|
|||||||||
|
С. Ф. ЗАКАМАЛДИН, А. В. КУРЛОВ, М. И. МОСКВИН, А.
И. НИКОНОВ
(Вестник бронетанковой техники, №5,
1991)
Рассматривается компоновочная схема БМП-3,
позволяющая создать новую боевую машину пехоты, обладающую повышенными по
сравнению с БМП-2 тактико-техническими характеристиками.
Большинство современных БМП имеют компоновочную схему с моторно-трансмиссиониым отделением (МТО) в передней части корпуса. С точкизрения защиты лобовой проекции плавающей машины, а также условий размещения и
активизации десанта более рационально кормовое расположение МТО. При компоновке
БМП-3 (рис. 1) учитывались следующие требования:
максимально возможный объем
обитаемых отделений экипажа и десанта, возможность сообщения между ними;
активизация
огня десанта в переднем секторе; максимально возможный
уровень броневой защиты и тепловой маскировки.
Основным отличием компоновочной схемы 18,7-т БМП-3
от схем БМП-1, БМП-2, М-2А1 (США) и «Мардер» (ФРГ)
является кормовое расположение МТО. Двигатель и трансмиссия объединены в силовой блок. Основные агрегаты, требующие
механического привода — компрессор, насос гидрообъемного привода механизма поворота, редуктор и вентилятор выброса пыли из воздухоочистителя,
— размещаются на силовом блоке.
Поперечная установка V-образного двигателя УТД-29
позволила разместить под двигателем грузовой вал привода на ведущие колеса,
карданный вал привода водометов, электропомпу, а
рядом силовой установкой — водометы и воздухоочиститель. Остальные системы
силовой установки и аккумуляторные батареи занимают объем ниш Все это дало возможность получить компактное моторно-трансмиссионное
отделение с минимальной длиной (до перегородки 1 560 мм) и высотой.
С двигателем мощностью 375 кВт оно занимает 3 м3,
что значительно меньше объема, занимаемого МТО БМП-1, БМП-2 (4,5 м3)
при мощности двигателя 220 кВт.
Кормовое расположение МТО, эжекционная система охлаждения и минимальная протяженность трассы выхлопа позволили
повысить уровень тепловой маскировки машины и исключить марево у поля зрения
собственных приборов.
Рис. 1. Компоновка боевой машины пехоты БМП-3:
1 — защитный экран корпуса (водоотражательный щиток, бульдозер); 2 — блок оружия (100-мм орудие-пусковая установка, 30 мм автоматическая пушка. 7,62-мм пулемет); 3 — топливный бак; 4
— автономная пулеметная установка; 5 — защитный экран башни; 6 — прицел-дублер
командира 7 — магазин правый; 8, 11 шаровые опоры; 9 — окно выдачи 100-мм
боеприпасов из конвейера; 10 — неуправляемей 100-мм боеприпас; 12 — воздухозаборное устройство;
13 — эжектор, радиаторы; 14 — ведущее колесо; 15 — бортовой редуктор, тормоз;
16 водомет: 17 — силовой блок; 18 — аккумуляторный отсек; 19 моторная
перегородка; 20 — укладка для дополнительного боекомплекта; 21 — магазин
левый 22 — прицел-дублер оператора-наводчика; 23 — комбинированный прицел
оператора-наводчика; 24, 26 — сиденья десантников в отделении управления; 25 —сиденье
водителя 57, 28, 30, 32, 33 — сиденья десантников в десантном отделении; 29, 31 — дополнительные посадочные места; 34 —
сиденье оператора; 35 — сиденье
командира
Размещение в корме боевой машины бортовых
редукторов и ведущих колес дало возможность снизить вероятности их поражения
при обстреле и повреждения при наезде на препятствие.
Малый объем МТО и размещение его в кормовой части
создали благоприятные условия для компоновки отделения управления, боевого и
десантного отделений, позволили разместить экипаж и
десант в соответствии с медико-техническими требованиями в наиболее
комфортной зоне машины.
Внутренний объем, приходящийся на одного человека. в БМП-3 составляет 1,04 м3.
что значительно больше БМП-2 (0,52 м3).
Место водителя находится в середине носовой части
корпуса. Для защиты от мин днище в этой части корпуса выполнено двойным, а сиденья водителя и стрелков-десантников
закреплены на бортах и стойках корпуса. Для управления работой исполнительных
механизмов и управляющих устройств МТО в этом отделении имеются приводы с
тросовыми связями на борту. Справа и слева от водителя оборудованы места для
двух десантников с двумя автономными пулеметными установками. Размещение
десантников в носовой части корпуса позволило повысить эффективность поражения
стрелковым оружием по курсу движения машины в секторе ±30° (рис. 2). Объем
носовой части корпуса использован для размещения топливных баков с наполнителем
от открытоячеистой полеуретановой пены.
Рис. 2. Зоны обстрела стрелковым оружием:
Среднюю часть корпуса машины занимает боевое
отделение, в котором размещены рабочие места командира и оператора-наводчика,
установлено оружие, состоящее из размещенных в одной маске 100-мм орудия-пусковой установки, 30-мм
автоматической пушки и 7,62-мм пулемета ПКТ. Из орудия-пусковой установки можно вести стрельбу как обычными снарядами,
так и управляемыми ракетами. Система питания для 30-мм автоматической пушки
выполнена в виде двух отдельных магазинов, размещенных слева и справа по
периметру пола боевого отделения. Между магазинами системы питания 30-мм автоматической
пушки размещается механизм подачи 100-мм артиллерийских боеприпасов из
конвейера на линию заряжания. Конвейер для этих боеприпасов размещается под
полом боевого отделения. Особенностью конвейера является расположение гнезд
для боеприпасов под углом 3° к плоскости прокачки орудия, что позволило при
заданной длине боеприпаса уменьшить зону обметания конвейера и увеличить
габарит прохода между боевым отделением и бортами машины.
Для наводчика в крыше башни установлен комбинированный
прицел с независимой стабилизацией головного зеркала по горизонту и
вертикали, а так же прицел-дублер с зависимой стабилизацией головной призмы.
Комбинированный прицел позволяет вести стрельбу в дневных и ночных условиях снарядами
и управляемыми ракетами. Прицел-дублер обеспечивает стрельбу снарядами при
отсутствии энергопитания.
Башня боевого отделения изготовлена из броневых
алюминиевых листов. Особенностью бронирования башни является применение в
переднем секторе разнесенной брони.
Между боевым отделением и МТО
размещается десант, вдоль бортов установлены 2 индивидуальных сиденья, а
перед моторной перегородкой в один ряд еще 5 сидений. Два из «их являются дополнительными, и они могут
использоваться как подножки. Выход десанта осуществляется через 2 прохода, которые
устроены над силовым блоком, и 2 кормовые двери. Под сиденьями на полу у
моторной перегородки размещена укладка дополнительного боекомплекта автоматической
пушки. Ниши десантного отделения (по две на борту) оборудованы шаровыми опорами,
предназначенными для ведения стрельбы из автоматов. Кроме того, одна опора
установлена в левой кормовой двери корпуса. Размещение МТО в кормовой части корпуса улучшает
также водоходные качества машины. Некоторое смещение центра масс от середины опорной
поверхности гусениц обеспечивает равномерную загрузку опорных катков (рис.
3), что улучшает проходимость по слабому грунту и снегу. Эти преимущества
подтверждены в ходе контрольных
Рис. 3. Нагрузка на опорные катки БМП-3:
Корпус БМП-3 изготовлен из броневых алюминиевых
листов с разнесенным бронированием лобовой проекции. Габаритные размеры
БМП-3: высота по крыше башни 2 300 мм; ширина 3 150 мм; длина со 100-мм орудием-пусковой установкой вперед
7 200 мм; клиренс рабочий 450 мм, максимально 510 и минимальный 190 мм — все
это позволяет перевозить ее железнодорожным (2 машины на платформе), автомобильным,
морским и воздушным транспортом, а также десантировать с кораблей самолетов
ИЛ-76, Ан-22, Ан-124 как посадочным так и
беспосадочным способами.
Компоновочная схема БМП-3 позволяет эффективно
использовать шасси для машин специального назначения. На базе БМП-3 в
настоящее время разрабатываются различные ВГМ:
БМП-ЗК, машина командира подразделения, самоходное орудие, самоходная
установка ПТУР, зенитный ракетный комплекс, командно-штабная машина, бронированая ремонтно-эвакуационная машина и др.
Вывод. Принятое при разработке БМП-3 компоновочное решение,
предусматривающее кормовое размещение моторно-трансмиссионного отделения,
использование размещенных в одной маске 100-мм орудия-пусковой установки, 30-мм автоматической
пушки и 7,62-мм пулемета, активизация огня десанта в переднем секторе, а
также установку водометных движителей, позволило создать более совершенную по
сравнению с БМП-2 боевую машину пехоты.
|
|
|||||||
|
|