Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




Проект «ЭТА».

Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот»изд. 477

К.т.н., доцент НТУ «ХПИ»  Владимир Чернышев

 

Инициаторами проекта «ЭТА» были начальник отдела электрооборудования Вдадимир Иванович Кудрик и его подчиненные Анатолий Сарьянов, Михаил Зиненко, Николай Голенищев. Они предложили танковую электро-механическую силовую передачу на электрических машинах постоянного тока и реализовали ее на ходовом макете «Трамвай». Результаты превзошли все ожидания…

Работы по электро-механической трансмиссии велись в лучших традициях морозовской школы танкостроения: оригинальность конструкции, получение новых качеств – выход на танковую электромагнитную пушку. Закладывались высокие технические характеристики, которые отсутствовали в мировой практике.

Высочайшая оперативность и организация работ, исключающие утечку информации как внутри ХКБМ, так и у наших смежников. Общее руководство проектом осуществлял Главный инженер ХКБМ Александр Викторович Бершов.

 

Главный инженер ХКБМ Александр Викторович Бершов.

Главный инженер ХКБМ Александр Викторович Бершов.

 

 

К.т.н., доцент НТУ «ХПИ»  Владимир Чернышев

 

Спустя почти 30 лет, Вам впервые предоставляются материалы по электро-механической трансмиссии (ЭМТ) танка «Молот» изд. 477, последнего перспективного танка СССР. Так получилось, что на данный момент времени контакт поддерживают только два непосредственных участника данного проекта В.А.Кононенко,  бывший начальник отдела расчетов ХКБМ имени А.А. Морозова и я. Многих уже похоронили…

Инициаторами проекта «ЭТА» были начальник отдела электрооборудования Вдадимир Иванович Кудрик и его подчиненные Анатолий Сарьянов, Михаил Зиненко, Николай Голенищев. Они предложили танковую электро-механическую силовую передачу на электрических машинах постоянного тока и реализовали ее на ходовом макете «Трамвай». Результаты превзошли все ожидания…

Конструктор-трансмиссионщик Алексей Сакун обеспечивал проектирование механической ветви ЭМТ. В.А. Кононенко и я осуществляли научно-информационное обеспечение проекта, в котором важное место отводилось ИТ «Gill», о возможностях которой Вы получили некоторые представления.

Наши консультации с ведущими специалистами по электрическим машинам из МЭИ (г. Москва) показали, что наиболее перспективным направлением являются электрические машины переменного тока и они готовы участвовать в их создании. Так начались работы по электроблоку, уникальной электрической машине по функциональному назначению, габаритам и ТТХ.

Работы по ЭМТ трансмиссии велись в лучших традициях морозовской школы танкостроения: оригинальность конструкции, получение новых качеств – выход на создание танковой электромагнитной пушки. Закладывались высокие технические характеристики,  которые отсутствовали в мировой практике. Одновременно с нами, в этом направлении, работал наш  основной конкурент: американская фирма FMC, разработчик тягача М113.

Разработка  ЭМТ позволяло перейти к созданию танка следующего поколения, работающего на новых физических принципах…

Высочайшая оперативность и организация работ, исключающие утечку информации как внутри ХКБМ, так и у наших смежников. Общее руководство проектом осуществлял Главный инженер ХКБМ имени А.А. Морозова  Александр Викторович Бершов.

Составные этапы проекта «ЭТА»:

1.      Обоснование и выбор кинематической схемы.

2.      Формулировка ТТТ к электроблоку по оборотам и крутящему моменту.

3.      Расчеты планетарных передач и фрикционных устройств.

4.      Компоновка трансмиссии и определение моментов инерции ее деталей и узлов.

5.      Определение ТТТ к электроблоку по габаритам.

6.      Моделирование динамики переходных процессов в силовой передаче с помощью ИТ  «Gill».

7.      Формулировка ТТТ к электроблоку по системам управления и охлаждения.

Кинематическая и структурная схемы ЭМТ представлены на рис.  1 и рис. 2.

 На рис. 3 показаны режимы работы ЭМТ  в зависимости от скорости движения танка. На рис. 4… 7 показаны режимы работы электроблока по передачам. Эти материалы позволили нам сформулировать ТТТ к электроблоку в квазистационарном режиме

Максимальная частота вращения                                       -7000 об/мин

Максимальная выходная мощность  одного электроблока  - 450 кВт.

По предварительным  расчетам для производства выстрела из электромагнитной пушки требовалась мощность около 2000 кВт. 2 МВТ – это солидная мощность. 1100 кВт нам давал дизель и 900 кВт – два электроблока, преобразующие кинетическую энергию движущегося танка в электрическую.

К началу 1989 года, с помощью ИТ «Gill»  были получены результаты динамики ЭМТ, которые позволили сформулировать ТТТ к электроблоку по системам управления  и охлаждения и передать их в МЭИ и Киевский институт теплотехники, который разрабатывал систему охлаждения электрических машин.

В начале 1990 года был завершен технический проект ЭМТ и получено согласие московского завода «Большевик» на изготовление двух опытных образцов электроблока.

В марте 1990 года замминистра оборонной промышленности И.Е. Захаров представил нам М.Д. Борисюка в качестве нового начальника ХКБМ имени А.А. Морозова. Работы по ЭМТ были названы утопией. Это поставило крест на проекте «ЭТА». Все договора со смежниками были аннулированы, а рабочая группа была расформирована. Крохи, которые вы сегодня увидели – это часть того, что удалось спасти и сохранить... 

В 1996 году мне посчастливилось наблюдать работу лабораторного образца электромагнитной пушки, выстреливающей снаряд со скоростью 5000 м/с. Руководитель проекта д.т.н., профессор В. Н. Шостко. Работы проводились в центре Харькова, на площади Свободы,  в  здании ХВУ ( ВИРТА имени Л.А. Говорова)….

 Утопия становилась реальностью…

 

Кинематическая и структурная схемы ЭМТ

рис. 1

Кинематическая и структурная схемы ЭМТ

рис. 2

Проект «ЭТА». 
Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477

рис. 3

Проект «ЭТА». 
Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477

рис. 4

Проект «ЭТА». 
Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477

рис. 5

Проект «ЭТА». 
Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477

рис. 6

Проект «ЭТА». 
Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477

рис. 7


 





 



ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ