БОЕВАЯ МАШИНА ПОДДЕРЖКИ ТАНКОВ

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




БОЕВАЯ МАШИНА ПОДДЕРЖКИ ТАНКОВ

С. А. Гусев

(Вестник бронетанковой техники, №7. 1991)

 

Обосновывается необходимость разработки боевой машины поддержки танков для борьбы с танкоопасной живой силой. Предлагается возможное компоновочное решение такой машины.

 

На современном этапе развития Вооруженных сил значительно возросли количество и эффектив­ность массовых противотанковых средств (ПТС). Расчеты показывают, что 60…70 % целей, проти­востоящих атакующему эшелону, составляет тан­коопасная живая сила противника, оснащенная носимыми ПТУР типа «Дракон» и «Милан», руч­ными противотанковыми, а также винтовочными гранатометами. Они имеют кумулятивную боевую часть, бронепробиваемость которой составляет 300…730 мм стальной брони средней твердости.

В то же время оружие танков имеет явно выра­женную противотанковую направленность. Веде­ние огня из них по малым легко маскируемым целям малоэффективно. Обнаружить их не так про­сто [1]. Но даже в случае обнаружения одним из членов экипажа такой дели, ее, как правило, танки не успевают уничтожить или подавить. Пехота, наступая вместе с танками, может успешно пора­жать живую силу и массовые ПТС. Однако в пе­шем строю она не защищена броней, имеет низ­кий темп атаки и не успевает за танками.

При взаимодействии с основными танками пехота должна иметь боевую машину, способную эффективно уничтожать живую силу противника, противостоять огневому воздействию основных средств поражения и двигаться с теми же скоро­стями, что и танки. Современная БМП не удовлет­воряет этим требованиям главным образом из-за более низкого уровня броневой защиты по срав­нению с танками. Как показал опыт локальных конфликтов, следуя с танками, эти машины несут тяжелые потери [2]. БМП имеют также более низкий уровень противорадиационной защиты. Следует отметить, что в некоторых БМП затруднена стрельба из машины. Так, стрельба из всех видов оружия в условиях герметизации уже через 1 мин может привести к 50 % отравлению личного состава [3]. Дымный боковой выхлоп демаскирует не только БМП, но и действующие совместно с ними танки. Эти недостатки в основном и привели к тому, что БМП стала малоэффективной в борьбе с хорошо организованной, насыщенной ПТС обо­роной противника.

Для эффективного поражения огневых точек и танкоопасной живой силы противника нужна ма­шина огневой поддержки танков с высоким, как у танка, уровнем броневой защиты, способная действовать в одном боевом порядке с основным танком.

Установка на серийный танк дополнительного вооружения - наиболее простой и дешевый способ создания такой машины. Так, например, возмож­на дополнительная установка пехотного гранато­мета АГ-17 на уже существующий танк. Но все функции экипажа танка в бою строго регламен­тированы, члены экипажа имеют свои обязанно­сти. Кроме того, у водителя и наводчика нет кру­гового обзора и относительно мал угол статическо­го обзора, им просто неудобно наводить такое ору­жие в цель, Отчасти поэтому после Т-54 на оте­чественных танках нет пулеметной установки у водителя. Казалось бы, можно поставить гранато­мет на командирскую башенку, однако возмож­ность командира обнаружить малые цели также ограничена, в особенности при наблюдении с ле­вого борта [1]. По условиям компоновки на танк трудно установить противопехотный комплекс с пулеметом или гранатометом и достаточный бое­комплект к нему без значительных переделок ма­шины.

Более предпочтительно иметь специальную бое­вую машину поддержки танков (БМПТ). Жела­тельно, чтобы она была по возможности унифици­рована с тайком, совместно с которым должна действовать. Поэтому одним из вариантов такой машины может быть БМПТ-1, в которой боевое отделение серийного танка заменено на новое с комплексом поражения пехоты (рис. 1. табли­ца). Замена тяжелой танковой башни низкопро­фильной башней с вынесенной малокалиберной автоматической пушкой приведет к значительному снижению массы машины по сравнению с танком и снижению вероятности попадания в нее (прежде всего из-за уменьшения лобовой проекции башни), улучшению характеристик подвижности и топлив­ной экономичности.

Однако на поле боя необходимы мотострелки, которые могут действовать как в спешенном по­рядке, так и вести огонь непосредственно из бое­вой машины. Для ведения огня из машины при преодолении хорошо организованной, насыщенной ПТС обороны противника, необходима машина БМПТ-2 не только с высоким уровнем броневой защиты, но и с большими свободными объемами для размещения десанта. Десант со своими огне­выми средствами повышает вероятность обнару­жения целей и уничтожения пехоты противника. К машине предъявляются следующие требования:

1. Возможность передвигаться под огнем про­тивника в одних боевых порядках с танками, т. е. иметь защиту не хуже, чем на танке.

2. Возможность ведения боевых действий и ее совершения маршей совместно с танками, т. е. одинаковые с ним характеристики подвижности и проходимости.

3. Численность   экипажа    (боевого   расчета должна быть не менее 9 человек: командир, водитель, наводчик орудия - оператор ПТУР, 6 мотострелков - это минимальный десант в случае ведения боевых действий в спешенном порядке.

Необходимо активное размещение десанта ведением огня в направления движения машина (в секторе вероятного появления противника). Он должен иметь возможность быстрого и безопасно го входа и выхода из машины; наиболее удобен выход в кормовой части корпуса.

БОЕВАЯ МАШИНА ПОДДЕРЖКИ ТАНКОВ

Рис. 1. Танк Т-72Б (а) и возможный вариант БМПТ-1 (б)  с новым боевым отделением и комплексом поражения живой силы противника

 

4. Оружие БМПТ-2 должно поражать танко­опасную живую силу и массовые ПТС, легкобро­нированные цели, самолеты и вертолеты. В состав этого оружия могут войти автоматическая пушка и пулеметы против  пехоты, легкобронированных машин, низколетящих самолетов и вертолетов, гранатометы для поражения открытой или укрытой за вертикальной стенкой или в окопах пехот, а также ПТУР для борьбы с танками.

5. Унификация по составным частям с основ­ным танком. Это прежде всего относится к двига­телю, трансмиссии и элементам ходовой части.

 

Основные характеристики ВГМ

Показатели

Т-72Б

БМП-1

БМПТ-1

БМПТ-2

Масса, т

44,5

13,4

38

43

Боевой расчет, чел:

 

 

 

 

экипаж

3

3

4

4

десант

-

8

-

6

Вооружение:

 

 

 

 

Орудие, мм

125

73

30

30

ПТУР

-

«Конкурс»

Пулеметы

7,62 мм ПКТ спаренный с пушкой

 

12,7 мм

НСВ-300

(зенитный)

-

-

2 – 7,62 мм ПКТ

2 – 7,62 мм ПК

гранатомет

-

-

2  -30 мм АГ-17 «Пламя»

Броневая защита   лобовой части,    стальной брони средней твердости, мм

490

30

490

490

Противорадиационная защита кратность ослабления:

 

 

 

 

Суммарной дозы проникающей радиации

12,3

2,4

12,3

12,3

γ-излучения радиоактивно зараженной местности

35

4

35

35

Двигатель:

 

 

 

 

тип

В-84М

УТД-20

В-84М

2В-12

Мощность, кВт

617

221

617

735

Удельная мощность, кВт/т

13,9

16,5

16,2

17,1

Максимальная скорость по шоссе, км/ч.

60

65

60

60

Запас хода по шоссе, км

700

550-600

700

700

Основные размеры, мм:

 

 

 

 

длина корпуса по грязевым щиткам

6 917

6 753

6 917

6 800

ширина по гусеницам

3 370

2 940

3 370

3 370

высота по крыше башни, мм

2 225

1 974

1 740

1 980

клиренс

443

370

443

450

Среднее давление на грунт, кПа

86,6

63,3

74

82,4

 

Возможная компоновка БМПТ-2 (рис. 2) мо­жет обеспечить ей высокий уровень защиты. Это­му способствует разнесенная схема моторно-трансмиссионной установки с передним расположением двигателя и кормовым расположением трансмиссии и ведущих колес [4]. Это дает дополнитель­ную защиту экипажа при пробитии лобовой брони и уменьшает (примерно на 500 мм ) длину маши­ны за счет совмещения десантного отделения с трансмиссионным.

Характерным для этой компоновочной схемы является использование основных составных ча­стей шасси танка (двигатель, трансмиссия, ходо­вая часть) и хорошо отработанных, находящихся в серийном производстве комплексов вооружения (30-мм автоматическая пушка, противопехотные гранатометы АГ-17, ПТУР «Конкурс», пулеметы ПКТ) и систем управления огнем.

Водитель размещается в передней части кор­пуса, за установкой двигателя и моторной перегородкой, а слева и справа от него - два стрелка для ведения огня из пулеметов, находящихся на надгусеничных полках.

В 3-местной башне находятся: командир-гра­натометчик (справа), наводчик орудия-оператор ПТУР (в центре) и гранатометчик (слева). Раз­мещение расчета в башне повышает вероятность обнаружения (они сидят в наивысшей точке ма­шины) и уничтожения противника, а также обес­печивает возможность ведения огня сразу по не­скольким целям.

Основным вооружением является установлен­ная в вынесенной бронированной капсуле 30-мм автоматическая пушка, стабилизированная в двух плоскостях наведения; справа от пушки находится спаренный 7,62-мм пулемет. Боекомплект к пушке размещен в специальном бронированном отсеке на полу боевого отделения. Форма отсека позволяет экипажу перейти из боевого в десантное отделе­ние.

БОЕВАЯ МАШИНА ПОДДЕРЖКИ ТАНКОВ

 

Рис 2. Возможная компоновочная схема БМПТ-2:

1 – гранатометы АГ-17; 1 – ПУ «Конкурс»; 3 – вынесенная 20-мм автоматическая установка; 4 – бронированный отсек для боекомплекта; 5 – пулеметы ПК; 6 – бортовые коробки передач; 7 - редуктор; 8 – карданный вал; 9 – установка двигателя; 10 - корпус; 11, 15, 17, 18, 19, 23 – десантники; 12 – пулеметы ПКТ; 13 – водитель; 14 командир; 16 – радиаторы системы охлаждения; 20 - гранатометчик; 21 - наводчик; 22 – основной топливный бак

 

Питание 2-ленточное, ленты поступают из двух секций магазина. Над пушкой установлена брони­рованная пусковая установка двух ПТУР «Кон­курс». Перезаряжание пусковой установки осу­ществляет один из стрелков через десантный люк в крыше корпуса. При этом башня находится стро­го в определенном положении, а задний конец пус­ковой установки должен быть опущен. Помимо двух ПТУР на пусковой установке в десантном отделении имеется еще четыре в контейнерах. На башенках командира и гранатометчика установлены противопехотные гранатометы АГ-17, стабили­зация которых в горизонтальной плоскости осу­ществляется за счет стабилизации башни, а в вер­тикальной - за счет простейших электромеханиче­ских стабилизаторов. Углы склонения вооружения, установленного в башне, от -10 до +60°.

Десантное отделение рассчитано на размеще­ние четырех (при необходимости шести) стрелков. Для быстрого выхода в корме имеются 2 двери. Для ведения огня из десантного отделения на вынесенных погонных устройствах установлены два 7,62-мм пулемета ПК.

Применение вынесенных из обитаемых отделе­ний установок оружия (пушка, пулеметы, грана­тометы) позволяет полностью исключить загазованность пороховыми газами. Такая схема позво­ляет при повреждении БМПТ-2 в обороне быстро снять часть вооружении (пулеметы, гранатометы) для применения в пешем порядке.

Корпус и башня выполнены сварными из бро­невых сталей. Разнесенное бронирование корпуса и башни усиливает жесткость конструкции (преж­де всего крыши и днища). Промежуток между броневыми листами можно заполнить противорадиационным материалом (ПРМ), что позволяет использовать этот материал в качестве наполни­теля в комбинированной броне и, кроме того, по­высить противорадиационную защиту экипажа примерно на 10% по сравнению с обычной уста­новкой подбоя равной массы [5]. Размещение во­оружения в вынесенной из обитаемого отделения бронированной капсуле позволяет уменьшить мас­су броневой защиты башни и количество ослаб­ленных, зон по сравнению с танковой башней.

Крутящий момент от двигателя передается кар­данным валом к трансмиссии в кормовой части машины. Установка двигателя занимает по шири­не всю носовую часть БМПТ-2. В качестве двига­теля использован новый Х-образный многотопливный дизель 2В-12 мощностью 735 кВт.

Водяные радиаторы системы охлаждения дви­гателя и системы   выпуска   отработавших   газов находятся в кормовой части машины, что снижает возможность обнаружения машины тепловизионными приборами противника, исключает марево в переднем секторе машины. Создание в надгусеничных нишах тракта коробчатого сечения для выпуска отработанных газов и повышает жест­кость и прочность надгусеничных полок.


 

Вывод. Для боевой машины поддержки с це­лью эффективного поражения танкоопасной жи­вой силы и обеспечения высокого уровня защиты танка наиболее целесообразно использовать ком­поновочное решение с носовым расположением двигателя и кормовым расположением трансмис­сии, что позволяет усилить лобовую проекцию, обеспечить активизацию части стрелков-десантни­ков и удобство выхода и посадки десантников че­рез кормовые двери.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Андрусов А. В. и др. Обобщение результатов оценки комплекса приборов наблюдения серийных танков и БМП // Вестник бронетанковой техники. 3988. № 10. С. 10-14.

Боевой устав Сухопутных войск. Ч. 1. М .: Воениздат, 1989. 544 с.

Кудрин  И. Д. и др. Влияние обитаемости на боевую эффективность ВГМ // Вестник    бронетанковой     техники. 1988. № 8. С. 9-14.

Гусев С. А. Возможная компоновочная схема ВГМ // Там же. 1989. № 10. С. 5-7.

Пугачев Б. Л, Противорадиационная защита из мно­гослойных элементов // Там же. 1988. № 11. С. 30—31.

 

Статья поступила в редколлегию   04.02.91.

 





 



ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ