|
|||||||||||||||||||||||
|
МОНЕРГОЛИ И ДИЕРГОЛИ – ПРОГРЕСС
В РАЗРАБОТКЕ БОЕПРИПАСОВ
Крис
Дженкинс
В течение ряда лет велась разработки жидких метательных веществ
(ЖМВ) для пушек. Используя опыт, полученный при разработке метательных
зарядов для ракетной техники, в США, Великобритании, Западной Германии и
Франции по ряду программ исследуется применение таких метательных зарядов
для минометов, артиллерийских и танковых пушек.
Принцип действия
жидких метательных веществ сам по себе сравнительно простой. Топливо под
давлением нагнетается в камеру сгорания пушки снарядом, который должен
выстреливаться, и инициируется. В результате сгорания возникает давление,
которое приводит снаряд в движение. Это звучит просто и можно простить
некоторых читателей за то, что они спрашивают себя, из-за чего же вся суета и
почему уходит столько времени на применение этого принципа в пушках.
Несомненно,
существуют преимущества использования ЖМВ, но существуют также связанные,
главным образом, с тем фактом, что предназначаются для взрыва. Хитрость
заключается в том, чтобы разработать метод управления их взрывом.
При использовании
их в качестве метательных зарядов возникают также другие факторы. К ним относится обеспечение того, чтобы
использовалось надлежащее количество ЖМВ для данной дальности (гаубичное
применение); чтобы скорость горения ЖМВ была по возможности равномерной для
обеспечения стандартизированной траектории для каждого выстрела; чтобы не
было вредной химической реакции между используемым метательным веществом и
материалом, из которого изготовлен ствол пушки; чтобы используемые
химические препараты и продукты их сгорания не создавали опасности для
здоровья человека при правильном обращении.
Заряды картузного и
гильзового заряжания имеют то преимущество, что они изготовляются в
контролируемой среде, в которой могут быть заранее определены количество
метательного заряда и скорость горения. Присущим им недостатком является то,
что их трудно хранить без риска. Если заряд преждевременно инициируется
горячим осколком, например, и высоким давлением, то другие заряды,
находящиеся по соседству, могут взрываться, приводя к катастрофическим
результатам. Кроме того, требуется обеспечение безопасной доставки зарядов
на переднюю линию фронта.
Преимущества (ожидаемые) ЖМВ
В
приведенном выше подзаголовке добавлено слово "ожидаемые", чтобы
показать, что не все видимые преимущества фактически доказаны, хотя работа продолжается.
Надежность.
Одним из ожидаемых преимуществ является надежность. Это в частности
относится к диерголям и даже в большей степени к несамовоспламеняющимся
диерголям. В современных танках и самоходных гаубичных установках перевозимые
заряды представляют какую-то степень риска для экипажа, так как они могут
взрываться от осколков. В танках армии Великобритании, например, все заряды
размещаются под погоном башни, в относительно безопасном месте корпуса. В
западногерманском танке "Леопард-2", из которого стрельба ведется
унитарными боеприпасами, некоторое количество выстрелов размещается в нише
башни, а большая часть выстрелов укладывается в корпусе, где дополнительной
защитой являются баки дизельного топлива. В танке "Абрамс" М-1
США, в котором также используются унитарные боеприпасы, большинство выстрелов
размещено в нише башни. В танках "Леопард-2" и М-1 детонация выстрелов, размещенных в нише
башни, может вызвать сильное повреждение боевого отделения, несмотря на
наличие бронированных дверц и срывных секций на крыше ниши башни.
При
использовании диерголей не существует риска случайного воспламенения или
самовоспламенения (пока не соединяются два химических вещества - а это происходит лишь в случае самовоспламеняющихся
смесей). Два химических вещества могут размещаться в любом имеющемся месте,
предпочтительно на противоположных бортах машины.
Экономия
заброневого объема. Объем для размещения боеприпасов основного вооружения
внутри боевой бронированной машины (AFV) ценится очень высоко. Об этом следует
хорошо подумать на стадии разработки машины, чтобы обеспечить по возможности
безопасное размещение максимального числа выстрелов с учетом упомянутых выше
ограничений.
Несмотря
на то, что должно перевозиться большое количество жидкого метательного
вещества (почти 10-
ЖМВ
исключает также потребность в объемных зарядных гильзах, которые должны
удаляться после стрельбы. Даже
короткие гильзы выстрелов 120-мм гладкоствольных танковых пушек современного
поколения занимают значительный объем в башне.
Заряжание. При применении ЖМВ в танках с автоматами
раздельного заряжания остается механизм заряжания снаряда. Это приведет к упрощению
конструкции автомата заряжания и увеличению скорострельности.
Ведутся работы по
разработке системы подачи ЖMB в
зарядную камору при любом положении пушки. Если разработка окажется удачной,
то не потребуется возвращать пушку и башню в исходное положение перед
заряжанием.
Рис. 1. Схема
системы подачи ЖМВ для несамовоспламеняющегося диерголя: 1 — бак (резервуар); 2 - топливо; 3 - питательный насос; 4 - предохранительный клапан; 5 - быстродействующий клапан; 6 - промежуточный топливный бак; 7 -воспламенитель; 8 - переливной клапан; 9 - пушка с системой впрыска; 10 -трубопровод подвода окислителя; 11 - окислитель; 12 - трубопроводы подвода окислителя с двойной заполненной
водой обшивкой
Материально-техническое
обеспечение. Проблемы, связанные с размещением зарядов в танках и гаубицах
(то есть опасность нежелательного взрыва), обостряются в системе
материально-технического обеспечения. В большинстве армий боеприпасы
транспортируются в первые эшелоны на легкобронированных машинах. В военное
время возможность попадания в одну из этих машин велика, известны и случаи
воспламенения транспортеров для перевозки боеприпасов в мирное время. Более
того, производственные возможности по боеприпасов ограничены и, следовательно, они являются целями,
представляющими большую ценность.
ЖМВ но своему
существу безопаснее для транспортировки и обращения. Два химических вещества
в диерголе могут транспортироваться. раздельно в контейнерах или
автоцистернах без риска взрыва, если произошло попадание в одно из них, Кроме
того. химические вещества могут транспортироваться непосредственно от
изготовителя на поле боя, их не надо смешивать или превращать в заряды.
Исследования
показали, что ЖМВ могут использоваться для целого ряда типов вооружения, показы
были проведены с использованием 30- и 105-мм пушек. Их использование возможно
также для самолетов с теми же преимуществами размещения и безопасности, как
и в наземных системах. Таким образом, будет меньше типов зарядов - упрощается материально-техническое обеспечение.
Единственным
недостатком доставки ЖМВ непосредственно на поле боя может быть то, что
некоторые из монерголей (особенно на гидроксильном нитрате аммония) и
диергольные окислители, например, перекись водорода (Н2О2),
сильно подвержены разложению. Поэтому перед заправкой в баки боевых машин требуется
контроль высокоточными измерительными приборами. Это очень трудно
осуществлять в условиях, которые обычно преобладают во время пополнения на
поле боя. Одна из фирм, осуществляющих в настоящее время исследования в этой
области, заявляют, что нашла "хорошее решение" этой проблемы.
Рис. 2. Испытательный
стенд 30-мм пушки, используемый фирмой "Диль" в исследованиях самовоспламеняющегося
диерголя
Рис.3. 25-мм автоматическая пушка,
которую использовала фирма "Рейнметалл" в своих ранних
исследованиях по ЖМВ
Рис. 4. Опытный
образец 20-мм пушки фирмы "Рейнметалл, используемый в исследованиях
монерголя
Рис. 5. Испытательный
стенд 105-мм пушки. фирмы
"Дженерал электрик", для заряжания используется метод регенеративного
впрыска. На вставке доказан испытательный бункер фирмы "Дженерал
электрик"
Стоимость.
Используемые в различных исследовательских ппрограммах химические вещества
широко применяются в коммерческом секторе. В Западной Германии, например,
установлено, что в коммерческом секторе ежегодно производится около 10000 т азотной кислоты и перекиси водорода.
Дальнейшие расчеты показали, что эквивалентное количество диерголя Н2О2 / углеводород, необходимое для выстрела 155-мм снаряда самоходной гаубичной
установки на максимальную дальность (заряд 8), будет стоить примерно
Внутренняя
баллистика. Внутренняя баллистика обычной пушки определяется в основном
метательным зарядом. Внутренняя баллистика пушки с ЖМВ определяется в большей
степени подготовкой метательного заряда непосредственно в каморе.
Внутренняя
баллистика относится к той области, в которой преимущества являются в
действительности все еще "ожидаемыми". Например, что касается
современной 120-мм гладкоствольной пушки, результаты испытаний показывают,
что ряд факторов внутренней баллистики будет улучшен. Удельная энергия может
быть на 10-14% выше, а объемная
плотность улучшается примерно на 30%. Использование
ЖМВ обеспечит число молей (Nо1)* на 17% выше.
Утверждают, что
температура горения, например, диерголя, состоящего из разбавленной Н202 (перекиси водорода) и углеводородов, примерно на 20% ниже, чем температура
горения стандартного твердого метательного заряда. Это приведет к снижению
дульных демаскирующих признаков (например, меньше дульное пламя) и таким образом уменьшит степень (вероятность)
опознания стреляющего танка днем. Более низкая температура горения приведет
также к меньшему износу ствола, при условии, что между метательными зарядами
и материалом, из которого изготовлен
ствол, не происходит никакой химической реакции.
Одним из факторов,
которые могут влиять на скорость горения метательного заряда, является его
температура при воспламенении. Температура современных зарядов, по крайней
мере, в самоходных гаубичных установках (для танковых пушек она не так важна)
измеряется и вводится в вычислитель системы управления огнем Температура и
концентрация окислителя могут измеряться, когда жидкости находятся в баках
перед заправкой в камору. Затем эта информация может автоматически подаваться
в вычислитель системы управления огнем.
Целью всех
разработчиков танковых пушек является выравнивание жесткого пикового значения давления (зависимость нарастания
давления от времени). В большинстве современных танковых пушек пиковое
значение давления достигается быстро после воспламенения летательного заряда
и затем быстро убывает. Целью является
достижение более равномерной скорости горения, что снижает пиковое значение и
поддерживает потребное давление в течение более продолжительного периода
времени. Большинство экспериментаторов соглашается, что теоретически это возможно при использовании
ЖМВ, хотя еще не достигнуто.
_____________________________________________________________________
* Nо1
(моль) определяется в словаре Webster как "количество чистого вещества,
которое содержит такое же число элементарных структурных единиц, как атомов
точно в
Прим. автора статьи
Рис. 6. Схема,
на которой показана предлагаемая компоновка для гаубицы с ЖМВ, использующей
метод регенеративного впрыска:
1
- запирающий механизм для всех поршней; 2 - поршни зарядки окислителя; 3 - поршни
подачи топлива; 4 - поршни впрыска; 5 - выпускной воздушный клапан; 6 - окислитель; 7 - топливо
Типы ЖМВ
Монерголи
(однокомпактный заряд) - жидкие
гомогенные метательные заряды, состоящие из чистых составов, обладающих
большой энергией, или смесей, которые образуют газы посредством
межмолекулярной реакции (например, пропилнитрат) или каталитического
разложения (например, перекись водорода, гидразин и окись этилена).
Диерголи
(двухкомпонентный заряд) - чистые или
смесевые жидкие топлива и окислители, которые хранятся раздельно и затем
смешиваются в стехиометрических отношениях, чтобы вызвать реакцию в каморе
сгорания.
Диерголи
подразделяются на самовоспламеняющиеся и несамовоспламеняющиеся. В
самовоспламеняющихся диерголях самопроизвольное горение происходит, когда
соединяются топливо и окислители Несамовоспламеняющимся диерголям требуется
воспламенитель (например, пиротехнический или электрический). Эти определения
даны в справочнике фирмы "Эрликон", 2-е издание, 1981г.(Osrilkon Pocket Book, 2nd Edition (1981)).
Недостатки использования ЖМВ
Хотя перечень
преимуществ, указанных выше, большой (а некоторые из них все еще остаются
теоретическими), существует и ряд недостатков использования ЖМВ. Однако
некоторые преимущества еще не полностью подтверждены. А многие заметные
проблемы могут быть решены в течение нескольких следующих лет. По крайней
мере, на это серьезно надеются фирмы, занятные в
настоящее время исследованиями в
области ЖМВ.
Рис. 7. Методы
заряжания ЖМВ:
I - безгильзовое
заряжание: 1 - монерголь или несамовоспламеняющийся диерголь; 2 - самовоспламеняющийся диерголь; 3 - метательный заряд; 4 - воспламенитель (электрический или
пиротехнический ); 5 - топливо; 6 - окислитель в капсуле; 7 - пиротехническое или механическое
устройство для пробивания капсулы;
II - регенеративный впрыск: 1 - монерголь или
несамовоспламеняющийся диерголь; 2 -
диерголь (или самовоспламеняющийся диерголь); 3 - метательный заряд; 4 - камера -разности давлений; 5 - воспламенитель (электрический или пиротехнический); 6 - топливо; 7 - окислитель; 8 - механическое
устройство для использования с самовоспламеняющимися диерголями; 9 - воспламенитель для несамовоспламеняющихся
диерголей
На ранней стадии
исследований, в которых использовались минометы и малокалиберное оружие, для
монерголей и диерголей использовался так называемый метод безгильзового
заряжания. При использовании монерголей и предварительно смешанных несамовоспламеняющихся
диерголей измеренное количество метательного заряда вводилось в камору и
воспламенялось электрического или пиротехнического воспламенителя. Для
самовоспламеняющихся диерголей окислитель содержался в капсуле, которая
пробивалась пиротехническим или механическим устройством. Как только два
химических вещества смешивались, они самопроизвольно воспламенялись.
Проблемами, с которыми встречались при использовании этого метода
безгильзового заряжания, были в основном обтюрация и воспламенение. Таким
образом, не могла быть достигнута постоянная скорость горения, и
эксплуатационная безопасность была поставлена под серьезную угрозу.
Для
преодоления этого был принят так называемый регенеративный метод или впрыск.
По существу этот метод означает, что метательный заряд всасывается в камору
разностью давлений. Когда давление в каморе нарастает, поршень отводится
назад, засасывая больше метательного заряда в камору (см. рис.6 и 7). Таким образом, можно более легко достичь
ровного горения.
Этому
методу также присущи проблемы. Они концентрируются в основном вокруг механики
трения при движении поршня, утечки через зазор и обтюрации.
Как упоминалось
выше, успешно ведется разработка механизма подачи, который обеспечит доставку
метательного заряда или, что касается диерголей, двух химических веществ в
топливный бак при любом положении башни танка.
Другой проблемой,
которая требует исследований, является область разряжания метательных зарядов
в случае неудавшегося воспламенения и их воздействия на экипаж и окружающую
среду.
Несмотря на более
сложную подачу, несамовоспламеняющиеся диерголи выдвигают меньше проблем в
отношении воспламенения, чем другие метательные заряды.
Считают, что если в
ходе исследований монерголи по воспламенению покажут такие же преимущества,
как и диерголи, то они и будут приняты. Однако на данном этапе это вызывает сомнения.
С точки зрения
члена экипажа, еще одним недостатком является наличие ряда нагнетающих
магистралей, проходящих башне. Все больше и больше башенные системы
приводятся в действие с помощью электроприводов, чтобы избежать
гидравлических трубопроводов высокого давления, которые являются
пожароопасными. Сообщают, что максимальное давление жидкости для танковой
пушки с ЖМВ составляет примерно 700 МРа (7000 бар). В гаубице это давление равно примерно 450
МРа (4500 бар). Следует заметить, что эти высокие давления достигаются лишь в каморе, а не в
питательных трубопроводах. В них давление достигает лишь 1 МРа (10 бар ).
Более того, метательный заряд может подаваться без повышенного давления. По
продуманному заключению некоторых экспериментаторов, подача без повышенного
давления должна быть целью на будущее.
Таблица 1
Планируемые
характеристики пушек с ЖМВ
Каковы возможности ЖМВ?
Несмотря на то, что
программы по исследованию и разработке ведутся уже 10 лет, имеются признаки
того, что эффективная, надежная система не будет готова к производству,
крайней мере, до
В США больше
внимания уделяется разработке ЖМВ для
самоходных гаубичных установок. В октябре прошлого года министерство обороны
США заключило контракты на научно-исследовательские и опытно-конструктоские
работы с фирмами
''Дженерал электрик" и
"Ройал орднанс" в Великобритании. Фирма FMC, которая была вовлечена
в такие исследования, в настоящее время прекратила работу по своей программе.
Недавно в Западной
Германии министерство обороны заключило контракты на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с фирмами
"Рейнметалл" и "Диль". На первой стадии работ эти
контракты были нацелены на создание устройства для танковой пушки и
проведение испытаний в начале 1989г.
Фирма "Рейнметалл" работает над монерголями, а фирма
"Диль" разрабатывает систему с диерголями. После испытаний на
практическую пригодность для дальнейшей
работы будет выбран один метод. В конечном счете, если все пойдет хорошо,
пушка с ЖМВ сможет установлена на западногерманском танке будущего.
CHRIS JENKINS.MONERGOLS AND DIERGOLS - THE WAY
FORWARD FOR PROJECTILES.
MILITARY TECHNOLOGY, 1988, No 7.
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|