|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Г. Е. Королев, Р.З. Мамлеёв.
ИССЛЕДОВАНИЕ БОЕВЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗЦОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БТТ
(Вестник бронетанковой техники,
№8. 1991)
Исследовано изменение боевых повреждении БТТ по годам боевых действий. Рассмотрены технические решения
по повышению противоминной стойкости боевых машин.
В боевых действиях советских войск в Афганистане
применялись танки Т-55 и Т-62, боевые машины пехоты БМП-1 и БМП-2, а также колесные
бронетранспортеры (от БТР-60 до БТР-80). Основными средствами их поражения
были мины, численность которых распределялась по маркам следующим образом:
МК-3 (изготовитель Бельгия)….40%
ТС-6,1 (изготовитель Италия)….30%
ТС-2,5 (изготовитель Италия)…5%
МК-7 (изготовитель
Великобритания)…25 %
Наряду с минами противник широко использовал (табл.1)
«импровизированные» фугасы с отличающимися массой взрывчатого вещества,
способами их установки и системой подрыва (от простых замыкателей, в том числе управляемых
вручную, до электронных).
Противник был вооружен ручными противотанковыми
гранатометами с кумулятивной гранатой типа ПГ-7, минометами, безоткатными
орудиями и реактивными снарядами. Из стрелкового оружия часто применялись
пулеметы калибра 7,62 и
Осмотр поврежденных образцов БТТ и анализ донесений из
частей о боевых повреждениях показали, что взрыв мин и фугасов в том или ином
месте под танком зависит от способа их подрыва. Мины и фугасы со взрывателями нажимного действия взрываются, как
правило, под передний катками (колесами). Под передней частью днища
взрываются мины со штыревым взрывателем, мины с пневматической системой
(ТС-6,1)—между 1-м и 2-м опорными катками (иногда при высокой скорости
движения танка или БМП взрыв происходит под 3-м катком). При наезде БТР на
противотанковую мину происходит взрыв в основном под 3-м или 4-м колесом.
Наиболее часто подрыв управляемых мин и фугасов
производился под центром днища в районе боевого отделения. Противник, зная
особенности конструкции днища, пропускал хорошо защищенную технику, например
БМП-1, и приводил в действие мины и фугасы при наезде на них менее защищенных
машин.
Таблица 1. Изменение по годам
числа обнаруженных и обезвреженных мин и фугасов
* Данные
за первый квартал.
Вместе с тем подрывы фугасов производились и под кормовой
частью днища танков, у которых хорошо защищена от мин в основном передняя часть.
Анализ данных по распределению числа попаданий
противотанковых кумулятивных гранат (ПГ) и пуль (табл. 2) показывает, что
наиболее часты попадания в борта и корму корпуса. Это свидетельствует о том,
что противник хорошо знал слабо защищенные места нашей БТТ. Отсутствие
попаданий ПГ в нос корпуса танка, а пуль в башню и нос корпуса БМП и
относительно малое число пулевых попаданий в нос корпуса и в башню БТР
только подтверждают этот вывод.
Таблица 2. Распределение
относительного числа попаданий противотанковых гранат и пуль (%) по наружным частям машин
С целью повышения противоминной стойкости (ПМС) танков Т-55,
Т-62 и БМП-1, БМП-2, а главным образом для защиты экипажа и внутреннего
оборудования от воздействия взрыва мин были увеличены жесткость и прочность
днища (в том числе и за счет введения жесткой связи днища с крышей),
исключена жесткая связь сидений экипажа с днищем; повышена стойкость крепления
приводов управления, расположенных на днище; защищены ноги экипажа от
высокочастотных вибраций днища.
Таблица 3. Изменение по годам относительного числа поврежденных
образцов БТТ, %
На танках Т-62 (рис. 1) снаружи к передней части днища был
приварен жесткий ячеистый каркас 1 высотой
Рис. 1. Схема устройств повышения
ПМС танка Т-62
На БМП-1
и БМП-2 (рис. 2) днище и левый редан были закрыты снаружи съемным стальным
броневым листом 1 толщиной
Рис. 2. Схема устройств повышения
ПМС БМП-1 и БМП-2
Съемный лист крепится болтами к бонкам 3, приваренным к днищу 6 и левому борту корпуса 7.
Сиденья водителя и командира (оператора) установлены па балке 4. Введены
подпружиненные амортизирующие полики 5.
Сравнительные испытания танков Т-62 серийного и с
устройством повышения ПМС описанной конструкции показали, что эти устройства
обеспечивают удовлетворительную защиту экипажа и внутреннего оборудования
при взрыве под передней частью днища мины ТМ-57, а под передними опорными
катками - типа ТМ-62М (тротиловые эквиваленты соответственно 8,3 и
После этих двух подрывов танк не утратил боеспособности и
покинул место испытаний своим ходом. Подрывы указанных мин в аналогичных
условиях под серийным танком приводили к утрате им боеспособности и выходу
его в категорию безвозвратных потерь.
Установка на БМП аналогичных устройств обеспечивает защиту
экипажа и внутреннего оборудования машины от воздействия взрыва заряда массой
до
Стойкость танков, БМП и БТР к воздействию ПГ повышена за
счет установки на танке решетчатых экранов (рис. 3), сплошных стальных
экранов - на корпусе и башне БМП (рис. 4) и на корпусе БТР (рис. 5).
Решетчатые экраны способны разрушать ПГ без образования кумулятивной струи с
вероятностью 0,6 - 0,8.
Рис. 3. Т-62, оборудованный решетчатым противокумклятивным экраном (вид с кормы)
Рис. 4. Боевая машина пехоты
БМП-1, оборудования стальным противокумулятивным экраном (вид сбоку)
Рис. 5. Бронетранспортер БТР-80,
оборудованный дополнительной броней.
Сплошные стальные экраны исключили проломы брони корпуса и
башни БМП и существенно уменьшили размеры проломов брони корпуса БТР при
попадании ПГ. Применение стальных экранов исключило пробитие брони БМП
12,7-мм бронебойными пулями при обстреле по нормали с любой дальности и брони БТР при обстреле 7,62-мм
бронебойными пулями с дальности
Серийные БМП и БТР без экранов пробивались
указанными пулями с таких дальностей при курсовых углах обстрела 60 и 24°
соответственно.
Роль дополнительной защиты играли также размещаемые па
бортах, крыше корпуса и башни ящики с боеприпасами, запасные опорные катки,
секции гусениц, колеса, баки с водой, маслом и др.
Внедрение технические решения позволили существенно
сократить число поврежденных машин в сравнении с первым периодом боевых
действий (см. табл. 3); потери экипажей сократились
в 1,5-2 раза. По результатам осмотра БТТ после выполнения ею боевых задач,
опрос личного состава п анализа донесений о боевых повреждениях оказалось возможным проанализировать
боевые повреждения образцов в условиях горно-пустынной местности. Тяжесть
повреждения оценивалась видом ремонта (текущий, средний, капитальный),
необходимым для восстановления образца, и выходом его в категорию
безвозвратных потерь. Наибольшее число повреждений боевой техники получено
от мин и фугасов (75 % танков, 63 % БМП и 57 % БТР). Наибольшее число выхода
в категорию безвозвратных потерь и БМП - от мин и ПГ (32 и 36%
соответственно). Вышедшие в категорию безвозвратных потерь танки в
большинстве случаев повреждались взрывами фугасов или донных мни общей массой
заряда более
БМП и БТР выходили в категорию безвозвратных потерь, как
правило, при взрыве под гусеницей мин и фугасов с массой заряда около
Основными причинами выхода в категорию безвозвратных
потерь танков, БМП при попадании в них кумулятивных гранат являются возгорание
с последующим взрывом боеприпасов или топливных баков, а также взрыв
боекомплекта или топливных баков при непосредственном попадании в них
кумулятивной струи.
Попадание гранат происходило, как правило, в места
размещения топливных баков, боекомплекта, двигателя, что свидетельствует о
знании противником особенностей компоновки машин.
Повреждения танков
БМП и БТР поражались пулями за счет недостаточной
стойкости брони моторно-трансмиссионных отделений, кормы корпуса и слабой
защиты этих машин сверху.
Таким образом, боевое применение
отечественной БТТ в Афганистане выявило недостатки в защите наших танков,
БМП и БТР от противотанковых мин и фугасов, противотанковых средств ближнего
боя и стрелкового оружия в первый период боевых действий.
Введение ряда технических решений по повышению
защищенности БТТ позволило существенно сократить количество БТТ, выходящей
из строя вследствие боевых повреждений и снизить потери экипажа и боевого
расчета. Однако локальный характер усиления бронирования корпусов и башен
наличие слабо защищенных мест и осведомленность противника об уязвимых местах
нашей техники, а также благоприятные для него условия местности позволили
противоборствующей стороне достаточно эффективно поражать наши машины и после
введения этих технических решений. Поэтому работы по повышению защищенности
танков, БМП и БТР необходимо продолжать.
Вывод. Исследование боевых повреждений образцов отечественной бронетанковой техники использовавшейся в боевых действиях в Афганистане, позволило усилить броневую защиту ряда, элементов корпусов и башен БТТ и частично снизить выход из строя машин и потери личного состава. Эти исследования необходимо учитывать при модернизации серийных и разработке новых образцов. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|