Тенденции развития танков за рубежом

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




 

Автор:  Полковник В. САФОНОВ, кандидат технических наук, «Зарубежное военное обозрение» №6 1986 г .

 

 

Тенденции развития танков за рубежом

Среди традиционных средств вооруженной борьбы, развитию которых за рубежом уделяется большое внимание, особое место занимают танки. Они рассматриваются как материальная основа бронетанковых и механизированных войск, обеспечивающая им возможность вести высокомобильные боевые действия в условиях применения как обычного, так и ядерного оружия. Милитаристы США и НАТО считают танки важным средством осуществления своих агрессивных замыслов.

Рациональное сочетание в танках огневой мощи, защищенности и подвижности сделало их необходимым боевым средством в современной войне, убедило военных специалистов в том, что ни сейчас, ни в обозримом будущем альтернативы танкам нет. Этим объясняется то, что в капиталистических странах предпринимаются меры по увеличению численности танковых парков, а также ведутся работы по их качественному улучшению путем модернизации существующих и создания новых образцов.

Зарубежные специалисты отмечают, что для системы вооружения сухопутных войск в настоящее время характерно, с одной стороны, постоянное совершенствование танков и увеличение их количества, а с другой - бурное развитие противотанковых средств, выражающееся в расширении их номенклатуры, количества и повышении эффективности. Так, в последние годы значительно возросли возможности авиации и полевой артиллерии, являющихся средствами общего назначения, по поражению танков и другой бронетанковой техники. Авиация может применять против танков управляемые и неуправляемые бомбы, кассеты и ракеты, а также малокалиберные автоматические пушки. Широкое распространение нашли противотанковые вертолеты. Полевая ствольная артиллерия получает на вооружение новые боеприпасы (в том числе управляемые снаряды "Копперхед"), обеспечивающие довольно высокую вероятность поражения танков на больших дальностях стрельбы. Специальные противотанковые боеприпасы создаются и для реактивных систем залпового огня. После появления нейтронных боеприпасов ярко выраженную направленность в борьбе с танками приобрело ядерное оружие.

Особенно существенный прогресс иностранные специалисты отмечают в развитии специализированных противотанковых систем. Оно происходит как в направлении повышения точности и дальности стрельбы, могущества боевых частей и быстродействия, так и создания принципиально новых средств, предназначенных для поражения танков и другой бронированной техники на больших удаленьях от переднего края. К ним относятся, в частности, управляемые на конечном участке траектории боевые поражающие элементы кассетных боевых частей ракет, разрабатывавшихся в США по программе "Ассолт брейкер", а также 155-мм управляемый снаряд "Копперхед" (уже состоит на вооружении) и 203,2-мм кассетный противотанковый снаряд САДАРМ.

Совершенствование средств борьбы с танками, по мнению зарубежных специалистов, приводит к усложнению условий боевого применения танков и накладывает свой отпечаток на улучшение их конструкции. Это выражается в том, что в дальнейшем развитии танков ключевой стала проблема повышения их живучести, то есть свойства сохранять или быстро восстанавливать свою боеспособность в условиях воздействия противника. В то же время они подчеркивают, что, во-первых, проблема повышения живучести не является чисто танковой, а характерна для всей системы вооружений и военной техники сухопутных войск, и, во-вторых, повышение живучести танков должно осуществляться в тесной связи с развитием других их боевых свойств.

Основные боевые свойства танков рассматриваются в следующей последовательности: огневая мощь, защищенность, подвижность.

 

Огневая мощь

Работы иностранных специалистов в данной области направлены на совершенствование вооружения, боеприпасов, систем управления огнем, улучшение условий наблюдения из танка и преследуют следующие цели: увеличение дальности и точности стрельбы, повышение могущества действия боеприпасов, сокращение времени на подготовку первого и последующих выстрелов.

В качестве основного вооружения танков в настоящее время и в ближайшей перспективе рассматривается танковая пушка. Как известно, на современных танках, которыми оснащены сухопутные войска армий капиталистических стран, наибольшее распространение получила нарезная 105-мм пушка. До начала 80-х годов только английский танк "Чифтен" имел 120-мм нарезную пушку. Однако затем орудия увеличенного калибра стали использоваться значительно чаще. Так, западногерманский танк "Леопард-2" оснащен 120-мм гладкоствольной пушкой фирмы "Рейнметалл". Эта же пушка, но доработанная по американским стандартам и получившая наименование М256, с сентября 1985 года в соответствии с имеющимися между США и ФРГ договоренностями устанавливается на американские танки М1А1 "Абрамс". В ФРГ при выборе основного вооружения для перспективного танка, разрабатываемого по программе "Леопард-3", также ориентируются на эту пушку. Считается возможной ее установка и на танк "Леопард-1" в ходе его модернизации. Гладкоствольную 120-мм пушку собственной разработки предполагается использовать и на перспективном французском танке ЕРС.

В Великобритании новый танк "Челленджер" также оснащен нарезной пушкой калибра 120 мм . В настоящее время английскими специалистами разработана более мощная 120-мм нарезная пушка, которую планируют устанавливать на танки "Челленджер". Пушки увеличенного калибра предусматривается использовать и в других капиталистических странах. Таким образом, судя по сообщениям иностранной печати, в мировом танкостроении осуществляется постепенный переход на пушки калибра 120 мм . При этом предпочтение отдается гладкоствольным образцам. Однако зарубежные специалисты считают, что на сегодняшний день еще не исчерпаны резервы совершенствования 105-мм пушек, что позволит им остаться основным вооружением танков еще значительное время.

Перспективным направлением повышения огневой мощи танков считается совершенствование боеприпасов. Основу боекомплекта танка составляют бронебойные снаряды. В настоящее время наибольшее распространение получили бронебойные подкалиберные оперенные снаряды с отделяющимся поддоном. Они имеются в боекомплектах танков многих стран мира. Как отмечается в западной прессе, такие снаряды при начальной скорости свыше 1500 м/с на дальности 3 км способны пробивать трехслойную стандартную мишень НАТО (набор из трех броневых плит толщиной 10, 25 и 60 мм , разнесенных Друг от друга на 330 мм и наклоненных на 60° к вертикали).

Основными направлениями повышения эффективности этих снарядов являются увеличение веса и поперечной нагрузки (отношения длины активной части снаряда к ее диаметру), подбор материалов с необходимыми свойствами, улучшение баллистических характеристик. Например, в США для танка М1А1 разработан боеприпас ХМ827 калибра 120 мм с подкалиберным оперенным снарядом, изготовленным из обедненного урана, начальная скорость которого свыше 1600 м/с. Американские специалисты ведут работы по созданию выстрела ХМ829 с подкалиберным снарядом улучшенной конструкции (отношение длины сердечника к диаметру 20:1).

Совершенствуются и другие типы боеприпасов - кумулятивные, бронебойно-фугасные, многоцелевые. Определенное внимание уделяется развитию танковых снарядов типа "Канистер", предназначенных для поражения живой силы противника. В связи с появлением новых защитных устройств, в частности так называемой "активной брони", снижающей эффективность воздействия кумулятивных снарядов, за рубежом осуществляются мероприятия по созданию новых типов боеприпасов, способных поражать броню перспективных танков. Они реализуются в направлении разработки бронебойных снарядов, в том числе комбинированных, содержащих кумулятивный заряд, размещенный в головной части, и сердечник из прочного и тяжелого материала. Принцип действия такого снаряда заключается в том, что при подлете к танку благодаря использованию неконтактного взрывателя срабатывает кумулятивный заряд, вызывающий детонацию взрывчатого вещества элементов "активной брони". Следующий за кумулятивным зарядом твердый сердечник воздействует на основную броню, обеспечивая ее пробитие.

Важнейшими резервами повышения огневой мощи танков за рубежом считаются улучшение условий наблюдения из танка и совершенствование системы управления огнем. Иностранные специалисты отмечают, что самым слабым звеном даже новых танков является неспособность экипажа быстро обнаруживать противостоящие цели. Для повышения поисковых возможностей при малой освещенности на них наряду с оптическими используются оптико-электронные приборы, например ночного видения.

На танках первого послевоенного поколения устанавливались активные приборы с инфракрасным осветителем и электронно-оптическим преобразователем. Основным их недостатком, как отмечается в зарубежной прессе, является возможность обнаружения оснащенного ими танка инфракрасными средствами противника. Позже были созданы пассивные приборы, работающие на усилении естественной ночной освещенности. Такие приборы обеспечивают скрытность их использования, однако первое их поколение имело недостаточную дальность действия, большой размер и высокую чувствительность к засветкам. В более поздних образцах вместо многокаскадных усилителей используются однокаскадные с микроканальными шайбами-усилителями, что позволило уменьшить их размеры и сделать менее чувствительными к засветкам. Стремление совместить достоинства тех и других приводит к использованию на танках комбинированных активно-пассивных приборов.

В последние годы все более широкое применение находят приборы ночного видения на базе телевизионной техники, работающей при низком уровне освещенности (на французском танке АМХ-40 и первых партиях танков "Леопард-2"). Они представляют собой комбинацию передающей телевизионной трубки, электронно-оптического преобразователя, приемной трубки и блока электропитания. Приборы обладают высокой чувствительностью и хорошей разрешающей способностью, сравнительно невосприимчивы к засветкам (например, от выстрела собственной пушки). Достоинствами телевизионных систем, по мнению иностранных специалистов, являются относительно свободное размещение камеры на танке и возможность одновременного подключения нескольких экранов-мониторов ко всем членам экипажа. Однако такие системы из-за наличия телевизионных трубок значительно дороже, чем приборы прямого видения на электронно-оптических преобразователях.

Большое внимание за рубежом уделяется использованию тепловизоров. Такие приборы устанавливаются на новых танках М1 "Абрамс", "Леопард-2" и "Челленджер", а также на образцах более ранних выпусков в процессе их модернизации. Применяемые на танках тепловизоры фиксируют тепловое излучение местности и расположенных на ней объектов в диапазоне волн длиной 8-14 мкм. В нем происходит наиболее интенсивное излучение энергии наблюдаемых объектов и в то же время находится так называемое атмосферное окно прозрачности. Поэтому тепловизоры позволяют различать цели на больших расстояниях при наличии тумана и дыма, они могут использоваться не только ночью, но и днем. Вместе с тем, как отмечают иностранные специалисты, конструкция тепловизоров требует использования сложных технологий, особенно применительно к высокочувствительным детекторам, которые должны охлаждаться специальными системами до температуры около -200°С, а также к высокоточным сканирующим устройствам, что делает тепловизоры очень дорогими. Серьезным их недостатком являются большие размеры. Так, западногерманские специалисты с целью дублирования управления огнем считают необходимым установить тепловизор не только для наводчика, но и для командира, однако этого пока не удается сделать из-за больших размеров современных стандартных американских тепловизионных модулей. В дальнейшем, с появлением тепловизоров второго поколения, решение этой задачи, по мнению иностранных экспертов, представляется возможным. Неотъемлемой частью современных систем управления огнем на зарубежных танках стали лазерные дальномеры, обеспечивающие значительно более высокие, по сравнению с оптическими, быстродействие и точность измерения. Первое их поколение, появившееся на танках в начале 70-х годов, работало на рубиновых стержнях, которые создавали импульсное излучение в видимой части спектра с длиной волны 0,69 мкм. В настоящее время большинство лазерных дальномеров, используемых на танках, работает на стекле, активированном неодимом, или на иттриево-алюминиевом гранате.

Основными недостатками таких дальномеров считаются опасность их излучения для глаз (что вызывает определенные трудности при обучении личного состава), а главное - сильное его ослабление туманом, пылью и дымом. Поэтому за рубежом в качестве близкой перспективы рассматривается переход на лазеры третьего поколения (не имеют указанных недостатков), в которых рабочим телом является углекислый газ (СО2). Так как длина волны излучения таких лазеров составляет 10,4 мкм, то в фотоприемниках дальномеров могут применяться одинаковые с тепловизионными детекторы, работающие в этом же диапазоне. Все это обеспечивает возможность совместной работы тепловизора и лазерного дальномера с использованием одних и тех же конструктивных узлов.

Рис.   1.   Вариант   автомата     заряжания   с   размещением     механизированной боеукладки в нише башни танка Леопард-2

Рис. 1. Вариант автомата заряжания с размещением механизированной боеукладки в нише башни танка "Леопард-2"

Важное место в интегрированных системах управления огнем современных танков капиталистических стран занимают баллистические вычислители, предназначенные для объективного учета отличия текущих условий стрельбы от стандартных. В начале 70-х годов механические баллистические вычислители уступили место электронным, реализованным сначала на аналоговых элементах. Затем были созданы цифровые баллистические вычислители, установленные, в частности, на танках М1 "Абрамс" и "Леопард-2".

Основными направлениями совершенствования стабилизаторов вооружения являются повышение точности стрельбы с ходу, надежности и снижение пожароопасности электрогидравлических приводов наведения в ходе боевых действий. В последнем случае считается целесообразным переход на электромашинные приводы наведения, которые уже используются, в частности, на английском танке "Челленджер". Их установка возможна также на танках М1 "Абрамс" и "Леопард-2" в процессе их последующей модернизации.

Огневая мощь, отмечается в иностранной печати, зависит не только от точности стрельбы и могущества действия боеприпасов у цели, но и от боевой скорострельности. В настоящее время она сдерживается возможностями заряжающего, который должен производить заряжание пушки тяжелыми и громоздкими выстрелами, действуя в тесном боевом отделении. Кроме того, необходимость обеспечения ему условий для работы стоя определяет большую высоту башни и соответственно всего танка. Одним из путей повышения скорострельности является применение автомата заряжания (A3).

В танке традиционной башенной конструкции механизированная укладка может размещаться в различных местах. С точки зрения уязвимости боекомплекта наиболее безопасной считается ее установка ниже погона башни. Она может быть выполнена в виде кольцевого конвейера вокруг башенной корзины, ленточного (цепного) конвейера на полу (под полом) корзины либо вне башенной корзины в передней или задней части корпуса. Однако в этом случае путь подачи выстрелов от укладки к орудию получается длинным, а сам автомат заряжания сравнительно сложным.

Что касается условий функционирования, то западные специалисты отдают предпочтение A3, механизированная боеукладка которого размещается в нише башни. Вариант такого автомата заряжания предлагается, в частности, для установки на танк "Леопард-2" в процессе его модернизации (рис. 1). В этом случае сокращается путь доставки выстрела к зарядной каморе и упрощается кинематика механизма заряжания. Однако недостатками такой схемы считаются невозможность заряжания орудия в произвольном положении и необходимость выведения его на линию заряжания, большая площадь горизонтальной проекции укладки выстрелов, которую трудно защитить от снарядов, воздействующих на танк сверху, а также значительное изменение момента инерции башни по мере расхода боеприпасов. Исследуя возможность и целесообразность применения A3 на танках, западные специалисты подчеркивают, что при планируемой установке автомата заряжания должна учитываться общая компоновка танка.

Защищенность

Мероприятия, осуществляемые за рубежом с целью повышения защищенности танков, проводятся по двум основным направлениям. Первое из них включает конструктивные меры, а также приемы, способствующие уменьшению воздействия средств поражения на танк и снижению вероятности попадания в наго снарядов различных типов. Второе направление предусматривает повышение стойкости брони к воздействию 'попавших в нее снарядов.

Рис 2 Рис. 2. Схема активной защиты танка:
1-датчики системы обнаружения;
2- пусковые установки средств поражения;
3- блок управления (внутри танка)

Первое направление реализуется путем повышения собственной огневой мощи танков, уменьшения габаритов (особенно высоты и площади лобовой проекции), увеличения их подвижности на поле боя. В последние годы все большее внимание уделяется применению маскировочных средств. При этом подчеркивается, что танкам, как и другим образцам оружия и военной техники, должна быть обеспечена маскировка в оптическом, тепловом и радиолокационном диапазонах. С этой целью используются специальные маскировочные комплекты, камуфлирующая окраска, радиопоглощающие и теплоизоляционные покрытия, подручные средства.

Считается, что определенное влияние на защищенность танков могут оказать дымовые средства. После арабо-израильской войны 1973 года в странах НАТО значительные усилия были сосредоточены на создании новых дымообразующих средств. С середины 70-х годов на танки стали устанавливать многоствольные дымовые гранатометы, использующие гранаты с дымообразующим составом на основе красного фосфора. Они позволяют за 2-3 с на удалении 20- 50 м от танка создавать дымовую завесу в секторе около 100° высотой до 13 м . Наряду с этим средством на американских танках стали применять термодымовую аппаратуру.

В иностранной печати отмечается, что современные дымы на основе паров нефти, гексахлорэтана, белого и красного фосфора являются непрозрачными для оптических систем, работающих только в видимой и ближней ИК зонах спектра: оптические приборы визуального наблюдения, системы наведения современных ПТУР, лазерные (на неодиме) дальномеры и целеуказатели. Поэтому за рубежом ведутся работы по созданию новых средств, образующих дымовые завесы, непроницаемые для электромагнитных излучений более широкого диапазона. Так, в США для танка M1 "Абрамс" разработана дымовая граната ХМ76, обеспечивающая, как заявляют американские специалисты, его экранирование в видимом свете, ближнем, среднем и Дальнем ИК диапазонах. Кроме того, создаются средства образования густеющих, "металлизированных" и других дымов, искажающих электромагнитное отражение и предназначенных для противодействия низкочастотным лазерным, а также радиолокационным средствам миллиметрового диапазона. В связи с появлением противотанковых средств, наводимых в цель по лучу лазера, для танков разрабатываются специальные устройства, регистрирующие облучение танка. Они будут устанавливаться на танки с целью обеспечения возможности экипажу своевременно принять защитные меры, например, с помощью быстродействующих маскировочных средств. В числе приборов, предназначенных для повышения защищенности танков, иностранные специалисты считают необходимым иметь системы опознавания "свой - чужой", которые должны быть совместимыми с приборами аналогичного назначения, используемыми в авиации и других родах войск. Определенные надежды на улучшение защиты танков от сравнительно "тихоходных" ПТУР и противотанковых гранат за рубежом связывают с созданием так называемой активной защиты. Принцип ее действия состоит в том, что средствами, установленными на танке, обнаруживается подлетающая ракета, и на нее оказывается воздействие (например, выстрел навстречу гранатой) с целью уничтожения или по крайней мере резкого снижения ее эффективности. Активная защита должна содержать три основных компонента - систему обнаружения снарядов или ракет, средства их поражения и блок управления (рис. 2). Обнаруживать летящие к танку ПТУР, по мнению западных специалистов, можно несколькими способами, наиболее реальным из которых является радиолокационный. Однако его использование связано с решением ряда проблем. Основная из них заключается в трудности выделить отраженный от ракеты, как правило, слабый сигнал на фоне окружающей местности. Существенным недостатком радиолокационных систем является их помехоуязвимость. Кроме того, активная локация представляет собой сильный демаскирующий признак, позволяющий противнику обнаруживать излучающий танк на большой дальности и в последующем поражать его с помощью управляемых снарядов (с самонаведением по радиолокационному излучению). В связи с этим для обнаружения ПТУР и неуправляемых противотанковых гранат, имеющих маршевые двигатели, считается возможным использовать электронно-оптические системы обнаружения, способные выделить тепловые и другие признаки летящей ракеты. Таким системам отдают предпочтение израильские разработчики активной защиты танков. В то же время специалисты подчеркивают, что радиолокация является пока единственным приемлемым способом обнаружения баллистических снарядов, самонаводящихся и свободно падающих боевых частей, бомб и других поражающих элементов, подлетающих к танку сверху.

Поражение обнаруженной ракеты может быть достигнуто за счет выстрела навстречу ей гранаты с фугасной или осколочной боевой частью. Однако он должен быть произведен в строго определенный момент времени с тем, чтобы подлетающая к танку ракета попала в осколочное поле или в зону действия воздушной ударной волны. Задача определения оптимального момента выстрела возлагается на блок управления.

Зарубежные специалисты подчеркивают, что все мероприятия, связанные с упомянутой выше защитой, должны рассматриваться в комплексе с основными способами обеспечения стойкости танка к воздействию попавших в него снарядов. Наиболее важными и перспективными из них считаются три - создание и совершенствование надежной броневой защиты, применение новых способов защиты (в частности, использование в этих целях зарядов взрывчатого вещества) и разработка более рациональной с точки зрения защиты компоновки.

На броневую защиту основных танков в среднем приходится около 50 проц. веса танка. Броневой материал распределялся по поверхности танка таким образом, чтобы наибольшую толщину (с учетом наклона и подворота деталей) имели лобовые элементы корпуса и башни в пределах курсового угла по горизонту примерно ±30°, поскольку наибольшая вероятность обстрела танка приходилась на этот сектор. В настоящее время в связи с появлением новых противотанковых средств (ПТС) значительно возросла вероятность прихода поражающих элементов сверху. Борта и крыша танка имеют большую площадь, поэтому добиться повышения их защиты простым наращиванием толщины брони при существующих весовых ограничениях невозможно. В то же время зарубежные специалисты подчеркивают, что из-за роста количества и, главное, эффективности традиционных наземных ПТС не представляется возможным ослабить защиту лобовой проекции, сняв часть броневого материала с целью усиления бортов и крыши. Наоборот, по их мнению, она нуждается в дальнейшем улучшении.

Рис 3 Рис. 3. Схема комбинированной брони:
1 - лицевой броневой лист;
2- наполнитель;
3- тыльный броневой лист;
4- подбой для защиты от осколков и проникающей радиации

Повышение противоснарядной стойкости брони за рубежом связывают с разработкой новой технологии производства броневых материалов с улучшенными свойствами, использованием наряду с броневой сталью новых металлических и неметаллических материалов, а также с созданием и внедрением в практику танкостроения новых конструкций броневых преград, в частности комбинированной брони (рис. 3). Последняя может обеспечить более надежную защиту как от кумулятивных, так и от подкалиберных снарядов. Основным направлением ее совершенствования является подбор соответствующих материалов брони и наполнителя, рационального соотношения толщин слоев, составляющих комбинацию, способов их соединения. Перспективным считается использование в качестве составной части комбинированной брони зарядов взрывчатого вещества - элементов так называемой "активной брони". Заряды ВВ могут быть помещены в ячеистую структуру брони или размещены между броневыми листами. Такие элементы в навесном исполнении применялись на израильских танках во время боевых действий в Ливане летом 1982 года.

Задача создания эффективной броневой защиты тесно связана с необходимостью ранжировать элементы танка по важности с тем, чтобы в первую очередь обеспечить надежную защиту наиболее ответственных из них, жизненно важных для танка. Поэтому за рубежом в конструкции корпусов и башен танков стремятся использовать основное и вспомогательное бронирование. При этом стараются вынести из основного бронирования под вспомогательное те агрегаты и узлы, поражение которых не приводит к немедленному выходу танка из строя (воздухоочистители, фильтровентиляционные установки, аккумуляторные батареи и т. д.).

Серьезное внимание уделяется повышению стойкости танков к воздействию различных снарядов даже в случае пробития их брони. Для этого осуществляются меры по локализации повреждений (во внутреннем пространстве танка устанавливаются непроницаемые перегородки с целью отделить боеприпасы, топливо и другие элементы оснащения от обитаемых отделений), используются системы подавления пожара и взрыва. Так, на современных танках устанавливаются автоматические быстродействующие системы противопожарного оборудования, например "Грейвинер" (Великобритания и ФРГ) и "Спектроникс" (Израиль), обеспечивающие обнаружение возгорания и его подавление за 80-150 мс, то есть до того, как оно превратится в пожар.

Подвижность

В зарубежном танкостроении сохраняет свою актуальность задача повышения показателей подвижности, прежде всего динамических качеств машин и их маршевых скоростей. Она решается путем совершенствования существующих и создания новых двигателей, трансмиссий, элементов ходовой части.

В связи с тем что на подвижность танков большое влияние оказывает мощность двигателя, в капиталистических странах продолжаются исследования в плане создания образцов, обладающих большим запасом мощности. Вместе с тем, учитывая реально действующие ограничения, иностранные специалисты считают, что для перспективных танков сохранится требование по удельной мощности на уровне 25- 30 л . с./т при жестких габаритно-весовых лимитах на моторно-трансмиссионную установку. Это может быть выполнено при использовании дизельных или газотурбинных (ГТД) двигателей.

Преимуществами ГТД считаются возможность получения большей мощности при одинаковых с дизелем размерах, меньший вес, относительная простота конструкции, а также более благоприятная характеристика крутящего момента. Однако современные ГТД по сравнению с дизелями равной мощности расходуют значительно больше (на 50-80 проц.) топлива. Кроме того, они потребляют примерно в 3 раза больше воздуха, что вызывает повышенные требования к его очистке и, следовательно, дополнительные конструктивные расходы объема и веса. Поэтому в настоящее время ведутся работы над двигателями обоих типов. Причем подчеркивается, что возможности совершенствования дизелей еще далеко не исчерпаны. Об этом свидетельствует, в частности, опыт западногерманских конструкторов.

За рубежом проводятся исследования и по созданию адиабатического двигателя, в котором за счет широкого использования специальных материалов (в частности, керамики) резко уменьшен теплообмен между камерами сгорания и окружающей средой. Такой двигатель, разрабатываемый, например, американской фирмой "Камминз", должен выдерживать высокие температуры и иметь наименьший из всех двигателей удельный расход топлива. Начать его серийное производство планируется в конце 90-х годов. Продолжаются работы и над двигателями иных типов - двухтактными дизелями, роторными и другими.

Трансмиссии танков армий капиталистических государств выполняются главным образом гидромеханическими, причем все большее распространение получают не только гидродинамические, но и гидростатические передачи. Последние используются в основном в дополнительном приводе механизмов передач и поворота, обеспечивая бесступенчатое регулирование радиуса поворота. Важным элементом гидромеханических трансмиссий становятся гидродинамические замедлители, повышающие эффективность торможения и динамические качества танка в целом.

Подвеска современных танков является в основном торсионной. В ней используются гидравлические (на танке "Леопард-2" фрикционные) демпфирующие устройства. Совершенствование технологии производства торсионных валов позволило резко увеличить их допустимую нагрузку и получить большие динамические и полные ходы опорных катков. Так, у танка "Леопард-2" полный ход опорных катков составляет 520 мм , что обеспечивает ему хорошую плавность хода при движении по пересеченной местности.

В качестве перспективной рассматривается гидропневматическая подвеска (ГПП). Она уже используется на танках STRV-1038 (Швеция), "74" (Япония) и "Челленджер" (Великобритания). Достоинствами ГПП являются обеспечиваемые ей лучшие (с точки зрения колебательного режима) условия для экипажа и оружия. Кроме того, узлы ГПП монтируются снаружи и не занимают места внутри корпуса. Такое размещение облегчает их замену в случае боевого повреждения.

Ведутся работы по совершенствованию элементов гусеничного движителя. Основными направлениями этих работ являются создание системы автоматического регулирования натяжения гусениц, уменьшение вероятности их сброса при движении, увеличение ресурса гусеничных лент и ведущих колес, облегчение обслуживания.

Компоновка

Одним из направлений развития конструкции танка, с которым связывают возможности ограничения высоты и даже некоторого уменьшения его веса, является разработка новых, более рациональных компоновочных схем. Для современных танков характерна так называемая классическая компоновка, при которой основное вооружение размещается во вращающейся башне, силовая установка и трансмиссия - в кормовой части машины, а экипаж - раздельно: командир танка, наводчик и заряжающий располагаются в башне, а механик-водитель - в отделении управления (в носовой части корпуса). Такой схеме наряду с достоинствами, которые обусловливают ее широкое распространение, присущи и недостатки. Это высокий силуэт машины (нужно обеспечить необходимые углы возвышения и снижения пушки и возможность заряжающему работать стоя), большие размеры башни, трудности создания надежной защиты, в значительной степени обусловленные разобщением экипажа.

Рис 4Расположение и размеры обитаемых отделений при различных компоновочных схемах танков

Рис. 4. Расположение и размеры обитаемых отделений при различных компоновочных схемах танков:
1 - традиционная;
2 - с казематной установкой вооружения в корпусе;
3 - с вынесенным вооружением

При поиске новых компоновочных решений зарубежные конструкторы стремятся всеми возможными способами уменьшить забронированный объем танка, особенно его обитаемых отделений (боевого и управления), поскольку именно эти области приходится защищать наиболее толстой и тяжелой броней. Поэтому в качестве альтернативы традиционной компоновке рассматриваются схемы безбашенных танков с размещением основного вооружения в корпусе или вынесением его из забронированного пространства. На рис. 4 показано, что такие компоновки могут обеспечить уменьшение забронированного объема танка и, как следствие, его силуэта и веса. Однако каждой из них свойственны серьезные недостатки.

Так, при казематной установке одной или двух пушек в корпусе наряду с облегчением процесса автоматизации заряжания и локализации боевых повреждений возникают серьезные трудности обеспечения стрельбы с ходу, усложняются системы управления движением и стрельбой.

Основными достоинствами компоновок танков с установкой вооружения на вращающемся лафете на крыше корпуса или на выдвижном подъемном лафете в специальном вырезе или в низкосилуэтной башне считаются компактное размещение экипажа в корпусе, вследствие чего повышается его защищенность и уменьшается объем боевого отделения, а следовательно, и всей машины, отсутствие громоздкой башни. Все это ведет к снижению вероятности поражения такого танка. В то же время указанная установка вооружения налагает очень серьезные ограничения, такие, как отсутствие ручного заряжания, трудности устранения неисправностей пушки и задержек при стрельбе, необходимость использования сложных систем обеспечения кругового обзора, ухудшение защиты узлов вооружения и другие. Западные специалисты отмечают, что еще имеются резервы совершенствования классической компоновки. Так, уменьшение объема боевого отделения может быть достигнуто, в частности, путем использования автомата заряжания при одновременном уменьшении численности экипажа. При этом за счет специального люка в крыше башни, допускающего выход казенной части пушки при больших углах ее склонения, может быть существенно уменьшена высота башни и всего танка. Варианты установки на танк низкосилуэтной башни разрабатываются, например, по программе модернизации американского танка М1 "Абрамс". Возможно уменьшение размеров и других отделений танков традиционной компоновки за счет использования более компактных агрегатов и их рационального размещения.


Таким образом, в зарубежном танкостроении проводятся интенсивные работы по дальнейшему развитию боевых и технических характеристик основных танков. При этом исследовательские и конструкторские поиски осуществляются как по пути совершенствования традиционной компоновки, так и в направлении использования принципиально новых схем, реализация которых возможна только на основе современной технологии. В обоих случаях предполагается использовать автоматы заряжания, тепло- и телевизионные системы наблюдения, более совершенные системы управления оружием (в том числе дистанционные), новые боеприпасы, специальные системы защиты, новые элементы, обеспечивающие необходимую подвижность и т. п. По мнению иностранных специалистов, внедрение достижений науки и техники в танкостроение позволит танкам и в будущем сохранить роль одного из основных боевых средств в системе вооружений сухопутных войск.

 





 



ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ