|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЕВАЯ МАШИНА ПОДДЕРЖКИ ТАНКОВ
С. А. Гусев
(Вестник бронетанковой техники,
№7. 1991)
Обосновывается необходимость
разработки боевой машины поддержки танков для борьбы с танкоопасной живой
силой. Предлагается возможное компоновочное решение такой машины.
На современном этапе развития Вооруженных сил значительно
возросли количество и эффективность массовых противотанковых средств (ПТС).
Расчеты показывают, что 60…70 % целей, противостоящих атакующему эшелону,
составляет танкоопасная живая сила противника, оснащенная носимыми ПТУР типа
«Дракон» и «Милан», ручными противотанковыми, а также винтовочными
гранатометами. Они имеют кумулятивную боевую часть, бронепробиваемость которой составляет 300…730 мм стальной брони средней твердости.
В то же время оружие танков имеет явно выраженную
противотанковую направленность. Ведение огня из них по малым легко маскируемым целям малоэффективно. Обнаружить их не так просто [1]. Но
даже в случае обнаружения одним из членов экипажа такой дели, ее, как
правило, танки не успевают уничтожить или подавить.
Пехота, наступая вместе с танками, может успешно поражать живую силу и массовые ПТС. Однако в пешем строю она не защищена броней, имеет низкий темп атаки и не успевает за танками.
При взаимодействии с основными танками пехота должна иметь
боевую машину, способную эффективно уничтожать живую силу противника,
противостоять огневому воздействию основных средств поражения и двигаться с
теми же скоростями, что и танки. Современная БМП не
удовлетворяет этим требованиям главным образом из-за более низкого уровня
броневой защиты по сравнению с танками. Как показал опыт локальных
конфликтов, следуя с танками, эти машины несут тяжелые потери [2]. БМП имеют
также более низкий уровень противорадиационной защиты. Следует отметить, что
в некоторых БМП затруднена стрельба из машины. Так, стрельба из всех видов
оружия в условиях герметизации уже через 1 мин может привести к 50 %
отравлению личного состава [3]. Дымный боковой выхлоп демаскирует не только
БМП, но и действующие совместно с ними танки. Эти недостатки в основном и
привели к тому, что БМП стала малоэффективной в борьбе с хорошо
организованной, насыщенной ПТС обороной противника.
Для эффективного поражения огневых точек и танкоопасной
живой силы противника нужна машина огневой поддержки танков с высоким, как у
танка, уровнем броневой защиты, способная действовать в одном боевом порядке
с основным танком.
Установка на серийный танк дополнительного вооружения -
наиболее простой и дешевый способ создания такой машины. Так, например,
возможна дополнительная установка пехотного гранатомета АГ-17 на уже
существующий танк. Но все функции экипажа танка в бою строго регламентированы,
члены экипажа имеют свои обязанности. Кроме того, у водителя и наводчика нет
кругового обзора и относительно мал угол статического обзора, им просто
неудобно наводить такое оружие в цель, Отчасти поэтому после Т-54 на отечественных
танках нет пулеметной установки у водителя. Казалось бы, можно поставить
гранатомет на командирскую башенку, однако возможность командира обнаружить
малые цели также ограничена, в особенности при наблюдении с левого борта
[1]. По условиям компоновки на танк трудно установить противопехотный
комплекс с пулеметом или гранатометом и достаточный боекомплект к нему без
значительных переделок машины.
Более предпочтительно иметь специальную боевую машину
поддержки танков (БМПТ). Желательно, чтобы она была по
возможности унифицирована с тайком, совместно с которым должна действовать. Поэтому одним из вариантов такой машины может быть БМПТ-1, в которой боевое
отделение серийного танка заменено на новое с комплексом поражения пехоты
(рис. 1. таблица). Замена тяжелой танковой башни низкопрофильной башней с
вынесенной малокалиберной автоматической пушкой приведет к значительному
снижению массы машины по сравнению с танком и снижению вероятности попадания
в нее (прежде всего из-за уменьшения лобовой проекции башни), улучшению
характеристик подвижности и топливной экономичности.
Однако на поле боя необходимы мотострелки,
которые могут действовать как в спешенном порядке, так и вести огонь
непосредственно из боевой машины. Для ведения огня из машины при преодолении
хорошо организованной, насыщенной ПТС обороны противника, необходима машина
БМПТ-2 не только с высоким уровнем броневой защиты, но и с большими
свободными объемами для размещения десанта. Десант со своими огневыми
средствами повышает вероятность обнаружения целей и уничтожения пехоты
противника. К машине предъявляются следующие требования:
1. Возможность передвигаться под огнем противника в одних
боевых порядках с танками, т. е. иметь защиту не хуже, чем на танке.
2. Возможность ведения боевых действий и ее совершения
маршей совместно с танками, т. е. одинаковые с ним характеристики подвижности
и проходимости.
3. Численность экипажа (боевого расчета должна быть
не менее 9 человек: командир, водитель, наводчик орудия - оператор ПТУР, 6 мотострелков - это минимальный десант в случае ведения
боевых действий в спешенном порядке.
Необходимо активное размещение десанта ведением огня в
направления движения машина (в секторе вероятного появления противника). Он
должен иметь возможность быстрого и безопасно го входа и выхода из машины;
наиболее удобен выход в кормовой части корпуса.
Рис. 1. Танк Т-72Б (а) и возможный
вариант БМПТ-1 (б) с новым боевым
отделением и комплексом поражения живой силы противника
4. Оружие
БМПТ-2 должно поражать танкоопасную живую силу и массовые ПТС, легкобронированные
цели, самолеты и вертолеты. В состав этого оружия могут войти автоматическая
пушка и пулеметы против пехоты,
легкобронированных машин, низколетящих самолетов и вертолетов, гранатометы
для поражения открытой или укрытой за вертикальной стенкой или в окопах
пехот, а также ПТУР для борьбы с танками.
5.
Унификация по составным частям с основным танком. Это прежде всего относится к двигателю, трансмиссии и элементам ходовой части.
Основные характеристики ВГМ
Возможная компоновка БМПТ-2 (рис. 2) может обеспечить ей высокий уровень защиты. Этому
способствует разнесенная схема моторно-трансмиссионной установки с передним
расположением двигателя и кормовым расположением трансмиссии и ведущих колес [4].
Это дает дополнительную защиту экипажа при пробитии лобовой брони и
уменьшает (примерно на
Характерным для этой компоновочной схемы является
использование основных составных частей шасси танка (двигатель, трансмиссия,
ходовая часть) и хорошо отработанных, находящихся в серийном производстве
комплексов вооружения (30-мм автоматическая пушка, противопехотные
гранатометы АГ-17, ПТУР «Конкурс», пулеметы ПКТ) и систем управления огнем.
Водитель размещается в передней части корпуса, за
установкой двигателя и моторной перегородкой, а слева и справа от него - два
стрелка для ведения огня из пулеметов, находящихся на надгусеничных полках.
В 3-местной башне находятся: командир-гранатометчик
(справа), наводчик орудия-оператор ПТУР (в центре) и гранатометчик (слева). Размещение расчета в башне повышает
вероятность обнаружения (они сидят в наивысшей точке машины) и уничтожения
противника, а также обеспечивает возможность ведения огня сразу по нескольким
целям.
Основным вооружением является установленная в вынесенной
бронированной капсуле 30-мм автоматическая пушка, стабилизированная в двух
плоскостях наведения; справа от пушки находится спаренный 7,62-мм пулемет.
Боекомплект к пушке размещен в специальном бронированном отсеке на полу
боевого отделения. Форма отсека позволяет экипажу перейти из боевого в десантное отделение.
Рис 2. Возможная компоновочная схема БМПТ-2:
1 – гранатометы АГ-17;
1 – ПУ «Конкурс»; 3 – вынесенная 20-мм автоматическая установка; 4 –
бронированный отсек для боекомплекта; 5 – пулеметы ПК; 6 – бортовые коробки
передач; 7 - редуктор; 8 – карданный вал; 9 – установка двигателя; 10 -
корпус; 11, 15, 17, 18, 19, 23 – десантники; 12 – пулеметы ПКТ; 13 – водитель;
14 командир; 16 – радиаторы системы охлаждения; 20 - гранатометчик;
21 - наводчик; 22 – основной топливный бак
Питание 2-ленточное, ленты поступают из двух секций
магазина. Над пушкой установлена бронированная пусковая установка двух ПТУР «Конкурс». Перезаряжание пусковой установки осуществляет один
из стрелков через десантный люк в крыше корпуса. При этом башня находится
строго в определенном положении, а задний конец пусковой установки должен
быть опущен. Помимо двух ПТУР на пусковой установке в десантном отделении
имеется еще четыре в контейнерах. На башенках командира и гранатометчика
установлены противопехотные гранатометы АГ-17, стабилизация которых в
горизонтальной плоскости осуществляется за счет стабилизации башни, а в вертикальной
- за счет простейших электромеханических стабилизаторов. Углы склонения
вооружения, установленного в башне, от -10 до +60°.
Десантное отделение рассчитано на размещение четырех (при
необходимости шести) стрелков. Для быстрого выхода в корме имеются 2 двери.
Для ведения огня из десантного отделения на вынесенных погонных устройствах
установлены два 7,62-мм пулемета ПК.
Применение вынесенных из обитаемых отделений установок
оружия (пушка, пулеметы, гранатометы) позволяет полностью исключить загазованность
пороховыми газами. Такая схема позволяет при повреждении БМПТ-2 в обороне
быстро снять часть вооружении (пулеметы, гранатометы) для применения в пешем
порядке.
Корпус и башня выполнены сварными
из броневых сталей. Разнесенное бронирование корпуса и башни усиливает
жесткость конструкции (прежде всего крыши и днища). Промежуток между
броневыми листами можно заполнить противорадиационным материалом (ПРМ), что
позволяет использовать этот материал в качестве наполнителя в
комбинированной броне и, кроме того, повысить противорадиационную защиту
экипажа примерно на 10% по сравнению с обычной установкой подбоя равной
массы [5]. Размещение вооружения в вынесенной из обитаемого отделения
бронированной капсуле позволяет уменьшить массу броневой защиты башни и
количество ослабленных, зон по сравнению с танковой башней.
Крутящий момент от двигателя передается карданным валом к
трансмиссии в кормовой части машины. Установка двигателя занимает по ширине
всю носовую часть БМПТ-2. В качестве двигателя использован новый Х-образный
многотопливный дизель 2В-12 мощностью 735 кВт.
Водяные радиаторы системы охлаждения двигателя и
системы выпуска отработавших газов находятся в кормовой части машины,
что снижает возможность обнаружения машины тепловизионными приборами противника, исключает марево в переднем секторе машины. Создание в надгусеничных нишах тракта коробчатого сечения для
выпуска отработанных газов и повышает жесткость и прочность надгусеничных полок.
Вывод. Для боевой машины поддержки с целью
эффективного поражения танкоопасной живой силы и обеспечения высокого уровня
защиты танка наиболее целесообразно использовать компоновочное решение с
носовым расположением двигателя и кормовым расположением трансмиссии, что
позволяет усилить лобовую проекцию, обеспечить активизацию части
стрелков-десантников и удобство выхода и посадки десантников через кормовые
двери.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андрусов А. В. и др. Обобщение результатов
оценки комплекса приборов наблюдения серийных танков и БМП // Вестник
бронетанковой техники. 3988. № 10. С. 10-14.
Боевой устав Сухопутных войск. Ч.
Кудрин И. Д. и др.
Влияние обитаемости на боевую эффективность ВГМ // Вестник бронетанковой техники. 1988. № 8. С. 9-14.
Гусев С. А. Возможная компоновочная схема ВГМ // Там же.
1989. № 10. С. 5-7.
Пугачев Б. Л, Противорадиационная защита из многослойных
элементов // Там же. 1988. № 11. С. 30—31.
Статья
поступила в редколлегию 04.02.91.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|