ОСОБЕННОСТИ КОМПОНОВКИ БМП-3

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




С. Ф. ЗАКАМАЛДИН, А. В. КУРЛОВ, М. И. МОСКВИН, А. И. НИКОНОВ

ОСОБЕННОСТИ КОМПОНОВКИ БМП-3

(Вестник бронетанковой техники, №5, 1991)

 

 

Рассматривается компоновочная схема БМП-3, позволяющая создать новую боевую машину пехоты, обладающую повышенными по сравнению с БМП-2 тактико-техническими характеристиками.

Большинство современных БМП имеют компоновочную схему с моторно-трансмиссиониым отделением (МТО) в передней части корпуса. С точкизрения защиты лобовой проекции плавающей машины, а также условий размещения и активизации десанта более рационально кормовое расположение МТО. При компоновке БМП-3 (рис. 1) учитывались следующие требования:

максимально возможный объем обитаемых отделений экипажа и десанта, возможность сообщения между ними;

активизация огня десанта в переднем секторе;
оптимизация взаимного расположения центра масс, середины опорной поверхности и центра водоизмещения машины;

максимально возможный уровень броневой защиты и тепловой маскировки.

Основным отличием компоновочной схемы 18,7-т БМП-3 от схем БМП-1, БМП-2, М-2А1 (США) и «Мардер» (ФРГ) является кормовое расположение МТО. Двигатель и трансмиссия объединены в силовой блок. Основные агрегаты, требующие механического привода — компрессор, насос гидрообъемного привода механизма поворота, редуктор и вентилятор выброса пыли из воздухоочистителя, — размещаются на силовом блоке.

Поперечная установка V-образного двигателя УТД-29 позволила разместить под двигателем грузовой вал привода на ведущие колеса, карданный вал привода водометов, электропомпу, а рядом силовой установкой — водометы и воздухоочиститель. Остальные системы силовой установки и аккумуляторные батареи занимают объем ниш
кормовой части корпуса.

Все это дало возможность получить компактное моторно-трансмиссионное отделение с минимальной длиной (до перегородки 1 560 мм) и высотой.

С двигателем мощностью 375 кВт оно занимает 3 м3, что значительно меньше объема, занимаемого МТО БМП-1, БМП-2 (4,5 м3) при мощности двигателя 220 кВт.

Кормовое расположение МТО, эжекционная система охлаждения и минимальная протяженность трассы выхлопа позволили повысить уровень тепловой маскировки машины и исключить марево у поля зрения собственных приборов.

 

Компоновка боевой машины пехоты БМП-3:

Рис. 1. Компоновка боевой машины пехоты БМП-3:

1 — защитный экран корпуса (водоотражательный щиток, бульдозер); 2 — блок оружия (100-мм орудие-пусковая установка, 30 мм автоматическая пушка. 7,62-мм пулемет); 3 — топливный бак; 4 — автономная пулеметная установка; 5 — защитный экран башни; 6 — прицел-дублер командира 7 — магазин правый; 8, 11 шаровые опоры; 9 — окно выдачи 100-мм боеприпасов из конвейера; 10 — неуправляемей 100-мм боеприпас; 12 — воздухозаборное устройство; 13 — эжектор, радиаторы; 14 — ведущее колесо; 15 — бортовой редуктор, тормоз; 16 водомет: 17 — силовой блок; 18 — аккумуляторный отсек; 19 моторная перегородка; 20 — укладка для дополнительного боекомплекта; 21 — магазин левый 22 — прицел-дублер оператора-наводчика; 23 — комбинированный прицел оператора-наводчика; 24, 26 — сиденья десантников в отделении управления; 25 —сиденье водителя 57, 28, 30, 32, 33 — сиденья десантников в десантном отделении; 29, 31   дополнительные посадочные места; 34 — сиденье оператора; 35  — сиденье командира

 

Размещение в корме боевой машины бортовых редукторов и ведущих колес дало возможность снизить вероятности их поражения при обстреле и повреждения при наезде на препятствие.

Малый объем МТО и размещение его в кормовой части создали благоприятные условия для компоновки отделения управления, боевого и десантного отделений, позволили разместить экипаж и десант в соответствии с медико-техническими требованиями в наиболее комфортной зоне машины.

Внутренний объем, приходящийся на одного человека. в БМП-3 составляет 1,04 м3. что значительно больше БМП-2 (0,52 м3).

Место водителя находится в середине носовой части корпуса. Для защиты от мин днище в этой части корпуса выполнено двойным, а сиденья водителя и стрелков-десантников закреплены на бортах и стойках корпуса. Для управления работой исполнительных механизмов и управляющих устройств МТО в этом отделении имеются приводы с тросовыми связями на борту. Справа и слева от водителя оборудованы места для двух десантников с двумя автономными пулеметными установками. Размещение десантников в носовой части корпуса позволило повысить эффективность поражения стрелковым оружием по курсу движения машины в секторе ±30° (рис. 2). Объем носовой части корпуса использован для размещения топливных баков с наполнителем от открытоячеистой полеуретановой пены.

 

Зоны обстрела стрелковым оружием БМП-3

Рис. 2. Зоны обстрела стрелковым оружием:
А, А1, — правый (—5...+30°) и левый ( + 5...—30°) ПКТ; Б, Б1, — правый передний (25. . .60°) и левый передний (—25...—60°) АК; В, В1, — правый задний (57°30'…92°30') и левый задний 57°30'… 92°30') АК; Г — кормовой ( ±27°30') АК

 

Среднюю часть корпуса машины занимает боевое отделение, в котором размещены рабочие места командира и оператора-наводчика, установлено оружие, состоящее из размещенных в одной маске 100-мм орудия-пусковой установки, 30-мм автоматической пушки и 7,62-мм пулемета ПКТ. Из орудия-пусковой установки можно вести стрельбу как обычными снарядами, так и управляемыми ракетами. Система питания для 30-мм автоматической пушки выполнена в виде двух отдельных магазинов, размещенных слева и справа по периметру пола боевого отделения. Между магазинами системы питания 30-мм автоматической пушки размещается механизм подачи 100-мм артиллерийских боеприпасов из конвейера на линию заряжания. Конвейер для этих боеприпасов размещается под полом боевого отделения. Особенностью конвейера является расположение гнезд для боеприпасов под углом 3° к плоскости прокачки орудия, что позволило при заданной длине боеприпаса уменьшить зону обметания конвейера и увеличить габарит прохода между боевым отделением и бортами машины.

Для наводчика в крыше башни установлен комбинированный прицел с независимой стабилизацией головного зеркала по горизонту и вертикали, а так же прицел-дублер с зависимой стабилизацией головной призмы. Комбинированный прицел позволяет вести стрельбу в дневных и ночных условиях снарядами и управляемыми ракетами. Прицел-дублер обеспечивает стрельбу снарядами при отсутствии энергопитания.

Башня боевого отделения изготовлена из броневых алюминиевых листов. Особенностью бронирования башни является применение в переднем секторе разнесенной брони.

Между боевым отделением и МТО размещается десант, вдоль бортов установлены 2 индивидуальных сиденья, а перед моторной перегородкой в один ряд еще 5 сидений. Два из «их являются дополнительными, и они могут использоваться как подножки. Выход десанта осуществляется через 2 прохода, которые устроены над силовым блоком, и 2 кормовые двери. Под сиденьями на полу у моторной перегородки размещена укладка дополнительного боекомплекта автоматической пушки. Ниши десантного отделения (по две на борту) оборудованы шаровыми опорами, предназначенными для ведения стрельбы из автоматов. Кроме того, одна опора установлена в левой кормовой двери корпуса.
Сиденья десантников складываются, что дает возможность при авиадесантировании разместить в этих отделениях 4 ложемента.

Размещение МТО в кормовой части корпуса улучшает также водоходные качества машины.
Статический дифферент БМП-3 без десанта при выработке топлива и расходе боекомплекта увеличивается всего на 1°50' на корму.

Некоторое смещение центра масс от середины опорной поверхности гусениц обеспечивает равномерную загрузку опорных катков (рис. 3), что улучшает проходимость по слабому грунту и снегу. Эти преимущества подтверждены в ходе контрольных
и войсковых испытаний. Торсионная подвеска БМП-3 оборудована механизмом изменения клиренса с электромеханическим приводом. Он предназначен для авиадесантирования бесплатформенным способом и может быть использован для уменьшения высоты машины, повышения проходимости, при самоокапывании, ремонте и в случаях застревания.

 

Нагрузка на опорные катки БМП-3

Рис. 3. Нагрузка на опорные катки БМП-3:
1 — на грунт; 2 — на ось катка; 3 — на шины

 

Корпус БМП-3 изготовлен из броневых алюминиевых листов с разнесенным бронированием лобовой проекции. Габаритные размеры БМП-3: высота по крыше башни 2 300 мм; ширина 3 150 мм; длина со 100-мм орудием-пусковой установкой вперед 7 200 мм; клиренс рабочий 450 мм, максимально 510 и минимальный 190 мм — все это позволяет перевозить ее железнодорожным (2 машины на платформе), автомобильным, морским и воздушным транспортом, а также десантировать с кораблей самолетов ИЛ-76, Ан-22, Ан-124 как посадочным так и беспосадочным способами.

Компоновочная схема БМП-3 позволяет эффективно использовать шасси для машин специального назначения. На базе БМП-3 в настоящее время разрабатываются различные ВГМ: БМП-ЗК, машина командира подразделения, самоходное орудие, самоходная установка ПТУР, зенитный ракетный комплекс, командно-штабная машина, бронированая ремонтно-эвакуационная машина и др.

 

Вывод. Принятое при разработке БМП-3 компоновочное решение, предусматривающее кормовое размещение моторно-трансмиссионного отделения, использование размещенных в одной маске 100-мм орудия-пусковой установки, 30-мм автоматической пушки и 7,62-мм пулемета, активизация огня десанта в переднем секторе, а также установку водометных движителей, позволило создать более совершенную по сравнению с БМП-2 боевую машину пехоты.


 





 



ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ