|
||||||||||||||||||||||||||
|
КОНЦЕПЦИЯ
ДВИГАТЕЛЯ БУДУЩЕГО
Гюнтер Кифер
Scheüsseltechnologien
für das Heer 2000, Nr 11, S. 38-39
BTVT.narod.ru
Фирма MTU (г. Фридрихсхафен), входящая в состав концерна
"Даймлер-Крайслер", занимается с момента образования бундесвера
разработкой силовых установок для военных машин.
Разработанные фирмой двигатели используются в колесных и
гусеничных машинах и могут работать как с механической трансмиссией, так и с
гидромеханической и электрической.
Лучшим примером разработок в этом направлении может
служить создание в последние годы танкового силового блока Euro Power Pack
(Euro–PP), состоящего из дизельного двигателя МТ-883 Ка 500/501, систем
охлаждения, воздухоочистки, диагностики, раздаточной коробки и
гидромеханической трансмиссии HS WL-295 ТМ (Таблица 1)
Таблица 1
Основные
характеристики танкового силового блока Euro – PP
* разрабатываемая модификация с
форсированным вариантом двигателя
Исходя из достигнутого уровня
развития техники, нельзя ожидать в будущем существенных улучшений
объемно-массовых показателей силовых блоков военных машин. Поэтому во многих
странах наметились тенденции решения этой задачи путем применения
электрических или электромеханических трансмиссий.
Исследования показывают, что для
успешного согласования характеристик силовой установки и электрической
трансмиссии необходимо существенно изменить ряд параметров и характеристик
двигателя, что приводит к созданию практически новой силовой установки.
Так,
например, потребуется:
·
значительное повышение частоты вращения коленчатого вала двигателя
на режиме максимальной мощности;
·
увеличение среднего эффективного давления;
·
оптимизация мощностных показателей двигателя в верхнем диапазоне
частот вращения коленчатого вала;
·
применение промежуточного охлаждения наддувочного воздуха и
высокотемпературной системы охлаждения;
·
переход на полностью цифровое управление двигателем;
·
разработка унифицированного семейства двигателей с количеством
цилиндров от 6 до 16.
В
соответствии с этими требованиями фирмой MTU был разработан проект
перспективного двигателя, получившего название HPD (High Power Density – двигатель высокой габаритной
мощности) (Таблица 2).
Разработка
проекта началась в
Таблица
2
Основные технические данные семейства двигателей HPD
Такие
высокие значения параметров двигателя (силовой установки) получены благодаря
компактности конструктивной схемы, применения жесткого алюминиевого
блок-картера и реализации ряда технических усовершенствований, включающих
новую технологию впрыска топлива фирмы Bosch.
Рис.1. Макет 6-цилиндрового двигателя HPD
На
рисунке 1 показан макет 6-ти
цилиндрового двигателя HDP, который предусматривает применение электрического
привода в системе газораспределения с целью снижения объемно-массовых
показателей силовой установки.
Для
оптимизации параметров двигателя HDP и систем силовой установки
проводились следующие исследования:
·
согласование характеристик двигателя и 2-х ступенчатого
воздухоочистителя (1-я ступень – циклонный аппарат, 2-я ступень – фильтр тонкой
очистки кассетного типа);
·
настройка параметров системы наддува на получение максимальных
значений;
·
обеспечение работоспособности двигателя при температуре в главном
контуре системы охлаждения до 130оС.
Модульная
конструкция двигателя HPD мощностью 550 кВт показана на рис. 2
На
рис. 3 и 4 показаны результаты расчетно-экспериментального исследования по
обоснованию концепции силового блока для военных машин будущего.
Исследования
проводились совместно фирмами MTU и RENK und Magnet Motor.
На
рисунке 3 показана только часть испытанных вариантов, где буквами
"ЕЕ" обозначен полностью электрический привод на ведущие колеса без
механической коробки передач и бортового редуктора, а "ЕМТ" –
электрический привод с механической трансмиссией с двумя передачами.
Рис.
3. Сравнение объемов испытуемых силовых блоков с различными типами трансмиссий
Рис. 4. Сравнение масс испытуемых силовых блоков с
различными типами трансмиссий
Результаты сравнительного
расчетно-экспериментального исследования силового блока Euro-PP (двигатель МТ-883 мощностью
При использовании силовой
установки с двигателем HPD мощностью
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|