|
|||||||||
|
Проект перспективного танка «Объект 299»
Проект перспективного танка «Объект 299»
В видении отечественных конструкторов (ОАО «Спецмаш») танк
будущего должен оставаться ракетно-пушечным, массой до 50 тонн, с пушкой
большого калибра, вынесенной из боевого отделения, и артиллерийскими снарядами
не только повышенного могущества, но и корректируемого по траектории по схеме
"выстрелил-забыл-поразил". У него должны быть семиопорное шасси с передним расположением моторно-силовой установки и гидропневматическая
(или регулируемая) подвеска. Мощность газотурбинного двигателя на уровне
Вопросом сокращения экипажа танка до двух человек
занялись еще в первой половине 80-х при разработке перспективного советского
танка 490А (Е. А. Морозов). Но, наряду с компоновочными преимуществами возникли
сложно разрешимые вопросы, особенно касающиеся командирского танка. В дальнейшем
был предложен проект «объект 299» с тремя членами экипажа. Автоматизированная
система управления огнем, комплекс систем жизнеобеспечения, эргономические
кресла.
Наряду с предложенным сокращением экипажа до 2
человек (по крайней мере, на линейных танках) проект танка «объект 299»
предполагал ряд нетрадиционных решений. Среди которых - размещение двигателя в передней части корпуса. Экипаж размещался в
высокозащищенной капсуле перед боевым отделением, которое было полностью
автоматизировано.
Вооружение
Компоновка боевого отделения была также не лишена
смелых решений, правда вопрос реализации их в металле в период 90-х, да и в
наши дни вопрос весьма сомнительный. Артиллерийское орудие установлено на
полноповоротной герметизированной
платформе. Для минимизации пространства для размещения механизма заряжания,
магазина боеприпасов и осуществления
операций заряжания применено орудие
(калибр
При этом задняя стенка капсулы выполнена с
требованием ее неразрушения при аварийном взрыве боеприпасов.
Задняя стенка пространства с механизмом заряжания и магазином боеприпасов снабжена люком для технического
обслуживания механизма заряжания с пультом исполнительных органов и магазина боеприпасов и выполнена с расчетом разрушения при аварийном
взрыве боеприпасов.
Также с левого борта необитаемой башни расположен
Вынесенная пушка, размещенная на крыше башни, никак
не защищена не только от снарядов, а и от всего, что попадает на танк – вода,
грязь, ветки, камни. С такой проблемой столкнулись разработчики харьковского
танка «Объект 490», описанного в материале Танки
«Бунтарь», «Боксер», «Молот» (объект 490, объект 490А, объект 477). После
изготовления опытного образца боевого отделения и его испытаний с такой же проблемой несомненно столкнулись бы и ленинградские
разработчики.
Проект танка «объект 299» выделено орудие с
поворотной камерой заряжания и латок с выстрелом
Идея, несомненно, интересная, упрощающая
компоновочные решения по боевому отделению, вопрос стоял за «малым» -
технической реализации подобного орудия.
Важно отметить, что возможность реализации высокозащищенного танка с экипажем два человека с
размещением экипажа в отдельно формируемой высокобронированной капсуле была напрямую связанна с развитием достижений в области технического
зрения, в том числе это качается реализации ТВ и тепловизионных устройств эффективных любых погодных условиях днем и ночью.
Реализация достижений в данной области в России, по крайней мере, в 90-е и
начале 2000-х годов ярко иллюстрируется закупкой тепловизионных камер для серийных танков во Франции. Передача изображения от расположенного в
необитаемом боевом отделении прицела наводчика и панарамического прицела также вызывает вопросы технической реализации.
Защита
Особое внимание было уделено защите. Причем подход был весьма интересный, идеология напоминает решения танка
«Объект 490». Правда вместо отсека с топливом в передней части располагался
двигатель, что ставит ряд вопросов выживаемости танка на поле боя.
В целом защита корпуса танка в пределах представляла из себя носовой модуль с характерной формой
«клюва», на верхней и нижней детали которого размещались секции с динамической
защитой в детали с литой основой и плиты из стали повышенной твердости под
большими углами встречи.
За ним следовало муторно-трансмиссионное отделение габарит которого составлял
Далее ослабленное противотанковое средство
встречалось с основной преградой сосредоточенной в капсуле экипажа.
Основная масса защиты танка «объект 299» была
сосредоточена в «капсуле» экипажа в центральной части корпуса. Габарит
центральной части капсулы выполненной из комбинированной брони с применением
новейших материалов составлял
На бортовых частях корпуса в верхнем защитном поясе
устанавливались блоки с ДЗ, а за ними ребра с ДЗ в литой основе габаритом
Таким при попадании противотанкового средства в
лобовую проекцию танка БПС или кумулятивная часть подвергалась воздействию
первой преграды с ДЗ и стальными плитами под большим углом, после чего
преодолев моторный отсек, или же отсеки надгусеничных полок заполненные топливом на нее воздействовала ДЗ основной брони капсулы и
многослойная комбинированная броня.
Вид на капсулу экипажа танка «Объект 299»
Вид сверху на капсулу экипажа «объект 299».
Видны секции для размещения ДЗ установленные в
верхнем защитном поясе борта вдоль бортов и ребра размещенные перпендикулярно
им. Таким образом при заданных курсовых углах на БПС
или кумулятивный боеприпас воздействовали последовательно 2 слоя ДЗ
Обеспечивался уровень защиты
эквивалентный по БПС 1100, а по КС
Защита кормовой части с
боевым отделением – от пуль, осколков и огня малокалиберных автоматических
пушек. На необитаемой башне по бокам размещались 2 РЛС комплекса активной
защиты, варианта КАЗ
«Арена». По периметру размещались средства поражения атакующего боеприпаса
(антиснаряды).
Подвижность
Для установки на танк предполагалось создание
персептивного ГТД с мощностью более
Постановлением Правительства Российской Федерации от
02.03.96 г. №227-15 планировалась разработка перспективного танкового ГТД
мощностью 1800-
МТО унифицированного шасси «объект 299»
Перспективный ГТД массой
С учетом неудачной разработки ГТД с пониженным
потреблением топлива реальность этих планов можно оценивать весьма скептически. Начало этой истории идет еще с первой половины 70-х, нового
ГТД изначально планировалась на перспективный танк, создававшийся в рамках «Тема 101» - создание перспективного танка
80-х (Проект танка «Объект
225» и «Объект 226».
Семейство перспективных машин на базе
унифицированного шасси
Блочно-модульная конструкция перспективного танка
позволяла за счет замены функциональных модулей создать семейство
унифицированных машин: боевой машины поддержки танков, самоходно-артиллерийской
установки, машины поддержки с противотанковым ракетным комплексом, машины разведки
и управления, роботизированной боевой машины.
При использовании единого шасси как унифицированной
платформы открываются новые возможности применить единые комплекс управления,
систему дистанционных команд и противопожарного оборудования, а также систему
жизнеобеспечения.
Основные
машины из предлагавшегося ОАО «Спецмаш» семейства:
Начнем с машины, наиболее близкой по компоновочным
решениям - танка с управляемым вооружением вертикального старта. Основные
отличия в этом варианте касаются боевого отделения, в котором размещаются 30
контейнеров с ракетами различного назначения для оказания непосредственной
боевой поддержки. Они изолированы от другого оборудования специальными
экранами. Сверху боекомплект надежно закрыт бронированными крышками и элементами
динамической защиты.
Вариант танка на базе «объект 299» с управляемым
ракетным оружием вертикального старта.
Стоит отметить, что до реализации подобной концепции
с вертикальным стартом ракет в 90-е было так же далеко как и сейчас.
В боевой обстановке осуществляется подъем крышек,
после пуска ракет они закрываются. Дневно-ночные телевизионные прицелы имеют независимый курсовой обзор, так как установлены во фронтальной минибашне со
вспомогательным вооружением.
Тяжелая
боевая машина пехоты
Тяжелая боевая машина пехоты, предназначенная для
ведения боевых действий как в едином боевом порядке с танками, как и при
ведении продолжительных автономных боевых операций-тяжелая боевая машина пехоты. Здесь, помимо пушки калибра30 мм, установлены 12,7-мм
пулемет «Корд» и 30-мм гранатомет АГС-17.
Тяжелая боевая машина пехоты на базе «объект 299»
В машине вместимостью 11 человек предусмотрено
размещение, кроме боеприпасов, запасов воды и продуктов питания, средств
маскировки, палатки и даже средств минирования. Масса тяжелой БМП – до 50 т, запас хода –
Комплекса
машин для инженерного обеспечения и сопровождения
Используя накопленный опыт, на унифицированной боевой
платформе с нарастающим темпом удалось продолжить работы по развитию семейства.
Так, была выполнена разработка комплекса машин для инженерного обеспечения и
сопровождения (тема «Комплект»). Проектирование велось по заказу УНИВ МО РФ (с долевым участием МЧС РФ) в соответствии с
постановлением правительства от 11.03.1991 г. №90-24. К сожалению, в 1996-1997
гг. из-за отсутствия финансирования эти работы были прекращены.
Машина управления и разведки
Дистанционно управляемая машина разграждения «Комплект»
Капсула экипажа
В состав комплекса входили машина разграждения и машина управления и разведки. Машина управления и разведки выполняет задачи
по инженерной разведке местности, дорог и различных объектов, степени их
разрушения, зараженности радиоактивными и химическими веществами, а также
дистанционного управления машиной разграждения.
Машина управления и разведки оснащена комплексом
технического зрения и дистанционного управления, приборами радиационной и
химической разведки, оборудована бульдозерным отвалом, манипулятором, лебедкой,
устройством обозначения опасных зон, способна выполнять газоэлектросварочные работы.
Вторая машина комплекса – машина разграждения,
дистанционно-управляемая. Предназначена для расчистки
местности, разборки завалов, разрушенных строительных конструкций, сбора и
погрузки зараженного грунта и предметов. Для этих целей она оборудована
бульдозером с регулируемым отвалом и сменным двухчелюстным рабочим органом, манипулятором с универсальным захватом и комплектом сменного
оборудования (гидромолот, взрывогенератор).
Ходовой макет «Объекта 299»
Источники
Патент РФ RU 2138004 Дата
публикации: 1999.09.20
А. С. Ефремов. «Техника и
вооружение» 2012. № 02
|
|
|||||||
|