ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

Тема о круглого стола

«Виховання доброчесності і боротьба з корупцією в оборонних структурах: досвід України»

 

Доклад Вадима Федосова (государственное коммерческое предприятие Харьковский бронетанково-ремонтный завод).

Доклад Владимира Чернышева. Доцент Института танковых войск при НТУ ХПИ.

Доклад Юрия Апухтина. О протекционизме стран НАТО в вопросах ВПК Украины

Список участников

 

 

26 июня 2012 года в Харькове проводился третий по Украине международный круглый стол «Виховання доброчесності і боротьба з корупцією в оборонних структурах: досвід України».  Его организаторами выступили Центр дослідження армії, конверсії та роззброєння (ЦДАКР) и Офис связи НАТО в Украине.

Примечательно, что информация, как итоговая о проведенной работе, появилась в интернете 26.06.12 в 9.31, за полтора часа до начала круглого стола. Вполне очевидно, что организаторы использовали домашнюю заготовку и считали, что все пойдет по «заранее намеченному и утвержденному плану» (Анатолий Папанов, фильм «Бриллиантовая рука»)…

Кореспондент харьковской газеты «Время» Елена Зеленина  4.07.12 опубликовала  почти на двух страницах отчет по круглому столу, который более точно отражает ход дискуссий, но ограничения по объему не позволии показать наиболее «острые» моменты.

В проведении круглого стола участвовали три постоянных автора сайта www.btvt.narod.ru,    В.Л. Чернышев, Ю.М. Апухтин и С.В. Рагулин. После выступления Ю.М. Апухтина, модераторы не сочли нужным  предоставить слово для выступления третьему нашему учаснику С.В. Рагулину…

Предлагаем Вам, уважаемый Читатель, ознакомиться с наиболее интересными докладами, с нашей точки зрения, которые прозвучали за круглом столом.

Владимир Чернышев

Ссылки:

Интернет – http://www.defense-ua.com/rus/hotnews/?id=38335

Отчет       - http://timeua.info/040712/61474.html 

              

 

Вадим Федосов, государственное коммерческое предприятие Харьковский бронетанково-ремонтный завод:

- Мы по Хозяйственному кодексу полностью хозрасчетное предприятие. До 2005 года мы находились в сфере управления МО как войсковая часть, с 2005 года – государственное предприятие, а с декабря 2011 года мы введены в состав Укроборонпрома. Я хотел бы прокоментировать заключение Леонида Игоревича о том, что коррупционные действия якобы пресекаются законом о госзакупках, военной контрразведкой, военной прокуратурой.

Это все далеко не так. Закон 2006 года о госзакупках предполагал не борьбу с коррупцией, а создание базы для еще более высокого уровня коррупции. Как только вступил в силу этот закон, комитет по госзакупкам создал целую кучу фирм через которые нужно было проводить свои госзакупки в том ключе, в котором им они нужны. То есть ты приходишь и говоришь: я хочу купить то-то и то-то у того-то и у того-то. Тебе отвечают: нет проблем. От 0,5 до 1% от стоимости контракта. Нашему предприятию этот закон нанес серьезный ущерб. Ошибочно или по умыслу в закон была внесена следующая формулировка: средства государственных предприятий были приравнены к бюджетным. Представьте себе нашу ситуацию; с 1999 года мы не получали ни копейки бюджетных денег, мы зарабатываем деньги сами. На нашей территории находится столько танков, сколько на территории всей Великобритании. К нам поступают деньги в валюте, а мы вместо того, чтобы осуществлять контракт, два месяца должны осуществлять госзакупки. Заказчик недоумевает: а что вы делаете с моими деньгами, какие госзакупки, какие тендеры? Я этого не предусмотрел: у меня есть заказ и сроки его выполнения. А мы разводим руками: у нас такой закон. Так вот в итоге от нас отвернулся примерно каждый третий заказчик. Они ушли в Израиль, Польшу и Чехию, где нет таких дурацких законов.

Слава Богу, в прошлом году появились изменения к данному закону.  И готовится новая редакция, в которой говорится, что тендерные закупки на предприятиях оборонно-промышленного комплекса не распространяются. Но есть определенные особенности в перечне тех комплектующих, которые закупают предприятия для экспортных и оборонных заказов.

Кто такие военная прокуратура и военная контрразведка, нам пришлось тоже на своей шкуре почувствовать, когда по нашим счетам пошли миллионы долларов, нам говорят: а где же – наше??? Конкретно и нагло. Мы подменяем  понятие коррупции с рэкетом.

Коррупция как нежное проявление смазки процесса превратилась в наглое вымогательство, что уже квалифицируется как рэкет.

Все гораздо хуже. И если рассматривать в общем плане. Это тенденция не только времени или той власти, которая руководит сейчас. Это регулируется не только законом. Но и морально-этическими нормами, которые определяются религиозностью человека и кодексом чести. Белые офицеры, увозя часть  казны, голодали, но не прикасались к этим деньгам. У нас присосаться к бюджету – высший уровень пилотажа в бизнесе. И если морально-этические нормы работать не будут, ничего не изменится.

Население Украины чуть меньше 45 миллионов человек. Трудоспособных по возрасту 28,5 млн. В реальном секторе экономики и инфраструктуре задействовано около 18.7 млн. Куда же почти 10 миллионов подевалось? Это студенты, безработные, женщины в декрете, инвалиды, это примерно 7 миллионов. А свыше двух миллионов – кто? Надзорные, контролирующие и правоохранительные органы. Эти люди не просто хотят хорошо жить. Они хотят ездить на дорогих машинах и есть черную икру с маслом. Борьба с преступностью, по сути, отсутствует. Вся правоохранительная система нацелена на обогащение. Единственный путь – сократить всю эту свору в десять раз. Тогда мы подойдем к цивилизованным пропорциональным нормам  между теми кто работает и кто надзирает, контролирует и «правоохраняет». Но государство пошло по пути усиления вертикали власти и естественно в ближайшее время будет невозможно отказаться от надзорно-контрольных структур. И в ближайшие время мы будем иметь то, что мы имеем.

 

Доклад В. Чернышева.

Я и мои коллеги, присутствующие здесь, Юрий Михайлович Апухтин и Сергей Викторович Рагулин, представляем группу независимых технических экспертов в области бронетанковой техники. Результаты нашей деятельности отражены в следующих работах:

 «1 международная конференция «Артиллерийские ствольные системы, боеприпасы, средства артиллерийской разведки и управления огнем» Киев, сентябрь 1997 г

Чернышев В.Л.  «Танки и люди. Дневник главного конструктора А.А. Морозова»

Апухтин Ю.М. «Последний рывок советских танкостроителей (дневник участника разработки танка Боксер) »

В 2010 году, при содействии «Спецтехноэкспорт»,  принимали участие в индийском тендере создание перспективной БМП 21 века как соисполнители систем шасси со стороны «Дастан инжиниринг». Думаю, что этого вполне достаточно …

 

Тема сегодняшнего круглого стола «Виховання доброчесності і боротьба з корупцією в оборонних структурах: досвід України».  

В связи с этим имеет смысл сравнить, хотя бы кратко два исторических, периода жизни нашей страны - прошлый,  до 1991г. и настоящий, с 1991г, свидетелями и участниками которых все мы являемся. Коррупция и там и здесь имела  и имеет место, но области распространения и ее масштабы, как мы нам видим, совершенно различны. Мы являемся специалистами военно-технической сферы, и не можем претендовать на всеобъемлющую оценку всех факторов возникновения, развития и борьбы с коррупцией, особенно правовых и специальных, но со своей точки зрения изложим свои наблюдения и выводы.

Коррупция – это социальная болезнь общества. В советские времена ею более всего была поражена торговля, дефицит создавался искусственно и за это приходилось расплачиваться рублем. Наш жизненный опыт не находит примеров проявления коррупции в оборонных сферах во времена СССР. Да, было жесткое противостояние танковых идеологий Харькова, Ленинграда и Нижнего Тагила, но это все проходило в открытом противостоянии, под контролем ГБТУ, Оборонного отдела ЦК КПСС и ВПК при СМ СССР. Да,  были личные связи, влияние отдельных политических групп, но назвать те методы работы коррупцией -нельзя, т.к.  выделение финансовых и материальных средств в оборонной промышленности СССР находилось под жестким контролем и использовать их в личных целях, а тем более в целях обогащения было  практически невозможно.

 На современном этапе, условия работы всей украинской экономики и особенно ее оборонных отраслей промышленности, существенно изменились.

Предлагаем маленький исторический экскурс по Харькову…

В 30-е годы, в СССР создаются два танковых центра: «Северные» (Ленинград) и «Южные» (Харьков).  Именно здесь, на харьковском заводе «Коминтерн» А.О.  Фирсов, главный конструктор танков, БТ-5 и БТ-7 создает концепцию  танка Т-34 -танка военного времени. В 1937 его - главного идеолога лучшего танка ВОВ, арестуют и расстреляют, как врага народа…

В  50-е годы ХХ века, под руководством А.Д. Чаромского и Л.Л. Голинца создается танковые двигатели 4ТД,.. 5ТДФ. Именно на их базе главный конструктор А.А. Морозов создает свою идеологию танка мирного времени и воплощает ее в линейке Т-64, Т-64А, Т-64Б.

«Завод имени Малышева» превращается  в мощное современное предприятие, со своей социальной сферой: стадион «Металлист», 17 больница, универсам (нынешний «РОСТ»), базой отдыха имени Соича, детские садики и пионерские лагеря.

В Харькове создается инфраструктура, обеспечивающая квалифицированными кадрами ХКБМ имени А.А. Морозова, ХКБД, «Завода имени Малышева»  и воинские части. Это «ХПИ», «ХАИ» и Высшее гвардейское командное танковое училище имени Верховного Совета УССР. Капитальный ремонт и модернизация танков Т-64 осуществляется на харьковском  115 танкоремонтном заводе.

Кроме танков, в Харькове осуществляется разработка и производство гусеничных бронированных многоцелевых машин легкой весовой категории МТЛ-Б на базе ХТЗ, что привело к созданию в Харьковском регионе (Изюм, Лозовая, Купянск, Балаклея) группы предприятий  бронетанковой отрасли.

 Все это хорошо известно. Но тем более вызывает сожаление тот факт, что этот мощнейший потенциал практически уничтожен и разграблен, не побоимся этого слова и давайте называть вещи своими именами.

 С распадом СССР Украине досталась не только мощная производственная база, но и   огромные запасы военного имущества и  оружия, которого,  по словам_генерала армии В. Г. Радецкого, второго Министра обороны Украины, хватило бы на обеспечение повседневной деятельности и боевой учебы всей группировки войск, оставшейся на территории Украины после распада СССР, на период до 20-лет.

 

Военное наследие Украины от СССР

Страна

 

 

Танковые, мотострелковые, воздушно-десантные и спецназа соединения и отдельные части (в т.ч. преобразованные в ОУЦ или БХВТ)

 

 

Техника и вооружение, ед.

танки

БТР,

БМП и

БРМ

орудия, РСЗО, САУ, минометы

боевые самолеты

вертолеты

Украина

Управления 6 гв. ТА, 8 ТА, 1 гв. А, 14 гв. А, 13А, 38А, 48, 1 17 гв.утд, 23 утд, 17, 30, 41, 42, 75 гв. тд, 66, 92 гв. умсд, 287 умсд, 17, 25, 28, 51, 72, 97, 128 гв. мсд, 24, 36, 46,136,157, 161, 172, 180, 254 мсд, 126 дбо, 23, 39, 40, 95 гв. вдбр, 8, 9, 10, 17 брСН

9293

-11000

-18240

-2000

-800

 

В течение первых 10 лет своей независимости руководство страны  махнуло рукой на промышленный потенциал Украины:  «Выживайте, как сможете» и, создав государственную компанию «Укрспецэкспорт», начали распродавать на мировом рынке вооружения советское военное наследство. Да так успешно, что к концу 90-х годов Украина вошла в 10 ведущих мировых поставщиков вооружения, обогнав такого мощного конкурента как Израиль.

Сегодня нам говорят о контракте на 49 «Оплотов» для Таиланда как о громадном достижении. Согласитесь, для советского «Завода имени Малышева» - это смешно, а для украинского – проблемы…

20-летний украинский опыт показывает: политическая нестабильность в стране, безответственность руководителей снизу до верха, пробелы в юридическом законодательстве создают условия для процветания коррупции. Главное здесь – контроль над финансовыми потоками и направление их в «нужное русло». На продажу выставляется все: предприятия, технологии, ресурсы, человеческая мораль и  порядочность   – все имеет свою цену.

В настоящее время, когда советское наследство распродано, масштабы и задачи коррупции в Украине изменились. Главное теперь создать конкурентоспособный товар и заинтересовать им покупателя.

Ситуация на «Заводе имени Малышева» с БТР-4 лучшее подтверждение сказанному. Не доведенная до конца конструкция, некачественная сборка, конструкторские просчеты – это далеко не полный перечень вопросов, требующих срочного решения. Не надо «засовывать голову в песок» и делать вид, что все хорошо Мировой рынок вооружения таких просчетов  не прощает.

Мы можем только фиксировать отдельные формы  проявления коррупции в 90-е, начале 2000-х годов: задержки выплат зарплаты рабочим и ИТР, смена собственников у наиболее прибыльных социальных сфер:  объекты торговли и спорта, базы отдыха,  детских садиков, распродажа помещений предприятия под флагом сокращение непрофильных производств. Это только видимая вершина айсберга. Невидимая часть айсберга – это распродажа советских военных технологий и идей. Американцы говорят: «Проще найти один миллион долларов, чем идею, приносящую по одному миллиону ежегодно».

В мае этого года пришла директива нового Начальника ГШ МО Украины В. Заманы о переводе остатков Харьковского гвардейского танкового командного училища во Львов. Позвольте Вам напомнить о переводе Киевского командного танкового училища в Харьков  в начале 2000- х годов. Это будет второй переезд, а «два переезда страшнее пожара»…

Выводы: разрушение Харьковского центра разработки, создания, испытаний и производства бронетехники тяжелой и легкой весовых категорий, а также отрыв от него центра подготовки специалистов для эксплуатации этой техники в войсках (ХГТКУ) и перенос подготовки военных кадров во Львов (инициатор Начальник ГШ Владимир Замана) мы считаем целенаправленным актом не только разрушения обороноспособности Украины, но и актом политической коррупции, когда по необоснованным причинам принимаются важнейшие решения, связанные с безопасностью государства.

В этом небольшом докладе мы показали свою позицию. В процессе дискуссии мы ее будем уточнять, корректировать и отстаивать.

Спасибо за внимание.

 

Доклад Ю. Апухтина. О протекционизме стран НАТО в вопросах ВПК Украины.

 Рассматриваемые  за круглом столом вопросы о коррупции в ВПК и вооруженных  силах Украины конечно имеют место. А что коррупции нет в НАТО или в Варшаве? В меньшей степени, но она есть. Не думаю, что НАТО избавит нас от коррупции. Я хотел бы остановиться на несколько необычном аспекте коррупции, который все стараются не обсуждать. Это  коррупция на межгосударственном уровне, назваемая протекционизмом.

     Здесь много говорили о НАТО, как эта организация помогает реформировать вооруженные силы Украины. Но все почему-то молчат о том, что с помощью этой организации на Украине разрушаются предприятия военно-промышленного комплекса.

     Я отдал больше 20 лет разработке боевых машин и видел, как после развала Союза целенаправленно уничтожался ВПК нашей страны. Как сознательно ликвидировали производственные мощности по производству вооружений, которые могли бы обеспечить Украине выход на мировой рынок.

      ВПК Укпаины был встроен в единую советскую систему производства вооружений и не предполагалось его самостоятельного функционирования. С помощью натовских советчиков делается все возможное для сворачивания связей с Россией, без которых многие предприятия на Украине не в состоянии самостоятельно разрабатывать и производить вооружение.

     К тому же НАТО не нужен конкурент на рынке вооружений и оно, естественно, не заинтересовано в поддержке таких конкурентов. Возьмем производство танков, которое  еще как-то «дышит» на Украине. Мне довелось участвовать в разработке последнего советского танка «Боксер», производимого в кооперации  с почти 60 заводов и КБ со всего Союза. С развалом страны разработка прекратилась, так как мы не в состоянии вести ее самостоятельно. 

     С трудом ХКБМ еще ведет разработки нового, но это на уровне еще советского задела, а предложить принципиально новое оно не в состоянии без смежников по составным частям изделия, оставшихся в России. Мы смогли организовать производство танков «Оплот» и «Булат», но их база заложена еще в 70-х годах. Принципиально новых машин нет и вряд ли будет, самостоятельно Украине это не «по зубам».

      Армия, конечно, же должна сокращаться, но есть колоссальные возможности экспорта оружия и здесь мы становимся  конкурентами  европейским странам и России. НАТО сделало все возможное, чтобы не допустить Украину на европейский рынок вооружений и нам пришлось искать его среди слабо развитых стран Азии, таких как Пакистан и Малайзия. Думаю, что в НАТО были бы очень довольны, если бы мы производили танки только  для аборигенов Австралии.

     Я не знаю ни одного совместного проекта с НАТО по совместной разработке вооружений и это о многом говорит. Советская школа танкостроения в Харькове еще не совсем умерла и западные страны, если бы хотели, могли бы поддержать ее. Но этого естественно не происходит.

      Приведу пример по авиастроению. Разработанный несколько десятилетий назад военный транспортник АН-70 до сих пор по своим характеристикам пока на Западе не достигнут, но там приняли решение разрабатывать свой самолет А-400, который даже на бумаге не достает АН-70. Украина без России не в состоянии довести самолет, который медленно умирает. Чтобы завершить производство и испытание самолета, нужны колоссальные средства, их нет и НАТО их не даст.

      Возьмем Харьковский авиазавод, выпускавший в год до 40 самолетов, сейчас он с трудом в год собирает один АН-72, разработанный почти сорок лет назад и как–то пытается продать их опять же в страны Азии и Африки.

      Все это к тому, что на таких круглых столах надо рассматривать не только конъюнктурные вопросы взаимодействия со странами НАТО, но и альтернативные направления возможных работ с другими  странами и в первую очередь с Россией и доводить эти точки зрения до руководства отраслей ВПК  и страны.

СПИСОК УЧАСНИКІВ

Міжнародного круглого столу «Виховання доброчесності і боротьба з корупцією в оборонних структурах: досвід України»  (м. Харків, 26 червня 2012 р.)

 

1.                       

АПУХТІН Юрій Михайлович

Начальник відділення ХКБМ ім. Морозова

2.                       

БАДРАК Валентин Володимирович

Директор Центру досліджень армії, конверсії та роззброєння (ЦДАКР)

3.                       

БЄЛОВ Микола Львович

Генеральний директор Заводу ім. Малишева

4.                       

БОРИСЮК Михайло Дем’янович

Герой України, колишній керівник Харківського конструкторського бюро машинобудування ім.Морозова, генерал-лейтенант

5.                       

БУСЯК Юрій Митрофанович

 

Заступник Генерального конструктора Харківського Конструкторського Бюро з Машинобудування ім. Морозова

6.                       

ВИШНЕВСЬКИЙ

Володимир Миколайович

Начальник Управління СБУ в Харківській області

7.                       

ВОЛОНЦЕВИЧ Дмитро Олегович

Завідуючий кафедрою «Колісні і гусеничні машини» НТУ «ХПІ»

8.                       

ГРИЩУК Олександр Володимирович

Керівник програм Громадської організації «Європейський вибір»

9.                       

ЖДАНОВ Олександр Андрійович

Президент ПАТ «ФЕД»

 

10.                    

ЗАЛІВАН Олександр Володимирович

Голова Харківської обласної організації партії «Громадянська позиція», Науковий співробітник Наукового Центру Повітряних Сил Харківського університету Повітряних Сил, колишній начальник управління миротворчих операцій та міжнародного співробітництва Об'єднаного оперативного командування Збройних Сил України

11.                    

ЗЕЛЕНІНА Олена Леонідівна

Спеціальний кореспондент медіа-компанії «Время»

12.                    

КЕЛДЕР Керсті

Заступник директора Офісу зв’язку НАТО в Україні

13.                    

КЕЧЕВ Микола Олександрович

Колишній начальник Харківського інституту Національної Гвардії України

14.                    

КОПЧАК Володимир Ігорович

Керівник оборонно-промислових проектів ЦДАКР

15.                    

КОСТ Павло

Університет Миколи Коперника (м.Торунь, Республіка Польща)

16.                    

КРАВЧЕНКО Володимир Іванович

Кореспондент агентства УНІАН в Харкові

17.                    

ЛЕВЧЕНКО Ігор Олександрович

Інститут української політики

18.                    

ЛЕОНЧЕНКО Олександр Володимирович

ТВО Начальника Харківського зонального відділу Військової служби правопорядку, підполковник

19.                    

МІХНЕНКО Антон Вікторович

Експерт-оглядач інформаційно-консалтингового агентства Defense Express

20.                    

МЯЛИЦЯ Анатолій Костянтинович

Генеральний директор Харківського державного

авіаційно-виробничого підприємства

21.                    

ОБОЛЕНЦЕВ Валерій Федорович

Доцент кафедри кримінології та кримінально-виконавчого права Національного університету «Юридична академія України імені Ярослава Мудрого»

22.                    

ПЕТРУШЕНКО Микола Миколайович

Начальник Харківського університету Повітряних сил імені Івана Кожедуба, генерал-лейтенант

23.                    

ПОЛЯКОВ  Станіслав Юрійович

 

Начальник кафедри загальновійськових та правових дисциплін військово-юридичного факультету Національного університету «Юридична академія України імені Ярослава Мудрого», полковник ЗС України

24.                    

ПОЛЯКОВ Леонід Ігорович

Голова експертної ради ЦДАКР

25.                    

ПОЛЯКОВА Ольга Станіславівна

 

Доцент кафедри військового права військово-юридичного факультету Національного університету «Юридична академія України імені Ярослава Мудрого», капітан юстиції Збройних Сил України

26.                    

ПОНОМАРЬОВ

Євгеній Павлович

Головний конструктор «ХТЗ»

27.                    

РАГУЛІН Сергій Вікторович

Начальник управління НЦ ВПС і ППО при ХВУ, заступник декана факультету ФУП НТУ «ХПІ»

28.                    

РЯБИХ Валерій Олексійович

Заступник директора АОН Defense Express з розвитку

29.                    

СЕМИНОЖЕНКО Володимир Петрович

Директор Регіонального філіалу Національного інституту стратегічних досліджень у м.Харкові

30.                    

ТЕРНЮК Микола Еммануїлович

Незалежний експерт, доктор технічних наук, професор

31.                    

ФЕДОСОВ Вадим Євгенійович

Директор ДП «Харківський бронетанковий завод»

32.                    

ЦЕЛУЙКО В’ячеслав Олександрович

Харківський Національний Університет ім.Каразіна

33.                    

ЧЕРНИШОВ Володимир Леонідович

Доцент Інституту танкових військ при Національному технічному університеті «ХПІ»

34.                    

ШЕВЧЕНКО Дмитро Анатолійович 

Військовий прокурор Харківського гарнізону,

майор юстиції

35.                    

ШЕВЧУК Віктор Михайлович

 

Декан Військово-юридичного факультету

Національного університету «Юридична академія України імені Ярослава Мудрого»