|
|||||||||
|
Информационная
технология «Gill» и ее применение
в
создании подвижных комплексов вооружения
к.т.н., доц. Чернышев В.Л., к.в.н.
Рагулин С.В.
Полный текст доклада, сделанного на 8 секции
научно-практической конференции “Внутрішні війська МВС України на етапі реформування
та розбудови”. Академія внутрішніх військ МВС України. Харьков, 27 – 28
февраля
ВВЕДЕНИЕ
В начале 80-х годов прошлого века, в ведущем танковом КБ
СССР, ХКБМ имени А.А. Морозова имели место поломки опытной шестискоростной
механической бортовой коробки передач (БКП). В стендовых условиях, при
номинальной нагрузке, происходило раскалывание колец подшипников сателлитов 2
планетарного ряда, что свидетельствовало о возникновении в системе больших
ударных нагрузок. Существующие в то время методы расчета силовых передач,
разработанные В.А. Колесовым, А.Н. Крюковым и М.Г. Жучковым (ВНИИ Трансмаш г.
Санкт-Петербург), не давали убедительных ответов на возникшие вопросы.
Главный инженер ХКБМ А.В. Бершов, руководитель дублирующего проекта
«Электромеханическая трансмиссия» (ЭМТ), поставил перед рабочей группой
задачу: выявить причины разрушения подшипников качения и максимально
исключить возникновение любых поломок в трансмиссии для перспективного
советского танка 90-х годов. Положение усугублялось еще и тем, что фирма FMC,
разработчик транспортера М113, так же работала над ЭМТ для перспективного
американского танка FCS (Future Combat System). Успешное решение данной
задачи открывало хорошие перспективы в компоновке военно-гусеничных машин
(применение сочлененных и модульных конструкций) и установку
электромагнитного комплекса вооружения, что позволяло говорить о создании
танков следующего поколения.
Результаты
исследований, проведенные рабочей группой, позволили сделать следующие
выводы:
1. Транспортные средства передвижения (ТСП) необходимо
рассматривать как замкнутую систему «среда-машина-водитель». Это позволяет
учесть взаимное влияние физико-механических свойств несущего основания,
режимы движения, параметры движителя, системы подрессоривания, моторно-трансмиссионной
установки, компоновку машины и водителя, с учетом его воздействий на органы
управления и обратной реакции машины на всех членов экипажа (вопросы
эргономики).
2. Комплексная система «среда-машина-водитель»
представляет информационную технологию (ИТ) двойного назначения, которая
должна аналитически описывать конкретное ТСП, учитывать основные физические
процессы, протекающие в составных подсистемах и обладать гибкостью,
позволяющей в короткие сроки, с высокой достоверностью решать вопросы
конструкторского сопровождения всего проекта в целом, включая компоновку,
системы двигателя и ходовой части.
Аналогами данной системы являются стандарт НАТО по оценке
показателей подвижности танков АММ-75 и программа NTVPM, разработанная Вонгом
(Wong J.Y., Канада). В советском танкостроении аналогов не выявлено.
4. ИТ необходимо создавать самостоятельно. В качестве
основы для разработки могут быть использованы: докторская диссертация по
проходимости танков А.П. Софияна (ВНИИТрансмаш), защищенная в 1980 году, и
работы известного советского специалиста по ЭМТ д.т.н. П.Н. Иванченко.
5. Экспериментальную проверку комплексной системы
«среда-машина-водитель» необходимо проводить на танке Т-64Б, по которому в
ХКБМ собрана полная и достоверная информация. Итогом пятилетней работы
явилось создание основ ИТ «Gill» и ее экспериментальная проверка в 1989 году.
Целью предлагаемого доклада является: - представление результатов
практического применения ИТ “Gill” за 20-летний период ее существования; -
рассмотрение возможных областей применения.
При создании ИТ “Gill” условно можно выделить несколько
этапов, каждый ставил конкретные задачи и был жестко ограничен временем.
1. Разработка, экспериментальная проверка и применение ИТ “Gill” в
создании электромеханической трансмиссии перспективного советского танка 90-х
годов
1.1. Корни разработки
В 1959 году, при
испытаниях тягача АТТ, А.П. Софиян впервые выявил циклический характер
нагружения несущего основания и показал его влияние на взаимодействие системы
«грунт-движитель». Спустя 15 лет незначительная часть проведенных исследований
была опубликована в открытой печати [1] . Появление статьи [1] вызвало острую
критику со стороны ведущего эксперта TACOM
(Tank Automotive Command - подразделение Пентагона,
отвечающее за технический уровень танковых войск США) М. Беккера [2], что
привлекло внимание зарубежных [3], [4] и отечественных [5], [6], [7]
специалистов.
Общее научное руководство разработкой ИТ “Gill”
осуществлял Павел Николаевич Иванченко, автор пяти монографий по силовым
передачам ТСП. Благодаря его знаниям и опыту удалось за 3 года разработать
метод динамического состояния и применить его для решения стоящих перед нами
задачами.
1.2. Результаты экспериментальной
проверки Экспериментальная проверка ИТ “Gill” проводилась в период с 1987 по
1989 годы на танке Т-64Б на полигонах Кубинки (в/ч 68054) и ХКБМ им. А.А.
Морозова в Чугуеве.
1.2.1. Динамика силовой передачи танка
Т-64Б. Структурная схема силовой передачи представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структурная схема силовой
передачи танка Т-64Б
Рис. 2. Разрез БКП
На рис. 3
представлена половина кинематической схемы семискоростной танковой БКП. Она
включает в себя: входной вал (1), сложное водило (2), выходной вал БКП (3),
водило бортовой передачи (4), два блокирующих фрикциона (Ф2 и Ф3) и четыре
тормозных (Ф1, Ф6, Ф5, и Ф4).
Рис. 3. Кинематическая схема БКП
На рис. 4 .. 9 представлены экспериментальные (кривая 1) и
расчетные (кривая 2) результаты разгона танка Т-64Б на ровной бетонной
трассе. Это оригинальные материалы 20-летней давности.
Анализ полученных
результатов показал:
1.2.2. Динамика системы подрессоривания
и шасси. На рис. 10 .. 13 показаны условия проведения испытаний, объект
исследования, расчетные вертикальные ускорения на месте механика-водителя и
кадр осциллограммы, отражающей изучаемые процессы.
Рис. 10. Участок чугуевского
полигона испытаний.
Рис. 11. Киносъемка испытаний
Т-64Б на плавность хода
Программа расчетов позволяла корректно учесть значение
моментов со- противления вращению ведущих колес с учетом свойств несущего
основания, особенностей гусеничного движителя, параметров системы
подрессоривания и скорости движения танка, определить перемещения, скорости и
ускорения любой точки корпуса, включая цапфы пушки, что открывало выход на
задачи следующего уровня: «среда-машина-экипаж-оружие-цель».
Рис. 12. Расчетные значения
ускорений на месте механика-водителя.
Рис. 13. Кадр осциллограммы
испытаний танка Т-64Б на плавность хода.
Полученные результаты показали хорошее качественное и
количественное совпадение. Это позволило применить ИТ ”Gill” в обосновании
кинематической схемы ЭМТ, исследовать переходные процессы в силовой передаче,
оценить нагруженность и ресурс зубчатых передач и фрикционных устройств,
сформулировать тактико-технические требования к системам управления и
охлаждения. Конструкторская проработка механической части ЭМТ была выполнена
А.А. Сакуном, руководство разработкой электроблока осуществлялось В.И.
Трофименко. К концу 1990 года технический проект ЭМТ, совместно с московскими
и киевскими организациями, был завершен.
Развал Советского Союза в августе 1991 году исключил
дальнейшее развитие проекта ЭМТ, однако ИТ «Gill» сохранилась, продолжала
развиваться и обеспечивала решение возникающих задач.
2. Гидрообъемная механическая
трансмиссия для ВГМ легкой весовой категории
В первой половине 90-х годов прошлого века, перед ОГКТ при ХТЗ возникла проблема доводки опытной гидрообъемной механической трансмиссии (ГОМТ) для военно-гусеничной машины легкой весовой категории, которая должна была заменить морально устаревшее шасси МТЛ-Б. Конструкция гидрообъемной передачи (ГОП) была разработана Харьковским агрегатным конструкторским бюро (ХАКБ) при заводе «ФЭД». ХАКБ известный разработчик гидрообъемных приводов управления для авиационно-космической техники. Применение их разработок для наземного транспортного средства специального назначения поставило ГОП в тяжелые условия работы, которые приводили к их быстрому выходу из строя. Положение обострялось еще и тем, что механическая часть трансмиссии имела свои конструктивные недоработки [8] и найти правильные решения было сложно. Моделирование переходных процессов в силовой передаче с использованием ИТ “Gill” позволило определить причины выхода из строя ГОП, выявить конструкторские ошибки и предложить простые технические решения, обеспечивающие работоспособность всей конструкции. Последующие полигонные испытания подтвердили достоверность сделанных рекомендаций.
Рис. 14. Гусеничное шасси,
оборудованное ГОМТ
3. Самоходный
зенитный пушечно-ракетный комплекс «Донец»
Военный конфликт между Кувейтом и Ираком (операция «Буря в
пустыне») показал эффективность американской концепции “Наземно-воздушная
операция”, в соответствии с которой, главной задачей первого этапа боевых
действий является уничтожение системы ПВО, важнейших пунктов
государственного и военного управления. Интенсивное применение
высокоточного оружия (ВТО) изменило характер ведения боевых операций и перед
системами и комплексами ПВО СВ возникла задача борьбы с ним. Боевое
использование ЗСУ-23-4 “Шилка” в операции “Жало пустыни” показало высокую
эффективность применения артиллерии малого калибра для борьбы с элементами
ВТО. Так, 13.01.1993 года батарея ПВО, имеющая на вооружении подвижные
комплексы ЗСУ-23-4, уничтожила 8 КР «Tomahawk». Общее число КР, сбитых
войсками ПВО Ирака, составило 16 - 18 единиц. Полученные материалы явились
основанием для аналитической группы управления зенитного ракетного и
артиллерийского вооружения (командир полковник С.В. Рагулин) Научного центра
ВВС и ПВО при Харьковском военном университете (ХВУ) поставить вопрос о
модернизации комплексов ЗСУ- 23-4 «Шилка» и доведения их технического уровня
до требований современно- го боя. В дальнейшем к этой работе были подключены
НПО «Хартрон» (разработка систем управления и наведения) и ИМИС (разработка
конструкторской документации). В качестве производственной базы
рассматривался 115 танкоремонтный завод (ТРЗ) МО Украины. Общее руководство
проектом «Донец» осуществлял зам. начальника ХВУ по науке д.т.н. полковник
М.К. Можар. При обосновании путей модернизации зенитного пушечно-ракетного
комплекса (ЗПРК) «Донец», НЦ ВВС и ПВО использовал элементы информационной
технологии «Gill», которые были дополнены новыми подсистемами: поражаемая
цель, РЛС слежения, гидрообъемные приводы вертикального и горизонтального
наведения артиллерийским и ракетными каналами стрельбы, что представляло
систему следующего уровня «местность-машина-экипаж-оружие-цель». Общая
структурная схема ЗПРК представлена на рис. 15. Каждая подсистема, входящая в
структурную схему, описывается дифференциальными уравнениями, отражающими
протекающие в ней физические процессы и явления.
В качестве возможных
вариантов шасси рассматривались:
-
многоцелевой тяжелый тягач МТ-Т;
- танк
Т-80УД, серийно выпускаемый «Заводом имени Малышева»;
- танк
Т-64Б, снятый с производства, но находящийся на хранении и подлежащий
уничтожению на 115 ТРЗ в соответствии с Договором об ограничении войск в
Европе.
Рис. 15. Общая структурная схема
ИТ “Gill” для ЗПРК «Донец»
Предварительные анализы показали:
Рис. 16. Испытания танка Т-64Б на
проходимость. «Танки грязи не боятся!».
Аналитическая модель ЗПРК «Донец» на танковом шасси с
башней, пушкой и приводами наведения ЗСУ-23-4 описывалась системой 157
дифференциальных уравнений первого порядка, приведенными к виду Коши.
Выполненные расчеты показали, что за счет смещения торсионов системы
подрессоривания правого и левого бортов танка Т-80 УД, при наведении башни с
максимальными угловыми скоростями по горизонтали -70 град/сек, по вертикали –
60 град/сек, за счет ее неуравновешенности, возникают продольно-поперечные
колебания корпуса, приводящие к увеличению погрешности стрельбы на 8..12 %.
Это также влияет на точность сопровождения цели, которая
существенно ухудшается при стрельбе, за счет усилий отдачи пушки АЗП-23.
Шасси ЗСУ-23-4 «Шилка» (ГМ-575) так же имеет несоосные торсионы, но опорные
катки левого борта, по отношению к правому, сдвинуты вперед так, что 2
опорный каток левого борта находится на одной линии с 1 катком правого борта.
Это в значительной степени обеспечивает устойчивость корпуса при стрельбе.
Ни один из современных танков, исключая морозовский Т-64 и
его модификации, не учитывает эту особенность…
В качестве поражаемого объекта рассматривалась скоростная
цель, совершающая маневры на конечном участке траектории с перегрузками более
15g. ИТ “Gill” позволила достаточно быстро, при незначительных материальных
затратах, научно обосновывать тактико-технические требования к ЗПРК «Донец» в
целом и его составным системам. При появлении ближневосточного инвестора 115
ТРЗ был вытеснен из проекта «Донец» мощным, на то время, «Заводом имени
Малышева» (директор Г.В. Малюк). Рекомендации рабочей группы НЦ ВВС и ПВО не
были учтены руководством проекта, т.к. не отражали интересы «Завода имени
Малышева», в
серийном производстве которого находился танк Т-80УД.
Некоторые материалы, полученные в ходе работ по теме «Донец», были доложены
широкому кругу отечественных и зарубежных специалистов в сентябре 1997 года
[9]. Изготовление опытного образца ЗПРК «Донец» и его полигонные испытания,
на которых авторы доклада присутствовали в качестве экспертов МО Украины, не
показали высоких ТТХ, что, по-видимому, и явились одной из причин нынешнего
положения «Завода имени Малышева»…
Рис. 17. ЗПРК «Донец»: техническое
решение и его «товарный макияж»
4. Бортовая гидрообъемная
механическая трансмиссия для ВГМ тяжелой весовой категории
Увольнение М.К. Можара из ВС и его уход с группой
второстепенных участников проекта «Донец» на
«Завод имени Малышева» не повлияли на работу основной
группы НЦ ВВС и ПВО, которая приступила к модернизации шасси. Практический
опыт работы в ХКБМ имени А.А. Морозова по проекту ЭМТ и реально существующая,
проверенная экспериментально ГОП ХАКБ позволяли с высокой вероятностью успеха
создать танковую бортовую гидрообъемную механическую трансмиссию (БГОМТ). В
2000 году был завершен эскизный проект БГОМТ, а ее конструкция запатентована
на Украине и в России [10]. На рис. 18 приведена кинематическая схема БГОМТ.
Рис. 18. Кинематическая схема
БГОМТ
Конструкция передачу (2), БГОМТ включает в себя: входной вал (1), гидрообъемнуювходной редуктор
(3), выполненный в виде двух планетарных рядов Д1 и Д2, что обеспечивает
полный реверс, блокирующие фрикционы Ф1, Ф3 и Ф4, тормозные фрикционы Ф2, Ф5
и Ф6, стояночный тормоз Тст, коробку
передач (4) на планетарных рядах Д3, Д4, Д5, бортовую передачу (5) и ведущее
колесо (6).
По сравнению с серийной семискоростной БКП были
дополнительно введены блокирующий фрикцион и планетарный ряд. Это позволило
реализовать 6 передач вперед и обеспечить полный реверс.
Система торможения
может реализовать три режима:
-безопасную
стоянку (Тст);
-плавное
торможение обеспечивается одновременным включением фрикционов Ф4, Ф5 и Ф6
обоих бортов;
-экстренное торможение. Кинематическая схема и параметры
планетарных рядов позволяют реализовать 2 режима движения машины:
-режим двухпоточной ГОМТ, обеспечивающий автоматическое
переключение передач, без скольжения фрикционных устройств, при скоростях
движения до 32 км/час и движение машины в диапазоне скоростей от 32 до 72
км/час, за счет ГОП и ДВС, без переключения передач;
-режим механической трансмиссии на случай выхода из строя
ГОП, выполнения тяжелых земляных работ, запуск с буксира и т.д. В таблице 1
показано сравнение основных характеристик БГОМТ и серийной БКП в объектовых
условиях танка Т-72 и их условная эффективность. Использование БГОМТ в
силовой передаче танка Т-72 позволяет поднять его расчетный технический уровень,
по показателям подвижности, более чем в 4 раза [11].
Отдельные материалы по проекту БГОМТ представлялись
руководством концерна «ХАЗ», в который входит завод «ФЭД», на 3 авиационном
салоне Air-show China 2000 в Чжухае (Китай, ноябрь 2000).
5. Возможные области
использования ИТ “Gill”
Среди основных задач, которые могут быть решены с помощью
информационной технологии “Gill”, можно выделить следующие:
1. Определение направлений модернизации существующих и
создания перспективных комплексов, включая оценку эффективности проводимых мероприятий.
2. Техническая экспертиза существующих, модернизируемых и
проектируемых комплексов вооружения на гусеничном шасси. 3. Техническое
сопровождение конструкторских разработок.
4. Исследование взаимного влияния составных систем
комплекса и обоснование требований к ним.
5. Оценка динамической нагруженности составных систем
шасси (двигатель, трансмиссия, система подрессоривания и т.д.), оценка их
надежности и ресурса.
6. Отработка алгоритмов управления комплексом в различных
режимах его работы.
7. Разработка программного обеспечения для бортового
цифрового вычислителя и тренажера.
Список использованной литературы
1. Софиян А.П. Процессы колееобразования на опорной
поверхности гусеничного движителя. //Тракторы и сельхозмашины. -М.:
Машиностроение, -№ 4.- 1973 .
2. Bekker M.G. Trached Vehicles-Terrain Damage and
Economy. // SAE Tech-nical Paper Series, 198O, No 8OO953, p.1-15.
3. Spector M. Principles of soil-tool interaction. //
Journal of Terramechanics. V.18.- No 1.- 1981, p.51-65.
4. Wong
J.Y., Preston-Thomash J. On the characterization of the pressure-sinkage
relation-ship of snow covers containing an ice layer. //Journal of Terramechanics. V.12. - No1.- 1983,
p.1-12.
5. Ольшанский В.П. О качении ведомого колеса по
упруго-пластическому грунту. // Тракторы и сельхозмашины. -М.:
Машиностроение,-№ 9.- 1978.
6. Чернышев В.Л. Об одном частном случае движения
гусеничной машины по пластическому грунту. // Тракторы и сельхозмашины. -М.:
Машиностроение,-№ 5.- 1982.
7. Чернышев В.Л. Аналитическое описание
вязко-упруго-пластических свойств несущих оснований и энергетический принцип
их классификации. // Тезисы докладов 1 международного симпозиума по
террамеханике "Оптимальное взаимодействие", Суздаль, 1992.
8. Омельченко В.Н., Чернышев В.Л., Скрипкин Н.Р., Федотов
В.И. Об одном необычном разрушении зубчатых колес механического привода.//
Механіка та машинобудування. -№1.–1997, С. 96-102.
9. Рагулин С.В., Чернышев В.Л. Комплексное моделирование
функциональных возможностей зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка».
Материалы 1 международной конференции «Артиллерийские ствольные системы,
боеприпасы, средства артиллерийской разведки и управления огнем». Киев, ГНТЦ
АСВ, сентябрь 1997.
10. Патент Украины № 2001021345. // Бюл. -№8.- 2001.
11. Чернышев В.Л., Рагулин С.В., Щокин В.М., Афузов А.С. Оценка
технического уровня танковых трансмиссий и пути его повышения. // Материалы
10-й международной научно-методической конференции «Технологии ХХI века»,
Алушта, 8-14 сентября 2003.
Статья
предоставлена Хакасом (hacas.74@mail.ru) специально
для сайта ©
www.BTVT.narod.ru
|
|
|||||||
|
|