|
|||||||||
|
Автор: А.П. Болштянский, д.т.н. (ОмГТУ)
О
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСКОНТАКТНОГО При проведении подавляющего
большинства современных боевых операций основу наземных ударных сил
составляют многоцелевые машины, оснащенные различными видами стрелкового и
артиллерийского оружия. С целью повышения специфических служебных
характеристик последнее часто выполняется
гладкоствольным.
Особенностью наиболее часто
встречающихся в последнее время боевых ситуаций является необходимость иметь
на борту машины оружие, обладающее высокой огневой мощью, что практически при
ограниченных габаритах выливается в требование высокой скорострельности и
возможности произвести в течение скоротечного боя сравнительно большое
количество выстрелов при приемлемой точности попадания в цель.
Как известно, точность
выстрела зависит от многих факторов: тактико-технические показатели,
состояние орудия и боеприпасов, квалификация персонала, погодные условия,
динамика перемещения цели и т.д. Эти факторы условно можно разделить на зависимые и независимые. К первым, безусловно,
относятся показатели, на совершенство которых может оказать влияние
существующая система проектирования и эксплуатации оружия, вторые
определяются исключительно условиями проведения боевых операций и могут
воздействовать на независимые факторы лишь опосредствованно через
формулировки задач, которые ставят армейские подразделения перед
проектировщиками.
Одной из таких задач
является снижение работы трения при прохождении снаряда по стволу. При
существующей конструкции артиллерийского орудия этот процесс неизбежен, т.к.
центрирование снаряда производится за счет его опорных кольцевых поясков,
контактирующих с внутренней направляющей поверхностю ствола. В то же время трение снаряда в стволе приводит к выделению большого
количества теплоты, которая существенно повышает температуру ствола, что, в
свою очередь, негативно влияет на его геометрическую точность и,
соответственно, на точность выстрела. Кроме того, в результате трения
происходит активный износ ствола со всеми вытекающими из этого последствиями. Третьим
методом может стать создание новых материалов для изготовления направляющих
опорных колец снаряда и технологии обработки внутренней поверхности ствола,
обеспечивающих минимальные трение и износ. Здесь следует отметить, что
в последнее время такой подход в различных отраслях техники продемонстрировал
широкие возможности и хорошие перспективы достижения успеха.
И четвертым, рассматриваемым
в данной работе, подходом к решению выше обозначенной задачи, является
попытка полного исключения активного трения снаряда о внутреннюю поверхность
ствола. Впервые в мировой практике такой подход был продемонстрирован в
патенте США № 3 001 609, выданном на имя Е.М. Macks в 1962 году. Суть опубликованной конструкции заключается в выполнении части
снаряда в виде газостатического подвеса, питание которого осуществляется
образовавшимися в результате выстрела пороховыми газами (рис. 1).
|
|
|||||||
|
|