|
|||||||||
|
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ КОМПОНОВОЧНЫХ СХЕМ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТАНКОВ
США
Вестник бронетанковой техники. №8, 1998
Компоновочная
схема танка в сочетании с техническими решениями его составных частей во многом
определяет боевые свойства и стоимость танка. В настоящее время в США в
рамках НИОКР по созданию танка четвертого послевоенного поколения идет поиск
различных компоновочных схем и отработка составных частей: оружия, автомата
заряжания (A3), системы управления огнем (СУО), броневого корпуса и башни,
моторно-трансмиссионной установки и ходовой части. Этими работами занимаются
специалисты государственного научно-исследовательского бронетанкового центра
и проектно-конструкторских центров различных фирм-разработчиков танков и
составных частей. Одной из таких фирм является фирма «Дженерал дайнемикс» — ведущее предприятие по производству и
модернизации серийного танка третьего поколения М-1А1, претендующее на
получение заказа на танк четвертого поколения. В связи с этим определенный
интерес представляет опубликованная в приложении к журналу «International Defence Review» (1987) статья вице-президента этой фирмы Ф. У. Летта, посвященная анализу возможных компоновочных схем
танка.
Компоновочная
схема американских танков трех послевоенных поколений формировалась под сильным
влиянием классического компоновочного решения советских танков Т-34 и ИС-3,
считавшегося лучшим в мировом танкостроении. Приняв за образец эту
классическую схему, предусматривающую переднее расположение отделения
управления, среднее расположение боевого отделения с командиром, наводчиком
я заряжающим и кормовое расположение моторно-трансмиссионного отделения
(МТО), американские специалисты для танков первого и второго поколений
применяли менее плотную компоновку по сравнению с отечественными танками.
Кроме
того, американские танки обладали рядом специфических особенностей: — три
независимых прицельных комплекса (один у командира и два у наводчика);
значительные
углы склонения пушки вперед (до 8—10°) при малых углах склонения назад (до
0°);
применение
башен, уравновешенных развитой кормовой частью;
размещение
топлива вне обитаемых отделений (как
правило, в МТО);
продольное размещение двигателя, объединенного в один блок с трансмиссией,
в сочетании с ее центральным расположением.
Американские
50-т танки имели по сравнению с 36—37-т отечественными танками больший забронированный
объем, который использовался для более удобного размещения экипажа (большие
габариты рабочих мест, лучшие условия перехода из отделения управления в боевое и т. д.) и для обеспечения доступа к составным
частям при их техническом обслуживании и ремонте.
Освоение в начале 80-х гг. серийного производства
танков третьего поколения М-1А1, «Леопард-2» и последующая разработка танков
«Челленджер» и «Леклерк» привели при сохранении принципиального
классического компоновочного решения к повышению технического уровня
зарубежных танков, главным образом, за счет внедрения новых технических
решений составных частей (120-мм гладкоствольные пушки, СУО с лазерными
дальномерами, электронными баллистическими вычислителями, высокоточными
стабилизаторами и тепловизиоиными приборами,
сварные корпуса и башни из
комбинированной брони, двигатели мощностью 1100 кВт, гидрообъемные передачи, энергоемкие системы подрессоривания с
большими динамическими ходами опорных катков) компоновка этих машин значительно
уплотнилась. Появились броневые перегородки, отделяющие экипаж от
боеприпасов и топлива. Однако численность экипажа и его расположение в
танке остались прежними.
Компоновочные схемы танков:
В — водитель; Н — наводчик; К — командир; СУ —
силовая установка; Б1—BS — боекомплект первой и второй очереди; A3 — автомат
заряжания; заштриховано — расположение членов экипажа и боекомплекта выше
опоры башни или вынесенной пушки: а — танк третьего поколения; б — с A3 в
нише кормы башни; в — с размещением всего экипажа в башне; г — с A3 в виде
кольцевого конвейера; д — с A3 в корпусе; е — с размещением командира и
наводчика под вынесенной пушкой; ж — с размещением всего экипажа в корпусе; з — сочлененный танк
Типовая
компоновочная схема 55-т танка третьего поколения приведена на рисунке, а.
При компоновке танка размещению боекомплекта, представляющего опасность для
экипажа при пробитии брони, уделяется
особое внимание. Зарубежные специалисты подразделяют размещаемый в танке
боекомплект на две очереди. К боекомплекту первой очереди (БК 1) относятся
боеприпасы, которые доступны для заряжания при любом положении башни относительно
корпуса. К боекомплекту второй очереди (БК 2) — боеприпасы, доступ к которым
возможен только при определенном положении башни.
В
танках третьего поколения боекомплект первой очереди размещен в кормовой нише
башни, а боекомплект второй — в корпусе. Оба боекомплекта отделены от
экипажа подвижными броневыми перегородками. Кроме того, над боекомплектом
первой очереди размещены «вышибные» пластины,
уменьшающие воздействие взрыва боекомплекта на экипаж. На танке М-1
боекомплект первой очереди составляет 85 %, на танке «Леопард-2» — 36 % всего
боекомплекта.
В
процессе совершенствования танков зарубежные специалисты пришли к
необходимости замены одного члена экипажа A3 с целью использования сэкономленных
массы и объема для усиления броневой защиты. Конструкция A3 стала одним из
условий реализации компоновочного решения танка. Наиболее просто разместить
A3 в нише кормы башни на месте боекомплекта первой очереди, сохранив классическое
компоновочное решение (рисунок, б). По этому пути пошли разработчики 53-т
танка «Леклерк», варианта модернизации танков М-1А1
и «Леопард-2», обладающего повышенной живучестью при минном подрыве.
Недостатком
этого танка является изменение уравновешенности башни по мере расхода
боекомплекта первой очереди, а также относительно высокая возможность
поражения A3, размещенного в наиболее поражаемой верхней части проекции
танка при снарядном обстреле. Этот недостаток отчасти ослабляется
применением «вышибных» пластин и отделением
боекомплекта от экипажа броневыми перегородками.
Дальнейшее
совершенствование классической компоновочной схемы (по мнению американских
специалистов) возможно за счет поперечного размещения двигателя по аналогии
с советскими танками. Это позволяет уменьшить объем моторно-трансмиссионного
отделения танков М-1А1 и «Леопард-2». Компоновочная схема танка с A3 в нише
кормы башни имеет за рубежом много сторонников. Рассматривается также
возможность перевозки части боекомплекта второй очереди в специальном
бронированном контейнере, размещаемом на корме моторно-трансмиссионного
отделения, по аналогии с дополнительными бочками для топлива. Наряду с
совершенствованием классической компоновочной схемы, изучаются и другие
схемы танков. Компоновочная схема танка с размещением всего экипажа в башне
(рисунок, а), которая в 60-х гг. использовалась при разработке танка третьего
поколения, сейчас уже не привлекает зарубежных специалистов.
Недостатком
этой схемы является сложность управления танком водителем извращающейся
башни и повышенная по сравнению с другими компоновочными схемами величина
массы танка из-за увеличенного объема башни, бронирование которого по
сравнению с корпусом требует повышенного расхода броневого материала.
В
то же время самые легкие по массе и минимальные по длительности цикла
заряжания A3 компоновочные схемы «безбашенного»
танка типа шведского танка STRV-103 также не вызывают интереса зарубежных
конструкторов из-за отсутствия принципиальной возможности обеспечения
независимости маневра огнем от направления движения и невозможности
стрельбы с ходу. Недостатки этой схемы не компенсируются ни наличием
ограниченного сектора для вертикальной и горизонтальной наводки пушки, ни
установкой двух пушек вместо одной. Зарубежные специалисты рассматривают в
качестве возможных вариантов компоновочные схемы танка с A3, размещенным ниже опоры башни. У такого
танка боекомплект лучше защищен от попадания при снарядном обстреле по
сравнению с танком, в котором он размещается в нише кармы башни. Схема
с A3 в виде кольцевого конвейера в боевом отделении (рисунок, г) позволяет разместить боекомплект в наиболее защищенном от снарядов
месте танка. Эта схема использована на отечественном танке Т-72. Однако при
такой схеме затруднено отделение боекомплекта от экипажа броневой перегородкой.
Кроме того, она имеет большую по сравнению со схемой A3 в кормовой нише башни
вероятность поражения при минном подрыве. Рассматривалась компоновочная схема
танка с размещением A3 в корпусе вне боевого отделения. Она использовалась в
проектах модернизации танка «Леопард-2» и при разработке нового швейцарского
танка и отличается значительно более сложной конструкцией A3 как при
внутренней (рисунок, д), так и при внешней
перекладке боеприпаса из неподвижной боеукладки в корпусе к пушке, которая может находиться в
любом положении по отношению к корпусу. Цикл заряжания такого A3 наиболее
продолжителен, а его надежность наиболее низка. В последнее время зарубежных
специалистов привлекает компоновочная схема танка с так называемым
вынесенным вооружением. Эта схема позволяет повысить защищенность танка за
счет уменьшения лобовой проекции и улучшить условия стрельбы с ходу за счет
увеличения угла склонения пушки (отсутствует ограничивающая этот угол крыша
башни). Она может быть реализована как при размещении командира и наводчика
во вращающемся боевом отделении, так и при сосредоточении всего экипажа в передней
части корпуса (при одно-
или двухсекционном корпусе). При одноярусном размещении командира и наводчика
во вращающемся боевом отделении под пушкой (рисунок, е) защищенность танка
увеличивается по сравнению с двухъярусным размещением экипажа в танке с
классическим компоновочным решением. Однако при этом ухудшается динамическая
и статическая обзорность для командира и наводчика из-за перекрытия поля
зрения пушкой и более низкого размещения входных окон приборов. Кроме того,
практически невозможно отделить броневой перегородкой боекомплект,
размещенный в A3, от экипажа. Возникают определенные трудности и при
разработке A3, обеспечивающего подачу боеприпаса из корпуса к казенной, части
пушки без разгерметизации танка.
Размещение
всего экипажа (командира, водителя, наводчика) в передней части корпуса
(рисунок, ж) позволяет увеличить защиту танка, отделить боекомплект от
экипажа и обеспечить заряжание без разгерметизации танка. Основной
проблемой для такой компоновочной схемы является создание системы управления
огнем, обеспечивающей передачу качественного изображения от вращающихся
вместе с вынесенной пушкой прицелов и приборов командира и наводчика к
органам зрения этих членов экипажа, находящихся в неподвижной носовой части
корпуса на значительном расстоянии от
боевого отделения. Использование оптического вращающегося контактного
устройства для передачи изображения считается весьма проблематичным из-за
низкого коэффициента светопропускания и конструктивной сложности.
В
то же время современные телевизионные, тепловизионные и радиолокационные каналы передачи изображения, основанные на
радиоэлектронной аппаратуре, уступают оптическим каналам по разрешающей
способности и возможности передачи цвета и объема. Эти проблемы американские
специалисты предполагают решить путем исследования различных средств
передачи изображения (от оптических волокон до телевизионных и тепловизионных каналов) на повой элементной базе.
Существенной
проблемой при разработке танка с вынесенным вооружением является создание надежного
A3, вмещающего весь боекомплект, поскольку при отказе A3 ручное дублирование
подачи выстрела из изолированного носового отсека практически невозможно.
Эту
проблему предполагается решить путем создания наиболее рациональной схемы A3
с кольцевым конвейером под платформой, на которой установлена вынесенная
пушка. Принципиально эта схема обеспечивает возможность досылания боеприпаса
на любом угле заряжания пушки и по
продолжительности цикла приближается к схеме A3, неподвижного относительно
казенной части пушки (типа A3 танков АМХ-13 или STRV-103). Рассматривается
также возможность использования вынесенного вооружения на танке с двухсекционным
корпусом (рисунок, з). Схема с односекционным
корпусом по сравнению с двухсекционным имеет преимущества по характеристикам
массы из-за наличия двух лишних стенок корпуса, дополнительного шарнира и
лишней пары опорных катков для танка с двухсекционным корпусом. В то же время
танк с двухсекционным корпусом имеет повышенную противоминную стойкость за
счет возможности сохранить подвижность при поражении гусениц одной из
секций. Эта машина может иметь повышенную проходимость за счет возможности
«запирать» шарнир при преодолении рва, либо поднимать первую секцию при
преодолении вертикальных препятствий. Тем не менее, большинство зарубежных
специалистов предпочитают размещать вынесенное вооружение в односекционном
корпусе. В настоящее время фирма «Дженерал дайнемикс» проводит экспериментальные исследования двух
макетных образцов танка с вынесенным вооружением. На одном макете
исследуется система управления огнем, а на другом — A3.
Ведутся
опытно-конструкторские работы по совершенствованию танков М-1А1 и
«Леопард-2» за счет размещения A3 в нише кормы башни и поперечного
расположения двигателя.
Таким образом, наибольший интерес вызывают компоновка с A3 в нише кормы башни по типу танка «Леклерк» и схема танка с вынесенным вооружением в односекционном корпусе. Эти компоновочные схемы считаются в настоящее время наиболее перспективными в американском танкостроении. |
|
|||||||
|
|