|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Боевая машина поддержки танков: История и перспективы © А. Тарасенко
В последнее время в обсуждении ситуации в российском танкостроении рядом высокопоставленных российских высокопоставленных чиновников [1] и военных [2] подвергли жесткой критике, находящиеся на вооружении и разрабатываемые образцы БТТ. Критика была направлена в адрес ОАО НПК «Уралвагонзавод», которая на данный момент является монополистом в производстве и разработке БТТ. Тагильские разработчики ОАО УКБТМ не справились как с возникшими проблемами при создании перспективных образцов – танка и боевой машины поддержки танков (БМПТ), так и допустили значительные задержки по модернизацией уже находящихся на вооружении и производящихся серийно танков Т-90А. В публикации «Размышления о статье А.С. Ефремова Какой двигатель нужен современному танку?» [3] представители ОАО УКБТМ изложили свой взгляд на злободневные вопросы российского танкостроения. К сожалению, основная часть материала посвящена критике оппонентов и представлении их разработок в негативном свете, но, вместе с тем, в материале есть ряд важных вопросов и утверждений. В первую очередь необходимо остановится на важном вопросе перспективного образца БМПТ созданного ОАО УКБТМ. Авторы заявляют: «К числу образцов перспективной техники относится и боевая машина огневой поддержки БМПТ, успешно прошедшая все этапы государственных испытаний. Техническая документация рекомендована для организации серийного производства БМПТ, но само изделие не принято на вооружение без объяснения причин». Какие же были причины не принимать на вооружение БМПТ, разработанную ОАО УКБТМ – на этот вопрос мы попытаемся ответить в данном материале. Первые образцы боевой машины поддержки танков К началу 80-х годов опыт боевой подготовки войск, результаты исследований показали, что прорыв подготовленной обороны противника по традиционной схеме с использованием танков и боевых машин пехоты становится проблематичным, вследствие массового насыщения обороняющейся стороны ручными противотанковыми средствами. Нужно было искать новое средство, способное успешно бороться с танкоопасной живой силой, поражая или подавляя ее, действуя совместно с танками. Таким средством должна была стать высокозащищенная боевая машина поддержки танков (БМПТ). Концепция создания БМПТ и оперативно-тактическое обоснование ее применения, включая моделирование общевойскового боя с применением БМПТ в составе танковых и мотострелковых подразделений, проведение испытаний действующих экспериментальных образцов таких машин осуществлялось 38 НИИИ МО РФ [4] с привлечением других организаций. Головным исполнителем по разработке БМПТ стало конструкторское бюро Челябинского тракторного завода (ГСКБ-2), под руководством главного конструктора В. Л. Вершинского, комплекс вооружения создавался конструкторским бюро приборостроения (КБП) под руководством главного конструктора А. Г. Шипунова. Таким образом, работа была поручена опытным коллективам КБ имеющим большой опыт в создании новых изделий и комплексов вооружения для них. В
Таким образом, становится понятно, что идея создания БМПТ отнюдь не нова и до разработки ОАО УКБТМ в конце 80-х годов были созданы три образца данной машины. Вполне очевидно было бы предположить, что созданная значительно позже ОАО УКБТМ разработка будет иметь значительные преимущества над предшественниками, так ли это? Для этого необходимо рассмотреть комплекс вооружения, определяющий боевые возможности этих машин. Вооружение БМПТ Варианты вооружения БМПТ разработки ОАО УКБТМ (фото gspo.ru). Состав вооружения БМПТ разработанной
в ОАО УКБТМ известен в ходе многократных показов на выставках вооружений и
публикаций в СМИ [5]. Основное вооружение последнего варианта БМПТ (объект 199)
включает блок вынесенного вооружения с двумя
Рассмотрим состав вооружения менее известных БМПТ разработки КБ ЧТЗ, разработку которого выполняло конструкторское бюро приборостроения (КБП) под руководством академика Шипунова. Варианты вооружения БМПТ разработки КБ ЧТЗ (фото gspo.ru). Комплекс основного вооружения разрабатывался в двух вариантах: Вариант с двухместной башней включал
Для поражения бронированных целей для ОПУ разрабатывался комплекс управляемого вооружения поражающий цель с верхней полусферы и снаряды с объемно детонирующей смесью «Сектор-2». Комплекс вооружения идеально подходил для эффективного поражения укрытых целей. Кроме основного вооружения, в двухместной башне в корпусе две курсовые стабилизированные по вертикали автономные установки с 30 (40)-мм автоматическим противопехотным гранатометом и пулеметом ПКТ. Два автономных пулемета ПКТ установленных на правом и левом борту БМПТ. В корпусе устанавливались прицелы БПК-2-28 и ППБ-2 для курсовых установок ПКТ с следящим электроприводом и сектором стрельбы 90 град по горизонту и +20…-3 град по вертикали. Боевой расчет БМПТ разработанных в КБ ЧТЗ составлял семь человек, из них пять имели возможность, при необходимости спешивания. Таким образом в отличии от Тагильской машины вариант ЧТЗ имел важное преимущество по возможности действий расчета БМПТ как находясь в машине так и при необходимости спешившись. Командир БМПТ имел возможность дублирования действий наводчика, и применять вооружение со снижением общей эффективности огня не более 20%. Разрабатывался и второй вариант с двумя вынесенными боевыми модулями с
В корпусе устанавливались две курсовые стабилизированные по вертикали автономные установки с 30 (40)-мм автоматическим противопехотным гранатометом и пулеметом ПКТ, аналогично первому варианту вооружения. Для защиты бортов и кормовой проекции применялась автономная стабилизированная установка с ПКТ. Общее управление вооружением, распределение целей между членами расчета осуществлял командир машины. На основе сравнения вооружения БМПТ разработанных ОАО УКБТМ и КБ ЧТЗ очевидно полное превосходство вариантов разработанных КБ ЧТЗ и КБП. Варианты вооружения БМПТ разработки КБ ЧТЗ (фото gspo.ru). Оба варианта вооружения БМПТ основаны на опыте разработок комплексов вооружения перспективной БМП-3. Задачи БМПТ БМПТ предназначена для действий во
всех видах боя в составе танковых и мотострелковых частей и подразделений. При
этом основная задача БМПТ состояла в подавлении и уничтожении танкоопасной
живой силы (ТОЖС). Применение
Поражение танков и тяжелых БМП на дистанции 4000…5000 м обеспечивалось применением запускаемой через ствол ОПУ 2А70 ракеты «Аркан». Вооружение, установленное в корпусе,
позволяло эффективно подавлять и уничтожать ТОЖС из курсового
В целом комплекс вооружения
представлял собой эффективное средство поражения ТОЖС из ОПУ, АП, АГ и ПКТ на
дистанциях от 300 до
В варианте вооружения двумя
вынесенными боевыми модулями подавление и поражение ТОЖС обеспечивалось на
дистанции 2500…3000 м при этом в отличии от БМПТ разработанной ОАО УКБТМ
имелась возможность вести огонь из
Поражение танков и тяжелых БМП на
дистанции 4000…5000 м обеспечивалось ПТРК «Корнет» установленных в защищенных
от пуль и осколков контейнерах. В обоих вариантах вооружения обеспечивалась
возможность борьбы с низколетящими самолетами и вертолетами на наклонных
траекториях на дистанции до
На этапе предварительных испытаний проводилась оценка эффективности поражения укрытой живой силы противника при стрельбе из ОПУ, АП, АГ. Критерии и результаты подавления оценивались в соответствии с НИР «Подавление» (НПО «Точность» под руководством главного А.Г.Шипунова).
Требования к защите БМПТ Задачи БМПТ могли быть выполнены
только при обеспечении защищенности на уровне основного танка, а при учете
основной задачи борьбы с ТОЖС и более мощной. Прежде всего, меньшая уязвимость
БМПТ обусловлена большим количеством независимых каналов по обнаружению целей
со всех направлений. В варианте КБ ЧТЗ
это бортовые пулеметные установки и возможность поражение целей мощными
При установке второго варианта вооружения с двумя вынесенными боевыми модулями защищенность обеспечивалась возможностью поражения одновременно двух целей основным вооружением. Защита машин с кормы и бортов обеспечивалась автономной стабилизированной пулеметной установкой. В соответствии с ТТТ защита лобовой
проекции корпуса и низкопрофильной башни (вариант с двухместной башней) должна
была обеспечивать защиту от БПС пробивающих 700…725 мм на дистанции
Защита вынесенных боевых
модулей во втором варианте вооружения
БМПТ обеспечивалась от
Машина должна была выдерживать
подрыв фугасной мины под гусеницей массой
Защищенность БМПТ разработанной в ОАО УКБТМ несовершенна с точки зрения увеличения ослабленных зон лобовой проекции корпуса, а также отсутствия прикрытия бортов и кормы реализованного в разработках ЧТЗ. Выводы На основе приведенных данных по составу вооружения БМПТ созданных в КБ ЧТЗ в 80-е годы и позднее в конце 90-х в ОАО УКБТМ можно утверждать о полном превосходстве по эффективности вариантов вооружения предложенных ЧТЗ и КБП. Возникает закономерный вопрос, почему более чем через десятилетие после создания БМПТ в ЧТЗ в ОАО УКБТМ предложили варианты, значительно уступающие им по эффективности? Машины ЧТЗ разрабатывались по тактико-техническим требованиям (ТТТ) разработанным еще при СССР. При этом требования были продуманны, в том числе и на основании опыта применения БТТ в Афганистане. В начале 90-х машины были испытаны в Чебаркульском учебном центре, после чего начались известные события 90-х годов и о машине забыли, несколько образцов этой уникальной машины и сейчас находятся на закрытой площадке музея БТВТ в подмосковной Кубинке.
Новый интерес к машине такого класса
возник после неудачного применения танков Т-72 и Т-80, а также
легкобронированных БМП-1 и БМП-2 в ходе ликвидации незаконных вооруженных
формирований на территории чеченской республики. Тогда тагильские
танкостроители уже стали, по сути, монополистами в российском танкостроении и
работа над БМПТ была поручена им. В результате работ которые не учитывали
предыдущий опыт, был создан макет БМПТ, вооружение которого размещалось в
боевом модуле и составляло всего одну
Впоследствии вооружение было
изменено, вместо автоматического гранатомета была установлена вторая
Возникает сложно объяснимая
ситуация, когда при уже созданной БМПТ с мощным вооружением и хорошими
возможностями по борьбе с укрытыми целями с
Встает вопрос – создавалась ли БМПТ в ОАО УКБТМ под требования заказчика, или же заказчик был вынужден создавать требования под то, что было разработано в ОАО УКБТМ? Авторы статьи «Размышления о статье А.С. Ефремова Какой двигатель нужен современному танку?» правильно указывают о том, что БМПТ ОАО УКБТМ прошла все этапы государственные испытания и рекомендована для организации серийного производства, но та ли это БМПТ которая нужна российской армии? Отсутствие госзаказа на БМПТ разработки ОАО УКБТМ убедительно свидетельствует о том, что машина не соответствует по комплексу вооружения современным требованиям и уступает разработкам более чем 20 летней давности. Интерес к машине проявил лишь Казахстан, заказавший в 2011 году три изделия «199». К сожалению, несостоятельность конструкторских разработок ОАО УКБТМ продемонстрированная в данном материале на примере БМПТ компенсируется активной рекламной компанией в СМИ, где любые объективные высказывания с критикой их продукции оцениваются как антипатриотичные. Вероятно, и заказчику приходилось под давлением общественности закрывать глаза на то, что предлагаемая данным разработчиком техника зачастую уступает как разработкам других российских КБ так и зарубежным. Стоит отметить, что неудачный
вариант БМПТ предлагаемый ОАО УКБТМ не преуменьшает важности создания и
исследований БМПТ. Актуальным решением может быть создание машин подобного класса
на основании прежнего опыта разработок ЧТЗ и КБП. Стоящим рассмотрения может
быть и вариант применения в качестве основного вооружения БМПТ боевого модуля с
Ссылки: 1. "РИА Новости" круглый стол «Нужно ли России закупать оружие за рубежом?» http://www.rian.ru/press_video/20100407/219089968.html 2. "РИА Новости" Постников: даже новейшее оружие для СВ РФ проигрывает аналогам из НАТО http://www.rian.ru/defense_safety/20110315/354097106.html 3. Э.Вавилонский. «Размышления о статье А.С. Ефремова Какой двигатель нужен современному танку?». Техника и вооружение, №3, 2011 4. 75 лет исследований и испытаний бронетанковой техники и вооружений/38 НИИИ МО РФ.: -М. Мегалион. 2006. 5. С. Суворова «Нужна ли России боевая машина поддержки танков?» Техника и вооружение, №4, 2006. 6. Патент РФ № 31845. 7. Шипунов
А. , Дудка В. , Березин С. , Осипова Л. Модернизация боекомплекта БМП-3.
Военный парад №4(34),
8. Патент РФ № 55117. См также: БОЕВАЯ МАШИНА ПОДДЕРЖКИ ТАНКОВ |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|