как "нехороший для сварки" материал, в отличие от переднего и тыльного элементов. Следовательно, при разработке сварного соединения следует учитывать тот факт, что основной вклад в механическую прочность соединения должен вноситься наружным и тыльным элементами плиты. Геометрия сварных соединений должна локализовать сварочные напряжения по границе и в зоне сплавления наплавленного и основного металлов. Это является важным для разрешения проблем коррозионного растрескивания наружного и тыльного слоев плиты, которое иногда обнаруживается в Al-Zn-Mg сплавах. Центральный элемент благодаря высокому содержанию меди обнаруживает высокое сопротивление коррозионному растрескиванию. Rrof. ETTORE DI RUSSO ALUMINIUM COMPOSITE ARMOUR. INTERNATIONAL DEFENSE REVIEW, 1988, No12, p.1657-1658
См. Также: Баллистическая защита для легких тактических машин |
|
|||||||
|