|
ОЦЕНКА ЗАЩИТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ТАНКОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДА
ВОССОЗДАНИЯ СХЕМ БРОНИРОВАНИЯ
Г. Ф.
ТАТАРИН, канд. техн. наук. В. Г. ТОЛОЧИН, Ю. А.
ШИШКОВ
В
зарубежных источниках последних лет часто публикуются различные сведения о
разработке новых танков ХМ-1 (США) и «Леопард-2» (ФРГ) с фотоснимками этих
машин. Однако данные о броневой защите новых танков не приводятся по соображениям
секретности. В связи с этим была разработана методика оценки броневой защиты
танков при ограниченной информации применительно к танкам ХМ-1 и «Леопард-2»
(схема).
Основными
компонентами методики являются: составление компоновочной схемы танка,
конструктивной схемы его бронирования, определение толщины и массы
элементом бронирования. Расчетные значения массы брони корпуса и башни,
полученные на основе схемы бронирования, сравниваются со значениями,
полученными из баланса масс всех узлов и систем танка.
На
основании открытых публикаций обычно известны (или могут быть определены)
характеристики по массе и габаритам машин, основных агрегатов,
боекомплекта, ГСМ, а также число членов экипажа. Эти данные являются
исходными для проведения последующих расчетно-конструкторских работ.
Составление
конструктивно-компоновочной схемы включает в себя изображение в масштабе
1:10 трех проекций танков ХМ-1 и «Леопард-2» с учетом размещения внутреннего
оборудования, узлов, топлива и экипажа. При этом производится линейная
увязка размеров ходовой части, корпуса, башни, внутренних отделений
(управления, боевого и МТО), а также узлов и агрегатов силового блока,
вооружения, основных приборов СУО, боекомплекта, экипажа и др.
При
составлении таких схем для танков ХМ-1 и «Леопард-2» были использованы также
фотографии опытных образцов, изображения отдельных узлов и косвенные данные,
полученные из анализа предшествующих им серийных и опытных машин (МВТ-70,
М-60А1, ХМ-803, «Леопард-1А4», «Леопард-2К», «Леопард-2АV»).
На основе
конструктивно-компоновочных схем можно синтезировать схемы бронирования. Этот
процесс включает следующие операции:
При этом используются
также материалы зарубежных патентов по броневым системам, отдельные сведения
о направлениях развития защиты зарубежных танков, сравнительные данные по
уровню защиты различных танков и др.
Известно,
что бронирование танков ХМ-1 и «Леопард-2» выполнено из многослойной брони (чобхэмской), стойкость которой против кумулятивных снарядов
вдвое превосходит стойкость монолитной брони той же массы. По данным
зарубежной информации, лобовая броня танка ХМ-1 обеспечивает полную защиту
как от 152-мм ПТУРСов «Шиллейла»
(бронепробивасмость 500-600 мм), так и от 105-мм бронебонпо-подкалиберньгх снарядов с высокой начальной
скоростью. Броневая защита тапка «Лсопард-2АV» при испытаниях в 1976 г.
обстрелом улучшенными 105-мм подкалиберными и кумулятивными
снарядами показала высокий уровень стойкости. По расчетной оценке бронебойно-подкалиберные снаряды типа М735 пробивают в
упор по нормали не менее 370 мм или 185 мм/60° при этом защищающая толщина
должна составлять не менее 400 мм и 200 мм/60° соответственно.
К тому же
мишени из новой брони выдерживают многочисленные испытания подкалиберными 105- и 120-мм кумулятивными снарядами и ракетами типа «Свингфайр».
По мнению зарубежных специалистов, использование чобхэмекой брони на танке ХМ-1 повысило уровень его броневой защиты в сравнении с танком
М-60А1 примерно вдвое.
В
конструкции обоих танков реализуется ряд конструктивных мероприятий по
снижению заброневого действия снарядов при пробитии
брони (использование специальных контейнеров для боеприпасов, бронированных перегородок-отсеков
для защиты топлива и боекомплекта, осколкоулавливающих подбоев и т. д.). В результате
изучения литературных источников 1976-1977 гг. получены исходные
характеристики броневой защиты этих танков (табл. 1).
В
результате исследований были получены расчетные величины эквивалентов по
массе элементов бронирования и эквивалентные толщины брони по стойкости,
приведенные к броне средней твердости (табл. 2 и 3).
Таблица 1
Исходные
характеристики броневой защиты танков
Таблица 2
Расчетная
толщина брони по горизонтали, эквивалентная по массе в мм
К
особенностям бронирования ХМ-1 и «Леопард-2» относятся:
сварные
конструкции корпуса и башни с использованием многослойной брони;
резкая
дифференциация толщин при наибольшей защищенности лобовых участков;
бортовые
секционные экраны повышенной толщины (60-70 мм) - на тапке ХМ-1 и резиновые
экраны, армированные стальными пластинами, - на танке «Леопард-2»;
броневые
перегородки (многослойные или из броневого вязкого алюминиевого сплава) для
защиты экипажа, топлива и боекомплекта от осколков при пробитии брони;
минимизация
ослабленных зон за счет размещения приборов на горизонтальных участках брони,
применения защитных броневых крышек, утопленных в башню малогабаритных
масок, установки приборов наблюдения непосредственно в крышках люков и др.
Таблица 3
* В
числителе приведены данные для подкалиберного, в
знаменателе для кумулятивного снарядов.
По уровню
защиты лобовой проекции при курсовом угле 0° танк «Леопард-2» близок к танку
ХМ-1, но уступает ему при курсовых углах обстрела 20-30°, а также по защите
нижнего лобового листа. Масса брони корпуса
и башни танка ХМ-1 составляет по расчету 29,6-30,1 т (башня –
13...13,5, корпус - 16,6), т. е. 55,5-56,5% от 53,4 т полной массы. Напомним, что масса брони танка М-60А1 составляет
26,6 т при его полной массе 49,7 т (54%). Масса локальной защиты топливных
баков и боекомплекта ХМ-1 принята (по оценке) равной 1 т.
Суммарный
внутренний обтаем машины составляет примерно 19,7 м3 (5,5 - башня, 14,2 - корпус). Масса брони корпуса и башни «Леопард-2АV» 27,8 т. (12 - башня, 15,8 - корпус). Масса локальной защиты топлива и боекомплекта этой машины оценена
равной 0,5 т. Суммарный внутренний объем - 19,4 м3 (4,5 - башня,
14,9 - корпус).Броня башни танка «Леопард-2АV» легче но сравнению с ХМ-1
примерно на 1,5 т за счет меньшего внутреннего
объема ее кормовой части, сравнительно слабой
крыши и несколько сниженной защиты бортов.
Расчеты показали, что лобовое бронирование танков ХМ-1 и «Леопард-2»
обеспечивает защиту от 120-мм бронебойно-подкалиберных снарядов пушки «Рейнметалл»
при курсовом угле +20° с дистанции 0-1 км и от
кумулятивных средств, пробивающих 550—600 мм брони средней твердости.
Передний
борт корпуса танка ХМ-1 и верхний бортовой пояс танка «Леопард-2»
обеспечивают защиту при курсовом угле до ±20° от 105-мм
оперенных бронебойно-подкалибериых снарядов с дистанции - 300-500 м и от 120-мм бронебойно-подкалиберных снарядов с дистанции - 1,5-2 км.
Борт корта в районе МТО обоих танков и
нижний бортовой пояс «Леопард-2» обеспечивают
защиту при курсовых углах ±15° только от 105-мм бронебойно-подкалиберных снарядов типа APDS.
Оценка
характеристик по массе (табл. 4) проводилась на основе информационных источников.
При отсутствии необходимых данных массы узлов определялись по прототипам или
по их предварительно воспроизведенным конструкциям. Так была пересчитана
масса опорного катка диаметром 660 мм (танки М-60А1, «Леопард-1») на диаметр
640 (танк ХМ-1) и 700 мм (танк «Леопард-2»). Масса подвески ХМ-1
подсчитывалась по воспроизведенной конструкции торсиона, амортизатора, опоры
с подшипниками. Полученные таким образом массы броневой защиты сравнивались
с характеристиками, полученными расчетным путем по
конструктивно-компоновочной схеме и схеме броневой защиты. Этот этап является
дополнительной проверкой совпадении исходных и
результирующих характеристик.
Выводы
Разработанный
метод позволяет оценить уровень броневой защиты новых танков по данным ограниченной информации.
Исследования
подтвердили возможность реализации на танках ХМ-1 и «Леопард-2» повышенных
характеристик за счет многослойной сварной брони с большими наклонами броневых
листов, бортовых экранов и рациональной установки танковых приборов.
http://btvt.narod.ru Вестник бронетанковой техники, 1979 г. №5.
|
|