|
|||||||||||||
|
Автор: Валерий
КОЗИШКУРТ, Александр ЕФРЕМОВ
Дизайн боевой машины
Целенаправленное воздействие на противника с
целью стимуляции страха используется в военной практике с незапамятных
времен. История дает множество подобных примеров: от устрашающих татуировок и
рогатых шлемов до психических атак и "завывающих" бомб. Что
касается бронированных машин, то, пожалуй, наиболее убедительна история
первой танковой атаки. На рассвете 15 сентября 1916 года под грохот
артиллерийской канонады, едва видимые в дыму и тумане, показались неуклюжие
стальные чудовища. Переваливаясь с боку на бок со скоростью пешехода, с
грохотом и лязгом гусениц, они упорно ползли к немецким окопам.
Несмотря на крайнее техническое
несовершенство*, был прорван фронт шириной
Таким образом, внешний вид боевых машин может,
при определенных условиях, выступать как дополнительный компонент их
поражающей мощи. Очевидно, что профессиональными дизайнерскими приемами можно
придать танку, так же как и любой боевой машине, весьма устрашающий вид.
Бесспорно, современные танки по своей
защищенности, подвижности, огневой мощи несравнимы с образцами времен первой
мировой войны. Но и арсенал противотанковых средств эволюционировал не менее
успешно - от связки гранат в руках пехотинца до современных ракет с
самонаводящимися боеголовками. Когда извечное соперничество между снарядом и
броней стабилизировалось с акцентом в пользу снаряда, чисто психологическое
воздействие танков на человека, обладающего достаточно мощными
противотанковыми средствами, значительно уменьшилось.
Первый в мире танк, обладающий всеми присущими ему
чертами, был построен в 1915 году по проекту русского конструктора А. А.
Пороховщикова. Однако из-за недальновидности и косности чиновников
военно-технического управления он не был принят к производству. Первыми
танками, вступившими в боевой контакт с противником,
были английские танки "Марка-1". По сути, это были клепанные
металлические коробки ромбовидной формы с узкими гусеницами по периметру.
Определенно неудачная форма первых танков заставила проектировщиков искать
более совершенные силуэты корпусов, и, как это часто бывает при разработке
принципиально новых изделий, они обратились к опыту тех областей военной
техники, где имелась хотя бы частичная аналогия. Так, форма немецкого танка
A7V и французского "Сен-Шамон" весьма
напоминала вагон бронепоезда, поставленный на гусеницы. Однако, поскольку
тактическая функция танка отлична от функции бронепоезда, такое заимствование
оказалось неэффективным. Идея заимствования формы из иных областей вооружения
не оставляла конструкторов и в дальнейшем. Так, гигантский танк Т-35,
"сухопутный крейсер" со множеством башен,
целым арсеналом артиллерийского и пулеметного оружия и экипажем в 11 человек,
был создан в СССР в 30-е годы. Практика доказала несостоятельность такой
конструкции. Разумеется, на начальном этапе эволюции формы машины
требования эстетического характера не только не учитывались, но,
очевидно, об их существовании даже не подозревали. Однако после формирования
классической объемно-пространственной структуры танка наступил период учета
эстетических критериев своего времени, что начинает сказываться на форме
разрабатываемых машин.
Стало аксиомой, что в роли законодателя рациональных форм
выступает наиболее прогрессивно развивающаяся отрасль машиностроения -
авиация. Известный авиаконструктор Н.Поликарпов писал в этой связи:
"Самолет - объемное сооружение, видимое со всех сторон, а законы воздуха
совпадают с законами эстетического вкуса: что красиво на наш взгляд, то
оказывается красивым и в летном отношении".
Так, основным фактором, определяющим форму самолета,
является его скорость. При дозвуковых скоростях оптимальные
аэродинамические качества достигались каплеобразным силуэтом корпуса с
максимальным по высоте сечением, находящимся в передней части. То же произошло и с танками, но по другой причине. Его
форма изменялась в связи с практическим требованием боевой эксплуатации, а
именно повышением защитных качеств брони,
противостоящей все более мощным противотанковым средствам. Вначале шли по
линии простого увеличения толщины брони, но это недопустимо увеличивало массу
танка. Тогда решили идти на увеличение толщины брони путем ее наклонного
расположения. Танк начал принимать зализанную форму с заостренной носовой
частью, а башня приобрела овальную форму. Несмотря на изолированность
танкостроения различных государств и различия в уровнях промышленности и
технологии, решение проблем внешнего и внутреннего объемно-пространственного
построения обрело некий традиционный акцент и общее стилевое единство. В то же
время, визуальными компонентами стереотипа немецких танков Второй мировой войны являются явно выраженные горизонтальные и
вертикальные плоскости, прямые углы. Для американских танков того же периода
характерен многоярусный силуэт с наклонной лобовой броней.
Продолжая анализ формообразования танков, можно показать,
что танки, при всей кажущейся отдаленности их от эстетики, все же подвержены
ее влиянию. Дело в том, что деятельность танкового дизайнера обусловлена
существованием объективного закона поливариантности достижения конечной цели, когда однозначно поставленная задача может быть
реализована множеством способов. Поясним сказанное на примере. Из опыта войн
известно, что размещение люка механика-водителя на лобовом скосе удобно для
водителя, но снижает бронезащиту машины. Для
решения этой проблемы можно разместить люк механика-водителя на горизонтальном участке крыши отделения управления за
счет, например, увеличения общей длины корпуса (танк "Леопард"), за
счет увеличения углов наклона лобовой брони или уменьшения диаметра погона
башни (танки "Кромвель" и "Комет"). Оригинально решена
эта проблема на танке ИС-3 конструктора Ж. Котина.
Носовой части его корпуса была придана заостренная, так называемая
"корабельная" форма, что также позволяло разместить
люк механика-водителя на крыше отделения управления. При этом
найденное решение чисто утилитарной задачи оказало существенное влияние на
образ танка, придав ему особый акцент стремительности и мощи.
Вершиной совершенства формы серийного танка явился лучший
танк Второй мировой войны - танк Т-34 конструктора
М. Кошкина. В этой машине на редкость удачно сочеталось техническое
совершенство формы с ее эстетической выразительностью. Танк имел низкий для
того времени силуэт, совершенно новыми были очертания башни, углы наклона
брони корпуса обеспечивали высокую снарядостойкость. В то же время в форме этой машины
достигнуто гармоничное соответствие между противоречивыми требованиями
высокой защищенности, с одной стороны, скорости и маневренности - с другой.
Совершенство формы оказалось настолько безусловным, что ее без существенных
изменений заимствовали немецкие, американские и английские танкостроители. В
конечном итоге все государства тем или иным путем пришли к единообразной
объемно-пространственной структуре танка.
В ряду современных танков особое место занял танк Т-80У
конструктора Н. Попова. Эта элегантная высокоскоростная машина, не имеющая
аналогов в мировом танкостроении, получила целый набор новых качеств благодаря впервые примененному мощному газотурбинному
двигателю. Вообще термин "впервые" настолько органически присущ
танку Т-80, что уже упомянутая здесь аналогия с самолетом еще раз нашла свое
выражение в такой, казалось бы, далекой от танкостроения и такой близкой к
авиации науке, как аэродинамика. С дизайном тесно связана эргономика, суть которой
применительно к танкостроению заключается в максимальной приспособленности
рабочего места члена экипажа к физиологическим особенностям человека (удобные
сиденья, скругленные боковые поверхности приборов, "мягкое
освещение", небольшие усилия на рычаги и педали управления и др.). Следует упомянуть и о таких комфортных услугах, "не
присущих" танку, как кондиционирование воздуха, ставшее возможным и
очень просто осуществимым благодаря газотурбинному двигателю. Как никогда
раньше становится важным получить такую машину, с которой можно найти
"общий язык". Это - важнейшая задача проектировщика эстетического
облика танка. В общих чертах процесс дизайна включает постановку задачи,
определение проблемы, на которую задача ориентируется, выявление ограничений
по использованию изобразительных средств для
создания наглядных форм. Разумеется, на весь процесс накладывается важнейшее
требование целесообразности, не идущей в ущерб тактико-техническим
характеристикам. Обобщая сказанное, можно констатировать, что дизайн призван
улучшить условия пребывания экипажа в танке, обеспечить комфортную окружающую
среду, вселить уверенность в выполнении боевой задачи.
|
|
|||||||||||
|
|