Объект 172М-2М
«Буйвол»
В середине
1974
г
. начались испытания усовершенствованного варианта
танка "объект 172М-2М", с усовершенствованными приборами наблюдения
за полем боя и новым прицельным комплексом. На 6-м и 7-м экземплярах машины
были установлены лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел
"Буран-ПА", новые приборы наблюдения командира и наводчика,
стабилизатор пушки "Жасмин" с электроприводом в горизонтальной
плоскости (обычный стабилизатор 2Э28М имел только гидропривод). Кроме того,
усовершенствованная 125-мм пушка Д81ТМ отличалась более высокой точностью.
Проведенные мероприятия позволили увеличить количество попаданий при стрельбе
с ходу на дальностях 1600 -
1800
м
по целям типа "танк" до 80-100%.
Отклонение средней точки попадания по высоте на дальности в
1 км
в условиях дождя
термозащитный кожух уменьшил до
15
см
- против
3,6 м
без него. Дополнительные приборы
увеличили статический угол обзорности командира со 144 до 288 градусов,
наводчика - соответственно с 60 до 150 градусов. Более удобная боеукладка
позволила производить до двух прицельных выстрелов в минуту при ручном
заряжании. Для сравнения: на испытаниях 15 танков "объект 172М" в
1972 г
. количество
попаданий при стрельбе с ходу составляло 50,4%, а на производство одного
выстрела при ручном заряжании затрачивалось в среднем 1 мин. 44 сек. Боекомплект
танка был увеличен до 45 выстрелов.
Защита танка была также усилена – увеличен угол наклона
ВЛД до 70 градусов, башня получила комбинированное бронирование.
На танке был установлен форсированный до 840л.с. двигатель
В-46Ф усилены БКП, усовершенствована ходовая с увеличенным динамическим ходом
опорных катков. Также был увеличен запас топлива (пробег на одной заправке
вырос до
1000 км
).
Однако двигатели на танках №5-7 работали не слишком надежно. В отличие
от первых четырех они отработали в среднем всего по 200 с небольшим часов.
Основные неполадки были связаны с выбросом масла из маслоотделителя и потерей
охлаждающей жидкости. В
1975
г
. конструкторы ЧТЗ срочно дорабатывали дизель В-67
(ранее называвшийся В-46Ф); в
1976
г
. предполагались войсковые испытания уже десяти
танков "объект 172-2М". В общем, в ближайшие два-три года можно
было ожидать принятия на вооружение танка "объект 172М-2М" -
усовершенствованного варианта Т-72.
Однако этого не произошло. Правда, кое-что с "объекта
172М-2М" уже в
1975 г
.
было перенесено на серийные машины: например, усиленные коробки передач,
дополнительные смотровые приборы. Все остальное не было востребовано, и
вместо начала производства "объекта 172-2М" Постановлением ЦК КПСС
и Совета Министров СССР №1043-361 от 16 декабря
1976 г
. предписывалось
провести работы по созданию танка Т-72 с повышенными характеристиками. Однако
последние либо повторяли уже существующие ТТХ "объекта 172М-2М"
(двигатель мощностью
840 л
.с.,
лазерный прицел-дальномер, боекомплект 44 выстрелов), либо даже уступали ему.
В частности, предлагалось оставить стабилизатор пушки 2Э28М. Но и это задание
было выполнено не в полном объеме: танк Т-72А был в
1979 г
. принят на
вооружение с двигателем В-46-6 мощностью
780 л
.с. Дизель мощностью
840 л
.с. был официально
введен на танке Т-72Б, но это уже в конце
1984 г
.
Объект 172М-2М «Буйвол»
Первый ходовой экземпляр изготовленный
по теме ОКР "Буйвол" (в запаснике музея БТТ в Кубинке).
|