ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ НЕТРАДИЦИОННОЙ КОМПОНОВОЧНОЙ СХЕМЫ ТАНКА

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ НЕТРАДИЦИОННОЙ КОМПОНОВОЧНОЙ СХЕМЫ ТАНКА

П. Ф. Гнедаш, Л. И. Мазуренко,   Е. А. Морозов

(Вестник бронетанковой техники, №7. 1991)

 

Анализируются преимущества и недостатки традиционной классической компо­новочной схемы танка. Предлагается возможный вариант нетрадиционной компоно­вочной схемы танка, обеспечивающий повышение его живучести по сравнению с классической.

 

В настоящее время армия практически любого развитого государства мира имеет на вооружении танки. Несмотря на существенный рост эффектив­ности противотанковых средств поражения, они остаются одним из основных видов вооружения Сухопутных войск. Объясняется это уникальным сочетанием в единой машине мощного вооруже­ния, надежной защиты и высокой  подвижности.

Можно утверждать, что на уровень боевых и эксплуатационных качеств оказывают большое влияние не только его тактико-техническая харак­теристика, но и принцип построения общей ком­поновки машины.

Почти четверть века, начиная с появления пер­вых танков войсках ( 1916 г .) и до конца 30-х гг., шел практический поиск облика этого нового вида вооружения. В это г период появились тапки раз­личного класса по массе— легкие, средине и тя­желые с различными конструкциями и компоно­вочными схемами, с экипажем от двух до 12 че­ловек, на колесном, гусеничном и комбинирован­ном ходу. Имевшиеся на вооружении от одной до пяти пушок сравнительно небольшого калибра. Характерной особенностью этого исполнения тан­ков являлось относительно слабое противопульное бронирование, поскольку именно от нарастающе­го количества скорострельного стрелкового ору­жия броня и должна была защищать экипаж.

В конце 1930 г . па вооружение Красной Армии был принят танк Т-34, который, как показал опыт второй мировой войны, воплотил в себе не только оптимальный уровень тактико-технических харак­теристик и высокую технологичность конструкции, но и определил рациональную компоновочную схему того времени. Она была по достоинству оценена и воспринята в качестве образца для подражания разработчиками танков как в СССР, так и за рубежом и многократно тиражирована в различных конструкциях танков периода второй мировой войны, а также в  послевоенные ГОДЫ.

К отличительным особенностям компоновочной схемы танка Т-34 можно отнести следующее:

1) броневой корпус с большими углами лобо­вых листов и дифференцированным уровнем за­щиты по азимуту;

2) вращающаяся на 360° башня с пушкой и боевым расчетом (командир танка, наводчик и заряжающий);

3) моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с дизельным двигателем, расположенное в кормо­вой части корпуса;

4) отделение управления с водителем в носовой части корпуса.

Такая компоновочная схема давала целый ряд преимуществ этому танку, ставшему самым массовым образцом бронетанковой техники 40-х гг. Анализируя указанную компоновку, можно отметить следующие присущие ей качества:

Размещение основного   вооружения    (пушки) и его боевого расчета в верхней части машины обеспечивает хороший обзор поля боя и эффективное использование огневой мощи танка на больших дистанциях.

Размещение водителя в носовой части корпуса позволяет ему в секторе 90…120° иметь хороший  обзор  маршрута движения  на   малых средних дистанциях, не ограничивающий высоких средних скоростей в бою и на марше.

Заднее расположение силовой установки в комплексе   с   системами   двигателя,     топливом и трансмиссией и ведущими колесами обеспечивает при минимальных трассах   коммуникаций   компактность систем МТО, а экранирование его передней частью корпуса и башней от поражающего воздействия огневых средств противника поддерживает высокую живучесть силовой установки как следствие, сохраняет подвижность танка в бою.

4. Отказ or колесно-гусеничного хода, которым были оснащены довоенные быстроходные танки, и оснащение их ходовой частью с чисто гусеничным движителем дали возможность конструктивно простыми и надежными средствами обеспечить высокую проходимость по пересеченной местности, приемлемую поворотливость и достаточную плавность хода при движении по неровностям.

Выработанная в процессе создания танка Т-34 компоновочная схема была настолько удачна, что с 1940 г . стала традиционной для мирового танкостроения. Богатый опыт второй мировой войны подтвердил ее жизненность и перспективность. Именно этим можно объяснить отсутствие серьезных попыток что-либо изменить, в результате чего за последующие 50 лет компоновочная схема подавляющего большинства советских и зарубежных танков не претерпела принципиальных изменений, несмотря на то, что уровень тактико-технических характеристик танка за эти годы непре­рывно повышался.

Так, калибр пушки возрос в 1,5 раза, мощность двигателя - в 2-3 раза, уровень броневой защиты - в 5-8 раз. Появился автомат заряжания основного вооружения, чис­ленность экипажа уменьшилась до трех человек. Тем не менее, указанная выше компоновочная схе­ма сохранилась и по сегодняшний день, получив в кругу специалистов наименование «классичес­кой».

Те редкие отклонения от установившихся тра­диций, представленные шведским безбашенным танком Strv 103B с пушкой, жестко закрепленной в корпусе, и израильским танком «Меркава» Мк2, Мк3 с передним расположением МТО, ско­рее подтверждают, чем опровергают, общие тен­денции в мировом танкостроении.

Вместе с тем нельзя не отметить, что постоян­ный рост боевых свойств танка, естественный в условиях технического прогресса, и соперничество основных стран-разработчиков танков наталкива­ются па ряд технических трудностей компоновоч­ного плана, которые постепенно перерастают в противоречия и неразрешимые проблемы. Так, повышение защищенности танка влечет за собой увеличение массы танка, негативно влияющего на целый ряд важных качеств и прежде всего па по­движность. Например, масса танка Т-34 выпуска 1940 г . составляла 26 т, а танка Т-80У с двигате­лем 6ТД выпуска 1990 г . достигла 46,1 т.

Получившая развитие в 80-е гг. динамическая защита и оснащение ею серийно выпускаемых тан­ков несколько сдерживает рост массы танка. Тем не менее и сегодня снижение массы остается наи­более злободневным и проблемным вопросом как для отечественного танкостроения, так и для за­рубежного.

Постоянное стремление к росту удельной мощ­ности ганка, необходимой для обеспечения пре­восходства танка по подвижности над соперником в условиях марша и боя, вынуждает создавать силовые установки высокой номинальной мощности, снижающие коэффициенты использования мощности на марше и ухудшающие топливную экономичность.

Повышение мощности силовой установки вы­зывается в первую очередь ростом массы танка и стремлением улучшить его разгонные характерис­тики. Следствием этого является увеличение объ­ема возимого топлива, что неблагоприятно сказывается на балансе забронированного объема, тем более что с целью повышения живучести танка наблюдается тенденция к сокращению объема топлива, размещаемого снаружи машины.

Целый ряд осложнений вызывает и интенсив­ный рост калибра основного вооружения. Увели­чение калибра и, следовательно, длины ствола приводит к росту габаритов казенной части пуш­ки и обметаемого ею бронированного объема при вертикальной прокачке пушки и горизонтальном вращении башни. Кроме того, рост габаритов бое­припасов усложняет их размещение в  автомате заряжания и приводит к сокращению боекомп­лекта.

Эти и многие другие проблемные вопросы, воз­никающие перед разработчиками перспективных танков, по нашему мнению, смогут найти свое разрешение лишь в случае отхода от традицион­ных решений и прежде всего в отношении компо­новочной схемы танка.

В 70-х гг. зарубежными специалистами прово­дились поиск и глубокие исследования новых ком­поновочных построений танка с принципиальными отличиями от классической схемы. В США была предпринята разработка тапка МВТ-70, где весь экипаж в составе трех человек был расположен в башне. Капсула водителя имела соответствую­щее противовращение при повороте башни, за счет чего водитель всегда был сориентирован по на­правлению движения танка. В ФРГ разрабаты­вался экспериментальный танк VTI безбашенной конструкции с двумя пушками в корпусе над гу­сеничными обводами. Пушки в вариантах 105 и 120 мм были стабилизированы в вертикальной плоскости, а в горизонтальной плоскости наведе­ние осуществлялось поворотом машины. Предпо­лагалось обеспечить повышение вероятности по­падания первым выстрелом до 90 % вместо 75 у башенного танка.

Публикуемые зарубежные сообщения о даль­нейшем поиске перспективных компоновочных схем в основном ограничиваются разработками вынесенного и полувынесенного вооружения, что дает возможность уменьшения площади лобовой и бортовой проекции и ограничения роста массы танка.

В делом ревизия классической компоновки тапка в настоящее время ведется весьма осторож­но и ориентирована на далекую перспективу. Вме­сте с тем заметно повысить боевую эффективность танка без ломки уже многими десятилетиями ус­тановившихся канонов и традиций невозможно.

Следует назвать принципиальные проблемы общей компоновки танка, без решения которых трудно рассчитывать на выход из сложившейся тупиковой ситуации.

1. Численный состав экипажа должен быть до­веден до минимума и размещен в едином компакт­ном обитаемом отсеке. Это позволит сравнитель­но легко обеспечить   надежную   защиту   только этого отсека от всего набора поражающих средств, включая химическое, бактериологическое и радиа­ционное воздействие, создать необходимый ком­форт в обитаемом отделении. Совместное разме­щение экипажа кардинально решает вопросы взаимопомощи   и   взаимозаменяемости,   существенно упрощает вопросы внутренней связи и дублирова­ния функций танкистов.

2. Весь   боекомплект   основного   вооружения должен быть полностью механизирован и разме­щен в едином автомате заряжания с простой тра­екторией и кинематикой доставки выстрела в ка­зенник пушки.

3. Весь запас забронированного топлива (кро­ме НЗ) должен быть сконцентрирован в единой емкости, разделенной несколькими перегородками на секции для исключения значительной его поте­ри при пробитии брони.

4. Силовая установка танка должна иметь возможность работы в двух режимах:

1)  максимальной мощности - при движении и тяжелых дорожных условиях и в бою;

2) в частичном режиме  (~50%  Мmax - при движении по хорошим грунтовым дорогам и до­рогам с твердым покрытием. Оба режима долж­ны быть по экономичности равноценны, обеспечи­вая минимальный удельный расход топлива. Это наиболее радикальный путь   повышения   запаса хода танка при ограниченном   объеме   возимого топлива.

5. С целью повышения живучести ходовой ча­сти целесообразно заменить 2-овводную ходовую часть на 4-обводную с приводом на каждый обвод. Это даст возможность танку при разрыве од­ного из обводов (и даже двух па разных бортах) не утратить подвижность.

Реализация     перечисленных   принципиальных положений должна закладываться в компоновочную схему на ранних стадиях проектирования в комплексе с конструктивными решениями основ­ных узлов и систем, с тем чтобы отдельные си­стемы танка, выполняя собственные функции, од­новременно вносили вклад в достижение заданных ТТТ на машину в целом.

Так, например, замена торсионной подвески гидропневматической, поми­мо решения основной задачи - повышение средних скоростей за счет улучшения показателя плавности хода, - дает возможность управляв клиренсом танка, что повышает его проходимость и живучесть в бою. Кроме того, управляемая гидропневматическая подвеска за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости. Таким образом, введение лишь одной системы повышает показатели подвижности (прямой эффект), защищенности и огневой мощи тапка (побочный эффект).

Выработка концептуальных положений перспективной компоновочной схемы является только первым этапом создания нового танка. Далее ос тается самое главное-объединение отдельны положений в единое целое, поиск оптимального компромисса при несовместимости некоторых исходных требований, решимость пожертвовать второстепенными показателями ради реализации важнейших.

ХКБМ ВАРИАНТ КОМПОНОВОЧНОЙ СХЕМЫ ТАНКА

Вариант нетрадиционной компоновочной схемы танка:

а - продольный разрез; б – вид в плане со снятой башней и крышей корпуса; 1 - пушка; 2 - башня; 3 – погон башни; 4 – крышка отсека автомата заряжания; 5 – отсек экипажа; 6 – кормовые люки экипажа; 7 – отсек автомата заряжания; 8 – отсек силовой установки; 9 – топливный отсек; 10- корпус танка; 11, 16 - двигатели; 12, 15, 19, 20 – бортовые коробки передач для передачи мощности к ведущим колесам переднего и заднего обводов; 13, 14, 18, 21 – ведущие колеса передних и задних обводов; 17, 22 – гусеницы передних и задних обводов.

 

Рассмотрим один из возможных нетрадиционных вариантов компоновки танка (рисунок). Основ­ным принципом, реализованным в этом варианте, является условное расчленение всей машины на 5 изолированных друг от друга отсеков и распо­ложение их вдоль продольной оси от носа к корме в последовательности, соответствующей их вкладу и боевую эффективность танка.

Первым расположен топливный отсек 9 с ми­нимально допустимым уровнем броневой защиты от наиболее массовых средств поражения танка. Повреждение этого отсека и частичная утрата топ­лива в бою не приведут к потере танком своей боеспособности.

За топливным отсеком в корпусе расположен отсек силовой установки 8, а над ним - отсек ос­новного вооружения 2. Эти отсеки имеют более высокий уровень защиты, так как выход из строя двигателя или пушки существенно снижает бое­вые возможности танка. Расположенный в носо­вой части корпуса топливный отсек является эк­раном для силовой установки и повышает ее жи­вучесть при снарядном обстреле.

Силовая установка включает в себя 2 одина­ковых двигателя 11 и 16. Трансмиссия с гидрообъемной  передачей  позволяет регулировать ве­личину мощности, передаваемой на каждый гусеничный обвод. Это позволяет:

использовать двигатели умеренной мощности при высокой мощности силовой установки в целом;

продолжить движение при боевых повреждени­ях одного из двигателей;

снижать путевые расходы топлива за счет ис­пользования одного из двигателей или обоих вместе в зависимости от дорожных условий.

Затем размещается отсек автомата заряжания (A3) с боекомплектом 7, имеющий еще более вы­сокий уровень защиты и экранируемый от фрон­тального огня тремя предыдущими. Поражение этого отсека, кроме потери танком своей огневой мощи, может привести к детонации зарядов с тя­желыми последствиями. Для нейтрализации вы­соких давлений, возникающих в случае детонации зарядов, в днище отсека предусмотрены «вышибные пластины», выполняющие функции предохра­нительного клапана. Длина отсека A3 предусмат­ривает возможность размещения унитарного боеприпаса и позволяет упростить кинематику по­дачи и досылания боеприпаса в камору пушки.

Последним в кормовой части танка размещен отсек экипажа 5. Экипаж расположен в удобной позе - сидя с обеспечением всех эргономических требований. На крыше размещен комплекс элек­тронно-оптических средств поиска целей и управ­ления основным и дополнительным вооружением. Такая компоновка танка обеспечивает диффе­ренцирование уровня защиты и живучести отдель­ных компонентов танка в соответствии с их зна­чимостью.

Если первый (топливный) отсек будет иметь лобовую противоснарядную защиту ил уровне, заданном ТТТ, то последний отсек (эки­пажа) будет практически защищен в 2-2,5 раза сильнее. Поскольку создание снарядов с таким уровнем бронепробиваемости в обозримом буду­щем невозможно, указанное построение компоно­вочной схемы дает возможность обеспечить высо­кую вероятность выживаемости танка в бою при минимальной массе брони.


Вывод. Предлагаемый вариант нетрадици­онной компоновочной схемы танка, который рас­членен па пять изолированных отсеков с последо­вательным возрастанием уровня их броневой за­щиты, позволяет повысить живучесть танка при минимальной массе.

 





 



ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ