К 110 –й годовщине со Дня рождения Александра Александровича Морозова

ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ |  

 

 К 110–й годовщине со Дня рождения
Александра Александровича Морозова
К 110–й годовщине со Дня рождения
Александра Александровича Морозова

К 110–й годовщине со Дня рождения

Александра Александровича Морозова

В.Л. Чернышев, к.т.н., доцент НТУ «ХПИ», г. Харьков

 

К Читателю

1. Официальная версия создания Т-34 и ее изъяны.

2. Фирсов Афанасий Осипович, страницы биографии.

3. Концепция танка Т-34 - танка военного времени

4. Концептуальная оценка использования танка Т-34 в сражениях под Дубно (июнь 1941) и на Курской дуге

5. Морозовская концепция танка Т-64 – танка мирного времени

6. Харьковская школа танкостроения

7. Заключение

8. Список литературы

 

К Читателю

110 лет назад, 29 октября 1904 года, в городке Бежица на Брянщине в семье рабочего-слесаря родился  Александр Александрович Морозов – будущий главный конструктор советских танков.

Я не буду перечислять все его регалии и награды, просто был такой человек и его вклад в обороноспособность Отечества - известен. К сожалению, таких становится все меньше и меньше...

Напомню, уважаемому Читателю, А.А. Морозов непосредственно принимал участие и руководил разработкой: танков БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-34, Т-54, Т-55,  изд. 430, им введено понятие основной боевой танк, которое закрепилось за  Т-64, Т-64А, Т-64Б…

 Дедом, как за глаза называли главного конструктора А.А.Морозов работники ХКБМ, была возрождена послевоенная школа харьковского танкостроения, которую мне удалось пройти и по достоинству оценить на практике.

Александр Александрович учил нас: танк эволюционно проходит ряд последовательный этапов: конструкторская проработка, макетирование, опытный образец и, наконец, серийное производство. Выполнив свою функцию, предначертанную Судьбой и Временем, занимает свое место или как памятник, или как воин на поле боя, или как неизвестная страничка нашей Истории.

На каждом из них требуется забота, самоотверженная отдача: конструкторов, технологов, простых рабочих, инженеров-исследователей и офицеров-наставников. Все это требует знаний, опыта, времени, материальных средств, упорства и самое главное – веры в главного конструктора, веры в его детище

– ТАНК.

 

Т-34-85 БМ Булат  477а

 

 Новые разработки  А.А. Морозова и его последователей появлялись на бумаге в виде отдельных сборочных узлов и систем. Увязывая их между собой и выбрасывая все лишнее, формировался окончательный облик будущего танка на главной сборке габаритном чертеже.

 

  

 

Затем, по чертежам, подписанных главным конструктором (только он имел право их подписывать, принимая на себя всю ответственность за разработку), начинался этап макетирования. Только самые  опытные  и доверенные сотрудники допускались к этой работе.

 Концептуальные идеи нового танка начинали принимать конкретные очертания и формы. Знал и закладывал их главный конструктор. Все участники этого этапа могли о них только  догадываться и критиковать, каждый со своей «колокольни» подготавливая почву для   работ по опытному образцу в металле.

Так, в макетной цеха 190 - опытного производства ХКБМ, появились макеты первых образцов 430, 432, 434, 450, 480 и др. Долгие годы, они были недоступным достоянием Истории советского танкостроения, но  сегодня, в память о главном конструкторе А.А. Морозове, они становятся достоянием современников…

 

НСТНСТ  НСТ

 

 

НСТ НСТ НСТ

 

 

 

 

 

480480танк изделие 480

 

  

 

 

История и Время оказались более благосклонными к танкам  Т-34, Т-54, Т-64, Т-64А, Т-64Б,  Т-80УД,   Т-64БМ («Булат») и 478-ХХ («Оплот»), они были приняты на вооружение, пошли в серийное производство и получили мировую известность.

Даже сейчас, спустя 35 лет после  смерти А.А. Морозова,  достижения харьковской школы танкостроения не дают покоя нашим оппонентам в Харькове и в Нижнем Тагиле. К сожалению,  у нас  в Харькове и таких хватает. Алчность, зависть и дилетантство всегда присутствуют в человеческом обществе. Продолжается чехарда с руководством ХЗТМ имени Малышева, подтверждая справедливость украинских поговорок: «Ми теж, Химко, люди - зможемо» и «Нашому теляті б вовка зїсти». В нашем небольшом постсоветском танковом мире они хорошо известны…

До настоящего времени не снят гриф секретности  с последней советской разработки «Молот». Поясняю: основным Заказчиком проекта было ГБТУ МО СССР (правопреемник – ГБТУ МО РФ) и только он имеет право снять гриф секретности. Что могут скрывать разработки ХКБМ 30 -летней давности?

Мы можем только предположить – харьковская концепция последних советских разработок нашла свое применение в российских  Т-95 и «Армате». Руководство УВЗ заявило, что «Армата» будет принимать участие в параде  9 Мая 2015 года, интересно будет увидеть и сравнить. Неужели История с клонированием танка Т-64 повторится второй раз? В первый раз это была трагедия для СССР, приведшая к появлению трех одинаковых то ТТХ танков Т-64, Т-72, Т-80. Во второй раз, с «Арматой», будет действительно выглядеть - как фарс…

Шесть лет своей жизни я потратил на написание книги «Танки и люди. Дневник главного конструктора А.А. Морозова» [1]. За нее мне не стыдно. Ведь многие читатели посчитали, что ее автор -  сам А.А. Морозов. Не верите? Запустите любой поисковик с названием книги и убедитесь сами. Сомнений не было только у Л.Н. Васильевой [2] (смотри  список литературы). Только автор имеет право на обратной стороне переплета поместить свое фото и биографию…

После работ с  записями А.А. Морозова, которые по дням охватывали его бурную   жизнь с 1944 по 1977 годы,  считал, что достаточно хорошо узнал этого человека и его окружение. Однако,  его высказывание в начале 1970-х годов [3]: «Я готов рассказать вам всё о танке Т-34, но начиная с 1940 года»  загнало меня в тупик  и  поставило  под сомнение официальную историю создания танка Т-34. Пришлось  опять окунуться в прошлое…

14.04.2013, в Харькове, компания «Wargaming.Net LLP», совместно с ректоратом НТУ «ХПИ», презентовали книгу о боевом применении Т-34 в первые месяцы ВОВ [4] .

 

Меня поразило число пришедших молодых поклонников игры “World of Tanks”, с  ее помощью прикоснувшихся к историческим событиям Великой Отечественной войны.

Пропустить это мероприятие я не мог и, пользуясь случаем,  задал два вопроса:

1.     Кто главный конструктор танков БТ?

2.     Говорит ли Вам что-нибудь фамилия Фирсов Афанасий Осипович? Что по ней было найдено в архивах 30-40-х годов?

Ни на один из поставленных вопросов не было дано ответов.

Советская история танкостроения хорошо «зачищена» и искать что-либо в госархивах -бесполезно…Работы по созданию Т-34 достаточно подробно описаны Л.Н. Васильевой [2] и     Д.С Ибрагимовым [5]. Они немного отличаются в деталях, но в целом создают определенную единую картину. Только воспоминания конструктора  В.Н. Васильева [6] , непосредственного участника разработки Т-34, выпадали из этого ряда, развеяли мои сомнения  и позволили сделать шокирующий вывод:

Ведущим идеологом и главным конструктором танка Т-34, оружия Победы СССР в Великой Отечественной войне был враг народа, репрессированный в 1937 году Афанасий Осипович Фирсов. Это вносило политический аспект в историю создания танка Т-34. Все остальное уходило на второй план…

По специальности, я технарь,  доцент, более 20 лет читаю курсы «Детали машин», «Прикладная механика» и «Основы конструирования» в родном харьковском политехе, включая факультет военной подготовки (бывшее Харьковское высшее командное танковое училище), следую проверенному Временем правилу: «Кто не знает свою историю – тот лишен будущего»…

Дебил-начальник вызывает свою секретаршу и спрашивает:

-        Сколько времени надо женщине, чтобы родить ребенка?

-        Девять,- был ответ.

-        Вызовите сюда четырех женщин и чтобы через два месяца был ребенок.

Смешно? Нисколечки, наше поколение помнит пустые безответственные лозунги: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» (Н.С. Хрущев), « К 1990 году в СССР будет решена продовольственная программа», «Экономика должна быть экономной» (Л.И. Брежнев), стахановские методы работы «Пятилетку за три года».

 Из личного опыта знаю - для разработки  и доводки нового танка требуется 8-10 лет. Это могут подтвердить конструктора-танкисты из Германии, США, Питера, Нижнего Тагила или Омска и начинается она с разработки двигателя и силовой передачи. В дальнейшем идет модернизация на базе существующего шасси. Так было с танками Т-34, Т-64, «Леопард-1».

 Лучший танк Второй мировой войны Т-34, правильнее - целых два А-20 и А-32 были созданы, «рождены» за два года. Чем не анекдот про дебила-начальника? Нам «повесили лапшу на уши» и мы ее носили целых 75 лет. Может хватит, перед детьми и внуками не стыдно?…

В октябре 2014 года в Москве проходила вторая научно-техническая конференция по истории отечественного танкостроения «ТАНКПРОМ II. Век ХХ».

Алексей Хлопотов (Gur Khan) любезно прислал мне приглашение участвовать в ней и выступить с докладом. Вначале я дал свое согласие на участие и отправил тезисы доклада, посвященного двум фатальным ошибкам ВНИИТрансмаша, проявившихся при работах по теме «Молот», но жизнь внесла свои коррективы и поездку пришлось  отменить. Наверное, еще не Время …

Организаторы мероприятия позаботились собрать вместе известных, достойных и уважаемых специалистов, внесших заметный вклад  в объективном освещении нашей Истории – честь им за это и хвала.

К сожалению, читая отчет А. Хлопотова о конференции на его сайте, харьковчане сделали не утешительный для себя вывод: «Демидовский рельс, 1916 года  производства, занимает более важное место в Истории Отечественного танкостроения, чем вклад главного конструктора Александра Александровича Морозова...»

Попробую, в меру своих сил и возможностей, это исправить.