КОНЦЕПЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ БУДУЩЕГО

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




КОНЦЕПЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ БУДУЩЕГО

 

       Гюнтер Кифер

Scheüsseltechnologien für das Heer 2000, Nr 11, S. 38-39

BTVT.narod.ru

 

 

Фирма MTU (г. Фридрихсхафен), входящая в состав концерна "Даймлер-Крайслер", занимается с момента образования бундесвера разработкой силовых установок для военных машин.

Разработанные фирмой двигатели используются в колесных и гусеничных машинах и могут работать как с механической трансмиссией, так и с гидромеханической и электрической.

Лучшим примером разработок в этом направлении может служить создание в последние годы танкового силового блока Euro Power Pack (Euro–PP), состоящего из дизельного двигателя МТ-883 Ка 500/501, систем охлаждения, воздухоочистки, диагностики, раздаточной коробки и гидромеханической трансмиссии HS WL-295 ТМ (Таблица 1)                                                                                                                         

 

Таблица 1

Основные характеристики танкового силового блока EuroPP

Максимальная мощность (стендовая), кВт

1100 / 1200*

Максимальная мощность на ведущих колесах (при температуре окружающего воздуха  +35о С, кВт

 

810 / 900*

Масса силового блока (двигатель, обслуживающие системы и гидромеханическая трансмиссия), кг

 

5460

Объем силового блока, м3

4,3

 

*  разрабатываемая модификация с форсированным вариантом двигателя

 

Исходя из достигнутого уровня развития техники, нельзя ожидать в будущем существенных улучшений объемно-массовых показателей силовых блоков военных машин. Поэтому во многих странах наметились тенденции решения этой задачи путем применения электрических или электромеханических трансмиссий.

Исследования показывают, что для успешного согласования характеристик силовой установки и электрической трансмиссии необходимо существенно изменить ряд параметров и характеристик двигателя, что приводит к созданию практически новой силовой установки.

Так, например, потребуется:

·         значительное повышение частоты вращения коленчатого вала двигателя на    режиме максимальной мощности;

·         увеличение среднего эффективного давления;

·         оптимизация мощностных показателей двигателя в верхнем диапазоне частот вращения коленчатого вала;

·         применение промежуточного охлаждения наддувочного воздуха и высокотемпературной системы охлаждения;

·         переход на полностью цифровое управление двигателем;

·         разработка унифицированного семейства двигателей с количеством цилиндров от 6 до 16.

В соответствии с этими требованиями фирмой MTU был разработан проект перспективного двигателя, получившего название HPD (High Power Density – двигатель высокой габаритной мощности) (Таблица 2).

Разработка проекта началась в 2001 г . по инициативе фирмы MTU. Готовность двигателя к заводским испытаниям намечена на 2004 г . По заявлению фирмы, заказчиками еще не сформированы в полном объеме технические требования к таким двигателям, поэтому решение, с каким числом цилиндров будет осуществляться основная разработка, не принято.

 

                                                                                                                   Таблица 2

Основные технические данные семейства двигателей HPD

Количество цилиндров, ед.

6, 8, 10, 12, 16

Конфигурация и угол развала блоков цилиндров

V-образный, 72о

Рабочий объем 1-го цилиндра, дм3

1,0

Диаметр цилиндра/ход стержня, мм

107/109

Частота вращения на режиме максимальной мощности, мин-1

4250

Максимальная цилиндровая мощность, кВт

92,0

Удельная масса силовой установки, кг/кВт

0,94-0,81

Габаритная мощность силовой установки, кВт/м3

1200-1360

 

Такие высокие значения параметров двигателя (силовой установки) получены благодаря компактности конструктивной схемы, применения жесткого алюминиевого блок-картера и реализации ряда технических усовершенствований, включающих новую технологию впрыска топлива фирмы Bosch.

Макет 6-цилиндрового двигателя HPD

Рис.1. Макет 6-цилиндрового двигателя HPD

На рисунке 1  показан макет 6-ти цилиндрового двигателя HDP, который предусматривает применение электрического привода в системе газораспределения с целью снижения объемно-массовых показателей силовой установки.

Для оптимизации параметров двигателя HDP и систем силовой установки проводились следующие исследования:

HPD

·         согласование характеристик двигателя и 2-х ступенчатого воздухоочистителя (1-я ступень – циклонный аппарат, 2-я ступень – фильтр тонкой очистки кассетного типа);

·         настройка параметров системы наддува на получение максимальных значений;

·         обеспечение работоспособности двигателя при температуре в главном контуре системы охлаждения до 130оС.

 

Модульная конструкция двигателя HPD мощностью 550 кВт показана на рис. 2

На рис. 3 и 4 показаны результаты расчетно-экспериментального исследования по обоснованию концепции силового блока для военных машин будущего.

Исследования проводились совместно фирмами MTU и RENK und Magnet Motor.

На рисунке 3 показана только часть испытанных вариантов, где буквами "ЕЕ" обозначен полностью электрический привод на ведущие колеса без механической коробки передач и бортового редуктора, а "ЕМТ" – электрический привод с механической трансмиссией с двумя передачами.

 

Рис. 3. Сравнение объемов испытуемых силовых блоков с различными типами  трансмиссий

 

 

Сравнение масс испытуемых силовых блоков с различными типами трансмиссий

Рис. 4. Сравнение масс испытуемых силовых блоков с различными типами трансмиссий


 

Результаты сравнительного расчетно-экспериментального исследования силового блока Euro-PP (двигатель МТ-883 мощностью 1500 л .с. с гидромеханической трансмиссией HSWL-295 TM) с опытным силовым блоком (двигатель МТ-883 мощностью 1500 л .с. с электрической трансмиссией) показали, что достигнуть преимущества в объектно-массовых показателях силового блока с электрической трансмиссией не удается.

При использовании силовой установки с двигателем HPD мощностью 1500 л .с., соединенного с электрической (электромеханической) трансмиссией, объем и масса силового блока по сравнению с аналогичными показателями блока Euro-РР могут быть уменьшены примерно на 25%.

 





 



ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ