|
|||||||||
|
НЕОБХОДИМОСТЬ
ПЕРЕМЕН
Об авторах
Гапоненко Альфред Григорьевич. Генерал-лейтенант. Родился в
Службу
проходил в танковых войсках на командно-штабных должностях от командира
взвода до командира 8-й Гвардейской танковой дивизии 5-й Гвардейской
танковой армии Белорусского военного округа. Участник боевых действий в
Афганистане.
7 лет
проработал в Генеральном штабе, затем 7 лет на военно-дипломатической работе.
Кандидат военных наук.
Старостин
Михаил Михайлович. Полковник. Родился в
В
Заслуженный
изобретатель Российской федерации. Кандидат технических наук. Профессор.
Хомич Вадим Иванович. Полковник. Родился в
Профессор,
член-корреспондент Российской экологической академии, председатель
военно-технической секции ВНО Культурного центра МО.
Резниченко Вячеслав Иванович. Родился в
В
Автор
более 150 научных трудов, учебных пособий, учебников, монографий и
изобретений. Профессор, член-корреспондент Российской экологической
академии, член военно-технической секции ВНО Культурного центра МО с
Двадцатый век ознаменовался двумя
крупнейшими в истории человечества войнами с огромными людскими и материальными
потерями. Прошедшие войны кроме этого характеризовались кардинальными
изменениями в способах и методах ведения боевых действий и в военной
технике.
Если в Первой мировой войне новинкой
явилось применение танков и самолетов, то во Второй мировой танки и авиация
стали решающими видами оружия, определяющими исход сражений.
Боевые свойства танков (высокая
подвижность, огневая мощь и защищенность от средств поражения противника)
во многом определяли характер, темпы и успех боевых операций. Так было во
время блицкригов начальной фазы Второй мировой войны — победного шествия
немецких танков по Европе, это же наблюдалось и на заключительном ее этапе,
когда советские танки, за считанные месяцы преодолев пол-Европы, завершили
разгром немцев в Берлине.
В ходе войны танки непрерывно совершенствовались,
улучшались их боевые качества, технология производства и восстановления. Одним
из итогов Второй мировой войны стало превращение СССР в великую танковую
державу, обладающую наиболее мощными и боеспособными танковыми войсками.
За военные годы наша промышленность
дала фронту свыше 98000 танков и САУ, что почти в 3 раза превысило их производство
в Германии и ее странах-сателлитах. Не менее существенно, что за эти годы
ремонтными заводами и силами танковых частей было восстановлено и введено в
строй около 400 тыс. боевых единиц бронетанковой техники. Последнее
обстоятельство — быстрое восстановление танков — не раз играло решающую роль
в продолжительных боях. Как свидетельствует участник битвы под Курском
кандидат военных наук В.М. Крят [I], одной из причин, побудивших немецкое командование
выйти из крупнейшего танкового сражения Второй мировой войны — битвы под
Прохоровкой, явилось быстрое восстановление на поле боя около двухсот
советских танков, что резко изменило соотношение сил в нашу пользу.
По совокупности боевых качеств советский
Т-34 стал лучшим танком Второй мировой войны. Общие принципы, заложенные в
его конструкции, послужили основой для развития танков во многих странах в
послевоенные годы.
Вместе с тем, как отмечает профессор А.С. Степанов [2],
советским танкам принадлежит «лидерство» не только в боевой эффективности, но
и по потерям. Как отмечено в его статье, «суммарные
потери нашей армии в танках и САУ разных типов составили за годы войны 96,5
тыс. единиц. Соотношение наших и немецких потерь оказывается 2,27:1, т.е., несмотря
на превосходство наших Т-34 и KB над немецкими танками, в первые годы войны мы потеряли в
два раза (слишним —ред.) больше машин...» Причинами
этого стали недостаток опыта боевого применения танков, большая сменяемость и
недостаточная обученность танкистов и ряд других обстоятельств. Эти факторы,
конечно, не умаляют роли наших бронетанковых войск в общей победе, но,
несомненно, должны были учитываться в дальнейшем.
В числе мер, предлагаемых А.С. Степановым
для минимизации потерь, указывается изменение организационной структуры
танковых частей, а также необходимость дальнейшего развития конструкции
танков с целью повышения их огневой мощи, бронезащищенности,
улучшения живучести.
В послевоенный период, и особенно в
годы «холодной войны», во всем мире активно продолжались работы по совершенствованию
конструкции танков. В Советском Союзе в разные годы были разработаны и
приняты на вооружение танки Т-54, Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90, обладающие
исключительными боевыми характеристиками. В силу этого отечественные танки
широко экспортировались в страны Ближнего, Среднего и Дальнего Востока,
Африки и Латинской Америки, Варшавского Договора, составляя ныне больше
половины танкового парка мира.
За рубежом были созданы такие танки,
как «Леопард-1» и «Леопард-2» (Германия), Ml «Абрамс» (США), «Челленджер» (Великобритания), «Меркава» (Израиль) и др.
В работе над современными танками
конструкторы в основном опирались на опыт прошлой войны, при этом недостаточно
учитывая достижения в других видах оружия и опыт современных так называемых
«локальных» войн. Это привело к известному кризису и застою в дальнейшем
развитии танков начиная с 1990-х гг.
Внешними проявлениями кризиса можно считать резкое
сокращение выпуска танков (в десятки раз), свертывание научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, уменьшение численности танков в войсках, а
следовательно, и снижение потребности в
производстве танков.
Причинами кризиса явилась разрядка
международной обстановки, спад напряженности между великими державами, а
также, не в последнюю очередь, итоги локальных войн последних 50 лет. Эти
войны (арабо-израильские войны, ирано-иракские конфликты, войны в Ираке и
др.), характеризовавшиеся массированным использованием бронетанковой
техники, широким применением авиации, а также новейших противотанковых
средств, поступивших на вооружение сухопутных войск, выявили ряд недостатков
современных танков, значительно снизивших боевую эффективность их
применения в современной войне. Эти недостатки привели к резкому увеличению
потерь и в ряде случаев заставили отказаться от массового использования
танков в боевых действиях.
В военных кругах некоторых стран
возникло мнение о бесперспективности применения танков как основной ударной
силы сухопутных войск. Так, в середине 1970-х гг. американцами был отснят и
широко растиражирован учебный фильм с условным названием «Вертолеты против
танков», в котором убедительно показывались преимущества применения
вертолетов для борьбы с танками противника. На основании опыта учений
авторами фильма делалось заключение о превосходстве в боевой эффективности
вертолетов в сравнении с танками в соотношении 14:1. Опыт успешного использования
вертолетов в арабо-израильской войне 1973—1975 гг. подтверждал этот вывод.
Слабая защищенность танков при атаках
с воздуха, большие потери в бронетанковой технике при действиях в населенных
пунктах (в частности, в Чеченской кампании 1994—1995 гг.) вызвали
необходимость в пересмотре взглядов на требования к современному танку.
В
В процессе выполнения НИР был
проведен анализ соответствия характеристик существующих моделей танков
современным условиям их применения [3] и сделан вывод о необходимости основательного
пересмотра конструкции перспективного танка с целью повышения его боевой
эффективности. Анализ, в частности, показал, что современным моноблочным
танкам свойствен целый ряд органических недостатков, без устранения которых
невозможно качественное улучшение боевых свойств будущих боевых машин.
По мнению авторов, К таким недостаткам
относятся:
- недостаточная защищенность от нападения
с воздуха;
- невысокая живучесть танков при
прямом попадании кумулятивных боеприпасов;
- неудовлетворительная обитаемость внутреннего
объема (загазованность, теснота, высокий уровень акустического шума),
снижающая эффективность действий экипажа в бою;
- ограниченность объема доступной экипажу
танка информации о боевой обстановке, местности и противнике, отрицательно
влияющая на боевую эффективность;
- несоответствие требованиям аэромобильности
из-за значительной массы
танка и др.
Выход из создавшегося тупикового
положения видится в отказе от господствующей сейчас моноблочной схемы
построения танка и переходе к секционному или сочлененному принципу.
Идея применения сочлененных конструкций
в подвижных объектах достаточно широко распространена в технике для
повышения надежности и живучести машин (устройств). В частности, она
используется в космической технике (орбитальные станции), в судостроении
(контейнеровозы), в автомобилестроении (сочлененные транспортеры). Служат
сочлененные машины и для военных целей.
В России конструкция сочлененного
танка была впервые описана известным изобретателем Р.Н. Улановым на страницах
журнала «Техника и вооружение» №9/1999 г. в статье «Возможные пути повышения
боевых качеств танка» [З]. Предложенная боевая машина состоит из двух секций
(рис.1). Первая и вторая секции соединены между собой посредством
стыковочного устройства, выполненного в виде шарнирного туннеля с
возможностью пропуска через него коммуникаций, органов управления, прохода
членов экипажа, подачи боеприпасов. Первая секция включает башню с вооружением,
источники электрической энергии, электропривод, органы управления силовой
установкой, огнем и связью, а вторая — механизированную боеукладку, силовую
установку и топливные баки.
Как следует из материалов статьи, подобная
конструкция танка позволяет нарастить боекомплект в 3 раза, повысить запас
хода, мощность силовой установки, улучшить рельефную проходимость, повысить
живучесть ходовой части и всей машины в целом и обеспечивает целый ряд новых
возможностей, увеличивающих маневренность танка.
В начале
Вместе с тем стала очевидной с целью
преодоления имеющихся недостатков современных танков необходимость дальнейшей
работы по развитию сочлененной схемы: увеличению защищенности от нападения
с воздуха, повышению живучести танка в целом, снижению массы танка за счет
применения композиционных материалов, увеличению информативности.
В ходе выполнения специальной исследовательской
работы был предложен целый ряд решений, сформулированных коллективом авторов
(Уланов Р.Н., Теплов А.Г., Старостин М.М., Хомич В.И.) в изобретении [5]
«Боевая сочлененная машина». Проект перспективного сочлененного двухзвенного
танка представлен на рис.2.
Особо следует подчеркнуть, что секции
танка выполнены с возможностью автоматического рассоединения и автономного
функционирования. Первая секция несет башню с вооружением, источники
электрической энергии, электропривод, органы управления силовой установкой,
огнем и связью. Вторая секция снабжена зенитным ракетным комплексом,
включающим опорно-пусковое устройство, радиолокационную систему, систему
управления автономным движением секции и силовой установкой, также в корпусе
второй секции размещены еще одна силовая установка, боекомплект и топливные
баки.
Введение в комплект вооружения машины
зенитного ракетного комплекса, позволяющего бороться с самолетами и
вертолетами противника, и создание предпосылок к раздельному использованию
секций способствует повышению живучести машины в целом.
В первоначальном варианте сочлененной
машины предполагалось ее боевое использование как единого целого.
Предложенный вариант обеспечивает как совместное (на марше, в ходе боевой
учебы, при перевозках), так и раздельное использование обеих секций: на поле
боя, в атаке, встречном бою, при преследовании противника и т.д. В этих
видах боевых действий наиболее велика вероятность невосполнимых потерь, и
вывод из-под огня наиболее уязвимой второй секции повышает общую живучесть сочлененного
танка.
Раздельное использование двух секций
несет в себе возможность применения первой (боевой) секции вообще без
экипажа, что сведет к нулю потери среди личного состава. В этом случае задачи
управления движением секции, ведения огня, преодоления препятствий решаются
дистанционно и осуществляются из второй секции, где располагаются командир
машины и другие члены экипажа. Дистанционное управление движущимися
объектами нашло широкое применение в космической технике (луноходы, марсоход
и др.), при подводных работах (обследование «Титаника»), при проведении работ
в чрезвычайных ситуациях, например при повышенной радиации, обезвреживании
взрывоопасных предметов и т.д.
При этом могут быть использованы
различные способы связи: радиоканалы, лазерный канал, волоконно-оптический и
др. Накопленный опыт дистанционного управления подвижными объектами
позволяет считать эту задачу практически решенной и готовой для массового
внедрения.
Автономные действия секций предполагают
наличие в них автономных энергоустановок, работающих независимо друг от
друга. Если во второй секции установлена традиционная для наших танков
энергоустановка — дизельный двигатель, то в первой секции планируется использовать
электрические источники энергии. Современная техника предлагает широкий
ассортимент подобных устройств: аккумуляторные батареи, суперконденсаторные
батареи, топливные химические элементы и т.п., причем в этой области
энергетики наблюдается явный прогресс: появляются источники с более высокими
эксплуатационными качествами.
Внедрение источников электроэнергии
в танке позволяет решить еще одну проблему — уменьшить вероятность поражения
танка ракетами, снабженными тепловыми головками самонаведения. Действительно,
в первой секции, оборудованной подобными электрическими устройствами,
отсутствуют источники теплового излучения, на которое ориентированы головки
самонаведения ракет, входящих в состав вооружения современной авиации.
Электрическая энергоустановка
значительно улучшает условия работы экипажа танка (резко снижается уровень
шума, улучшается качество газовой среды, уменьшаются затраты мускульной
энергии, необходимой для управления танком). Электрическая трансмиссия,
используемая в предлагаемой секции, имеет меньшие размеры, более высокий
коэффициент полезного действия, она проста в обслуживании и обеспечивает
лучшую динамику переходных процессов.
Наиболее критичным свойством современных
источников электрической энергии является ограниченность энергоресурса,
определяющая запас хода танка, время его автономной работы.
Кстати говоря, эта же проблема является
ключевой и во внедрении электромобилей в массовое производство:
над ней работают практически все ведущие
автомобилестроительные фирмы Японии, США, Германии, Китая, при этом доля
электромобилей в мировом автомобильном парке неуклонно увеличивается. Как
известно, электромобили появились практически одновременно с автомобилями,
использующими двигатели внутреннего сгорания. Так, в нашей стране первый
электромобиль был построен инженером П.И. Романовым в
Рис.2. Проект перспективного сочлененного двухзвенного танка:
1 —первая секция; 2
— вторая секция; 3 — стыковочное устройство; 4 — башня
На многих современных электромобилях
используются свинцовые кислотные аккумуляторные батареи (СКА), в основном по
экономическим соображениям. К недостаткам СКА относятся высокая масса (25—30
Вт/кг), ограниченный ресурс (2—3 года), значительный объем, который они
занимают, неполное использование (50%) их энергоемкости. Существенно лучшие
показатели обеспечивают суперконденсаторные батареи, главным достоинством
которых наряду с меньшими массообъемными показателями и гораздо большим
сроком службы является быстрый заряд (10— 20 мин), что позволяет их заряжать
без снятия из модуля.
Однако наибольшие перспективы в
отношении массового внедрения имеют так называемые электрохимические генераторы
(ЭХГ), использующие для получения электроэнергии химическую энергию реакции
«медленного» соединения водорода с кислородом воздуха в определенных
условиях и в присутствии специально подобранных катализаторов. Главное
достоинство ЭХГ — высокий КПД преобразования химической энергии в
электрическую, составляющий около 65%. Работа ЭХГ характеризуется также
отсутствием вредных выбросов, бесшумностью и практически не ограниченным
сроком службы. Кроме того, как известно, запасы водорода (источника
химической энергии) неисчерпаемы и, таким образом, работа ЭХГ практически
обеспечена топливом в любой точке нашей планеты.
Рис.3. Вторая секция перспективной боевой сочлененной машины:
1—автоматизированная авиационная
пушка; 2—бронированная башенка; 3 — перископ; 4 — люк боевого отделения; 5 —
люк стыковочного устройства; 6 — люк механика-водителя; 7 — спаренный с
пушкой пулемет; 8 — люк антенны; 9 — снарядный отсек; 10 — выдвижной перископ
боевого отделения; 11 — суперконденсаторная батарея; 12 — электрогенератор;
13 — бортовые радиолокационные антенны; 14 — силовая установка; /5 —
фильтр-нейтрализатор выхлопных газов; /6 — радиолокационная станция; 17 -
экран радиолокационной станции; 18 — вращающееся сиденье оператора;
19—оператор зенитного ракетного комплекса; 20 — устройство подъема; 21 — ЗУР;
22 — пусковая установка.
Масса и размеры источников электрического
тока зависят от длительности автономной работы боевого модуля, а также от его
собственной массы. Предварительные расчеты показывают, что при полной массе
модуля 25—30 т и запасе хода 50—60 км требуемая масса энергоисточников
составит при наличии СКА 4—5 т, суперконденсаторных батарей — 2—3 т и ЭХГ и
буферной батареи — 1т, что вполне приемлемо с точки зрения войсковой
эксплуатации модуля. Приведенные цифры могут изменяться в зависимости от
характера боевых действий, прогресса в совершенствовании источников тока,
параметров и устройства трансмиссии.
Одним из принципиальных вопросов
проведенной работы «Концепция перспективного танка» является целесообразность
и жизненная необходимость оснащения его собственным (бортовым) зенитным
ракетным комплексом (ЗРК). ЗРК может быть размещен в боевом отделении
второго модуля, вместо автомата заряжания, которым оснащаются танки Т-72 и
Т-80. Такой комплекс может включать пусковую установку с ЗУР типа «Игла-1»
или «Стрела-2». В походном положении ракеты находятся в корпусе модуля, а
само отделение сверху закрыто броневым люком со встроенным в него перископом
визуального наблюдения за воздушной обстановкой. В боевом положении люк
сдвигается и в круговой проем верхней части корпуса (в котором ранее
располагалась башня) выдвигается пусковая установка с ракетами,
устанавливаемыми в боевое положение. Оператор ЗРК ведет наблюдение за
воздушным противником и в случае его появления открывает огонь на поражение
(рис.3).
Вторая секция может быть выполнена
на основе корпуса серийного танка, например Т-72. В передней части корпуса
имеется бронированная башенка 2, в которой размещается механик-водитель,
автоматическая авиационная 30-мм пушка 1, например 2А72, спаренный с ней пулемет, органы управления силовой
установкой боевой сочлененной машины, а также приборы наблюдения за
обстановкой (при автономном перемещении второй секции).
ЗРК может снабжаться несколькими
зенитными ракетами. Пусковая установка может выполняться универсальной и
также использоваться для пуска ПТУР по наземным целям.
Для обнаружения воздушных целей в
условиях плохой видимости в помощь оператору в боевом отделении имеется
радиолокационная станция (РЛС), на экран которой выводится текущая обстановка.
Антенны РЛС устанавливаются по бокам верхней поверхности корпуса в
специальных углублениях за радиопрозрачными кожухами.
Особенностью силовой установки является
использование типового двигателя (дизеля), дополненного специальным приводом
генератора, вырабатывающего энергию для зарядки источников тока первого модуля.
Этот же генератор также обеспечивает движение боевого модуля в сочлененном
положении.
Разумеется, в небольшой журнальной
публикации нельзя достаточно подробно описать устройство, тактико-технические
характеристики и особенности применения перспективной боевой сочлененной
машины. В то же время можно с уверенностью сказать, что разработанная боевая
сочлененная машина имеет следующие преимущества:
- повышены живучесть машины и защищенность
членов экипажа;
- увеличен уровень информативности
экипажа об обстановке на поле боя;
- улучшена экологическая безопасность
и др.
Стоит сказать и о том, что все эти и ряд других положительных качеств могут быть достигнуты с
использованием зна чительного числа уже имеющихся узлов и агрегатов.
Конструкция машины полностью вписывается в существующую технологию заводов,
выпускающих и ремонтирующих танки.
Заключение Авторы статьи отчетливо представляют серьезность
поднятой проблемы. В связи с этим они приглашают заинтересованных лиц, и
прежде всего танкистов, принять участие в обсуждении круга затронутых
вопросов. Со своей стороны авторы планируют в последующих статьях дать более
подробное описание своего видения будущего сочлененного танка, его основных
узлов, систем и механизмов, стараясь максимально учесть достижения
отечественной оборонной промышленности, других родов войск и видов
вооруженных сил. Только таким образом, синтезируя достижения военной
техники, электроники и информатики, можно найти разумный выход из создавшегося
кризиса и застоя производства танков, свертывания научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, уменьшения численности танков в войсках, а
следовательно, и потребности в производстве танков вообще.
Литература
1.Крят
В.М. Битва под Прохоровкой — лоб в лоб. Известия, 24 июня
2.
Степанов А.С. Война без потерь не бывает. Техника и вооружение, №5, 2005.
3. Уланов
Р.Н. Возможные пути повышения боевых качеств танка. Техника и вооружение, №9,
1999.
4.
Хомич. Имеют ли танки будущее?
Научно-военное обозрение, №3, 2003.
5. Патент РФ 3 2238509 от 20.10.04 г
ТЕХНИКА И
ВООРУЖЕНИЕ № 3-2006.
Отсканировал:
Инквизитор
|
|
|||||||
|
|